ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2775/2021 от 03.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2021 года. г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Фаустовой Г.А.

при секретаре Телюк К.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным сокращение занимаемой должности в период действия гарантий, восстановлении нарушенных прав путем отмены приказа в части, касающейся упразднения <данные изъяты> и сокращения должности начальника данного отдела или сокращения должности начальника отдела регистрации недвижимости, объединенного с <данные изъяты>, с сохранением должности начальника отдела, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее истец) обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее ответчик) о признании незаконным сокращения занимаемой истцом должности федеральной государственной гражданской службы начальника <данные изъяты> в период действия гарантий, установленных частью 4 статьи 256, частью 4 статьи 261, статьей 179 ТК РФ. Восстановлении нарушенных прав истца путем: отмены приказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области» в части, касающейся упразднения <данные изъяты> и сокращения должности начальника данного отдела, или сокращения должности начальника отдела регистрации недвижимости, объединенного с <данные изъяты>, с сохранением за истцом должности начальника отдела. Взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что на основании приказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области» с ДД.ММ.ГГГГ введены в действие новые структура и штатное расписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление).

В соответствии с новой структурой и штатным расписанием Управления с ДД.ММ.ГГГГ. из штатного расписания исключена замещаемая истцом должность федеральной государственной гражданской службы начальника <данные изъяты> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

С сокращением занимаемой истцом должности она не согласна и считает, что действиями Управления Росреестра по Ростовской области были нарушены предусмотренные трудовым законодательством гарантии, направленные на защиту материнства и детства (ст. ст. 256, 261 ТК РФ).

На основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ и служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ истец взяла на себя обязательства по прохождению гражданской службы на должности начальника <данные изъяты> сроком на 5 лет.

Истец имеет ребенка в возрасте двух лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

ДД.ММ.ГГГГ истец написала заявление о том, что приступает к работе ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно с этим она была ознакомлена с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о сокращении замещаемой должности.

ДД.ММ.ГГГГ истец вышла на работу. В этот же день ей были предложены различные вакантные должности федеральной государственной службы в Управлении, от замещения которых истец отказалась.

ДД.ММ.ГГГГ истец была ознакомлена с дополнением к уведомлению о сокращении должности государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым государственно-служебные отношения с истцом будут продолжены по замещаемой должности в период действия гарантий, предусмотренных ст. 261 ТК РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени замещаемая истцом должность начальника <данные изъяты> Управления отсутствует в штатном расписании в связи с ее сокращением. От замещения предложенных вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Управлении истец отказалась.

Таким образом, существующие в настоящее время государственно-служебные отношения по замещаемой истцом должности являются фиктивными и, по сути, уже прекращены.

Из указанного следует, что с учетом формально-юридических признаков прохождение государственной гражданской службы по замещаемой истцом должности начальника <данные изъяты> невозможно.

Кроме того, у истца отсутствует возможность фактического прохождения государственной гражданской службы по замещаемой должности с исполнением предусмотренных должностным регламентом обязанностей.

Обязательства по прохождению федеральной государственной гражданской службы основаны на служебном контракте от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со служебным контрактом истец взяла на себя обязательства по исполнению должностных обязанностей по должности начальника <данные изъяты>, учрежденной в целях обеспечения полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в соответствии с прилагаемым к данному служебному контракту должностным регламентом.

Представитель нанимателя в свою очередь обязывался обеспечить ей замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе обеспечить организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Согласно пункту 3 служебного контракта в Реестре должностей федеральной государственной службы должность, замещаемая истцом, отнесена к ведущей группе должностей федеральной службы категории «руководитель».

В соответствии с должностным регламентом начальника <данные изъяты>, утвержденным руководителем Управления ДД.ММ.ГГГГ, к числу прочих должностных обязанностей начальника отдела относится осуществление общего руководства деятельностью отдела и организация выполнения стоящих перед отделом задач (п. 5.4 Регламента), организация и контроль выполнения должностных обязанностей своими подчиненными в соответствии с их должностными регламентами (п. 5.39 Регламента).

Должностным регламентом начальника <данные изъяты> предусмотрены также иные обязанности: и по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственному кадастровому учету объектов недвижимости, и по проведению правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, и осуществление полномочий государственного инспектора по использованию и охране земель при осуществлении государственного земельного надзора, а также обязанности по исполнению указаний и поручений руководителя и заместителя руководителя Управления.

При этом, следует учитывать, что руководитель организации исполняет особую трудовую функцию, в первую очередь, состоящую в осуществлении руководства организацией (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 № 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации").

Исполнение хотя бы и всех должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом начальника отдела, за исключением должностных обязанностей, предусматривающих осуществление руководящей функции в отношении работников определенной структурной единицы (отдела), не свидетельствует об исполнении должностных обязанностей начальника отдела.

Напротив, исключение руководящей функции при исполнении иных должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом начальника отдела, влечет изменении трудовой функции.

В ситуации истца исполнение должностных обязанностей начальника <данные изъяты> невозможно, поскольку в штатном расписании Управления отсутствует не только указанная должность, но и в структуре Управления отсутствует <данные изъяты>

Таким образом, прохождение государственной гражданской службы по замещаемой должности начальника Батайского отдела невозможно также фактически.

Существующее фиктивное продолжение с истцом государственно-служебных отношений направлено на придание видимости законности неправомерному решению Управления о сокращении занимаемой должности.

<данные изъяты> исключен из структуры Управления в результате мероприятий по оптимизации структуры и штатной численности Управления, проведенных во исполнение решений Правительства Российской Федерации и в соответствии с приказом Росреесра от ДД.ММ.ГГГГ «О численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

При издании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области» Управление было связано исключительно установленной штатной численностью Управления в целом, его структурных подразделений, отдельных должностей, количеством заместителей руководителя и численности типовых подразделений, установленными приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, а также примерной структурой территориального органа, утвержденной приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ

Из структуры Управления были исключены не все, а лишь некоторые территориальные отделы в соответствии с решением руководителя Управления.

При этом, все территориальные отделы Управления, в том числе <данные изъяты> действовали и действуют в соответствии с Общим положением о территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (приложение к приказу Управления от ДД.ММ.ГГГГ), и обладают одинаковым объемом задач и полномочий. Никаких отличительных особенностей в применяемых технологических схемах и процессах по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в Батайском отделе не было.

Безусловно, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации») работодатель вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения: в целях осуществления экономически эффективной деятельности, в целях рационального управления, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Ни реализация решения Правительства Российской Федерации, ни оптимизация структуры органа исполнительной власти не может быть оправданием для отмены правовых гарантий и основанием для сокращения декретной должности.

Упразднение <данные изъяты> и, соответственно, исключение из штатного расписания занимаемой мной должности привело к нарушению трудовых гарантий, установленных статьями 256 и 261 ТК РФ.

При этом, полномочия <данные изъяты> были переданы отделу государственной регистрации недвижимости.

Вместе с тем, сам по себе факт присоединения Батайского отдела к аппарату Управления свидетельствует о непоследовательности и необоснованности принимаемых решений, так как <данные изъяты> уже закрывался ранее в результате организационно-штатных мероприятий, реализованных в ДД.ММ.ГГГГ году. Полномочия отдела в начале ДД.ММ.ГГГГ года также были переданы аппарату Управления (отделу регистрации прав недвижимости), а затем, в конце ДД.ММ.ГГГГ года в качестве обузы другому территориальному отделу - межмуниципальному отделу по <адрес> и <адрес>, который фактически так и не принял на себя данные полномочия. В 2017 году с учетом обращений, в том числе главы органа местного самоуправления, направленных на рассмотрение в Центральный аппарат Росреестра, в Управлении была начата работа по воссоздании на площадке <адрес> самостоятельного структурного подразделения, которое и было вновь введено в структуру Управления с ДД.ММ.ГГГГ.

С указанной даты и до момента упразднения <данные изъяты> имел одни из лучших показателей эффективности деятельности. Его штатная численность составляла 12 человек.

Очевидно, что в Управлении имеется достаточное количество других территориальных отделов со штатной численностью 5-7 человек и менее положительными показателями работы, которые можно было бы объединить в рамках укрупнения территориальной сети для достижения требуемых показателей сокращенных должностей, при этом не нарушая требования трудового законодательства и не сокращая декретную должность.

При этом, бывшие сотрудники <данные изъяты> в полном составе по-прежнему дислоцируются на площадке Управления, расположенной по прежнему адресу в <адрес>. За сотрудниками сохранен прежний функционал. По сути, сотрудники бывшего <данные изъяты> работают обособлено. Сохранено помещение Батайского отдела со всем имущественным комплексом.

Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, основано на закрепленных в статье 4 Закона принципах, в том числе принципе стабильности гражданской службы.

В нарушение указанного принципа ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> был упразднен, ДД.ММ.ГГГГ вновь введен в структуру Управления, ДД.ММ.ГГГГ вновь исключен из структуры Управления.

И на момент проведения организационно-штатных мероприятий в Управлении (с 26.01.2021г. по 01.04.2021г.), и на момент ознакомления истца с уведомлением о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата (ДД.ММ.ГГГГ) она не только имела ребенка возрастом до 3 лет, но и относилась к лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, для которых статьей 179 ТК РФ также установлены преимущества на оставление на работе.

Супруг истца был уволен с работы в период пандемии (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Об этом факте было известно руководителю Управления, так как данную информацию она сообщила ему в ходе личного приема ДД.ММ.ГГГГ.

Непосредственно в процессе организационно-штатных мероприятий эту информацию получить от истца Управление не сочло необходимым, что в дальнейшем также привело к нарушению требований трудового законодательства.

Лишь только в уведомлении о сокращении занимаемой должности от ДД.ММ.ГГГГ, с которым истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после исключения из штатного расписания занимаемой должности, содержалась просьба предоставить информацию и документы, дающие преимущественное право на оставление на работе три сокращении штата или подтверждающие запрет на увольнение по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Закона.

С учетом гарантий, предусмотренных частью 4 статьи 256, частью 4 статьи 261 ТК РФ, а также предусмотренных статьей 179 ТК РФ преимуществ, истец считает, что в рассматриваемом случае сокращению могла подлежать должность начальника отдела регистрации недвижимости, объединенного с <данные изъяты>, а не должность, замещаемая ею.

В соответствии с общепринятым правоприменительным толкованием положений трудового законодательства работодатель не имеет права не только уволить по сокращению штата работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, но и сократить должность такого работника.

На основании вышеизложенного, истец считает, что действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области были нарушены ее права, предусмотренные частью 4 статьи 256, частью 4 статьи 261 ТК РФ, а также статьей 179 ТК РФ. Сокращение занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника Батайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области является незаконным, поэтому и обратилась с настоящим иском в суд.

Истец ФИО1 в судебное заседание явилась поддержала исковые требования исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить, дала пояснения, аналогичные изложенные в исковом заявлении и в своих возражениях на отзыв ответчика, приобщенных к материалам дела.

Представители ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенности, в судебное заседание явились исковые требований не признали в полном объеме, просили в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Суд, выслушав истца и представителей ответчика, исследовав материалы, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 25.07.2018г. между ФИО1 (гражданский служащий) и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> заключен служебный контракт о прохождении федеральной государственной службы Российской Федерации и замещении должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации начальника Батайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, по условиям которого ФИО1 принята на должность <данные изъяты>

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. назначена на должность <данные изъяты>

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 предоставлен отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родилась дочь ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продлен отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Как усматривается из материалов дела, приказом руководителя Управления Росреестра по РО от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.01.2021 № 11-к «О численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в соответствии с пунктом 10.2 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации» (в редакции приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ):

1. Утверждена структура и штатное расписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, согласованные с Росреестром.

2. Введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ структуру и штатное расписание Управления.

3. Признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ приказы Управления: от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области»; от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Управления Росреестра по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области»; от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Управления Росреестра по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области» (в редакции приказа Управления Росреестра по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ)».

Как следует из структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, согласованные с Росреестром, в структуре Управления отсутствует должность начальника Батайского отдела.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по РО вынесен приказ о выходе ФИО1 из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

К исполнению должностных обязанностей ФИО1 приступила ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вручено уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы - <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 вручено предложение о замещении иной должности государственной гражданской службы.

От предложенных вакантных должностей истец отказалась, о чем ею составлена расписка от 12.04.2021г.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в дополнение к ранее врученному уведомлению о сокращении должности, вручено письмо, в котором разъяснено, что в связи с отказом 12.04.2021 от замещения иных вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Управлении, предложенных в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с гарантиями, предусмотренными статьей 261 ТК РФ государственно-служебные отношения не могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона.

Учитывая изложенное, в уведомлении указано, что государственно-служебные отношения с ФИО1 будут продолжены по замещаемой должности начальника <данные изъяты>. При этом, в течение срока действия гарантий, предусмотренных статьей 261 ТК РФ, будут предложены для замещения иные должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении (при их наличии).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 вручены предложения о замещении иной должности государственной гражданской службы, также в адрес истца предложения направлены посредством почтового отправления, которые получены ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений.

ФИО1 предложены для замещения следующие вакантные должности: Начальник межмуниципального отдела по <данные изъяты>; Заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости; Заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения; Заместитель начальника межмуниципального отдела по <данные изъяты> Главный специалист-эксперт <данные изъяты>; Главный специалист-эксперт межмуниципального отдела по <данные изъяты>; Главный специалист-эксперт межмуниципального отдела по г. <данные изъяты>; Ведущий специалист-эксперт отдела регистрации арестов; Ведущий специалист-эксперт отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере; Ведущий специалист-эксперт <данные изъяты>; Ведущий специалист-эксперт <данные изъяты>; Ведущий специалист-эксперт межмуниципального отдела по <данные изъяты>; Заместитель начальника межмуниципального отдела по <адрес>; Заместитель начальника межмуниципального отдела по г. <данные изъяты>; Главный специалист-эксперт <данные изъяты>; Ведущий специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости; Ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения; Ведущий специалист-эксперт межмуниципального отдела по <адрес>; Специалист 1 разряда отдела государственной регистрации недвижимости; Главный специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости, Заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости, Заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения.

С предложенными для замещения вакансиями ФИО1 не согласилась.

ФИО1 обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросу проведения организационно-штатных мероприятий в Управлении Росреестра по Ростовской области.

Ответом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу разъяснено, что во исполнение решений Правительства Российской Федерации, в связи с введением мероприятий по оптимизации структуры и штатной численности текториальных органов Росреестра, с ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие новая структура и штатное расписание Управления, численность Управления сокращена на 117 ед. Из структуры Управления наряду с другими исключен <данные изъяты> (штатная численность 12 ед.), функции указанного отдела переданы в отдел государственной регистрации недвижимости.

Результатами реорганизации <данные изъяты> ожидаются: экономия фонда оплаты труда; применение новых технологических схем унификация технологических процессов по государственному кадастровому учету государственной регистрации прав на территории Ростовской области; оптимизация организации взаимодействия с Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг города Ростова-на-Дону; экономия средств, предназначенных на оплату коммунальных услуг, в связи отказом от помещений в <адрес>.

В настоящее время на территории <адрес> находятся 7 сотрудников отдела государственной регистрации недвижимости Управления, из них 5 государственных регистраторов прав. По окончании мероприятий по организации передачи документов, принятых на площадках МФЦ <адрес>, запланировано поэтапное перемещение сотрудников в г. Ростов-на-Дону и, в дальнейшем, отказ от использования площадей в <адрес>.

Статьями 256 и 261 ТК РФ установлены гарантии лицам с семейными обязанностями расторжении трудового договора. Частью 4 статьи 261 ТК РФ определено, что не допускается увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в связи сокращением численности или штата работников организации.

Несмотря на досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком, на истца распространяются в полном объеме гарантии, предусмотренные Федеральным оном от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ТК РФ и иными нормативными новыми актами, содержащими нормы трудового права.

Должность истца сохранена и государственно-служебные отношения с истцом продолжены по замещаемой должности начальника <данные изъяты>. Исполнение должностных обязанностей будет осуществляться соответствии с должностным регламентом, с учетом изменений, связанных проведенными организационно-штатными мероприятиями (изменения в должностной регламент будут внесены в соответствии с Федеральным законом).

Также разъяснено, что согласно части 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ истцу будет выплачиваться денежное содержание, которое состоит из месячного оклада соответствии с замещаемой должностью (начальник отдела) и месячного оклада соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, а также иных дополнительных выплат.

В дополнение, ответом от 17.05.2021г. указано, что приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие новые структура и штатное расписание Управления, которые в обязательном порядке предварительно согласовываются центральным аппаратом Росреестра. В ходе процедуры согласования Росреестром обращается внимание на соблюдение установленной штатной численности территориального органа Росреестра, соответствие нормативам штатной численности территориальных органов, их структурных подразделений, отдельных категорий должностей, количества заместителей руководителя территориальных органов и численности их типовых подразделений, установленных приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ соответствие представленного проекта структуры примерной структуре территориального органа Росреестра, утвержденной приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ

Структура Управления была согласована в установленном порядке, при согласовании были представлены достаточные обоснования в части укрупнения территориальной сети Управления.

Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Исследовав и оценив, представленные в материалы дела документы, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения, по следующим основаниям.

Реализуя закрепленные Конституцией РФ (статья 34 часть 1; статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В соответствии с п. 2 ч. 1, п. п. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации; прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Согласно частям 1 и 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Согласно ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», данным Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы и иными нормативными актами.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Порядок увольнения гражданских служащих при сокращении должностей предусмотрен ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», из которой следует, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы (п. 1).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (п.2).

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (п. 4).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 5).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (п. 6).

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (п. 7).

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования, суд исходит из того, что в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение обстоятельства, свидетельствующие о проведении в Управлении государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области мероприятий по сокращению численности штата и должностных единиц, в том числе замещаемой истцом должности начальника территориального подразделения Управления – <данные изъяты>

При этом, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.

При сравнении штатного расписания до и после изменения, из него усматривается, что Управлением было принято решение об изменении организационной структуры таким образом, в результате которого из штата была исключена замещаемая истцом должность.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, внесение изменений в структуру и штатное расписание учреждения было вызвано необходимостью повышения эффективности деятельности учреждения, оптимизации его работы, в том числе в финансово-экономическом плане, а именно в целях экономии фонда оплаты труда; применения новых технологических схем унификации технологических процессов по государственному кадастровому учету государственной регистрации прав на территории <адрес>; оптимизации организации взаимодействия с Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг города Ростова-на-Дону; экономии средств, предназначенных на оплату коммунальных услуг, в связи отказом от помещений в <адрес>.

Структура Управления была согласована в установленном порядке, при согласовании были представлены достаточные обоснования в части укрупнения территориальной сети Управления.

Поскольку работодатель самостоятельно устанавливает структуру управления и суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности сокращения штатов, а может сделать суждения относительно того, имело ли оно место в действительности.

Факт сокращения замещаемой истцом должности подтверждается представленными в суд приказами, штатными расписаниями и структурой.

Материалами дела подтверждается, что о сокращении должности государственной гражданской службы истец была уведомлена в установленные законом сроки.

ФИО1 были предложены вакантные должности государственной гражданской службы для продолжения работы в Управлении, однако истец отказалась от занятия предложенных должностей государственной гражданской службы, настаивая на замещении должности начальника <данные изъяты>

Ссылка истца на то, что ее должность сокращена в период нахождения в отпуске по беременности и родам также не влечет признания незаконным сокращения, поскольку ее увольнение в период нахождения в отпуске по беременности и родам, а также в период отпуска по уходу за ребенком и в период временной нетрудоспособности произведено не было. Истец до настоящего времени с занимаемой должности не уволена.

Как следует из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. , должность истца сохранена и государственно-служебные отношения с истцом продолжены по замещаемой должности начальника <данные изъяты>

Таким образом, суд, оценивая доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным сокращения занимаемой должности в период действия гарантий, восстановлении нарушенных прав путем отмены приказа в части, касающейся упразднения <данные изъяты> и сокращения должности начальника данного отдела или сокращения должности начальника отдела регистрации недвижимости, объединенного с <данные изъяты>, с сохранением должности начальника отдела, взыскании компенсации морального вреда, поскольку факт изменения структуры и сокращения штата сотрудников Управления Росреестра по Ростовской области нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом установленная законом процедура сокращения работодателем соблюдена, работодатель надлежащим образом уведомил ФИО1 о предстоящем сокращении должности, истцу были предложены имеющиеся у ответчика вакантные должности, от которых истец отказалась, при этом, поскольку истец является матерью ребенка, не достигшего возраста 3 лет, до настоящего времени истец с государственной гражданской службы уволена не была.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, заявленные ФИО1 исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным сокращение занимаемой должности в период действия гарантий, восстановлении нарушенных прав путем отмены приказа в части, касающейся упразднения Батайского отдела и сокращения должности начальника данного отдела или сокращения должности начальника отдела регистрации недвижимости, объединенного с Батайским отделом, с сохранением должности начальника отдела, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Г.А. Фаустова

Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен 10 сентября 2021 года.

Судья: Г.А. Фаустова