Дело № 2-2775/2021 31 августа 2021 года
29RS0014-01-2021-005496-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода, перерасчете размера пенсии,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 05 октября 2018 года по 24 июня 2021 года, перерасчете пенсии с 01 июля 2021 года.
В обоснование требований истец указала, что является получателем пенсии по старости, 25 июня 2021 года подала в пенсионный орган заявление о перерасчете пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Ответчиком при рассмотрении данного заявления не был включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 05 октября 2018 года по 24 июня 2021 года. Полагая, что ответчиком необоснованно исключен указанный период из данного стажа, поскольку в спорный период истец была зарегистрирована и осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске, исполняла обязанности по уплате налогов и страховых взносов, истец обратилась в суд с заявленным иском, считая также, что с учетом включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанного периода у нее возникнет право на перерасчете пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 июля 2021 года.
В судебное заседание истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, ее представитель поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев выплатное (пенсионное) дело ФИО1<№>, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как указано в пункте 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из материалов выплатного (пенсионного) дела <№> следует, что на основании решения суда от 05 марта 2019 года по делу №2-614/2019 решением пенсионного органа от 24 апреля 2019 года истцу была назначена страховая пенсия в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ с 05 октября 2018 года.
Положения Закона № 400-ФЗ предусматривают повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Ранее такое обстоятельство являлось основанием для повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», утратившего силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
На основании ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Согласно ч. 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении пенсии ответчик не установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную для лиц, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что 25 июня 2021 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Решением пенсионного органа от 06 июля 2021 года <№> истцу было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет.
При этом при расчете права на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не был включен оспариваемый истцом период осуществления предпринимательской деятельности.
Судом установлено, что истец в спорный период была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске. Таким образом, истец как индивидуальный предприниматель была зарегистрирована в органах контроля за уплатой страховых взносов и налогов в г.Архангельске, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учетом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.
Согласно пункту 6 Правил № 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее – обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года – документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и с 01 января 2002 года – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 года – документами территориальных налоговых органов;
единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ФИО1 являлась деятельность по дополнительному профессиональному образованию.
В период с 2018 года по июнь 2021 года истец в полном объеме и своевременно производила уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере, что подтверждается справками налогового органа и пояснениями представителя ответчика.
Учет дохода от оказания услуг репетитора по математике и физике истец вела в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Из налоговых деклараций за период с 2018 года по июня 2021 года, представленных истцом в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, следует, что ИП ФИО1 применяла в указанные периоды упрощенную систему налогообложения, за 2018 год доходы истца по УСН составили 294 860 руб., за 2019 год – 274 170 руб., за 2020 год – 144 650 руб., при этом доход имелся в каждый квартал года, за шесть месяцев 2021 года доход истца составил 100 300 руб.
Факт получения доходов от осуществления истцом предпринимательской деятельности за указанные периоды подтверждается также представленной стороной истца в материалы дела книгой учета доходов и расходов.
В подтверждение факта осуществления предпринимательской деятельности в спорные периоды истец представляла в пенсионный орган также платежные квитанции ИП ФИО1 на оплату ее услуг по проведению консультаций по физике и математике за 2018-2021 годы, в которых указан адрес: г. Архангельск, ..., что также подтверждает факт осуществления истцом предпринимательской деятельности в городе Архангельске.
Следовательно, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт осуществления истцом предпринимательской деятельности на территории с особыми климатическими условиями – местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в оспариваемый ею период с 05 октября 2018 года по 24 июня 2021 года, в связи с чем решение ответчика об его исключении из данного вида стажа является необоснованным.
На основании изложенного, требования истца о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 05 октября 2018 года по 24 июня 2021 года подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
При обращении истца с заявлением о перерасчете пенсии 25 июня 2021 года с учетом включенных судом по настоящему решению периодов и добровольно включенных ответчиком периодов стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял более требуемых 20 лет, в связи с чем истец имеет право на перерасчет пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты с 01 июля 2021 года.
Таким образом, исковые требований ФИО1 о перерасчете размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 июля 2021 года подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода, перерасчете размера пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в стаж работы ФИО1 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 05 октября 2018 года по 24 июня 2021 года, произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 июля 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова