ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2776/19 от 01.11.2019 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-2776/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края 01 ноября 2019 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Д.А.,

при секретаре Сидиропуло О.С.,

с участием представителя истца Лямзина А.А.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Норильского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» об устранении нарушений требований законодательства о безопасности полетов воздушных судов,

УСТАНОВИЛ:

Норильский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Аэропорт «Норильск» об устранении нарушений требований законодательства о безопасности полетов воздушных судов.

Требования с учетом их изменений мотивированы тем, что в ходе проведенной Норильской транспортной прокуратурой проверки исполнения ООО «Аэропорт «Норильск» требований воздушного законодательства при установлении и использовании приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны аэродрома «Норильск» выявлены нарушения требований федерального законодательства о безопасности полетов воздушных судов, так как аэродром «Норильск» эксплуатируется в отсутствие установленной надлежащим образом приэародромной территории. До 26.06.2018 ответчик был обязан принять все необходимые меры для утверждения подзон приаэродромной территории в установленный срок. В целях выделения на приаэродромной территории подзон только 10.07.2018 ответчиком заключен договор с ООО ПИ «Красаэропроект». 03.08.2018 в адрес генерального директора ООО «Аэропорт «Норильск» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого, требования истца удовлетворены в полном объеме. Однако до настоящего времени ответчик решение об установлении приаэродромной территории аэродрома «Норильск», утвержденное уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не получено. На момент получения информации от ООО «Аэропорт «Норильск» от 23.08.2019 , вышеуказанные нарушения законодательства безопасности полетов не устранены.

Норильский транспортный прокурор с учетом изменений просил признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» по эксплуатации аэродрома «Норильск» в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федерльным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории, незаконными. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу направить для утверждения проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Норильск», включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, соответствующий требованиям действующего законодательства в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Представитель истца Норильской транспортной прокуратуры – помощник Норильского транспортного прокурора Лямзин А.А (действует на основании поручения) в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, с учетом их изменений от 01.11.2019, по основаниям указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Аэропорт «Норильск» ФИО1 (доверенность от 01.01.2019) требования истца о возложении на ответчика обязанности по утверждению проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Норильск» не оспаривала, указывая на то, что ответчиком принимаются все необходимые меры, для согласования указанного проекта, вместе с тем возражала относительно требований в части признания действий ответчика незаконными, поддержав представленные в материалы дела письменные возражения.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

На основании ч. 5 статьи 4 указанного Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

В соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома и утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии данного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия данного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории, порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются эти ограничения), осуществляемому с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчет размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установлением ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности. Согласование данного проекта решения или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации данного проекта решения. В случае непредставления согласования данного проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок данный проект решения считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании данного проекта решения, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 утверждены «Правила установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории», которые определяют порядок установления приаэродромной территории. Решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) принимается: в) в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.

Согласно п. 4 указанных Правил проект решения подготавливается: застройщиком, который осуществляет строительство и реконструкцию сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее - сооружения аэродрома), - при архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома; оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации).

В силу п. 6 Правил подготовка проекта решения и информации, указанных в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется с учетом положений пункта 4 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 3 части 7 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», а также на основе результатов проведенных исследований, в том числе научно-исследовательских работ в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэродрома и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.

Лицо, осуществляющее подготовку проекта решения в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил (далее - разработчик), направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарно-эпидемиологическое заключение) в соответствующий территориальный орган указанной Службы. Указанный территориальный орган не позднее 30 рабочих дней со дня получения проекта решения выдает разработчику санитарно-эпидемиологическое заключение (пункт 7 Правил).

На основании пункта 8 Правил проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется разработчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие этого решения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил (далее - уполномоченный федеральный орган).

Как следует из материалов дела ООО «Аэропорт «Норильск» создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», иных актов законодательства Российской Федерации, а также Устава.

Для реализации своей цели ООО «Аэропорт «Норильск» как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц, осуществляет, в том числе: аэропортную деятельность, включающую в себя: аэродромное обеспечение; обеспечение авиационной безопасности (пункт 2.2., 2.2.1. Устава); воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов (п. 2.2.6. Устава) (том 1 л.д. 223-238).

Судом установлено и сторонами не оспорено, что в ходе проведенной Норильской транспортной прокуратурой проверки исполнения ООО «Аэропорт «Норильск» требований воздушного законодательства при установлении и использовании приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны аэродрома «Норильск» выявлены нарушения требований федерального законодательства о безопасности полетов воздушных судов, так как аэродром «Норильск» эксплуатируется в отсутствие установленной надлежащим образом приэародромной территории.

10.07.2018 между ООО «Аэропорт «Норильск» и ООО ПИ «Красаэропроект» заключен договора на выполнение работ по подготовке проекта решения об установлении приаэродромной территории для аэродрома совместного базирования Норильск (Алыкель) (том 1 л.д. 42-57).

Дополнительным соглашением №7 к данному договору срок выполнения работ продлен по 31.12.2019 (том 1 л.д. 156).

Истцом в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений закона о безопасности полетов воздушных судов (том 1 л.д. 8-11).

13.05.2019 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» выдало положительное Заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия санитарным правилам проекта решения об установлении приаэродромной территории и установления на ней подзон (том 1 л.д. 90-119).

17.05.2019 ООО ПИ «Красаэропроект» получена из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Оценка соответствия (несоответствия) санитарным правилам проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Норильск (Алыкель). По результатам Оценки проекта решения были выявлены замечания (том 1 л.д. 78-83).

По информации полученной от ООО ПИ «Красаэропроект» от 03.07.2019 для устранения замечаний необходимо дополнительно 3-4 недели.

03.09.2019 ООО ПИ «Красэаропроект» заключен договор возмездного оказания услуг с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», в соответствии с условиями которого, срок оказания услуг не более 60 дней с момента оплаты заказчиком счета (пункт 9.2. договора). Счет оплачен платежным поручением от 11.09.2019 (том 1 л.д. 217-219, 220).

Факт ненадлежащего исполнения ответчиком требований Воздушного законодательства в части установления приаэродромной территории подтверждается представленными письменными доказательствами, правомерность выданного представления истцом и результаты проверки соблюдения ответчиком требований федерального законодательства, которые до настоящего времени не устранены, ответчиком не оспаривались.

Проанализировав вышеизложенные нормы права, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку невыполнение ответчиком требований федерального законодательства и обязанностей по эксплуатации аэродрома «Норильск» в отсутствие установленной надлежащим образом приэродромной территории, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов воздушных судов и как следствие нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Признавая действия ООО «Аэропорт «Норильск» по эксплуатации аэродрома «Норильск» в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории незаконными, суд исходит из того, что указанные действия ответчика являются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание организационные процедуры исполнения решения с учетом возможностей ответчика, необходимость проведения определенных процедур для последующего утверждения проекта решения, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ООО «Аэропорт «Норильск» обязано направить для утверждения проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Норильск», предоставив ответчику 5 месяцев на совершение указанных действий с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Норильского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» об устранении нарушений требований законодательства о безопасности полетов воздушных судов – удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» по эксплуатации аэродрома «Норильск» в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федерльным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории, незаконными.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу направить для утверждения проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Норильск», включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, соответствующий требованиям действующего законодательства в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Гладких

Мотивированное решение составлено 08 ноября 2019 года.