ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2776/19 от 08.07.2019 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2019 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Номогоевой З.К., при секретаре Цырендашиевой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Республиканского агентства лесного хозяйства РБ в интересах Российской Федерации к ФИО1 о понуждении произвести уборку порубочных остатков и взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, представить Республиканского агентства лесного хозяйства РБ в интересах Российской Федерации просит взыскать с ФИО1 сумму причиненного лесному фонду материального ущерба в размере 6037,0 руб., понудить ответчика произвести очистку деляны, расположенной в квартале 107 выделе 3 Заудинского участкового лесничества Заудинского лесничества общей площадью 0,12куб.м от порубочных остатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 совершил незаконную рубаку 2-х жизнеспособных деревьев породы сосна общим объемом 0,93 куб.м в квартале 107 выделе 3 Заудинского участкового лесничества Заудинского лесничества чем причинил государственному лесному фонду ущерб на сумму 20800 руб. Постановлением мирового судьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по уголовному делу в отношении ФИО1 обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 260 УКРФ, прекращено в связи с деятельным раскаянием, на основании ст. 28 УПК РФ. Согласно справки осмотра лесной участок в квартале 107 выделе 3 Заудинского участкового лесничества Заудинского лесничества, где ФИО1 произвел незаконную вырубку лесных насаждений, не очищен от порубочных остатков.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, путем направления судебной повестки. О причинах неявки суду ответчик не сообщал и не просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Поскольку суд не располагает сведениями об уважительных причинах неявки ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с согласия представителя истца. Определением суда постановлено о рассмотрении дела в порядке заочного производства на основании ст. 233 ГПК РФ.

Выслушав мнения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 совершил незаконную рубаку 2-х жизнеспособных деревьев породы сосна общим объемом 0,93 куб.м в квартале 107 выделе 3 Заудинского участкового лесничества Заудинского лесничества чем причинил государственному лесному фонду ущерб на сумму 20800 руб.

Постановлением мирового судьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по уголовному делу в отношении ФИО1 обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 260 УКРФ, прекращено в связи с деятельным раскаянием, на основании ст. 28 УПК РФ.

Согласно справки осмотра лесной участок в квартале 107 выделе 3 Заудинского участкового лесничества Заудинского лесничества, где ФИО1 произвел незаконную вырубку лесных насаждений, не очищен от порубочных остатков.

Согласно «Таксам для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается», утверждены постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 причинил Российской Федерации в лице ОО и ОД» Заудинского лесничества ущерб в размере 20800,0руб., за очистку места незаконной рубки в размере 6037,0 руб.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации крашение уголовного дела и освобождение от уголовной ответственности в и с истечением срока давности не освобождает виновного от обязательств по возмещению нанесенного ущерба и компенсации причиненного вреда и не исключает защиту своих прав в порядке гражданского судопроизводства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 42-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 591-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 996-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 591-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1449-О-О, от 25 января 1 года N 23-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1470-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 786-О).

Поскольку ФИО1 сумма причиненного вреда на сегодня не возмещена, ущерб подлежит принудительному взысканию.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на следующих принципах:

устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

обеспечение охраны и защиты лесов.

Согласно ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог,
предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для
самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по
охране и защите лесов;

прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам
противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования
породного состава лесных насаждений;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного
выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих
материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В соответствии со ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), зашиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Меры пожарной безопасности, в соответствии с требованиями п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ. Данные полномочия на территории Республики Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства.

Согласно постановлению Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 13 «Об утверждении положения о республиканском агентстве Лесного хозяйства» (далее - Положение) Республиканское агентство лесного хозяйства палее - РАЛХ) исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.

Одной из основных задач РАЛХ является охрана, защита лесов (п. 2.1 Положения). В соответствии с п. 3.1.5, п. ДД.ММ.ГГГГ, п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 3.2.5 Положения РАЛХ организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда, в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на указанных землях, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, финансирует в установленном порядке затраты на ведение лесного хозяйства содержание имущества, приобретение основных средств и капитальные вложения подведомственных учреждений за счет источников финансирования, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно п. 16 указанных Правил , при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пункт 16 Правил также распространяется и на лиц, совершивших незаконную рубку деревьев, поскольку захламление леса порубочными остатками и угроза пожарной безопасности леса могут возникнуть как в результате законных, так и незаконных лесозаготовительных действий.

Пунктом 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, очистка лесов от захламления относится к мерам санитарной безопасности.

Данные нормы направлены на предупреждение пожаров, иного вредного воздействия на лесные ресурсы в целях обеспечения их сохранности, рационального использования в соответствии с принципами лесного законодательства.

Таким образом, суд полагает, что на ответчика подлежит возложению обязанность по проведению очистки места незаконной рубки лесных насаждений.

На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Республиканского агентства лесного хозяйства РБ в интересах Российской Федерации к ФИО1 о понуждении произвести уборку порубочных остатков и взыскании ущерба удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в доход Российской Федерации сумму материального ущерба причиненного лесному фонду в размере 6037,0 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования <адрес> 400 руб. госпошлины.

Обязать ответчика произвести очистку деляны, расположенной в квартале 107 выделе 3 Заудинского участкового лесничества Заудинского лесничества общей площадью 0,12 куб.м от порубочных остатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья ПОДПИСЬ Номогоева З.К.

Верно: Судья Номогоева З.К.

Секретарь Цырендашиева Е.Ц.

Подлинник решения (определения) находится в Октябрьском районном суде <адрес> и подшит в гражданское дело (материал)