ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2777/2014 от 02.06.2014 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

      Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

 Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

 в производстве Октябрьского районного суда <адрес>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     ДД.ММ.ГГГГ

  <адрес>

 Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием представителя истца военного прокурора Казанского гарнизона – ФИО2, представителя ответчика – ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3, представителя третьего лица Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора <адрес> гарнизона в интересах Российской Федерации к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

 военный прокурор <адрес> гарнизона обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации, в котором просил обязать ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации произвести инвентаризацию имущества, расположенного в <адрес> <адрес>, указанного в распоряжении Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 6961-р «О закреплении имущества за <адрес> КЭЧ района Минобороны Российской Федерации»; обязать ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации представить в установленном порядке в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации акты приема-передачи недвижимого и движимого имущества, указанного в распоряжении Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 6961-р «О закреплении имущества за <адрес> КЭЧ района Минобороны Российской Федерации»; обязать ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации внести изменения в реестр федерального имущества, произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и оперативного управления на имущество, указанное в распоряжении Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 6961-р «О закреплении имущества за <адрес> КЭЧ района Минобороны Российской Федерации» и оформить правоустанавливающие документы на земельные участки.

 В обоснование иска прокурор указал, что распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 6961-р за <адрес> КЭЧ района Минобороны Российской Федерации был закреплен ряд объектов недвижимого имущества, расположенных в <адрес> Республики <адрес>. Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «<адрес> КЭЧ района» была реорганизована путем присоединения к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с передачей на баланс указанных объектов. Также данным приказом на ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации была возложена обязанность обеспечить направление в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации актов приема-передачи движимого и недвижимого имущества, внесение изменений в реестр федерального имущества, государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и оперативного управления ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Однако до настоящего времени указанные обязанности ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не выполнены. В связи с этим, в целях обеспечения сохранности федеральной собственности, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

 ДД.ММ.ГГГГ истцом исковые требования были изменены, истец просил только о возложении обязанности на ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации произвести инвентаризацию имущества, расположенного в <адрес> <адрес>, указанного в распоряжении Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 6961-р «О закреплении имущества за <адрес> КЭЧ района Минобороны Российской Федерации».

 В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца военного прокурора <адрес> гарнизона – ФИО2 исковые требования поддержал.

 Представитель ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3 с иском не согласилась. Указала, что провести инвентаризацию можно только в отношении имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Прокурором не приведены правовые основания для возложения обязанности по проведению инвентаризации на указанное учреждение. Прокурором не представлены доказательства того, что имущество, в отношении которого заявлены требования, находится в федеральной собственности. Согласно представленной выписке данное имущество находится на праве оперативного управления войсковой части. Ссылка прокурора на распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации несостоятельна, так как с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время мог быть осуществлен переход права на имущество. Прокурором не указана норма права, которая была нарушена ответчиком.

 Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации наделено полномочиями по инвентаризации имущества, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации.

 Заслушав пояснения представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № ****** и обращения Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № ****** принято распоряжение № № ****** которым за <адрес> квартирно-эксплуатационной частью района Министерства обороны Российской Федерации закреплено на праве оперативного управления имущество, имеющееся у нее на учете, согласно приложению к распоряжению. Также данным распоряжением <адрес> квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации предписано в установленном порядке обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества, обеспечить регистрацию права оперативного управления на указанное в приложении к распоряжению, оформить правоустанавливающие документы на земельные участки.

 В приложении к указанному распоряжению (п.п. 456-678) поименованы различные объекты недвижимого имущества, находящиеся в поселке <адрес> <адрес> (военные городки №№ ******

 В исковом заявлении прокурор просит возложить на ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обязанность произвести инвентаризацию указанного имущества.

 В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

 Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст.ст. 294, 296).

 Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

 Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

 В соответствии с Постановлением Верховного Совет Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно указанному Приложению, исключительно к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, в том числе, имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

 В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

 В силу изложенных норм закрепление имущества, в отношении которого прокурором заявлены требования об инвентаризации, <адрес> квартирно-эксплуатационной частью района Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, которое не оспорено, не признано незаконным или недействительным, свидетельствует о том, что это имущество (по крайней мере на момент приятия указанного распоряжения) находилось в собственности Российской Федерации, с учетом того, что согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, действовавшему на дату принятия указанного распоряжения (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 377) в полномочия Министерства имущественных отношений Российской Федерации входило закрепление находящегося в федеральной собственности имущества в оперативном управлении федеральных казенных предприятий и учреждений (п. 12 Положения).

 Таким образом, поскольку указанное недвижимое имущество было закреплено на праве оперативного управления за <адрес> квартирно-эксплуатационной частью района Министерства обороны Российской Федерации, в полномочия данной организации входило и проведение инвентаризации закрепленных объектов в целях выявления их фактического наличия (ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

 На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** проведена реорганизация федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, и в частности, реорганизация ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, одним и которых являлось федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение <адрес> квартирно-эксплуатационная часть района».

 При этом указанным приказом Министра обороны Российской Федерации (п. 9) на руководителей территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести инвентаризацию имущества и обязательств квартирно-эксплуатационных учреждений, присоединяемых к территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

 Следовательно, обязанность по проведению инвентаризации имущества, закрепленного за ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации была возложена на ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации. Данный приказ также никем не оспорен, не признан незаконным, недействительным. При этом доказательств выполнения ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обязанности по инвентаризации имущества в установленный приказом срок суду не представлено. В том числе, не подтверждают это представленные суду сведения из базы данных федерального имущества, поскольку они касаются 43 объектов недвижимого имущества, расположенного в поселке Сурок, в то время как за ФГКЭУ «<адрес>-<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации было закреплено более двухсот объектов, находящихся в поселке <адрес>. Нахождение объектов недвижимости, внесенных в базу данных федерального имущества, на балансе войсковой части № ****** не является препятствием для проведения инвентаризации ответчиком, поскольку эти объекты входят в состав имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а проведение инвентаризации имущества Вооруженных Сил Российской Федерации является одним из полномочий ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что следует из его устава (п. 20).

 При этом установление того, находятся ли все объекты недвижимого имущества, закрепленные за ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, в настоящее время в собственности Российской Федерации или нет (например, переданы в частную собственность в результате приватизации), и должно быть осуществлено в ходе инвентаризации.

 С учетом изложенного, принимая во внимание, что требования прокурора направлены на обеспечение сохранности имущества Российской Федерации, суд полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

 иск военного прокурора <адрес> гарнизона в интересах Российской Федерации к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности удовлетворить.

 Обязать ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации произвести инвентаризацию имущества, расположенного в <адрес> <адрес>, указанного в распоряжении Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 6961-р «О закреплении имущества за <адрес> КЭЧ района Минобороны Российской Федерации»

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

 Судья И.В. Кайгородова