ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2778/2022 от 01.10.2022 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

УИД:66RS0044-01-2022-003664-62

Дело № 2-2778/2022

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2022 года.

(с учетом выходных дней 01.10.2022 и 02.10.2022)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Первоуральск 27 сентября 2022 года.

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего Логуновой Ю.Г.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Юровских А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2778/2022 по иску прокурора г. Первоуральска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Первоуральска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Первоуральск/далее-Администрация г.о. Первоуральск/ и с учетом уточненных исковых требований, а также с учетом отказа от части заявленных исковых требований, просил суд обязать ответчика в срок до 31.12.2023 устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

-обустроить специализированное машино-место для транспортного средства инвалида обозначить дорожными знаками по ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 52290-2004, в соответствии с требованиями п. 5.2.1 СП 59.13330.2020,

-поручни на лестнице при входе в здание обозначить контрастной расцветкой, предусмотреть центральные двусторонние поручни,

-поверхность поручней пандуса выполнить строго параллельной поверхности самих пандусов с учетом примыкающих к ним горизонтальных участков в соответствии с требованиями п. 5.2.6.2. ГОСТ Р 51261-2017,

-свободные участки поручней пандуса выполнить в пределах зоны досягаемости инвалидов в креслах-колясках, на высоте не более 1100 мм от уровня пола, концы поручней пандусов выполнить в соответствии с требованиями п. 5.2.1.-5.2.6.3. ГОСТ Р 51261-2017,

-устранить дефекты поверхности опорных устройств (поручней) в соответствии с требованиями п. 5.1.7 ГОСТ Р 51261-2017,

-горизонтальную площадку пандуса выполнить в соответствии с минимальным требованием по размеру 1,5x1,5 м в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020,

-ширину марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) выполнить в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 в пределах от 0,9 до 1,0 м.,

-поверхность пандуса выполнить из нескользкого материала, выделить цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности, в соответствии с требованиями п. 5.1.17 СП 59.13330.2020,

-на входе установить технические средства визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации в соответствии с требованиями п. 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020 и п. 4.3.7.1, 4.3.7.3, 4.3.8.2 ГОСТ Р 52131-2019,

- установить тактильные предупреждающие перед входной дверью по п. 4.2.2. табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018,

- наличники входной двери (края дверного полотна) и ручку входной двери выделить контрастным цветом (также по дверям тамбуров) в соответствии с требованиями п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 и п. 6.21 СП 136.13330.2012,

- ширину рабочей створки двери главного входа; высоту порога двери главного входа; дверные доводчики выполнить в соответствии п. 6.1.5,6.2.4 СП 59.13330.2020 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 56177-2014,

- в вестибюле вблизи входа разместить тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании в соответствии с требованиями п. 6.5.12 СП 59.13330.2020,

- обеспечить наличие в зоне предоставления услуг, входах и выходах, доступных для инвалидов на креслах-колясках, доступных санитарно-бытовых помещениях для инвалидов на креслах-колясках, доступных гардеробах, доступных путях эвакуации инвалидов на креслах-колясках, специальных зонах отдыха и ожидания для инвалидов на креслах-колясках наличие символов доступности и визуальной информации, информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с требованиями п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020,

- выделить места отдыха и ожидания для инвалидов и других МГН в соответствии с требованиями п. 6.2.5 СП 59.13330.2020,

- обеспечить наличие помещения или зоны приема (обслуживания) посетителей-инвалидов, специального оборудования и мебели для осуществления приема инвалидов и МГН, в соответствии с требованиями п. 8.1.7,8.1.10,8.1.11 СП 59.13330.2020,

- обеспечить наличие санитарно-бытового помещения (туалета) для инвалидов и других МГН в соответствии с требованиями п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020,

- привести в соответствие с нормативными-правовыми актами паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ),

- разработать и утвердить перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг; план адаптации объекта для инвалидов и маломобильных групп населения; дорожную карту ОСИ – план мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов/л.д.54-61, 117,118, 119-120/.

Определением Первоуральского городского суда от 24.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск/далее-УЖКХиС г.о. Первоуральск//л.д.51/.

В судебном заседании представитель истца- старший помощник прокурора г.Первоуральска Евсеева Э.В. уточненные исковые требования поддержала. Суду пояснила, что прокуратурой города г. Первоуральска с привлечением представителя <данные изъяты> участвующего в качестве специалиста, эксперта в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» 26.05.2022 проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения доступности указанной категории граждан объектов социальной инфраструктуры в деятельности администрации по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлены нарушения соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Учитывая, что неисполнение требований действующего законодательства нарушают права инвалидов, детей-инвалидов, круг которых, в результате естественных миграционных процессов нельзя определить, соответственно их нельзя индивидуализировать, прокуратурой города направлено исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц с вышеуказанными требованиями.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст. 2, ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, ст. 2, пп. 1,5,6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 истец просит обязать ответчика Администрацию г.о. Первоуральск в срок до 31.12.2023 организовать проведение вышеуказанных работ.

Представитель ответчика Администрации г.о. Первоуральск ФИО1, действующая на основании доверенности от 28.07.2022 сроком действия по 31.12.2022 со всеми правами/л.д.45/ в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление/л.д. 64-67/. Суду пояснила, что в настоящее время на территории около Администрации г.о. Первоуральск ведутся ремонтные работы, вся территория, отмежеванная, как прилегающая к зданию Администрации была перекрыта для проезда, производились и производятся в настоящее время ремонтные работы по созданию пешеходной зоны на площади города и прилегающей территории к зданию Администрации, при этом не предусмотрено создание парковочных мест.

Поручни на лестнице главного входа в здание Администрации выполнены из нержавеющей стали, цвет является контрастным по отношению к цвету входной группы данного входа (серый к темно-коричневому). Установить поручни по центру всего лестничного пространства главного входа не представляется возможным технически в виду необходимости использования двух входных дверей (в том числе по нормам пожарной безопасности). Если будут установлены поручни прямо по центру лестницы, то они будут затруднять вход в здание и выход из него.

Поручни пандуса параллельны по всей длине самого пандуса. В акте проверки истцом не указано, в каком месте поручни пандуса не параллельны пандусу, нет замеров высот пандуса, нет указания чем производились замеры. Требования п. 5.2.6. ГОСТ Р51261-2017 не относятся к требованиям относительно зданий. Поверхности поручней-сварные швы для металлических конструкций технически обязательная часть. Сами сварные швы отшлифованы, не травмоопасны (не имеют зазубрин), не мешают захвату рукой поручня.

Для того чтобы привести пандус в соответствие с новыми требованиями СП 59.13330.2020, которые начали действовать в 2021 году, необходима реконструкция или капитальный ремонт (пандус установлен больше 10 лет).В настоящее время ни реконструкция, ни капитальный ремонт здания не планируется. Площадка пандуса не является скользкой, что подтверждается тем, что в ходе проверки два человека на инвалидных колясках смогли без труда заехать на верхнюю площадку пандуса и въехать в здание без посторонней помощи.

В акте проверки истцом не отражено отсутствие какой-либо визуальной, ориентирующей, идентифицирующей информации, не указано, где такая информация должна располагаться и где она отсутствует, нет никаких доказательств отсутствия такой информации. На входе имеются тактильная лента и наклейка – значок инвалида.

Пунктом 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018: Технические требования и стандарты наземных тактильных указателей для инвалидов по зрению предусмотрено 14 видов тактильных наземных указателей. Истцом не указано, какие именно из них должны быть установлены, большинство из них вообще не относятся к входу в здание. Истцом не представлено доказательств отсутствия тактильных предупреждающих. Вместе с тем, перед лестницей главного входа в здание имеется полоса с пупырчатым рельефом для людей, использующих трость для опознавания препятствий.

Ручки на входной двери здания голубые, сама дверь коричневая. Данные цвета являются контрастными.

Из п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 (по доводчикам) следует, что данный пункт распространяется на вновь проектируемые и реконструируемые здания. Также створок входных дверей две, однако это не указано в акте. В связи с этим ширина проема главного входа больше, чем указано в акте. Также в акте не указано, каким специалистом были произведены замеры, с использованием каких инструментов. При этом, чтобы изменить высоту порога и ширину проема в здании необходим капитальный ремонт или реконструкция.

Тактильно-звуковые схемы в здании Администрации г.о. Первоуральск не требуются в виду того, что в штате имеется два специально обученных работе с инвалидами сотрудника, которые сопровождают инвалидов на протяжении всего времени нахождения их в Администрации. Такая норма поддержки- сопровождение инвалидов прописана в паспорте доступности здания. Также в здании Администрации ( на первом этаже) имеются места для инвалидов и других МГН, в общественной приемной имеется мебель (стулья и столы), которой могут воспользоваться инвалиды и другие МГН.

По требованию об обеспечении санитарно-бытового помещения ( п.21 искового заявления): такое помещение (туалет) имеется на первом этаже здания Администрации, в нем установлен поручень в помощь тем, кому он необходим. Изменение размеров указанного помещения невозможно без реконструкции первого этажа здания (перенос или удаление несущей стены). При этом указанный истцом срок является недостаточным для исполнения данного требования, учитывая, что бюджет на следующий год вероятнее всего уже сформирован.

В части требований о приведении в соответствие документов (п.23 искового заявления): ни в акте проверке, ни в иске, ни в судебном заседании истцом не поясняется, что именно не соответствует из документов и каким нормам какого закона установлено истцом это несоответствие. У Администрации г.о. Первоуральск имеется паспорт доступности, указанный документ был предоставлен прокуратуре г. Первоуральска при проведении проверки. В паспорте доступности здания указаны меры для обеспечения инвалидов доступности посещения Администрации г.о. Первоуральск и получение необходимых услуг. Кроме того все муниципальные услуги в настоящее время получаются гражданами в дистанционном порядке, исключением является личное обращение гражданина на прием к Главе Администрации г.о. Первоуральск или другими сотрудниками Администрации. В этом случае инвалидам всегда оказывается помощь сотрудниками Администрации, на которых возложены такие обязанности.

Также представитель ответчика ФИО1 указала, что в целом истцом не доказано нарушение ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов, соответствующих доказательств этому не представлено, учитывая, что в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 № 481-ПП утвержден Порядок согласования мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, находящихся в государственной собственности Свердловской области, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов до их реконструкции или капитального ремонта, который Администрацией г.о. Первоуральск соблюдается, доступ в здание инвалидам и других МГН обеспечивается.

Представитель третьего лица УЖКХиСг.о. Первоуральск ФИО3, действующая на основании доверенности от 19.07.2022 сроком действия один год со всеми правами/л.д.107/ в судебном заседании поддержала пояснения представителя ответчика Администрации г.о. Первоуральск ФИО4 Суду пояснила, что в рамках муниципального контракта по благоустройству территории площади Победы г.Первоуральска, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между УЖКХиС г.о. Первоуральск и ООО ФИО2 «ФИО6», около здания Администрации го. Первоуральск парковочные машино-места не предусмотрены, так как территория возле здания Администрации, которое расположено на площади Победы после реконструкции будет располагаться исключительно только в пешеходной зоне, так как зона движения автомобилей не предусмотрена, при этом парковочные места будут предусмотрены в районе ДК «НТЗ».

Третье лицо – представитель Первоуральского муниципального казенного учреждения «Управление по содержанию органов местного самоуправления муниципальных учреждений» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка/л.д.63/. Заявлений, ходатайств, возражений суду не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица ПМКУ «Управление по содержанию органов местного самоуправления муниципальных учреждений».

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 35).

Изложенные нормы права в их взаимосвязи наделяют прокурора не только правом обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, но и возлагают на него обязанность осуществлять такую защиту.

В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ закреплено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 №815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в том числе: СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Порядок обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур также регулируются «ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», «ГОСТ Р 52872-2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности».

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 24.12.2012 ПМКУ «Управление по содержанию органов местного самоуправления и муниципального архива» на праве оперативного управления принадлежит здание администрации, общей площадью 2385,8 кв.м., литер А, аб, этажность: 4, подземная этажность:1. Назначение нежилое, по адресу: <адрес>/л.д.33/.

Указанное здание с кадастровым номером с 12.11.2012 на праве собственности принадлежит городскому округу Первоуральск, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13.07.2022 № КУВИ -001/2022-117536463/л.д.36-40/.

В соответствии с Положением об Администрации городского округа Первоуральск, утвержденного Постановлением Главы городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ № 66 Администрация городского округа Первоуральск - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № 94 и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, руководствуется в своей работе Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правовыми актами <адрес>, Уставом, правовыми актами городского округа Первоуральск.

Полномочия Администрации г.о. Первоуральск также закреплены в вышеуказанном Положении.

В связи с этим обязанность по обеспечению доступа в здание маломобильной группы населения вытекает из деятельности ответчика, здание Администрации г.о. Первоуральск является объектом социальной инфраструктуры, которое должно осуществлять свою деятельность с соблюдением норм законодательства, в том числе законодательства о защите прав инвалидов.

Из материалов дела следует, что по решению заместителя прокурора <адрес> от 26.05.2022 прокуратурой <адрес> с привлечением представителя Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», участвующего в качестве специалиста, эксперта в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», 26.05.2022 была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения доступности указанной категории граждан объектов социальной инфраструктуры в деятельности Администрации г.о. Первоуральск, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Согласно Акту от 26.05.2022 зафиксированы нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в том числе:

- специализированное машино-место для транспортного средства инвалида не обозначено на земельном участке здания дорожными знаками по ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 52290-2004, в нарушение требований п. 5.2.1 СП 59.13330.2020,

-поручни на лестнице при входе в здание не соответствуют п.5.1, 5.2 ГОСТ Р51261-2017 и п. 5.1.13 СП 59.13330.2020,

-поверхность поручней пандуса не является строго параллельной поверхности самих пандусов с учетом примыкающих к ним горизонтальных участков в нарушение требований п. 5.2.6.2. ГОСТ Р 51261-2017,

-поручни пандуса заканчиваются до горизонтальной площадки при изменении направления пандуса и не соответствуют требованиям п.5.2.1-5.2.6.3 ГОСТ Р51261-2017,

-поверхность опорных устройств (поручней) имеет многочисленные кромки и заусеницы, травмоопасные дефекты сварных швов и соединений (наплывы) в нарушение п.5.1.7 ГОСТ Р 51261-2017,

-горизонтальная площадка пандуса не соответствует минимальным требованиям по размеру 1,5x1,5м (ширина площадки составляет 1,22м.) в в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020,

-ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) составляет 0,80 м., что не соответствует обязательным требованиям п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 (в пределах от 0,9 до 1,0 м).,

-поверхность пандуса является скользкой (не учтены требования п.5.1.11), не выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности, в нарушение требований п. 5.1.17 СП 59.13330.2020,

-технические средства визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации отсутствуют в нарушение п. 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020 и п. 4.3.7.1, 4.3.7.3, 4.3.8.2 ГОСТ Р 52131-2019,

- отсутствуют тактильные предупреждающие перед входной дверью по п. 4.2.2. табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018,

- наличники входной двери (края дверного полотна) и ручка входной двери не выделены контрастным цветом (также по дверям тамбуров) в нарушение п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 и п. 6.21 СП 136.13330.2012,

- ширина рабочей створки двери главного входа 0,64 м. (должна быть не менее 0,9м.); высота порога двери главного входа 0,03и. (должна быть не более 0,014м); ; дверные доводчики отсутствуют либо не отрегулированы (также по дверям тамбуров), что не соответствует требованиям п. 6.1.5,6.2.4 СП 59.13330.2020 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 56177-2014,

- отсутствует комплексная информация о пути и направлении движения со схемой расположения и функциональным назначением помещений; отсутствует мнемоосхема(тактильная схема) в нарушение требований п. 6.5.12 СП 59.13330.2020,

- отсутствуют комплексная система средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальная информация, а также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в нарушение п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020,

- не выполнены места отдыха и ожидания для инвалидов и других МГН в нарушение п. 6.2.5 СП 59.13330.2020,

- отсутствует помещение или зона приема (обслуживания) посетителей-инвалидов, отсутствует специальное оборудование и мебель для осуществления приема инвалидов и МГН, в нарушение п. 8.1.7,8.1.10,8.1.11 СП 59.13330.2020,

- отсутствует санитарно-бытовое помещение (туалета) для инвалидов и других МГН в в нарушение требований п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020,

- паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 01 от 25.01.2022 не содержит периода проведения работ,

-отсутствует Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к Паспорту доступности ОСИ № 01 от 25.01.2022 по каждой структурно-функциональной зоне,

- отсутствует перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объекте социальной, инженерной транспортной инфраструктур, находящемся в государственной собственности Свердловской области, который невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта по форме, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 № 481-ПП,

-не предоставлены документы (паспорта, акты, перечни и др.) по обеспечению доступности объекта для инвалидов других МГН за предыдущие периоды с 2011 года по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12-25/.

В судебном заседании стороной ответчика оспаривался факт выявленных нарушений, равно как и оспаривалась обязанность по устранению выявленных нарушений.

Согласно Акту обследования от 26.09.2022 и приложенными к нему фотографиями следует, что старшим помощником прокурора <адрес> Евсеевой Э.В. с участием и.о. директора ПМКУ «Управление по содержанию органов местного самоуправления и муниципального архива» ФИО12 произведено обследование пандуса и входной группы Администрации г.о. Первоуральск по адресу: <адрес>. Установлено: расстояние от входной двери до края ступени составляет 90 см., размер входной площадки составляет 190х154 см., расстояние от поверхности пандуса до поручня составляет 65 см. (на разворотной площадке) и 82 см. на площадке подъема/л.д.98, 99-106/.

В силу ч.1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При таких обстоятельствах представленными по делу вышеуказанными доказательствами: Актом от 26.05.2022, Актом от 26.09.2022, а также фотографиями /л.д.75-86 99-106/ подтверждается факт выявленных нарушений ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, стороной ответчика не представлено относимых и допустимых доказательств в опровержение указанных в вышеизложенных документах обстоятельств, несмотря на то, что в ходе рассмотрения дела ответчику неоднократно разъяснялось право и предоставлялось время для предоставления доказательств в обоснование своих возражений по иску.

Согласно п. 5.2.6.2 "ГОСТ Р 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.11.2017 N 1772-ст) поверхность поручней пандусов должна быть непрерывной по всей длине и должна быть строго параллельна поверхности самого пандуса с учетом примыкающих к нему горизонтальных участков.

Поручни пандусов должны иметь с обеих сторон участки, выходящие за пределы длины наклонного участка пандуса на примыкающие к этому участку горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 мм каждый, как показано на рисунке Б.2. (п.5.2.1).

Концы поручней пандусов должны быть либо скруглены, либо прочно прикреплены к полу, стене или стойкам, а при парном их расположении - соединены между собой (п. 5.2.6.3).

Согласно п. 5.1.7 ГОСТ Р 51261-2017 поверхность опорных устройств, а также любая стенка или поверхность вблизи них должны быть ровными и гладкими или рифлеными (только для поверхности опорных устройств) без острых кромок и заусенцев. Рифленая поверхность опорных устройств должна иметь ребра с закруглением, радиус которого не менее 3 мм.

Опорные устройства должны иметь контрастную расцветку, позволяющую инвалидам, в том числе с нарушением функции зрения, легко и быстро находить опорные устройства и пользоваться ими. ( п.5.1.10).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 904/пр утвержден СП 59.13330.2020 "СНИП 35-01-2001 ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ".

Согласно п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее:

-на общих путях движения с встречным движением – ширина – 1,8 м., длина – 1,5 м., при каждом изменении направления пандуса – 1,8 х 1 8 м.;

-при движении в одном направлений – ширина – 1,5 м., длина – 1,5 м., при каждом изменении направления пандуса – 1,5 м.х1,5м.

Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0, 9 до 1, 0 м.

Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований п. 5.1.11.

Согласно п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур – не менее 0, 4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых мероприятий, в том числе песка и гравия, не допускается.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком соблюдены вышеуказанные требования, равно как и доказательств того, что выполнить вышеуказанные требования не представляется возможным, материалы дела не содержат.

Наличие сварных швов на поручнях подтверждается представленной фотографией/л.д.70/, ответчиком данные обстоятельства соответствующими доказательствами не опровергнуты.

Доводы ответчика о том, что поверхность площадки пандуса является нескользкой, поскольку в ходе проверки инвалиды-колясочники беспрепятственно осуществили подъезд ко входу в здание, суд считает не состоятельными, учитывая, что проверка проводилась в мае 2022 года, тогда как в межсезонный, зимний период времени в результате перепада температур может образовываться наледь, что будет являться препятствием для движения кресла-коляски.

Представленный ответчиком цветовой круг/л.д.116/ не свидетельствует о том, что опорные устройства (поверхность пандуса) выполнены контрастным цветом, учитывая, что в соответствии с вышеперечисленными Сводами правил контрастными признаются следующие цвета (серый/желтый, черный/желтый).

В соответствии с п. 6.2.1.4 "ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности" визуальная информация для идентификации помещений в зданиях должна быть расположена на стене со стороны ручки двери на высоте от 1,4 до 1,6 м и на расстоянии 0,3 м от центра информационного блока таблички до края дверного проема. Расположение надписей и знаков должно позволять инвалиду по зрению приближаться к ним на расстояние до 0,08 м, чему не должны мешать выступающие конструктивные и декоративные элементы стен, предметы мебели или распахивающаяся дверь.

Согласно п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению предусматриваются по заданию на проектирование для обозначения основных путей безопасного передвижения при их ширине более 4 м и длиной более 70 м к месту обслуживания, если отсутствуют иные направляющие ориентиры (непрерывные линии стен, поручни, ограждения).

Вместе с тем стороной ответчика не представлено доказательства исполнения требований прокурора в данной части, учитывая, что знаки доступности для инвалидов по зрению и по слуху отсутствуют в здании Администрации, доказательств иного суду не представлено.

Согласно п. 5.1.3 СП 59.1333.2020 в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.

В силу п. 6.5.1 СП 59.13330.2020 знаком доступности для МГН должны обозначаться:

стоянки (парковки) транспортных средств;

зоны предоставления услуг;

входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках;

входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения;

доступные санитарно-бытовые помещения для инвалидов на креслах- колясках;

доступные гардеробы, примерочные, раздевальные;

доступные лифты и другие подъемные устройства, доступные для инвалидов на креслах-колясках;

доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках;

специальные зоны отдыха и ожидания для инвалидов на креслах-колясках;

зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках (на платформах, перронах и т.п.);

пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций;

места общего сбора МГН и доступное место в них для сбора инвалидов на креслах-колясках.

В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах- колясках элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т.п.), устанавливаются, при необходимости, указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу. Помещения и места обслуживания, оборудованные стационарной системой обеспечения разборчивости звуковой информации, а также технические средства связи обозначаются по ГОСТ Р 52131. Проходы, оборудованные рамками металлоискателя, маркируются знаками, предупреждающими людей со стимуляторами сердечной деятельности о запрете движения и информационным указателем о пути следования к ближайшему доступному для данной категории посетителей проходу.

Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию распознавания на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м до уровня пола. При размещении элементов визуальной информации над путями движения МГН следует обеспечить высоту свободного пространства от поверхности пути движения до нижнего края навесного элемента визуальной информации не менее 2,2 м. Уровень освещенности для отображения визуальной информации должен обеспечивать от 100 до 300 лк. (п. 6.5.4 СП 59.1333.20).

Согласно п. 6.5.9 СП 59.1333.20 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Указанные требования стороной ответчика также не выполнены, учитывая, что само по себе наличие полосы с пупырчатым рельефом для людей, использующих трость для опознания препятствий, не является основанием для освобождения от исполнения указанных требований, равно как и наличие в штате Администрации г.о. Первоуральск специально обученных людей для сопровождения МГН к месту назначения, учитывая, что действующим законодательством предусмотрены иные требования к тактильно-звуковым схемам в здании. Доказательств невозможности выполнения вышеуказанных требований СП 59.1333.2020 ответчиком не представлено.

Также не могут быть приняты во внимание доводы стороны ответчика относительно требований о наличниках входной двери (края дверного полотна), ручки входной двери (выделить контрастным цветом), учитывая, что ответчиком не представлено письменных доказательств, с достоверностью подтверждающих о контрастности цвета указанных элементов входной группы. При этом, как уже было указано судом, представленный ответчиком цветовой круг/л.д.116/ таким доказательством не является

Факт несоответствия ширины рабочей створки двери главного входа, высоты пола главного входа, дверных доводчиков требованиям СП 59.13330.2020 также подтверждается представленными доказательствами по делу, обратного стороной ответчика не представлено.

Согласно п. 6.2.5 СП 59.13330.2020 на каждом этаже, где ожидаются посетители, следует предусматривать зоны отдыха на два-три места, в том числе для инвалидов на креслах-колясках. При большой длине этажа зоны отдыха следует предусматривать через 25–30 м.

Как следует из п 8.1.7 СП 59.13330.2020 при проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах: при расположении сбоку от посетителя – не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от уровня пола; при фронтальном подходе – не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от уровня пола.

Поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окон касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями – инвалидами на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,80–0,85 м над уровнем пола. Ширина и высота проема для ног должны быть не менее 0,75 м, глубина – не менее 0,5 м. Часть стойки-барьера обслуживания, прилавка следует предусматривать высотой 0,85 м от уровня пола. Ширина рабочего фронта прилавка, стола, стойки, барьера и т. п. у места получения услуги должна быть не менее 1,0 м. Не менее одной стойки обслуживания посетителей следует оборудовать системой обеспечения разборчивости звуковой информации.

В обоснование своих возражений сторона ответчика ссылалась на наличие в здании Администрации (1 этаж) специально оборудованных мест и мебели для инвалидов, однако доказательств этому не представила, учитывая, что обычная мебель (для среднестатистического человека) не подходит для использования специальной группы граждан, в частности инвалидов и других МГН. При этом представленная в материалы дела фотография /л.д.82/ подтверждает факт отсутствия специальной мебели для использования инвалидами и другими МГН.

Также не могут быть приняты во внимание доводы стороны ответчика о наличии в здании Администрации санитарно-бытового помещения (туалета) для инвалидов и других МГН, отвечающего требованиям СП 59.13330.2020, учитывая, представителем ответчика не оспаривался тот факт, что в указанном помещении установлен только поручень.

Доводы представителя ответчика о том, что указанная группа граждан может воспользоваться помощью специально обученных сотрудников Администрации судом не может быть принята во внимание, учитывая, что для инвалидов на кресле-коляске следует предусматривать пространство для подъезда и размещения кресла-коляски в указанном помещении, при этом в данном случае присутствие такого сотрудника в туалетной комнате может вызвать определенные неудобства.

Доводы стороны ответчика о том, что положения Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов вышеуказанного объекта должны применяться к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, в то время, как нежилое помещение, принадлежащее ответчику таковым не является, суд считает не состоятельными ввиду следующего.

Частью 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предусмотрено, что положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

При этом, согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, приведенной выше нормой прямо предусмотрена обязанность по созданию условий инвалидам для доступа к существующим объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны приниматься иные меры, обеспечивающие удовлетворение потребностей указанной категории лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 N 481-ПП утвержден Порядок согласования мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, находящихся в государственной собственности Свердловской области, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов до их реконструкции или капитального ремонта" / далее- Порядок/.

Вышеуказанный Порядок представляет собой перечень мер, разрабатываемых в соответствии с порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, который, в свою очередь согласовывается с общественным объединением инвалидов.

Перечень мер должен содержать конкретные действия работников органов и организаций по оказанию помощи инвалидам на объектах социальной инфраструктуры при предоставлении им услуг (форма перечня мер приведена в приложении к настоящему Порядку).

В материалы дела представлена копия паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры <адрес> № 01 от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.28-32/.

Вместе с тем, п.4.2 паспорта не содержит сведений о периоде проведения работ; отсутствует акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 01 от ДД.ММ.ГГГГ по каждой структурно-функциональной зоне; отсутствует перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, находящемся в государственной собственности <адрес>, который невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта по форме, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 № 481-ПП.

Таким образом, ответчиком не доказано, что Администрацией г.о. Первоуральск предприняты надлежащие меры по обеспечению доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объекте социальной инфраструктуры, который невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта.

Следовательно, ответчику надлежит привести в соответствие (подготовить и/или актуализировать): паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ); анкету (информацию) к паспорту доступности ОСИ, акт обследования ОСИ, результаты обследования по структурно-функциональным зонам ОСИ, перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг, план адаптации объекта для инвалида и маломобильных групп населения, дорожную карту ОСИ – план мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов.

Кроме того, как уже указано судом, согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Правительством Российской Федерации установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил о безопасности зданий и сооружений, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение упомянутого Технического регламента (ч. 1 ст. 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений). В этот Перечень включен СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (п. 38 Перечня национальных стандартов и сводов правил о безопасности зданий и сооружений)". Разделы 1, 2, 4 (за исключением пункта 4.6), 5 (пункты 5.1.2 - 5.1.8, 5.1.10 - 5.1.16, 5.1.17 (абзац второй), 5.2.1 - 5.2.5, 5.3.1 - 5.3.3), 6 (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4 - 6.1.6, 6.1.8, 6.1.9, 6.2.1 - 6.2.9, 6.2.10 (за исключением абзаца второго), 6.2.11 - 6.2.13, 6.2.14 (абзац первый), 6.2.16, 6.2.19 - 6.2.22, 6.2.24 - 6.2.32, 6.3.1 - 6.3.9, 6.4.1 - 6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.3 (абзац первый), 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9), 7, 8 (за исключением пунктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4 - 9.10), приложение А.

Как следовало из пункта 1.2 СП 59.13330.2012 (действовавшего до 01.08.2020) требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

В связи с этим из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения.

Таким образом, судом установлено и подтверждено письменными материалами дела, что со стороны ответчика имеют место нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>, обязанность создания и обеспечения безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения по указанному адресу лежит на ответчике. Неисполнение требований действующего законодательства нарушают права инвалидов, детей-инвалидов, круг которых, в результате естественных миграционных процессов нельзя определить, соответственно нарушаются права неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию г.о. Первоуральск обязанности оборудовать специализированное машино-место для транспортного средства инвалида дорожными знаками по ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 52290-2004 в соответствии с требованиями п. 5.2.1 СП 59.13330.2020, поскольку указанные требования заявлены преждевременно по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 31.05.2022 между УЖКХ и С г.о. Первоуральск «Заказчик» и ООО «ФИО2» был заключен контракт , предметом которого является, выполнение работ по благоустройству территории площади Победы в <адрес>/л.д.92-97/. Согласно проектной документации, территория земельного участка, относящегося к зданию Администрации г.о. Первоуральск, не включена в границы благоустройства данного проекта. Организация парковочных мест, в том числе с местами для инвалидов предусмотрена в районе здания Дворца культуры <адрес>/л.д.90 оборот, 91/.

На сегодняшний день реконструкция площади Победы <адрес>, на которой, в том числе и расположено здание Администрации г.о. Первоуральск, не завершена. Возле здания Администрации со стороны площади Победы организована пешеходная зона, движение транспортных средств не предусмотрено. Соответственно, на момент рассмотрения дела отсутствует непосредственно само специализированное машино-место, в отношении которого истцом заявлены требования об оборудовании его дорожными знаками

Следовательно, требования прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц, подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Истцом указан срок для устранения выявленных нарушений- до 31.12.2023. Суд считает возможным согласиться с вышеуказанным истцом сроком, поскольку данный срок является достаточным и разумным для устранения выявленных нарушений, учитывая, что определение более позднего срока устранения выявленных нарушений будет существенно нарушать права указанной группы лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов- удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Первоуральск (ИНН <***>) в срок до 31.12.2023 устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта (нежилого помещения), расположенного по адресу: <адрес> организовать в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения и ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2020 № 1203-ст): проведение следующих работ:

-поручни на лестнице при входе в здание обозначить контрастной расцветкой, предусмотреть центральные двусторонние поручни,

-поверхность поручней пандуса выполнить строго параллельной поверхности самих пандусов с учетом примыкающих к ним горизонтальных участков в соответствии с требованиями п. 5.2.6.2. ГОСТ Р 51261-2017,

-свободные участки поручней пандуса выполнить в пределах зоны досягаемости инвалидов в креслах-колясках, на высоте не более 1100 мм от уровня пола, концы поручней пандусов выполнить в соответствии с требованиями п. 5.2.1.-5.2.6.3. ГОСТ Р 51261-2017,

-устранить дефекты поверхности опорных устройств (поручней) в соответствии с требованиями п. 5.1.7 ГОСТ Р 51261-2017,

-горизонтальную площадку пандуса выполнить в соответствии с минимальным требованием по размеру 1,5x1,5 м в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020,

-ширину марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) выполнить в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 в пределах от 0,9 до 1,0 м.,

-поверхность пандуса выполнить из нескользкого материала, выделить цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности, в соответствии с требованиями п. 5.1.17 СП 59.13330.2020,

-на входе установить технические средства визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации в соответствии с требованиями п. 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020 и п. 4.3.7.1, 4.3.7.3, 4.3.8.2 ГОСТ Р 52131-2019,

- установить тактильные предупреждающие перед входной дверью по п. 4.2.2. табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018,

- наличники входной двери (края дверного полотна) и ручку входной двери выделить контрастным цветом (также по дверям тамбуров) в соответствии с требованиями п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 и п. 6.21 СП 136.13330.2012,

- ширину рабочей створки двери главного входа; высоту порога двери главного входа; дверные доводчики выполнить в соответствии п. 6.1.5,6.2.4 СП 59.13330.2020 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 56177-2014,

- в вестибюле вблизи входа разместить тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании в соответствии с требованиями п. 6.5.12 СП 59.13330.2020,

- обеспечить наличие в зоне предоставления услуг, входах и выходах, доступных для инвалидов на креслах-колясках, доступных санитарно-бытовых помещениях для инвалидов на креслах-колясках, доступных гардеробах, доступных путях эвакуации инвалидов на креслах-колясках, специальных зонах отдыха и ожидания для инвалидов на креслах-колясках наличие символов доступности и визуальной информации, информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с требованиями п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020,

-выделить места отдыха и ожидания для инвалидов и других МГН в соответствии с требованиями п. 6.2.5 СП 59.13330.2020,

-обеспечить наличие помещения или зоны приема (обслуживания) посетителей-инвалидов, специального оборудования и мебели для осуществления приема инвалидов и МГН, в соответствии с требованиями п. 8.1.7,8.1.10,8.1.11 СП 59.13330.2020,

-обеспечить наличие санитарно-бытового помещения (туалета) для инвалидов и других МГН в соответствии с требованиями п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020,

- привести в соответствие с нормативными-правовыми актами паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ),

- разработать и утвердить перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг; план адаптации объекта для инвалидов и маломобильных групп населения; дорожную карту ОСИ – план мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Председательствующий: <данные изъяты> Ю.Г. Логунова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>