Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2010 года город Нальчик
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего Пшуноковой М.Б., при секретаре Кумиковой А.А., с участием представителя истца помощника прокурора Чегемского района КБР Хачемизова А.Ю., действующего на основании доверенности от 20.01.2009 г., удостоверенной прокурором района И.; представителя Правительства КБР Тамазовой Н.В., действующей на основании доверенности № от 07.07.2009 г., удостоверенной и.о.Председателя Правительства КБР Т., представляющей также интересы Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, на основании доверенности № от 21 апреля 2009 г., удостоверенной зам.Председателя Правительства КБР, председателем комиссии Д.; представителя администрации Чегемского муниципального района КБР Алоева А.Л., действующего по доверенности № от 18.03.2010 г., удостоверенной главой администрации М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чегемского района КБР в интересах Маргушева А.Х. к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм,
У С Т А Н О В И Л :
21.07.2010 года прокурор Чегемского района КБР в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Нальчикский городской суд КБР в интересах Маргушева А.Х. с иском о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ему вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В обоснование требований указал, что Маргушев А.Х. с 24.02.2007 года состоит на учете при администрации Чегемского района КБР в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье ему не предоставлено. В силу п.2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм Маргушев А.Х., длительное время состоящий в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот, жильем не обеспечен.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, а также дал пояснения, в основном аналогичные содержанию искового заявления.
Маргушев А.Х., извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил. Суд рассмотрел дело в отсутствие Маргушева А.Х. по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
Представитель Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР поддержала мнение представителя Правительства КБР.
Представитель администрации Чегемского муниципального района поддержал заявленные требования, при этом пояснил, что Маргушев А.Х. с 24.02.2007 года состоит на учете при администрации Чегемского района КБР в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Своего жилья не имеет.
Представители Министерства образования и науки КБР, Министерства экономического развития и торговли КБР, извещённые надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в их отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учетное дело Маргушева А.Х., суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. (в ред. от 17.12.2009 г.) № 159-ФЗ установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Из копии свидетельства о рождении № усматривается, что Маргушев А.Х. родился Дата г. в Адрес района КБР. Его родителями являются: отец - О.; мать - А.
Из копии решения Баксанского районного суда КБР от Дата г. следует, что О. и А. лишены родительских прав в отношении сына Маргушева А.Х., 1988 года рождения.
Копией диплома № подтверждается, что Маргушев А.Х. в июне 2010 г. окончил ГОУ «КБЛ «Строитель» (филиал) в г. Чегеме, и ему присвоена квалификация штукатур 3 разряда, плотник 3 разряда по профессии мастер отделочных строительных работ.
Выпиской из лицевого счета № похозяйственной книги № подтверждается, что по Адрес проживают семь человек, в том числе Маргушев А.Х.
Из справки филиала ФГУП «Ростехинвентаризация «Федеральное БТИ» по КБР Чегемское районное отделение от 31.03.2010 г. усматривается, что за Маргушевым А.Х. недвижимое имущество не числится, и он не пользовался правом бесплатной приватизации.
Решением сессии Совета местного самоуправления сельского поселения Шалушка от Дата г. подтверждается, что Маргушев А.Х. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по с.п.Шалушка.
Из Сводного списка совершеннолетних граждан и граждан, достигших 17-летнего возраста из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья в местных администрациях муниципальных районов и городских округов КБР, по состоянию на 01 августа 2009 г., усматривается, что в данный список включен под порядковым номером 99 Маргшушев А.Х. Данный список утвержден 03 августа 2009 г. на заседании Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР.
Учетным делом Маргушева А.Х., исследованным в ходе судебного разбирательства, подтверждается его нуждаемость в жилье, а также его право на внеочередное предоставление жилья.
Таким образом, Маргушев А.Х. по своему правовому статусу относится к детям, оставшимся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное предоставление жилья.
На основании п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод.
В соответствии с ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилье предоставляется указанной категории граждан по договору социального найма.
Доводы представителя ответчика о том, что Правительство КБР является ненадлежащим ответчиком, не обоснованны по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно ст. 85 БК РФ, является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключение субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.
Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе, полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья.
Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009 N 333-ПП "О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно ст. 85 БК РФ и положениям вышеназванных нормативных актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе, полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное выше Постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство, оно не может быть признано, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Правительство КБР является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Чегемского района КБР удовлетворить.
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Маргушеву А.Х. вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Нальчикский городской суд.
Председательствующий М.Б. Пшунокова