РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2013 года г.Ипатово
Ипатовский районный суд Ставропольского края, в составе председательствующего судьи Рябушина А.В.,
при секретаре Хворостьяновой И.С.
с участием представителя истца ФИО1 – адвоката Енацкой И.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в реестре 1-214
представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО3 действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю о возложении обязанности произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости данного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ипатовский районный суд Ставропольского края с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю о возложении обязанности произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка площадью 24 824 000 кв. метров с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> и удельного показателя кадастровой стоимости данного земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 24 824000 кв. метров с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 147 206 320,00 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости – 5,93 рублей за кв. метр.
Истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 24 824 000 кв. м. с кадастровым номером: № определена без учета анализа рыночных цен и подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно Отчету № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка площадью 24824000 кв.м с кадастровым номером №, представленному ФИО1, рыночная стоимость данного земельного участка составляет 24327520 рублей (без учета НДС - 18%), то есть 0,98 рублей за 1 кв.метр.
На основании изложенного истец полагает, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка учитывается в целях налогообложения земельным налогом, наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 147 206 320,00 рублей, по мнению истца, нарушает его право на соразмерное исчисление земельного налога и возлагает дополнительные расходы при уплате земельного налога.
При этом истец указывает, что Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. В новой редакции указанный пункт предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508) было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».
Истец, со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 275-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации» полагает, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
По смыслу правовой позиции Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011 установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В соответствии с Приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531 «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик с 01.03.2012, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» (далее - ФКП Росреестра).
Согласно вышеуказанном Приказу полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик», с 01.03.2012 наделено ФКП Росреестра.
В силу статьи 3 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в установленном законом порядке в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Согласно пункту 2 названной статьи предусмотренные Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ставропольскому краю является таким бюджетным учреждением и осуществляет соответствующие функции по внесению сведений в государственный кадастр.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, а также учитывая положения действующего законодательства, регулирующего порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, истец обратился с требованием о возложении на ответчика обязанности внести изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на рыночную стоимость вышеприведенного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – Енацкая И.Г. поддержала заявленные исковые требования и настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности ФИО4 представил в материалы дела ходатайство, в котором просит на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 без участия представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, вынести законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО3 просила разрешить исковые требования ФИО1 на усмотрение суда.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 ПК РФ, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, ознакомившись с документами, представленными в материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ФИО1 является собственником земельного участка площадью 24 824 000 кв. метров с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
Судом из представленной кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на дату рассмотрения иска кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 147 206 320,00 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости – 5,93 рублей за кв. метр.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае утверждены Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае».
Согласно результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 147 206 320 рублей.
Вместе с тем, как следует из представленного истцом Отчета № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости недвижимого имущества, составленного ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка кадастровым номером № составляет 24 327 520 рублей (без учета НДС - 18%), то есть 0,98 рублей за 1 кв.метр.
Сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего ФИО1, ответчиком в материалы дела не представлены, рыночная стоимость определенная Отчетом № от 30.11.2012, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» не оспорена в установленном законом порядке.
Таким образом, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что не соответствует вышеназванным положениям статьи 66 Земельного кодекса РФ.
Судом принимается во внимание тот факт, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 147 206 320 рублей нарушает права и законные интересы ФИО1, поскольку лишает его права на соразмерное исчисление земельного налога и влечет возложение на истца необоснованных расходов по уплате налога.
Так согласно пунктам 1,5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование землей являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ.
При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 165-О-О).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в действующей редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508 было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что положения действующего законодательства допускают возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Данный вывод подтвержден сложившейся судебной практикой, а именно, Определением Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 275-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации».
Действующее законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Учитывая позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011 такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.
Кроме этого, по смыслу правовой позиции Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011 установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с Приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531 «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик с 01.03.2012, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра».
В силу статьи 3 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в установленном законом порядке в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи предусмотренные Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ставропольскому краю является таким бюджетным учреждением и осуществляет соответствующие функции по внесению сведений в государственный кадастр.
Учитывая положения действующего законодательства, регулирующего порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, требование ФИО1 о возложении на ответчика обязанности внести изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером: 26:02:000000:723 является правомерным и подлежит удовлетворению.
Требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, установленный в размере 0,98 руб./кв.м., также подлежит удовлетворению, поскольку рассчитан исходя из рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего истцу.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>, на рыночную стоимость земельного участка, установленную в размере 24 327 520 рублей.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>, на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, установленный в размере 0,98 руб./кв.м.
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца, после ознакомления сторон с полным текстом решения суда.
Судья – подпись
Верно: Судья -