Дело № 2-277/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2020г Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Дубовицкой Л.В.
при секретаре: Дячун Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Новоромановского сельсовета Калманского района о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества,
установил:
Обратившись в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, Алтайский межрайонный природоохранный прокурор указал, что при проверке соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено, что на территории Новоромановского сельсовета Калманского района расположено гидротехническое сооружение, не имеющие собственника, бесхозяйное содержание которого может создать угрозу жизни и здоровью, имуществу граждан, причинению вреда окружающей среде: гидроузел пруда № в <адрес>, расположенный в 4 км от устья реки без названия, в 50 метрах в западном направлении от <адрес> в <адрес> на протяжении 156 метров в северо-западном направлении (с учетом уточнения местоположения гидротехнического сооружения). Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой 09.04.2020 в адрес главы администрации Новоромановского сельсовета Калманского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений с требованием поставить указанные гидротехнические сооружения на учет в качестве бесхозяйных, которое рассмотрено администрацией сельсовета, однако выявленные нарушения не устранены. С целью предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и недопущения нарушения прав граждан прокурор просил обязать администрацию муниципального образования Новоромановский сельсовет Калманского района Алтайского края обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного гидротехнического сооружения.
Помощник прокурора Калманского района Гришаков А.А., представляя Алтайского межрайонного природоохранного прокуратура, исковые требования с учетом уточнения иска поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что постановка на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, в то время как контроль за техническим состоянием ГТС после постановки его на учет будет осуществлять Министерство природных ресурсов.
В судебном заседании ответчик администрация Новоромановского сельсовета Калманского района исковые требования не признала. Пояснила, что у органа местного самоуправления отсутствуют денежные средства для проведения работ по постановке гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества. Полагает, что указанное прокурором сооружение не является гидротехническим сооружением, а является частью автомобильной дороги, обслуживанием которой занимается КГКУ «Алтайавтодор».
Третьи лица Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, КГКУ «Алтайавтодор» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в представленном отзыве на иск, поддержало исковые требования. КГКУ «Алтайавтодор» в своем отзыве указало, что под автомобильной дорогой К-59 «Калманка-Новороманово-Лебяжье» на 20-21 км расположено гидротехническое сооружение – конструкция водосброса сифонного типа, которое не является конструктивной частью автомобильной дороги регионального значения К-59 «Калманка-Новороманово-Лебяжье», не состоит на балансе КГКУ «Алтайавтодор».
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ) к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Собственником гидротехнического сооружения может быть - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Из актов обследования гидротехнических сооружений межведомственной группой от 27.03.2020г. (л.д.5) и от 06.07.2020г. (л.д.37), следует, что гидроузел пруда № в <адрес> относится к бассейну <адрес>, представляет собой плотину земляную насыпную длиной 156 м, с шириной по гребню 4,5 метра, в центре дамбы имеется аварийный водосброс из 1 стальной трубы диаметром 400 мм, высота тела плотины 5 метров; назначение транспортное, по гребню проходит автомобильная дорога. Собственник гидротехнического сооружения не установлен; не имеется технической и учетной документации, не имеется планов, согласованных с МЧС России, по ликвидации аварий с использованием материально-технических средств.
Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со статьями 3 и 9 Закона № 117-ФЗ.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 27.02.1999 № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.
В силу пп.48 п.2.1.1. Указа Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152 «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края» Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Алтайского края, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Алтайского края.
В соответствии с ч.1, 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – Порядок), согласно п.5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Согласно сведений из Росреестра по Алтайскому краю право собственности на указанное гидротехническое сооружение не зарегистрировано; по сообщению МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, администрации Калманского района Алтайского края, Алтайкрайимущества, в реестрах муниципальной, краевой, федеральной собственности информация о нем отсутствует.
Отсутствие собственника у гидротехнического сооружения следует также из информации Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Согласно отзыва КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края», гидротехническое сооружение, расположенное на 20-21 км автомобильной дороги трассы К-59 Калманка-Новороманово-Лебяжье, имеющее конструкцию водосброса, не является конструктивной частью автомобильной дороги и на балансе КГКУ «Алтайавтодор» не стоит (л.д.107-108).
Таким образом, суд приходит к выводу, что на территории муниципального образования Новоромановский сельсовет Калманского района расположено гидротехническое сооружение, не имеющие собственника - гидроузел пруда № в <адрес>, расположенный в 4 км от устья реки без названия, в 50 метрах в западном направлении от <адрес> в <адрес> на протяжении 156 метров в северо-западном направлении (с учетом уточнения местоположения гидротехнического сооружения); бесхозяйное содержание данного гидротехнического сооружения может создать угрозу жизни и здоровью, имуществу граждан, причинению вреда окружающей среде.
При этом суд полагает, что несмотря на то, что администрация Новоромановского сельсовета Калманского района действительно, как указано в его отзыве не является собственником вышеуказанного гидротехнического сооружения, однако в силу вышеуказанных норм права является надлежащим ответчиком по делу.
Как следует из разъяснений, содержащихся в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.06.2020 № АПЛ20-114 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.02.2020 № АКПИ19-995, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931», постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, в силу части 3 статьи 225 ГК РФ является обязательной. Что касается конкретизации органов местного самоуправления, на которые возлагается данная обязанность, то с учетом статей 2, 10, 11 ФЗ № 131 сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Что касается доводов ответчика о том, что спорный объект не является гидротехническим сооружением, а является конструктивным элементом автомобильной дороги либо элементом водоотведения дороги, то в силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороной ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, в обоснование своих возражений, от проведения экспертизы ответчик отказался. Вместе с тем заявленные ответчиком доводы опровергаются представленными прокурором актами, в которых указанный объект указан именно как гидротехническое сооружение, подпадающее под определение гидротехнического сооружения данное в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Кроме того опровергается отзывом КГКУ «Алтайавтодор» о том, что под автомобильной дорогой К-59 «Калманка-Новороманово-Лебяжье» на 20-21 км расположено гидротехническое сооружение – конструкция водосброса сифонного типа, которое не является конструктивной частью автомобильной дороги регионального значения К-59 «Калманка-Новороманово-Лебяжье», не состоит на балансе КГКУ «Алтайавтодор».
Статья 3 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дает понятие автомобильной дороги - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела указанное гидротехническое сооружение к конструктивным элементам (дорожное полотно, дорожное покрытие) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, и к защитным дорожным сооружениям не относится, в связи с чем у суда не имеется оснований не доверять информации представленной КГКУ «Алтайавтодор».
Как следует из отзыва Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, без подтверждения статуса гидротехнического сооружения как объекта, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, невозможно расходование средств регионального бюджета на совершение действий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Поскольку спорное гидротехническое сооружение расположено на территории администрации Новоромановского сельсовета Калманского района и обязанность администрации Новоромановского сельсовета обратиться в уполномоченный орган, которым на территории Алтайского края является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества вытекает из положений ч.3 ст.225 ГК РФ, суд полагает правильным исковые требования прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – гидроузла пруда № в <адрес> расположенного в 4 км от устья реки без названия (в 50 метрах в западном направлении от <адрес> в <адрес> на протяжении 156 метров в северо-западном направлении).
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В.Дубовицкая