ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-277/20 от 22.06.2020 Тарского городского суда (Омская область)

Дело № 2-277/2020

УИД 55RS0034-01-2020-000344-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области 22 июня 2020 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Крутаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тарского муниципального района Омской области об обязании устранить нарушения прав инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов в деятельности Администрации Тарского муниципального района Омской области. В нарушение п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 лестничные марши, а также крыльцо здания Администрации Тарского муниципального района контрастными противоскользящими полосами не оборудованы. В нарушение п. 6.5.2 СП 59.13330.2016 в здании Администрации Тарского муниципального района тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги, отсутствует. В нарушение п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения, выполненные с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входом в здание Администрации Тарского муниципального района не размещены. В связи с выявленными нарушениями в администрацию Тарского муниципального района Омской области внесено представление. Вместе с тем, нарушения указанные в представлении, в полной мере до настоящего времени не устранены. Просил суд обязать Администрацию Тарского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам по зрению в здание администрации, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а именно установить: рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте 1,2 до 1,6 перед входом в здание Администрации Тарского муниципального района с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) информирующую табличку для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, в срок до 01.06.2020; тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги, в срок до 01.06.2020; оборудовать лестничные марши, в также крыльцо здания Администрации Тарского муниципального района контрастными противоскользящими полосами в срок до 01.06.2020

В судебном заседании помощник Тарского межрайонного прокурора Саюн А.В. исковые требования уточнила, пояснив, что истец просит оборудовать контрастными противоскользящими полосами не все лестничные марши внутри здания, а только лестничные марши крыльца и само крыльцо здания. Кроме тог, просила установить срок для исполнения решения суда не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Уточненные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Тарского муниципального района Омской области по доверенности ФИО1 пояснила, что не возражает против удовлетворения уточненных исковых требований. В настоящее время ответчиком приняты все меры к устранению нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены по объективным причинам, в связи с задержкой исполнения договоров из-за пандемии короновируса.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 2 данного Федерального закона указано, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр утвержден «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», который предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта.

Пунктом 5.1.12 СП 59.13330.2016 установлено, что на проступнях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 – 0,1 м.

В нарушение указанных требований лестничные марши, а также крыльцо здания Администрации Тарского муниципального района контрастными противоскользящими полосами не оборудованы.

Пунктом 6.5.2 СП 59.13330.2016 установлено, что технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги.

В нарушение указанных требований в здании Администрации Тарского муниципального района тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги, отсутствуют.

В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов)

В нарушение указанных требований информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения, выполненные с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входом в здание Администрации Тарского муниципального района не размещены.

Доказательств, свидетельствующих о технической невозможности устранения выявленных нарушений прав инвалидов, суду представлено не было.

В связи с выявленными нарушениями Тарской межрайонной прокуратурой 02.08.2018 в адрес Администрации Тарского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений.

Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком не принято мер для оборудования здания Администрации Тарского муниципального района. Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения, выполненные с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, которые должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м. перед входом в здание Администрации Тарского муниципального района с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов), не размещены. Также отсутствуют тактильные таблички не кабинетах. Противоскользящие полосы на лестничных маршах и на крыльце здания Администрации Тарского муниципального района также отсутствуют.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Администрация Тарского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Тарского межрайонного прокурора удовлетворить.

обязать Администрацию Тарского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам по зрению в здание администрации, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, а именно: установить рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте 1,2м. до 1,6м. перед входом в здание Администрации Тарского муниципального района с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) информирующую табличку для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля; установить тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги; оборудовать лестничные марши крыльца и крыльцо здания Администрации Тарского муниципального района контрастными противоскользящими полосами в срок не позднее трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 22.06.2020 года.

Судья: подпись

Решение не вступило в законную силу

Копия верна

Судья Казакова Н.Н.

Согласовано