ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-277/20 от 23.06.2020 Тукаевского районного суда (Республика Татарстан)

по делу № 2-277/2020

УИД 16RS0031-01-2020-000111-18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 июня 2020 года город Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимовой Э.Ф.,

при секретаре Гильмутдиновой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Яцука П.Б, к Государственному комитету Республики Татарстан по биологическим ресурсам об отмене приказа о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Яцук П.Б. обратился в суд с иском к Государственному комитету Республики Татарстан по биологическим ресурсам об отмене приказа о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указывает, что с 25 декабря 2012 года работает в Государственном комитете Республики Татарстан по биологическим ресурсам в должности начальника районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного, растительного мира и особо охраняемых природных территорий по Тукаевскому району. Приказом № 345-од от 12 ноября 2019 года к нему применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за несоблюдение требований, установленных пунктом 10 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», правил Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан, утвержденных Указом Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 года № УП – 142.

Считает приказ о применении дисциплинарного взыскания незаконным по следующим материальным и процессуальным основаниям: им не допущено какого-либо нарушения требований Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Нет каких-либо конкретных ссылок на якобы допущенные им «публичные нелицеприятные высказывания», а только заявляется о нарушении им пункта 10 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона. Об этом он писал и в своем объяснении при проведении служебной проверки. Также в Заключении служебной проверки его составители ссылаются как на доказанный факт недостоверности представленных им сведений по факту рассмотрения представления Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры от 17 мая 2019 года и принятых по отношению к нему мер дисциплинарного воздействия, по данному факту 19 ноября 2019 года приказ №171 -од от 17 июня 2019 года отменён решением Тукаевского районного суда, дело №2-1253/2019, как не законный. В статье электронной газеты истцом на вопросы журналиста даны ответы, содержащие только подтвержденную информацию. Каких - либо дискредитирующих, оскорбительных и иных «нелицеприятных» сведений о руководстве Комитета и тем более, принимаемых руководством решений им не допущено. Мониторинг количества охотничьих ресурсов входит в круг его должностных обязанностей, за пределы которых он не выходил и не выходит. Незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, который выразился в ухудшении состояния его здоровья, он испытывает постоянный стресс, с началом преследования его мучает бессонница. Причиненный моральный вред он оценивает в 500000 (пятьсот тысяч) рублей. В комиссию по трудовым спорам не обращался по причине отсутствия таковой. Просит отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на него приказом №345-од от 12 ноября 2019 года в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда сумму в размере 500 000 руб.

В ходе судебного разбирательства 03 марта 2020 истец полностью поддержал свои исковые требования. На судебное заседание 03 марта 2020 года представитель Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам не явился, в суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться на судебное заседание. Судебное заседание было отложено на 25 марта 2020 года.

На судебное заседание, назначенное на 25 марта 2020 года, от представителя Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, просили не рассматривать дело без участия их представителя. Судебное заседание отложено на 27 марта 2020 года.

И.о. председателя суда от 27 марта 2020 года Гайфуллиным Р.Р. производство по делу было продлено на 1 месяц, согласно нормам части 6 статьи 145 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с необходимостью отложения судебного заседания для соблюдения прав ответной стороны на состязательность, в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCov), на основании Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020г. № 808, в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции.

Определением суда от 23 апреля 2020 года производство по делу было приостановлено до отмены мер, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Определением суда от 23 июня 2020 года производство по делу возобновлено.

После возобновления рассмотрения дела на судебном заседании Яцук П.Б. исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении и высказанным в ходе рассмотрения дела 03 марта 2020 года, в судебном заседании 23 июня 2020 года также просил применить последствия попуска процессуального срока, считая, что оспариваемый приказ вынесен за пределами месячного срока на его вынесение.

Представители государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам по доверенности Мутахаров Р.М., Небогатова Е.Н. исковые требования не признали, указывая на соблюдение процессуальных сроков и наличие материальных оснований для вынесения оспариваемого приказа, того, что Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан проводилась проверка по факту привлечения Яцука П.Б. к дисциплинарной ответственности, которой нарушений выявлено не было. О дисциплинарном проступке Комитету стало известно из служебной записки начальника общего отдела Ушатова А.Н. от 04 октября 2019 года, в связи с чем была создана комиссия, выявившая наличие нарушения со стороны Яцука П.В. На основании заключения служебной проверки был вынесен оспариваемый приказ. Считают, что своими действиями Яцук П.Б. нарушил требования Кодекса этики и служебного поведения государственных и гражданских служащих Республики Татарстан, нарушил Закон о государственной службе. Яцук П.Б., как госслужащий, имея прямой запрет на разглашение служебной информации и публичных высказываний о деятельности органа, в котором работает, высказался в СМИ о Госкомитете, как об органе, фальсифицирующем сведения, тем самым дискредитировав Комитет, как государственный орган. Считают принятые меры дисциплинарной ответственности соразмерными выявленному дисциплинарному проступку Яцука П.Б.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», в том числе исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.

Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Гражданский служащий в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с названным федеральным законом и другими федеральными законами.

Вышеуказанные положения отражены и в Трудовом кодексе Российской Федерации, так в силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В силу ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Положения ст. 193 в Трудовом кодексе Российской Федерации носят для работника гарантийный характер, в связи с чем, соблюдение установленной законом процедуры для работодателя является обязательным.

Из буквального толкования ч. 1 ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что на работодателя императивно возложена обязанность по истребованию от работника письменного объяснения по факту совершения дисциплинарного проступка. Поэтому дисциплинарное взыскание, может быть применено к работнику только после получения от него объяснения в письменной форме либо после непредставления работником такого объяснения (отказа предоставить объяснение) по истечении двух рабочих дней со дня затребования объяснения. Указанной нормой закона предусмотрено два дня для предоставления работником объяснений.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2015 г. № 778-О, порядок применения дисциплинарных взысканий, в том числе увольнения, установлен статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, часть первая данной статьи обязывает работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от работника объяснение в письменной форме. Данное положение направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания.

Как разъяснено в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 24.11.2015) (далее - Постановление Пленума), неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Согласно п. 53 Постановления Пленума обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

Материалами дела установлено, что приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 25 декабря 2012 года № 97-к Яцук П.Б. принят на работу в районный (межрайонный) отдел по охране федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по Тукаевскому району на должность начальника районного (межрайонного) отдела.

Приказом № 42-к от 09 октября 2017 года Яцук П.Б. назначен на должность начальника районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного, растительного мира и особо охраняемых природных территорий по Тукаевскому району Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам с 09 октября 2017 года с должностным окладом 4510 рублей.

09 октября 2017 года с Яцуком П.Б. заключен служебный контракт № 26 о прохождении государственной гражданской службы Республики Татарстан и замещении должности государственной гражданской службы Республики Татарстан Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам.

Согласно должностному регламенту начальника районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного, растительного мира и особо охраняемых природных территорий, утвержденному председателем Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам Ф.С. Баткова 15 декабря 2017 года, в период временного отсутствия начальника отдела исполнение его должностных обязанностей возлагается на другого государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного, растительного мира и особо охраняемых природных территорий по близлежащей территории. (п.1.6)

Этим же должностным регламентом установлены должностные обязанности, права и ответственность.

Согласно п. 3.4 должностного регламента, начальник отдела на территории республики Татарстан исполняет следующие должностные обязанности (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения) в рамках переданных полномочий: участвует в проверках, проводимых комитетом; осуществляет региональный государственный экологический надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения; осуществляет федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; осуществляет управление охраной, воспроизводством объектов животного мира и регулирование использования объектов животного мира; соблюдает требования законодательства в области охраны окружающей среды; участвует в проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц; предупреждает, выявляет и пресекает нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; разъясняет нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; рассматривает письменные обращения государственных органов, юридических лиц и граждан по вопросам, относящимся к сфере ведения отдела; организует и осуществляет регулирование численности объектов животного мира в установленном порядке; ведет государственный учет численности объектов животного мира; проводит сбор сведений для ведения государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира; выдает разрешения на добычу охотничьих ресурсов; осуществляет охрану водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах; осуществляет меры по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам; представляет в комитет отчеты, информацию по установленным формам, а также иные запрашиваемые сведения; рассматривает заявления о замене и выдаче охотничьих билетов единого федерального образца; подписывает и выдает охотничий билет единого федерального образца; составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях, применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушений в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; участвует в проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц; осуществляет оперативное руководство дирекций особо охраняемых природных территорий регионального значения на подведомственной территории, за исключением научной деятельности.

Согласно служебной записке начальника отдела мониторинга животного мира Валеева И.Р., направленного в адрес председателя Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам Баткова Ф.С. указано, что начальник районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного, растительного мира и особо охраняемых природных территорий по Тукаевскому району Яцук П.Б. допускает публичные нелицеприятные высказывания в средствах массовой информации о деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам и его руководителях и сотрудниках, в частности в электронной газете «Chelny-biz.ru» от 28 сентября 2019 года (статья «Мои начальники - бывшие полицейские» - охотинспектор Тукаевского района рассказал о травле»). Данная информация носит дискредитирующий характер и направлена на опорочивание деловой репутации сотрудников Комитета. Аналогичная информация Яцуком П.Б. также направлена в адрес Президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н. Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственному служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности. Просит рассмотреть возможность проведения служебной проверки по указанным фактам. К служебной записке приложено письмо Яцука П.Б., адресованное в адрес Президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н.

Приказом государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам №295-од от 03 октября 2019 года в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 29 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № З-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» и на основании служебной записки начальника отдела мониторинга животного мира Валеева И.Р. от 03 октября 2019 года, приказано провести в отношении начальника районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного, растительного мира и особо охраняемых природных территорий по Тукаевскому району Яцука П.Б. служебную проверку. Утвержден состав комиссии по проведению служебной проверки, указано предоставить председателю комиссии в срок до 03 ноября 2019 года на утверждение заключение служебной проверки вместе с приобщенными к нему материалами.

Письмом от 03 октября 2019 года №207-вн Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам предупредил Яцука П.Б. о проведении в отношении него служебной проверки, направлены копии приказа от 03 октября 2019 года №295-од, служебная записка Валеева И.Р. от 03 октября 2019 года, письмо Президенту РТ.

Из объяснительной Яцука П.Б. следует, что в информации, на которую указывает И.Р. Валеев как на «дискредитирующую», содержатся только совершенно достоверные данные, подтверждаемые документами и фактами о которых также достоверно известно Валееву И.Р. Аналогичные факты изложены и в обращении к Президенту Республики Татарстан. Каждый изложенный факт он может подтвердить (и это уже неоднократно делал при проведении предыдущих служебных проверок) документами, аудио-видео материалами и другими доказательствами. Инициирование со стороны Валеева И.Р. служебной проверки по данному вопросу он расценивает как продолжение оказания давления на него за его принципиальную позицию по вопросам учета объектов животного мира и допущенных нарушениях.

В заключении служебной проверки, утвержденной Председателем Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам Батковым Ф.С. от 25 октября 2019 года указано, что в служебной записке начальника отдела мониторинга животного мира Валеева И.Р. от 03 октября 2019 года сообщается, что начальник районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного и растительного мира и особо охраняемых природных территории по Тукаевскому району Яцук П.Б. допускает публичные нелицеприятные высказывания средствах массовой информации о деятельности Комитета, в частности в Электронной газете «Chelny-biz.ru» от 28 сентября 2019 года (статья «Мои начальники - бывшие полицейские» - охотинспектор рассказал о травле»). Аналогичная информация Яцуком П.Б. также направлена в адрес Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова. Валеев И.Р. ссылается на нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» относительно запрета публичных высказываний, суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности. В письменном объяснении от 08 октября 2019 года Яцук П.Б. сообщает, что каждый изложенный факт, в том числе изложенные и в обращении к Президенту Республики Татарстан, может подтвердить (и это уже неоднократно делал при проведении предыдущих служебных проверок) документами, аудио-видео материалами и прочими доказательствами. Пояснений относительно несоблюдения требований статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, к указанной в служебной записке Валеева И.Р., от Яцука П.Б. не поступало. Яцук П.Б. высказывался в средствах массовой информации о деятельности комитета, в частности в электронной газете «Chelny-biz.ru» от 28 сентября 2019 года и Президенту Республики Татарстан от 02 сентября 2019 года о том, что руководством Комитета в 2018-2019 годах были поданы недостоверные сведения о количестве лосей в республике, значительно превышающих количество кабанов и даже лисиц, тем самым ГК ввел Президента Республики Татарстан в заблуждение при подготовке указа Президента Республики Татарстан об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Татарстан (вх. от 05 сентября 2019 года № 301/обр). 03 октября 2019 года Яцук П.Б. вновь дал интервью в Бизнес газете о деятельности Комитета и решений руководства Комитета (статья «Ни лося, ни мяса, ни денег: охотники челнов пожаловались Минниханову».). Однако представлением Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры от 17 мая 2019 года № 28ж-2019/8 установлен факт нарушения требований действующего законодательства Комитетом при осуществлении государственного мониторинга охотничьих ресурсов на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, а именно нарушение требований приказа Минприроды России от 11 января 2012 года № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета», которое могло повлечь ущемление прав и законных интересов юридических лиц - охотпользователей Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, а также определенного круга лиц, осуществляющих охоту на указанной территории. По данному факту Комитетом проводилась служебная проверка. В ходе проверки было установлено, что составление Яцуком П.Б. акта о мотивированном отказе в принятии ведомостей зимнего маршрутного учета, которые ему не предоставлялись, противоречит приказу Минприроды России от 11 января 2012 года № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета». В соответствии с должностным регламентом начальника районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного, растительного мира и особо охраняемых природных территориях по Тукаевскому району от 15 декабря 2017 года в должностные обязанности Яцука П.Б., как государственного гражданского служащего, входит обязанность соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. Пунктами 3.2, 3.3 данного должностного регламента установлена обязанность соблюдать ограничения, запреты в соответствии с федеральным законодательством о государственной гражданской службе. Яцук П.Б. ознакомлен с должностным регламентом под роспись 08 февраля 2018 года. Аналогичные требования прописаны и в служебном контракте Яцука П.Б., с которым он ознакомлен под роспись 09 октября 2017 года. К тому же в служебном контракте прописана обязанность соблюдения правил профессиональной-этики и служебного поведения государственных гражданских служащих, предусмотренных Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан, утвержденных Указом Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 года № УП-142, а также ответственность за нарушение вышеуказанных правил (пункты 2.3 и 9.5 служебного контракта). Вышеуказанные Яцуком П.Б. публичные высказывания, суждения и оценки, том числе в средствах массовой информации, в отношении руководства Комитета его решений, являются недопустимыми и выходят за пределы его полномочий. На основании вышеизложенного, комиссия предлагает служебную проверку считать законченной.

За несоблюдение требований, установленных п.10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 года № УП-142 привлечь начальника районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного, растительного мира и особо охраняемых природных территорий по Тукаевскому району Яцука П.Б, к дисциплинарной ответственности, установленной статьей 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Заключение подписано всеми членами комиссии.

Приказом Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам №345-од от 12 ноября 2019 года, за несоблюдение требований, установленных пунктом 10 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», руководствуясь статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Яцуку П.Б. объявлено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Основание заключение служебной проверки, утвержденное председателем Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам Батковым Ф.С., от 25 октября 2019 года. Указано на необходимость ознакомления с указанным приказом Яцука П.Б.

10 декабря 2019 года Яцук П.Б. обратился в адрес Председателя Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам Баткову Ф.С. с просьбой отменить приказ №345-од от 12 ноября 2019 года.

В материалы дела Яцуком П.Б. также приложены:

- вырезка из статьи «Проталкивают документ, по которому будут хищнически истреблять зверей» от 27 марта 2019 года, электронной газеты «Chelny-biz.ru», в которой указано « …Казанское руководство своего местного представителя уже просто не слышит, считая, что у чиновника есть личная неприязнь к охотпользователю, рассказывают охотники. Сам Павел Яцук подтверждает, что уже второй год подряд находит нарушения в отчетах РОООиР. В 2018 году с 1 января по 28 февраля проходил учет зверей. По утвержденным зимним маршрутам ходят представители охотпользователя и считают переходы зверей, после чего карточки сдают мне на проверку. После принятия или непринятия маршрутов и проведения публичных слушаний вся информация отправляется на экологическую экспертизу в столицу. Таков порядок, – пояснил Яцук. – При проверке я выявил очень много нарушений и в итоге не принял их маршруты. Акт о мотивированном отказе у меня есть. Мы проводили слушания в прошлом году, было решение не выделять им квоты на копытных. Но уже летом я узнал о выделении лицензии. С прошлого года, когда я не принял маршруты, начались гонения. Мне открыто говорили: «Увольняйся, ты нам неугоден!». Я уже два года под этим давлением хожу. У меня служебная проверка за проверкой, чего они только не устраивали, чтобы уволить меня по статье! Было служебное расследование. Дважды меня наказали – в марте и в апреле. С сентября по декабрь я был на больничном, а когда вышел - готовый приказ об увольнении. Юристы советовали обжаловать его, поскольку правда на моей стороне. Я решил до этого не доводить. В феврале написал заявление об увольнении на конец мая. В 2019 году история повторилась. Они мне принесли копии карточек, оригиналы отдавать отказались, – продолжает Яцук. – «Мы же знаем, что ты нас зарубишь», – сказали мне. Ну как зарублю? Если данные совпадают с моими проверками, то я их приму. Если где-то опять фальсификация, естественно, не приму. Руководство мне сказало: «Подписывай! А мы сами тут решим». В итоге 21 марта на общественных слушаниях я услышал от них такое в свой адрес! Якобы все, что я говорю, это чушь. Но у меня есть подтверждения. Восстанавливать зверя в челнинском охотхозяйстве надо как минимум два года!»

- вырезка из статьи «Мои начальники- бывшие полицейские» охотинспектор Тукаевского рассказал о травле» от 15 августа 2019 года, электронной газете «Chelny-biz.ru», в которой указано «…Я тогда говорил, что зверя в челнинском хозяйстве нет, отказывался подписывать документы. А они тогда все сертифицировали («сфальсифицировали») и отправили в Москву, а потом после проверки отправили президенту на подпись. В этом году произошло то же самое. Их безнаказанность ведет к более пагубным вещам в дальнейшем. Я до сих пор подозреваю их в сговоре с охотхозяйством, но мне надо осмелиться и написать заявление в следственный комитет, потому что у меня есть необходимые доказательные материалы. Охотники тогда отправили коллективную жалобу в прокуратуру. Правоохранительные органы должны были начать проверку. Но стоило моему начальству несколько раз посетить кабинеты в прокуратуре, представление пришло уже на меня. Что я не соответствую должности и являюсь основным виновником происходящего. Хотя люди жаловались непосредственно на них. Я сейчас все опротестовываю…»;

- вырезка из статьи «Ни лося, ни мяса, ни денег» охотники Челнов пожаловались Минниханову» от 03 октября 2019 года, электронной газете «Chelny-biz.ru», в которой указано «…Павел Яцук: «По учету охотобщества данные одни, а по моим контрольным проверкам — совсем другие. Если мне в угодьях 6–10 лосей с натяжкой встретилось, то, по их данным, 62 лося! Все это делается для того, чтобы получить разрешение на добычу и продать его людям подороже… О том, как это происходит, подробно рассказал «БИЗНЕС Online» начальник отдела управления охраны животного и растительного мира (входит в госкомитет РТ по биоресурсам) по Тукаевскому району Павел Яцук, который всецело поддерживает местных охотников: «Когда составление ЗМУ заканчивается, мне приносят акты, в которых указывают, сколько живности встретилось на маршруте. Лосей — столько-то, зайцев — столько-то. Получается, что по учету охотобщества данные одни, а по моим контрольным проверкам — совсем другие. Если мне в угодьях 6–10 лосей с натяжкой встретилось, то, по их данным, 62 лося! Простой вопрос: кого в Татарстане больше — кабанов или лосей? Кабаны более пластичный вид — они рожают от 4 до 12–15 детенышей, а лось — только одного-двоих. Соответственно, кабана всегда должно быть в 4–5 раз больше, чем лося. Это реалии нашей Закамской зоны! И подсчет кабана довольно точный, потому что его считают на подкормочных площадках, а не по следовой активности. Так вот в прошлом году кабанов якобы насчитали 5 765, в этом году — 6 тысяч, а лосей у нас в прошлом году было 8 416, а в этом году — уже 9 641! Это на весь Татарстан — на 6 миллионов гектаров. Причем лесные угодья составляют лишь 18 процентов от данной площади. То есть за год почти на 1,5 тысячи число особей выросло. Я с этими сведениями в корне не согласен, потому что знаю, что творится в районе и республике. Все это делается для того, чтобы получить разрешение на добычу и продать его людям подороже. Естественно, я эти отчеты охотхозяйства не подписал, составив акты о мотивированном отказе…».

Стороной ответчика суду также представлен акт проверки Государственной инспекции труда в Республике Татарстан №16/7-228-20-ОБ/12-2143-И/217-7 от 25 февраля 2020 года, согласно акту проводилась проверка по факту привлечения Яцука П.Б. к дисциплинарной ответственности, инспекцией труда нарушений не выявлено.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются: выяснение вопросов о том, был ли вызван дисциплинарный поступок Яцука П.Б. уважительными причинами; принимал ли работодатель надлежащие меры к выяснению причин дисциплинарного проступка Яцука П.Б., соблюден ли порядок проведения служебной проверки в отношении Яцука П.Б., при наложении дисциплинарного взыскания учитывалась ли тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

Исследовав и оценив согласно нормам статей 67-71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные сторонами письменные доказательства, выслушав доводы сторон, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца по следующим основниям.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, не отрицалось сторонами, подтверждено самим Яцуком П.Б., в средствах массовой информации, а именно в электронной газете «Chelny-biz.ru» Яцуком П.Б. действительно было дано интервью, затрагивающее сведения служебной деятельности истца.

Наличие указанного интервью, на которое ссылается ответчик, как на дискредитирующие и умаляющее его авторитет (а также иных представленных истцом статей, для ясности и понимания о чем речь), подтвержден факт публичных высказываний Яцука П.Б. и критичное суждение о деятельности органа, в котором он служит службу.

Доводы Яцука П.Б., указанные в исковом заявлении и высказанные в ходе рассмотрения дела, о пропуске работодателем срока привлечения его к дисциплинарной ответственности, судом признаются не состоятельными.

В силу частей 2, 4 статьи 58 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Согласно части 6 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть 5 статьи 58 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Судом установлено, что фактически о факте дисциплинарного проступка со стороны Яцука П.Б., в частности о даче им интервью, путем высказывания о Госкомитете комитету стало известно 03 октября 2019 года после получения служебной записки Валеева И.Р. от 03 октября 2019 года, и в ходе служебной проверки, проведенной составом комиссии, утвержденным 03.10.2019 года приказом о её проведении №295-од от 03 октября 2019 года, со сроком до 03 ноября 2019 года. Следовательно, согласно нормам статьи 59 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срок для привлечения к дисциплинарной ответственности за указанный дисциплинарный проступок работодателем не пропущен.

Общие принципы и правила служебного поведения государственных служащих установлены в Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан, утвержденных Указом Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 года №УП-142, среди которых установлено, что государственный гражданский служащий призван воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего.

Пунктом 10 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

Согласно ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что Яцук П.Б. 15 августа 2019 года дал интервью в электронной газете «Chelny-biz.ru», в котором высказал свои суждения о деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам. Указанное обстоятельство истец подтвердил в судебном заседании, указывая, что действительно сказал о том, «что отказался подписывать документы, а госкомитет тогда сфальсифицировал и отправил в Москву, а потом после проверки президенту на подпись», поскольку действительно госкомитет фальсифицирует и предоставляет ложные сведения о количестве лосей. При этом он говорил правду и в соответствии с Конституцией имеет на это право. Не отрицая указанное обстоятельство, и обосновывая свои высказывания правдой и свободой слова, истец, тем самым подтверждает вышеуказанное обстоятельство. В то же время судом изложенное выше высказывание, опубликованное в газете, может быть оценено лишь как публичное высказывание о деятельности комитета в форме критичного суждения, дискредитирующего и умаляющего авторитет государственного органа, поскольку истцом заявляется о подложности - фальсификации предоставляемых сведений.

Тем самым, Яцук П.Б. нарушил прямой запрет, связанный с прохождением государственной гражданской службы, установленный п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»; кроме того, согласно должностному регламенту начальника районного (межрайонного) отдела по государственному надзору в сфере животного, растительного мира и особо охраняемых природных территорий, утвержденному председателем Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам 15 декабря 2017 года, с которым Яцук П.Б. был ознакомлен под подпись, в должностные обязанности Яцука П.Б. не входят публичные высказывания, суждения и оценка деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам в средствах массовой информации.

Факт дачи интервью и характер высказываний, сделанных им в ходе интервью Яцук П.Б. не оспаривал, таким образом, у Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам основания для привлечения Яцука П.Б. к дисциплинарному взысканию имелись.

Доводы Яцука П.Б. о свободе слова и правдивости им сказанного не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, в настоящем случае согласно ФЗ «О госслужащем» установлен запрет на публичные высказывания, который он нарушил, преследовал ли он цели правдивости либо опорочивания юридического значения не имеют, поскольку как юридически, так и фактически он не имел права и был обязан в соответствии с занимаемым должностным положением не допускать изложенных выше высказываний о деятельности комитета и своего руководства в средствах массовой информации.

Суд считает, что примененное дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном соответствии соответствует тяжести совершенного Яцуком П.Б. дисциплинарного проступка, предыдущему отношению к труду (поощрений по службе не представлено, имеют место больничные листы и решения судов по ранее имевшим место спорам), всем иным юридически значимым обстоятельствам, суд соглашается с оценкой действий ответчика по привлечению Яцука П.Б. к дисциплинарной ответственности, о наличии оснований для привлечения Яцука П.Б. к дисциплинарной ответственности в виде неполного должностного соответствия согласно нормам Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, а также о соблюдении ответчиком порядка и сроков применения дисциплинарного взыскания, на основании изложенного суд приходит к выводу о том, что настоящий иск на законе не основан и удовлетворению не подлежит.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Яцука П.Б, к Государственному комитету Республики Татарстан по биологическим ресурсам об отмене приказа № 345-од от 12 ноября 2019 года о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения через Тукаевский районный суд Республики Татарстан.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Ибрагимова Э.Ф.