2-277/2020
56RS0032-01-2020-000094-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 25 февраля 2020 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Ю.А.,
при секретаре Титановой Э.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителей ответчиков ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ к ФИО5, ФИО6 о признании незаконной регистрации и исключении из государственного реестра,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Соль-Илецкий городской округ обратилась с вышеназванным иском указав, что с 14.09.2006 г. ФИО5 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория- земли <данные изъяты> Земельный участок был расположен в границах АО «<данные изъяты>». Из названного участка было образовано три контура: №, площадью <данные изъяты> кв.м.; №, площадью <данные изъяты> кв.м.; №, площадью <данные изъяты> кв.м. 13.05.2019 г. ФИО5 подал в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области документы о разделении земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. на 7 земельных участков: №, площадью <данные изъяты> кв.м.; №, площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; №, площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м. По мнению администрации, данные земельные участки сформированы вне границ размещения земельного участка, не на землях общей долевой собственности ОА «<данные изъяты>», а на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Полагают, что при формировании земельных участков произошел незаконный захват земель, находящихся в государственной собственности. Просила суд признать незаконной регистрацию и аннулировать из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: №
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, пояснил, что основанием для признания незаконной регистрации земельных участков, является то, что она прошла без учета интересов администрации, полагал, что нарушения, допущенные при регистрации земельных участков, выразились в том, что не была проведена процедура согласования местоположения границ земельных участков.
Ответчики ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом по правилам гл. 10 ГПК РФ, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ФИО5- ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил, что регистрация земельного участка принадлежащего ФИО5 проведена в 2006 году, позже он произвел раздел принадлежащего ему земельного участка, извещение о согласовании местоположения границ земельного участка было опубликовано в газете «Илецкая защита» от 23.03.2019 г. №, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика ФИО6- ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что Определением Верховного Суда РФ от 07.10.2015 г. определена позиция по поводу многоконтурных земельных участков, где указано, что в случае частичного наложения одного или нескольких контуров с другими земельными участками, необходимо предъявлять исковые требования об уточнении границ земельного участка, но никак не по прекращению регистрации. ФИО6, на основании договора дарения, заключенного с ФИО5 принадлежит земельный участок с кадастровым номером №. На момент заключения договора дарения ФИО5 являлся собственником спорного земельного участка, т.е. обладал правоспособностью в отношении земельного участка. Просил отказать в удовлетворении иска, поскольку оснований для признания регистрации земельных участков незаконной, не имеется.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся ответчиков.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО5 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., земельный участок расположен в <адрес> При образовании, земельный участок состоял из трех обособленных земельных участков: № площадью <данные изъяты> кв.м.; №, площадью <данные изъяты>.м.; №, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов № (л.д. 48-67).
14.05.2019 г. на основании заявления ФИО5 о государственном учете изменений объекта недвижимости, межевого плана от 13.05.2019 г. извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, опубликованного в газете «Илецкая защита» от 23.03.2019 г. добавлены новые обособленные участки: №, что подтверждается материалами реестрового дела № (л.д. 68-123).
На основании договора купли- продажи от 07.06.2019 г. зарегистрировано право собственности ФИО2 на земельный участок № что подтверждается материалами реестрового дела № (л.д. 37-47).
Из анализа исследованных доказательств следует, что регистрация права собственности спорных земельных участков произведена в соответствии с действующим законодательством, правовых оснований для признания регистрации недействительной и аннулировании сведений о спорных земельных участков у суда не имеется.
По смыслу положений статей 11, 12 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов их защиты.
В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Так, в силу части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровые работы - это работы в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных этим Федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету (часть 4.1)
В случаях, установленных указанным Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном указанным Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Довод представителя истца о том, что при регистрации земельных участков, не была проведена процедура согласования, является несостоятельным, поскольку отсутствие в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельного участка при его образовании или уточнении границ, обусловленное нарушением установленного законом порядка межевания или возражениями заинтересованного лица (правообладателя смежного земельного участка или земель, государственная собственность на которые не разграничена), свидетельствует о наличии спора о границе такого земельного участка.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, пояснения сторон, суд приходит к выводу о том, что между сторонами фактически имеется спор о границах земельных участков.
С учетом изложенного, при наличии спора о границах земельных участков, обращение в суд с требованием о признании незаконной регистрации и аннулировании сведений из ЕГРН о спорных земельных участках не соответствует предусмотренным законом способам защиты.
Согласно статье 12 ГК РФ нарушенное гражданское право (законный интерес) подлежит защите способом, указанным в законе.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Абзацем 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.
При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья: Сидоренко Ю.А.
Решение в окончательном форме изготовлено 03.03.2020 г.
Судья: Сидоренко Ю.А.