Дело № 2–277/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2016 года пос. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,
при секретаре Чикуновой Е.С.,
с участием представителя истца – прокурора Шалинского района Свердловской области Фамутдинова Д.Т.,
представителя ответчика – администрации Шалинского городского округа Свердловской области по доверенности Сюкосева А.В.,
ответчиков: Курдюковой Т.Б., Авдеевой Е.М., Бессоновой Н.С., Б.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района в интересах муниципального образования «Шалинский городской округ» к администрации Шалинского городского округа о признании незаконными: муниципальной долгосрочной целевой программы и подпрограммы, признании действия администрации Шалинского городского по предоставлению Курдюковой Т.Б. и члену ее семьи Т.А., Авдеевой Е.М. и членам ее семьи А.А., А.М., А.З., Бессоновой Н.С. и членам ее семьи Б.А.В., Б.К., Б.З. свидетельств на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем незаконными, а также к Курдюковой Т.Б. и члену ее семьи Т.А., Авдеевой Е.М. и членам ее семьи А.А., А.М., А.З., Бессоновой Н.С. и членам ее семьи Б.А.В., Б.К., Б.З. о взыскать с ответчиков солидарно в доход бюджета Шалинского городского округа неосновательного обогащения
у с т а н о в и л
Прокуратурой Шалинского района в апреле 2016 года проведена проверка исполнения Администрацией жилищного законодательства при предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий выплат из местного бюджета для обеспечения жильем, по результатам которой выявлены нарушения, подлежащие устранению.
Так, постановлением Администрации от 13.06.2012 № 527 утверждена муниципальная долгосрочная программа «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа на 2012-2015 годы» (далее - Программа). В соответствии с пунктом 15 постановления Администрации от 27.01.2014 № 52 «О внесении изменений в постановление администрации Шалинского городского округа от 11 декабря 2013 года № 1234 «Об утверждении муниципальной программы «Социально-экономическое развитие Шалинского городского округа до 2016 года», в перечень подпрограмм муниципальной программы «Социально-экономическое развитие Шалинского городского округа до 2016 года» включена подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа на 2014-2016 годы» (далее - Подпрограмма). Постановлением Администрации от 16.10.2015 № 1004 в муниципальную программу «Социально-экономическое развитие Шалинского городского округа до 2016 года» внесены изменения, согласно которым Подпрограмма признана утратившей силу. Однако Положения Подпрограммы, за исключением сроков реализации и объемов финансирования, полностью дублируют положения Программы.
Целью и основной задачей реализации Подпрограммы и Программы является улучшение жилищных условий работников муниципальных учреждений и муниципальных служащих путем предоставления социальных выплат для строительства (приобретения) жилых помещений, реконструкции индивидуальных жилых домов, уплаты ипотечного жилищного кредита (займа), уплаты потребительского кредита, использованного для приобретения жилых помещений. В ходе реализации Программы и Подпрограммы её участниками стали 7 человек, 3 из которых получили социальные выплаты.
Постановлением Администрации от 26.07.2012 № 707 ответчик Курдюкова Т.Б. включена в состав участников мероприятий Подпрограммы как муниципальный служащий. ДД.ММ.ГГГГ Курдюковой Т.Б. и Т.А., являющейся членом ее семьи, выдано свидетельство № на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем в размере 325 500 рублей.
Постановлением Администрации от 14.08.2012 № 787 Авдеева Е.М. включена в состав участников мероприятий Подпрограммы как муниципальный служащий. ДД.ММ.ГГГГ Авдеевой Е.М. и членам ее семьи А.А., А.М., А.З., выдано свидетельство № на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем в размере 684 800 рублей.
Постановлением Администрации от 07.03.2014 № 183 Бессонова Н.С. включена в состав участников мероприятий Подпрограммы как работник муниципального учреждения. ДД.ММ.ГГГГ Бессоновой Н.С. и членам ее семьи Б.А.В., Б.К., Б.З. выдано свидетельство № на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем в размере 702 000 рублей.
По мнению прокурора Положения Подпрограммы и Программы противоречат требованиям законодательства о местном самоуправлении и жилищного законодательства, то есть законодательству, имеющему большую юридическую силу, приняты Администрацией по вопросу, не относящемуся к компетенции данного органа местного самоуправления, так как федеральным законодателем и законодателем субъекта Российской Федерации не предоставлено органу местного самоуправления городского округа полномочий по определению категорий граждан в целях обеспечения их жильем.
Прокурор Шалинского района обратился в интересах муниципального образования «Шалинский городской округ» к администрации Шалинского городского округа (далее Администрация) о признании незаконными: муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации от 13.06.2012 № 527; подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа на 2014-2016 годы» муниципальной программы «Социально-экономическое развитие Шалинского городского округа до 2016 года», утвержденной постановлением Администрации от 27.01.2014 № 52; признании действий Администрации по предоставлению Курдюковой Т.Б. и Т.А., являющейся членом ее семьи свидетельства на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными; признании действий Администрации по предоставлению Авдеевой Е.М. и членам ее семьи А.А., А.М., А.З. свидетельства на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными; признании действий Администрации по предоставлению Бессоновой Н.С. и членам ее семьи Б.А.В., Б.К., Б.З. свидетельства на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем от 14.03.2014 № 1 незаконными; взыскании солидарно с Курдюковой Т.Б., Т.А. (в лице законных представителей) в доход бюджета Шалинского городского округа неосновательное обогащение в размере 325 500 рублей; взыскании солидарно с Авдеевой Е.М., А.А., А.М. (в лице законных представителей), А.З. (в лице законных представителей) в доход бюджета Шалинского городского округа неосновательное обогащение в размере 684 800 рублей; взыскании солидарно с Бессоновой Н.С., Б.А.В., Б.К. (в лице законных представителей), Б.З. (в лице законных представителей) в доход бюджета Шалинского городского округа неосновательное обогащение в размере 702 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца – прокурор Шалинского района Фамутдинов Д.Т. заявленные требования поддержал, просит устранить указанные нарушения и вернуть денежные средства в местный бюджет, мотивируя тем, что общая сумма средств, выплаченных участникам программы, составила 1 712 300 рублей. Все документы, необходимые для принятия законного и обоснованного решения в материалах дела имеются, представлены сторонами. Пункт 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ трактует, что сама цель муниципальных органов, это учет муниципального жилищного фонда, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. То есть полномочия органов местного самоуправления, приведенные в п. 1 ст. 14 ЖК РФ, хотя и не являются исчерпывающими, но в любом случае должны соответствовать Конституции РФ, ЖК РФ, другим федеральным законам. Согласно положениям пунктов «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно положениям ч. 5 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», органам местного самоуправления дается возможность устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи. Но здесь не дается право устанавливать отдельные категории граждан. Здесь заключено, что эти отдельные категории граждан устанавливаются федеральным законом и законами субъектов РФ, поскольку это их ведение, установленное Конституцией РФ и ЖК РФ. Органам местного самоуправления согласно действующему законодательству не представлено право определения отдельных категорий граждан с целью предоставления им субсидий для улучшения жилищных условий. Но органы местного самоуправления могут нести расходы по обеспечению дополнительных социальных мер поддержки в отношении уже установленных действующим законодательством категорий граждан. Правовая сторона должна была быть проработана представителем Администрации, то есть юридической службой. Это ее функциональные обязанности давать правовую оценку нормативно-правовому акту. Основное нарушение в том, что органы местного самоуправления вышли за пределы своих полномочий и при разработке, утверждении и, в дальнейшем, реализации муниципальной долгосрочной Программы и впоследствии Подпрограммы в рамках муниципальной Программы, в связи с этим остальные действия, решения являются незаконными, поэтому просит признать их незаконными, и обязать ответчиков возвратить незаконные выплаты.
Представитель ответчика – Сюкосев А.В. заявленные прокурором требования не признал, показав, что оспариваемые муниципальные программы и внесение изменений в них не противоречит требованиям законодательства со стороны органа местного самоуправления, жилищному законодательству в совокупности. Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органам местного самоуправления в жилищной сфере, не является исчерпывающим, что следует из п.п. 10 п. 1 ст. 14 ЖК РФ. Перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений в ЖК РФ сформулирован как открытый. К компетенции органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами относятся иные вопросы. К другим законам в частности относится и Закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно абз. 2 ч. 5 ст. 20 названного Закона, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. Так и называлась программа, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В совокупности с этим в силу п. 1 ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципального образования относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, это сугубо полномочие муниципального образования, но с некоторыми изъятиями в отношении Шалинского городского округа. В соответствии с п. 1 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральным законом вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения от имени муниципального образования по договору соглашения по данным вопросам. В соответствии с п. 2 ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что муниципальное образование вправе устанавливать своими муниципальными правовыми актами расходные обязательства по вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъектов РФ федеральными законами, законами субъектов РФ за счет средств собственного бюджета. Таким образом, по его мнению, Администрация вправе была принять постановление от 13.06.2012 № 527, и установить условия и порядок предоставления мер социальной поддержки социальным группам отдельной категории граждан, а также принять в дальнейшем постановление о внесении в него изменений. Поскольку предоставление мер социальной поддержки гражданам, о которых идет речь, является расходным обязательством Шалинского городского округа, определение круга граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки является правом Шалинского городского округа, это установлено судебной практикой. Законность вынесенного постановления подтверждается следующими обстоятельствами. Согласно положениям ст. 179 БК РФ, принятие муниципальных программ, а также порядка их подготовки отнесено к полномочиям местной администрации. Порядок принятия решений о разработке целевых программ и формирование реализации, оценки эффективности на территории Шалинского городского округа утвержден постановлением Администрации от 24.11.2011 № 923 — порядок разработки программы. В соответствии со ст. 32 Устава Шалинского городского округа, постановление Администрации от 13.06.2012 № 527 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы обеспечение жильем отдельной категории граждан на территории Шалинского городского округа на 2012-2015 г.г.» опубликовано в официальном средстве массовой информации — газете «Шалинский вестник» № 33 от 05.07.2012. Кроме того, по его мнению, по КАС РФ нарушены сроки обращения в суд. По мнению прокурора - ему стало известно о выявленных нарушениях с момента начала проверки, они с этим не согласны. Срок должен течь не с момента начала проверки, как полагает прокурор, а когда само публичное образование после официального опубликования в официальном средстве массовой информации в лице всех ее жителей узнало из средств массовой информации о нарушении своих прав в декабре 2012. Согласно п. 5 приказа Генпрокуратуры, опубликованном в средстве массовой информации «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы», этот приказ действует с 2009 г., задолго до принятия оспариваемых программ, установлено, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц подлежат изучению соответствующим органом прокуратуры в течение 1 месяца со дня принятия. В письменном заключении Правительства Свердловской области по указанном проекту бюджета от 18.12.2013 установлен ряд замечаний по проекту местного бюджета, подлежащим исправлению. В тоже время, указанное заключение правительства, подписанное председателем Правительства Паслером, не содержит сведений о нарушениях органом местного самоуправления законодательства в части нарушения расходов по вышеуказанной целевой статье - строка 242 Приложение 6. Нарушений Министерством финансов не установлено, что подтверждено председателем Правительства области. Аналогичное заключение имеется на проект бюджета на 2015 год. Эти заключения родились не произвольно, а в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 10 Положения, Министерство финансов Свердловской области готовит заключение о соответствии требованиям бюджетного законодательства РФ, внесенных представительными органами муниципальных образований Свердловской области проекта местного бюджета на очередной год и плановый период в случае, предусмотренном п.п. 2 п. 4 ст. 136 БК РФ. Это те самые муниципальные образования, которые являются дотационнными, в районе дотационность составляет более 80 %, то есть это обязанность проведения подобного заключения, выявление нарушений. Таким образом, полномочный орган государственной власти Свердловской области счел правомерным наличие в проекте местного бюджета целевой статьи обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа, ее соответствие БК РФ. Обращение в суд, и иные меры принуждения не использованы. Просит в исковых требованиях прокурору отказать.
Ответчики Курдюкова Т.Б., Авдеева Е.М., Бессонова Н.С. и Б.А.В. иск не признали, пояснив, что нуждались в этих социальных выплатах для улучшения своих жилищных условий, поддержав доводы, изложенные представителем ответчика Сюкосевым А.В..
Ранее участвовавший в судебном заседании ответчик А.А. поддержал доводы представителя ответчика, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя истца - прокурора Фамутдинова Д.Т., представителя ответчика Сюкосева А.В., явившихся ответчиков Курдюкову Т.Б., Авдееву Е.М., Бессонову Н.С. и Б.А.В., мнение специалиста, изучив заключение прокурора и отзыв ответчика - Администрации, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Так, 13.06.2012 Администрацией утверждена и действовала Программа, которая впоследствии была включена как Подпрограмма в муниципальную программу «Социально-экономическое развитие Шалинского городского округа до 2016 года» и постановлением Администрации от 16.10.2015 № 1004. Подпрограмма признана утратившей силу (№
Целью и основной задачей Программы, а затем и Подпрограммы является улучшение жилищных условий работников муниципальных учреждений и муниципальных служащих - путем предоставления социальных выплат для строительства (приобретения) жилых помещений, реконструкции индивидуальных жилых домов, уплаты ипотечного жилищного кредита (займа), уплаты потребительского кредита, использованного для приобретения жилых помещений.
В ходе реализации этих программных документов её участниками стали 7 человек, 3 из которых получили социальные выплаты:
Как установлено – ответчик Курдюкова Т.Б. является муниципальной служащей, и постановлением Администрации № 707 от 26.07.2012 включена в состав участников программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа на 2012-2015 годы», изъявившую желание получить социальную выплату в рамках реализации программы, и получила свидетельство № 1 о праве на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем с членом семьи – Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на сумму 325 500 рублей (№).
Ответчик Авдеева Е.М. является муниципальной служащей, и постановлением Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ включена в состав участников программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа на 2012-2015 годы», изъявившую желание получить социальную выплату в рамках реализации программы, и получила свидетельство № о праве на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем с членами семьи – А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., А.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на сумму 684 800 рублей (№).
Ответчик Бессонова Н.С. является муниципальным работником, и постановлением Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ включена в состав участников программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа на 2012-2015 годы», изъявившую желание получить социальную выплату в рамках реализации программы, и получила свидетельство № 1 о праве на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем с членами семьи – Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Б.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Б.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на сумму 702 000 рублей (№).
Из пояснений специалиста Мошевой Е.А. следует, что в Контрольно-ревизионное управление (далее - КРУ) Шалинского городского округа в мае 2012 поступил проект муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение отдельных категорий граждан на территории Шалинского ГО». Было проведено экспертно-аналитическое мероприятие - определение соответствия этого проекта нормативно- правовым актам, оценка соответствия поставленных в проекте целей, задач, показателей прогнозам социально-экономического развития, оценка экономической обоснованности, достоверности объема ресурсного обеспечения программам. Для того чтобы им вообще рассмотреть правильность долгосрочных муниципальных программ, БК РФ предусмотрено, что на местном уровне могут приниматься долгосрочные целевые программы в соответствии с порядком, который разрабатывается в местной администрации. Порядок по принятию долгосрочных программ был. В программе были предусмотрены расходы на осуществление мероприятий по реализации этой программы. Согласно БК РФ расходные обязательства также возникают при принятии муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам. В соответствии с ФЗ-131 было рассмотрено вообще, вправе ли оказывать расходы на данное направление, что также было подтверждено, что органы местного самоуправления вправе оказывать дополнительные меры социальной поддержки. В дальнейшем, согласно указаниям о порядке бюджетной классификации расходы на реализацию данной программы предусмотрены по подразделу социальное обеспечение населения, в котором по данному подразделу подлежат отражению расходы бюджета, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан. В программе были предусмотрены социальные выплаты, то есть программа соответствует нормативным документам, которые регламентируют принятие программ, расходы тоже в рамках установленных бюджетной классификации подраздела. Соответственно, раз нормативный акт может быть принят, расходы могут быть, программа есть, порядок есть. Они в соответствие с порядком более подробно рассматривали сам проект. Там возникли вопросы. Потому что проект был направлен к ним на экспертизу в 2012 г., а программа предусматривала срок реализации с 2012, поэтому по результатам экспертизы было выдвинуто предложение о перенесении сроков реализации программы. Согласно БК РФ все программы должны быть приняты до начала финансового года, но при наличии средств в бюджете, данная программа была принята в 2012, в дальнейшем проходила ее реализация. Расходы по данной программе прошли. Вообще мероприятия, которые КРУ производит в соответствии с планом, так как в бюджете много разных расходов. Конкретно по расходам мероприятий не было. Конкретно было мероприятие по экспертизе проекта бюджета этой программы. Расходы произведены, годовые отчеты ежегодно сдаются в Министерство финансов, и в принципе, если бы возникли вопросы, что это недопустимо. Сдача годового отчета производится финансовым управлением. Им дается «бегунок», который они подписывают во всех отделах. Когда Дума утверждает головой отчет, эти вопросы рассматриваются. При экспертизе проекта решений Думы об исполнении бюджетов Шалинского ГО 2012,2013, 2014 г.г. по тому, что были произведены не целевые расходы по данным программам, не было. В период действия оспариваемых программ, какие-либо запросы со стороны прокуратуры, Минфина области, правительства области не поступали. Когда они проводят экспертизу проектов муниципальных правовых актов, всю информацию доводят до разработчиков. У них ежегодно проводится экспертиза проекта бюджета Шалинского ГО. Так как район дотационный, параллельно экспертизу их проекта, решения Думы о бюджете Шалинского ГО на очередной год проводит и Министерство финансов Свердловской области в соответствии с БК РФ. Ни разу вопросов о неправомочности предусмотрения расходов на реализацию данной программы, не было. Они работают на основании Положения о КРУ Шалинского ГО, где прописано, что КРУ приводится финансово-экономическая экспертиза муниципальных правовых актов. Делается заключение финансового управления, отдела экономики, затем предоставляется им, после проект со всеми заключениями направляется по порядку в Администрацию - юристу. Муниципальная программа была сделана по подобию областной, в программе ссылка на областную программу есть. Там также дается право работникам государственных областных учреждений. Получается, что работникам и служащим федеральных, областных учреждений можно, а муниципальным нет?
Проанализировав положения абзаца 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же п. 1 ст. 9, пунктов 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации представитель Администрации пришел к выводу, что муниципальное образование за счет своего бюджета может устанавливать расходные обязательства по вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных и муниципальных органов власти и не исключенных из компетенции органов власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, по его мнению, выплаты по Программе, которые представитель отнес к мерам социальной поддержки, Администрацией правомерно установлены и выплачены остальным ответчикам. Кроме этого, представитель ответчика сослался на заключение КРУ Шалинского городского округа от 28.05.2012, согласно которому по содержанию Программа соответствовала требованиям Порядка о разработке программ и по ресурсам имелась возможность обеспечить установленные в Программе отдельные категории граждан социальными выплатами для обеспечения жильем (№).
Суд считает, что данное толкование положений жилищного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления является произвольным и не основанным на законе, поскольку заключения органов финансового контроля (КРУ, Минфина), приведенные представителем ответчика как доказательства законности Программы и Подпрограммы не относятся к предмету спора, так как их целью, в том числе, в силу полномочий данных органов являлась для КРУ финансово-экономическая оценка данных документов, но не правовая. Для Минфина – проверка проекта решения о бюджете городского округа на его соответствие требованиям бюджетного законодательства. В рамках же заявленных требований прокурора необходима правовая оценка Программы и Подпрограммы на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, жилищному законодательству, и законодательству об общих принципах организации местного самоуправления.
Так, Конституцией Российской Федерации определено, что социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
На момент принятия оспариваемых Подпрограммы и Программы на федеральном уровне вопросы жилищных отношений регулировались Жилищным кодексом Российской Федерации (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно).
В соответствии п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлены ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, в числе которых полномочия по определению категорий граждан в целях предоставления им субсидий (социальных выплат) для приобретения (строительства) жилых помещений, реконструкции индивидуальных жилых домов, уплаты ипотечного жилищного кредита (займа), уплаты потребительского кредита, использованного для приобретения жилых помещений, а так же установлению порядка предоставления таких субсидий, отсутствуют.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения содержатся в п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава Шалинского городского округа (№).
Согласно п. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления, хоть и не являются исчерпывающими, но в любом случае должны соответствовать Конституции Российской Федерации, Жилищному кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам. Согласно положениям пунктов «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Из абзаца 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления могут устанавливать за счет средств местного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Определение отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите в жилищной сфере в соответствии с пунктами «ж» и «к» ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации, а также ст. 98 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к компетенции Российской Федерации и её субъектов.
Таким образом, федеральным законодателем и законодателем субъекта Российской Федерации не предоставлено органу местного самоуправления городского округа полномочий по определению категорий граждан в целях обеспечения их жильем.
При этом, на уровне федерального законодательства и законодательства Свердловской области не предусмотрены льготы, направленные на улучшение жилищных условий работников муниципальных учреждений и муниципальных служащих путем предоставления социальных выплат. Установление льготных категорий граждан не может быть произвольным и противоречить положениям федерального законодательства.
Таким образом, принимая Программу и Подпрограмму, Администрация вышла за пределы компетенции, определенной вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Согласно подпункту «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Данное обстоятельство указывает на нарушения требований, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Следовательно, по мнению суда, вследствие реализации оспариваемых муниципальных нормативных правовых актов Администрацией незаконно выданы, а Курдюковой Т.Б. Авдеевой Е.М., Бессоновой Н.С. и членами их семей получены свидетельства на получение социальной выплаты из местного бюджета, что повлекло неправомерное расходование средств местного бюджета в общей сумме 1 712 300 рублей. В связи с этим муниципальному образованию «Шалинский городской округ» причинены убытки в указанном размере.
В соответствии с положениями ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Значит, при утверждении и реализации Программы и Подпрограммы органы местного самоуправления вышли за пределы предоставленных им полномочий в сфере жилищного законодательства, в связи с чем, данные программные документы незаконные и влекут незаконные действия и решения. В связи с чем, денежные средства местного бюджета в виде социальных выплат для обеспечения жильем, полученные Курдюковой Т.Б. Авдеевой Е.М., Бессоновой Н.С. и членам их семей, подлежат возврату в бюджет городского округа, поскольку отсутствовали правовые основания для их предоставления.
Что касается ссылок представителя ответчика Сюкосева А.В. на порядок оспаривания Программы и Подпрограммы то суд пришел к следующему.
Согласно разъяснения пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.07.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт являются, издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанным на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как видно – муниципальная Программа, тем более Подпрограмма не относятся к нормативным правовым актам, поскольку не включают в себя норм права и правил поведения, а являются документами финансового планирования, содержащими комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решения задач социально-экономического развития муниципального образования. Программа адресована для конкретных исполнителей и прекращает свое действие по достижению определенных в ней целей.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов рассматриваются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке искового производства, поскольку имеет место спор о праве на получение социальных выплат с целью улучшения жилищных условий ответчиков (ч. 3 ст. 263, ч. 3 ст. 310 ГПК РФ).
Кроме этого, в иске заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения, которое также должно рассматриваться в порядке искового производства, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Что касается пропуска срока исковой давности прокурором, то согласно п. 1 ст. 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его истечение начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. О том, что в результате реализации незаконных муниципальных правовых актов произошло неосновательное обогащение за счет средств дотационного муниципального образования, как видно из иска – прокуратура Шалинского района узнала в ходе проверки, проведенной в апреле 2016 года, а исковое заявление подано в суд 21.04.2016, следовательно, срок исковой давности на момент подачи иска не истек. Соответственно и приказ Генеральной прокуратуры об изучении соответствующим органом прокуратуры в течение 1 месяца со дня принятия нормативно-правового акта не носит пресекательного характера.
В связи с изложенным и, руководствуясь ст. ст. 194, 197-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах муниципального образования «Шалинский городской округ» к Администрации о признании незаконными: муниципальной долгосрочной целевой Программы и Подпрограммы, признании действий Администрации по предоставлению Курдюковой Т.Б. и члену ее семьи Т.А., Авдеевой Е.М. и членам ее семьи А.А., А.М., А.З., Бессоновой Н.С. и членам ее семьи Б.А.В., Б.К., Б.З. свидетельств на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем незаконными, а также требования к Курдюковой Т.Б. и члену ее семьи Т.А., Авдеевой Е.М. и членам ее семьи А.А., А.М., А.З., Бессоновой Н.С. и членам ее семьи Б.А.В., Б.К., Б.З. о взыскании с ответчиков солидарно в доход бюджета Шалинского городского округа неосновательного обогащения удовлетворить.
1. Признать незаконными: муниципальную долгосрочную целевую программу «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа на 2012-2015 годы», утвержденную постановлением администрации Шалинского городского округа от 13.06.2012 № 527; подпрограмму «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан на территории Шалинского городского округа на 2014-2016 годы» муниципальной программы «Социально-экономическое развитие Шалинского городского округа до 2016 года», утвержденную постановлением администрации Шалинского городского округа от 27.01.2014 № 52.
2. Признать действия администрации Шалинского городского округа по предоставлению Курдюковой Т.Б. и Т.А., являющейся членом ее семьи свидетельства на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем от 09.08.2012 № 1 незаконными.
3. Признать действия администрации Шалинского городского округа по предоставлению Авдеевой Е.М. и членам ее семьи А.А., А.М., А.З. свидетельства на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем от 12.12.2013 № 2 незаконными.
4. Признать действия администрации Шалинского городского округа по предоставлению Бессоновой Н.С. и членам ее семьи Б.А.В., Б.К., Б.З. свидетельства на получение социальной выплаты из местного бюджета для обеспечения жильем от 14.03.2014 № 1 незаконными.
5. Взыскать с Курдюковой Т.Б., Т.А. (в лице законного представителя) в доход бюджета Шалинского городского округа неосновательное обогащение в размере 325 500 рублей.
6. Взыскать солидарно с Авдеевой Е.М., А.А., А.М. (в лице законных представителей), А.З. (в лице законных представителей) в доход бюджета Шалинского городского округа неосновательное обогащение в размере 684 800 рублей.
7. Взыскать солидарно с Бессоновой Н.С., Б.А.В., Б.К. (в лице законных представителей), Б.З. (в лице законных представителей) в доход бюджета Шалинского городского округа неосновательное обогащение в размере 702 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба либо принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 21.06.2016.
Председательствующий судья В.Е. Ярославцев