ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-277/2018 от 19.06.2018 Холмогорского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-277/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Холмогоры 19 июня 2018 года

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилёвой С.М., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» ФИО2, представителя ответчика Администрации муниципального образования «Матигорское» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», Администрации муниципального образования «Матигорское», Министерству имущественных отношений Архангельской области, Министерству строительства и архитектуры Архангельской области о возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию по обеспечению земельного участка объектами инфраструктуры и обеспечить земельный участок объектами инфраструктуры,

установил:

истец обратился с иском к Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», Администрации муниципального образования «Матигорское», Министерству имущественных отношений Архангельской области, Министерству строительства и архитектуры Архангельской области с требованиями обязать ответчиков разработать проектно-сметную документацию по обеспечению предоставленного ФИО1 земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, МО «Матигорское» Холмогорский район Архангельская область объектами транспортной и инженерной инфраструктуры до 01 марта 2019 года.

Обеспечить предоставленный ФИО1 земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, МО «Матигорское» Холмогорского района Архангельской области объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, а именно: организовать теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог в срок до 01 октября 2019 года.

Свои требования мотивирует тем, что семье истца как многодетной предоставлен участок не обеспеченный транспортной и инженерной инфраструктурой, что препятствует жилищному строительству на предоставленном участке.

Истец в судебном заседании на заявленных требованиях по доводам изложенным в исковом заявлении. На представленных фотографиях указала где расположен ее участок относительно дороги.

Фотографии осмотрены в присутствии истца и представителей ответчиков, стороны согласны, что на них изображено местоположение участка, предоставленного истцу, после чего судьей на фотографии сделана отметка с указанием на участок истца.

Представители ответчиков Министерства имущественных отношений Архангельской области, Министерства строительства и архитектуры Архангельской области в судебное заседание не явились, считают, что Министерства являются ненадлежащими ответчиками, так как эти вопросы относятся к вопросам местного значения соответствующего муниципального района.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Матигорское» ФИО3 с заявленными требованиями не согласен, данные вопросы находятся в ведении Муниципального района. С Администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» заключено соглашение о передаче полномочии от 10 ноября 2017 года № 7-Д в соответствии с которым, поселение принимает полномочия в сфере дорожной деятельности, общая протяженность дорог 53,526 км., в том числе, в отношении дороги <адрес> (Матигорская), протяженностью 630 метров, которая ведет к участку истца. В пределах выделенного финансирования на выполнение данного соглашения хватает денежных средств только на содержание дорог в зимнее время и один раз отпрофилировать – выровнять в летний период. На какой либо ремонт денег уже не хватит. Дорога включена в реестр имущества МО «Холмогорский муниципальный район», представляет из себя грунтовую дорогу, которая частично отсыпана. Это исторически сложившийся проезд, техническая документация на нее отсутствует. По имеющимся сведениям в текущем году Администрация МО «Холмогорский муниципальный район» предполагает оформить технический паспорт на данную дорогу, что в последующем позволит изготовить проектно сметную документацию для проведения ее капитального ремонта. Проехать по данной дороге можно даже на легковой автомашине. Какие либо коммуникации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в <адрес> где истцу выделен участок отсутствуют. Коммуникации газоснабжения отсутствуют вообще на территории муниципального образования а ближайшие технические коммуникации водоснабжения и водоотведения расположены примерно в полутора – трех километрах от данного участка.

Представитель ответчика Администрации МО «Холмогорский муниципальный район ФИО2 с иском не согласна, в судебном заседании пояснила, что многодетной семье ФИО1 предоставлен земельный участок с кадастровым номером в <адрес> МО «Матигорское».

На участке имеется возможность подключения к электроснабжению, имеется подъезд. Техническая возможность подключения к имеющимся централизованным системам водоснабжения, водоотведения отсутствует, так как ближайшие коммуникации расположены на расстоянии более полутора километров. Финансовых средств на разработку проектной документации и строительство инженерной инфраструктуры в бюджете района не запланировано. Участок истцу предоставлен 14 октября 2013 года. Государственная программа «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2020 годы)» вступила в действие 29 октября 2013 года, уже после предоставления участка истцу. Администрация МО «Холмогорский муниципальный район» заявку на участие в данной программе не подавала и не участвует в ней. Обеспечение земельных участков, предоставляемых в соответствии со ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры может осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области и (или) муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области (п.12.1 ст. 2.3 Закона № 192-24-ОЗ). Данная норма действует только в отношении предоставляемых земельных участков, спорный земельный участок уже предоставлен. Истец ставит вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, строительства автомобильных дорог в приоритетном по отношению к нему порядке, без учета иных задач местного самоуправления, также требующих финансирования.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

На основании пункта 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с п. 2, 5, 6, 12.1 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с пунктами 5 и 5.1 настоящей статьи имеет многодетная семья при одновременном соблюдении установленных данным пунктом условий.

Земельные участки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляются в границах муниципального района или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, за исключением случаев, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи.

Предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Обеспечение земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящей статьей, объектами инженерной (включая сети инженерно-технического обеспечения) и транспортной инфраструктуры может осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области и (или) муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункты 24, 29).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ публичные обязанности органов местного самоуправления по организации в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что многодетной семье ФИО1 распоряжением И.о. главы МО «Холмогорский муниципальный район» от 14 октября 2013 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером в <адрес> МО «Матигорское».

На участке имеется возможность подключиться к электроснабжению. К участку ведет дорога, протяженностью 630 метров, включенная в реестр имущества муниципального района, реестровый номер 701. Дорога представляет собой исторически сложившийся проезд. При этом техническая документация на дорогу отсутствует.

В <адрес> МО «Матигорское» отсутствуют инженерные коммуникации централизованного газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления, ближайшие инженерные коммуникации расположены на удалении более полутора километров. Ввиду изложенного, техническая возможность к подключению к ныне действующим инженерным коммуникациям без существенных затрат нет.

Вопреки доводам искового заявления в Государственную программу «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2020 годы)», утвержденную постановление Правительства Архангельской области № 475-пп от 11 октября 2013 года, финансирование требуемых истцом мероприятий в <адрес> МО «Матигорское» не включено.

Администрация муниципального района заявку на участие в программе не подавала. Софинансирование по областной программе и включение в нее предполагает наличие у Муниципального района разработанной технической документации по подключению к инженерным коммуникациям. Из пояснений представителя Администрации муниципального района финансирование на данные цели в <адрес> отсутствует, не планировалось. Какие либо программы предусматривающие финансированию требуемых истцом мероприятий в <адрес> на территории МО «Матигорское» в Администрации МО «Матигорское» и Администрации МО «Холмогорский муниципальный район отсутствуют, данные мероприятия в указанном населенном пункте, в том числе в соответствии с генеральным планом МО «Матигорское» не запланированы.

Предоставление семье истца земельного участка не означает, что при этом в обязательном порядке по его требованию должна быть разработана проектно-сметная документация на инженерные коммуникации, участок подключен к соответствующим коммуникациям и осуществлено строительство дороги.

Названные вопросы местного значения, решаются органами местного самоуправления самостоятельно исходя из интересов населения с учетом принятых муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в апелляционном Архангельского областного суда № 33-7321/2017 от 21 декабря 2017 года.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», Администрации муниципального образования «Матигорское», Министерству имущественных отношений Архангельской области, Министерству строительства и архитектуры Архангельской области о возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию по обеспечению земельного участка объектами инфраструктуры и обеспечить земельный участок объектами инфраструктуры отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд.

Председательствующий С.А. Коневец

(Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2018 года)