ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-277/2021 от 19.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Кукленко С.В.,

при секретаре судебного заседания Закарян С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к ООО «АОК Панорама», третье лицо: УФСБ России по РО об установлении ограничения доступа к информационному ресурсу на территории Российской Федерации.

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что ответчик осуществляет деятельность по обеспечению функционирования используемого для обмена электронными сообщениями сайта panorama.ru, и является организатором распространения информации в сети «Интернет». Организационного-аналитическим Управлением Научно-технической службы Федеральной службы безопасности России в Роскомнадзор было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> внесении в реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет» ООО «АОК Панорама». В связи с указанным истец, на адрес электронной почты ответчика ДД.ММ.ГГГГ направил требование о предоставлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». ДД.ММ.ГГГГ Роскомнадзором было направлено уведомление о неисполнении обязанности ответчиком как организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

На основании изложенного просит установить на территории Российской Федерации ограничение доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается ООО «АОК Панорама» до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной законом обязанности;

обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций и иных лиц прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает <данные изъяты> до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет», в том числе, путем ограничения доступа к указанным информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, установленной законом обязанности.

В судебном заседании представитель истца – ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчика – ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, представили в материалы дела письменные возражения, в которых указывают на тот факт, что в действиях ответчика отсутствуют признаки организатора распространения информации. ООО «АОК Панорама» является владельцем информационного ресурса www. panram.ru, основной деятельностью которого является освещение событий о жизни региона, об экономике и политике. Истец ошибочно полагает, что ответчик осуществляет деятельность по обеспечению функционирования предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта в сети «Интернет». Интернет-ресурс panram.ru не предназначен для обмена электронными сообщениями, он не является ни форумом, ни блогерской площадкой. На данном сайте в разделе «О Панораме» указано, что он является Информационным интернет-порталом. На сайте ответчика нет сервисов, позволяющих вести коммуникацию между пользователями, нет чатов и форумов, нет даже собственной системы регистрации для возможности участия в обсуждении, которая неотъемлема для ресурсов, целью деятельности которых выступает именно обмен электронными сообщениями между пользователями. ООО «Интернет-агентством <данные изъяты> выполняющим обязанности агента по техническому обслуживанию и администратора информационного интернет-портала <данные изъяты> по запросу главного редактора сетевого издания, более года назад были ликвидированы система комментирования, возможность регистрации пользователей портала и осуществление обратной связи с редакцией. Т.е. ответчик более года назад принял меры по удалению любых сервисов с принадлежащего ему сайта, которые могут быть необоснованно расценены контролирующим органом как предоставление пользователям возможности обмена электронными сообщениями. Ликвидированы были и функциональные возможности сайта для оценки публикаций (лайки), отправления и публикации на портале собственных новостей пользователями, а также проведения конкурсов для читателей, удалены ранее опубликованные комментарии к архивным материалам.

Представитель третьего лица УФСБ России по РО – ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 N 746 "Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов" (действовавших на момент возникновения правоотношений между сторонами), уведомление представляется в течение 5 рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о представлении уведомления.

Требование о представлении уведомления формируется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде в течение 3 рабочих дней со дня получения обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации (п. 3 указанных Правил).

Согласно п. 5 Правил, уведомление представляется организатором распространения информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде посредством заполнения соответствующей электронной формы на официальном сайте в сети "Интернет" www.97-fz.rkn.gov.ru.

Обязанность по направлению уведомления в электронном виде считается исполненной в случае заполнения на официальном сайте соответствующей формы и получения идентификатора заполнения (п. 8 Правил).

Частью 1 ст. 15.4 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в случае установлении факта неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанностей, предусмотренных ст. 10.1 данного Федерального закона, в его адрес уполномоченным органом исполнительной власти направляется уведомление, в котором указывается срок исполнения таких обязанностей, составляющий не менее пятнадцати дней.

Частью 2 ст. 15.4 указанного Федерального закона установлено, что в случае неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных ст. 10.1 данного Федерального закона, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", на основании вступившего в законную силу решения суда.

Судом установлено, что ответчик осуществляет деятельность по обеспечению функционирования используемого для обмена электронными сообщениями сайта panorama.ru, и является организатором распространения информации в сети «Интернет».

Организационного-аналитическим Управлением Научно-технической службы Федеральной службы безопасности России в Роскомнадзор было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> о внесении в реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет» ООО «АОК Панорама».

В связи с указанным истец, на адрес электронной почты ответчика ДД.ММ.ГГГГ направил требование о предоставлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

ДД.ММ.ГГГГ Роскомнадзором было направлено уведомление о неисполнении обязанности ответчиком как организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.31 КоАП РФ за неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АОК Панорама» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, который обществом оплачен, постановление о привлечении к административной ответственности не обжаловалось.

Ответчик полагает, что у него отсутствует обязанность по уведомлению истца о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений, поскольку еще при рассмотрении дела об административном правонарушении, общество поставило в известность Роскомнадзор о том, что им произведена модернизация оборудования в форме удаления возможности размещения комментариев пользователей.

В настоящее время (более года) на сайте ответчика нет сервисов, позволяющих вести коммуникацию между пользователями, нет чатов и форумов, нет даже собственной системы регистрации для возможности участия в обсуждении, которая неотъемлема для ресурсов, целью деятельности которых выступает именно обмен электронными сообщениями между пользователями. При рассмотрении дела об административном правонарушении ответчик представлял указанную информацию истцу.

В подтверждение данных обстоятельств в материалы гражданского дела ответчиком представлены следующие доказательства: скриншоты страницы сайта; заключение Ростовского регионального отделения Союза журналистов России, в котором указано, что в функционале сайта отсутствуют сервисы электронной почты, формы для регистрации пользователей и формы обратной связи с редакцией, комментарии к материалам, возможности оценки качества статей, чаты, конкурсы; заключение эксперта Института компьютерных технологий и информационной безопасности, в соответствии с выводами которого, на сайте panram.ru техническая возможность для обмена электронными сообщениями между пользователями сети «Интерне» не имеется, сайт информационной системой и (или) программой для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» в целях обмена электронными сообщениями между пользователями сети «Интернет», не является, у администратора сайта ООО «АОК Панорама» отсутствуют признаки организатора распространения информации; заключение специалиста Автономной некоммерческой организации «Судебно-экспертное агентство», согласно выводам которого: прием, передача или обработка сообщений пользователей сети Интернет-ресурсе <данные изъяты> не осуществляется; регистрация пользователей на указанном интернет-ресурсе невозможна – отсутствует соответствующий функционал; возможность авторизации пользователей на интернет-ресурсе отсутствует. Авторизация административной панели производится при помощи адреса <данные изъяты> ссылки на данный адрес на интернет-ресурсе отсутствуют; возможность комментирования статей, материалов, публикаций интернет-ресурса не предусмотрена (отсутствует соответствующий функционал, формы, модули); возможность осуществления коммуникации между пользователями сети Интернет на данном Интернет-ресурсе, отсутствует.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что они не могут свидетельствовать о возможности ответчика не исполнять обязанности, возложенные на него законодательством Российской Федерации.

Так факт не предоставления истцу сведений, предусмотренных ст. 10.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлен постановлением о привлечении ООО «АОК Панорама» к административной ответственности по ст. 13.31 ч. 1 КоАП РФ.

На сайте ответчика были размещены Общие правила, разъясняющие порядок и преимущества регистрации пользователей. Среди прочего указывалось о возможности комментирования новостей и требования к комментариям, право администрации удалять и модерировать комментарии.

Последующая модернизация оборудования ответчика, произведенная в форме удаления возможности размещения комментариев пользователей произведена после направления в ООО «АОК Панорама» требования Роскомнадзора о предоставлении уведомления о начале осуществления деятельности ОРИ в сети «Интернет» и наличия технической возможности восстановления этой функции в любое время.

На основании п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1824 (действующих с 01.01.2021), уведомления организаторами распространения информации (ОРИ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов, предоставляются в течение 10 рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о предоставлении уведомления.

Таким образом, ответчику необходимо исполнить обязанность, предусмотренную ст. 10.1 Федерального закона № 149-ФЗ, предоставив уведомление в электронном виде посредством заполнения соответствующей электронной формы на официальном сайте в сети «Интернет» <данные изъяты>

Из содержания п. 8 Правил следует, что обязанность по направлению уведомления в электронном виде считается исполненной в случае заполнения на официальном сайте соответствующей формы и получения идентификатора заполнения.

В последующем, в соответствии с положениями п. 5 Правил, Роскомнадзор вносит соответствующие сведения в реестровую запись в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.

В случае прекращения деятельности по обеспечению функционирования информационного ресурса, ответчику необходимо направить истцу уведомление о прекращении указанной деятельности.

Таким образом, у Роскомнадзора будут отсутствовать основания для принятия мер реагирования в отношении информационного ресурса panram.ru, в связи с исполнением ОРИ установленной законом обязанности.

Иной порядок законодательством Российской Федерации, не предусмотрен.

Довод ответчика о том, что поскольку он не является ОРИ, то и не должен предоставлять указанные выше уведомления, основан на неверном толковании норм права.

Также суд считает необходимым отметить, что ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни в последующем, ни при рассмотрении данного гражданского дела, ответчик так и не направил истцу уведомление ни о начале деятельности, ни о прекращении деятельности в качестве ОРИ.

Ссылка на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении данная информация была предоставлена в качестве пояснений лица, привлекаемого к административной ответственности, не принимается судом, поскольку указанная информация предоставлялась в ненадлежащей форме.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению именно в том виде, в котором заявлены.

В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Установить на территории Российской Федерации ограничение доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается ООО «АОК Панорама» до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной законом обязанности.

Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций и иных лиц прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает ООО «АОК Панорама», до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет», в том числе, путем ограничения доступа к указанным информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, установленной законом обязанности.

Взыскать с ООО «АОК Панорама» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Кукленко С.В.