ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-277/2021 от 20.07.2021 Хоринского районного суда (Республика Бурятия)

Гражданское дело №2-277/2021, УИД 04RS0024-01-2021-000662-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2021 года с. Хоринск

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикдоржиевой О.В., при секретаре Юдиной А.Г., с участием помощника прокурора Хоринского района Республики Бурятия Бурдуковской Н.И., главы администрации МО СП «Удинское» Будожапова В.А., представителя Администрации МО «Хоринский район» Ринчиновой Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Удинское», администрации муниципального образования «Хоринский район» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хоринского района Республики Бурятия обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО СП «Удинское», администрации МО «Хоринский район», в котором просит обязать администрацию МО СП «Удинское», администрацию МО - Хоринский район» устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, а именно:

Обязать администрацию МО СП «Удинское», администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений:

- провести обследование ГТС пруд на <адрес>, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС, разработать декларацию безопасности ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба и представить в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, внести сведения о ГТС пруд на <адрес> в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- провести оценку безопасности ГТС пруд на <адрес>, разработать критерии безопасности ГТС пруд на <адрес> дамба и правила эксплуатации;

- сформировать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС пруд на <адрес><адрес>, заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- оформить право собственности на недостроенную часть ГТС <адрес> и провести капитальный ремонт (реконструкцию) ГТС <адрес>до удовлетворительного состояния).

В исковом заявлении прокурор указал, что в собственности МО СП «Удинское» имеется 2 гидротехнических сооружения (далее - ГТС) - пруд на <адрес> и Удинская дамба. ГТС Пруд на <адрес> расположен по адресу: у. Баян- Гол, <адрес>. Протяженность ГТС составляет 450 метров. ГТС Удинская дамба расположена по адресу: <адрес>. Протяженность ГТС составляет 1300 метров.

В нарушение требований федерального законодательства собственником гидротехнического сооружения - администрацией МО СП «Удинское» не организовано проведение обследования ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС; отсутствует декларация безопасности ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба и, соответственно, не представлена в уполномоченный орган, сведения о ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба не внесены в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Администрацией МО СП «Удинское» оценка безопасности ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба не проведена; критерии безопасности ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба и правила их эксплуатации не разработаны; финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба отсутствуют; договоры обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.

Проверкой установлено, что администрацией МО «<адрес>» меры по содействию и участию в устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений не принимаются. Согласно актам обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГТС Удинская дамба не достроена, объект является незавершенным. Проектная длина ГТС составляет 3800 - 4000 м., фактически построено 1300 м. (данная часть находится в собственности МО СП «Удинское»). В связи с этим техническое состояние ГТС Удинская дамба является неудовлетворительным, уровень безопасности ГТС - опасный, к пропуску паводков защитная дамба не готова, существует угроза частичного затопления <адрес>. Согласно выводам актов обследования необходимо проведение капитального ремонта ГТС Удинская дамба, доведения ГТС до проектной длины. Кроме того, администрацией МО СП «Удинское» не принимаются меры по принятию в собственность недостроенной части ГТС Удинская дамба в целях дальнейшего капитального ремонта (реконструкции) ГТС Удинская дамба.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.

В судебном заседании помощник прокурора Хоринского районного суда РБ Бурдуковская Н.И. представила уточнение к исковому заявлению, просит обязать администрацию МО СП «Удинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений:

- провести обследование ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС, разработать декларацию безопасности ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба и представить в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, внести сведения о ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- провести оценку безопасности ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба, разработать критерии безопасности ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба и правила эксплуатации;

- сформировать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС пруд на <адрес> и Удинская дамба, заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

-сформировать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС пруд на <адрес>, расположенное по адресу: у. <адрес> Республики Бурятия, и ГТС Удинская дамба, расположенное по адресу: <адрес> Республики Бурятия;

- создать при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Обязать Министерство природных ресурсов в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений:

- оформить право собственности на недостроенную часть ГТС Удинская дамба и провести капитальный ремонт (реконструкцию) ГТС Удинская дамба (до удовлетворительного состояния), расположенное по адресу: <адрес> Республики Бурятия.

При этом помощник прокурора Хоринского района Республики Бурятия Бурдуковская Н.И. отказалась от требований в части обязания администрации МО «Хоринский район» создать при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО СП «Удинское» Будожапов В.А. уточненные исковые требования признал.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Хоринский район» Ринчинова Н.Д. уточненные исковые требования не признает, просит отказать в иске прокурора по следующим основаниям. В исковом заявлении, истец в обоснование иска ссылается на ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. дефицит бюджета составляет 6422,03618 тыс. рублей. В 2021г. в бюджете МО «Хоринский район» не запланированы к выделению средства для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии с Положением о бюджетном процессе в МО «Хоринский район», утвержденным решением Совета депутатов МО «Хоринский район» от 30.10.2007 проект бюджета на очередной финансовый год разрабатывается в срок до 1 ноября текущего года, исполнение бюджета возможно только в финансовом году, на который он утвержден. Таким образом, в срок до января 2022 года не представляется возможным выделить финансовые средства из бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Кроме того, администрацией МО «<адрес>» уже создана и существует комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности МО «Хоринский район», что следует из постановления и распоряжения главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в судебное заседание не явился, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела. В отзыве на исковое заявление, адресованном в адрес суда, пояснили, что с иском не согласны, являются не надлежащими ответчиками.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в собственности администрации сельского поселения «Удинское» находятся гидротехнические сооружения: ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> Орловой Ю.Ю. в адрес Главы администрации МО СП «Удинское» направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно данному представлению, в ходе проведенной в отношении ответчика проверки установлено, что администрация МО СП «Удинское», являясь собственником указанных ГТС, эксплуатирует ее с нарушением требований законодательства, в частности: не разработана и не утверждена в установленном законом порядке декларация безопасности ГТС; не утверждена в установленном законом порядке экспертиза деклараций безопасности ГТС; не проведена оценка безопасности ГТС и не обеспечена разработка (уточнение) критериев безопасности ГТС и утверждение их в установленном законом порядке (в составе деклараций безопасности ГТС).

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В силу ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о ГТС вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС (Ространснадзором), декларации безопасности ГТС. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов опасности в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения (ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").

Как установлено судом, до настоящего времени указанные в представлении прокуратуры от 07 мая 2020 года нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного материалы дела не содержат, администрацией в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

При этом, как указано в ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением, эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Сведений о передаче собственником - ответчиком, спорных ГТС на баланс какой-либо из организаций, материалы дела не содержат, соответственно обязанность по составлению декларации безопасности и принятию ряда мер, направленных на обеспечение безопасности ГТС несет в силу приведенных правовых норм администрация МО СП «Удинское».

В этой связи, установив вышеприведенные по делу обстоятельства на основании исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах, руководствуясь приведенными законоположениями, суд исходит из того, что ответчик МО СП «Удинское», как собственник ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, у. Баян-гол, и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, несет обязанность по надлежащему содержанию сооружений и принятию предусмотренных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» мер по обеспечению их безопасности, в том числе по составлению декларации безопасности.

В связи с ненадлежащим исполнением прямо предусмотренных названными законоположениями обязанностей, нашедшим подтверждение по результатам прокурорской проверки, данные, которые ответчиком не опровергаются, суд приходит к выводу об удовлетворении иска частично, а именно об обязании администрации МО СП «Удинское»:

- провести обследование ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС;

- разработать декларацию безопасности ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, и представить в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- внести сведения о ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- провести оценку безопасности ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>;

- разработать критерии безопасности ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, и правила эксплуатации;

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с изложенным, суд устанавливает ответчику Администрации МО СП «Удинское» срок для исполнения судебного решения до 01 января 2023 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решая вопрос по исковым требованиям об обязании администрации МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ - сформировать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, суд считает, что иск в этой части подлежит частичному удовлетворению.

В силу ст. 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под выравниванием уровня бюджетной обеспеченности поселения понимаются дотации из бюджета муниципального района в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Хоринский район» Ринчинова пояснила, что в 2021 г. в бюджете МО «<адрес>» не запланированы к выделению средства для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Кроме того на ДД.ММ.ГГГГ дефицит бюджета составляет 6422,03618 тыс. рублей. Проект бюджета на очередной финансовый год разрабатывается в срок до 1 ноября текущего года, исполнение бюджета возможно только в финансовом году, на который он утвержден. Кроме того, в администрации МО «Хоринский район» уже создан действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнен.

В связи с дефицитом бюджета МО «Хоринский район», отсутствием финансовых средств и того, что в бюджете не заложены средства для исполнения указанных мероприятий, суд устанавливает ответчику администрации МО «Хоринский район» срок для исполнения судебного решения до 01 января 2023 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решая вопрос по уточненным исковым требованиям об обязании Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, а именно -оформить право собственности на недостроенную часть ГТС Удинская дамба и провести капитальный ремонт (реконструкцию) ГТС Удинская дамба (до удовлетворительного состояния), расположенное по адресу: <адрес> Республики Бурятия, суд считает, что данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В силу названной нормы ГК РФ, только органы местного самоуправления имеют право признать право собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, соответственно на органах местного самоуправления лежит обязанность по принятию в муниципальную собственность такого имущества.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В данном случае, в соответствии 333.36 НК РФ, от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления.

На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Хоринского района Республики Бурятия к администрации МО «Хоринский район», администрации МО СП «Удинское», Министерству природных ресурсов Республики Бурятия об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО СП «Удинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений:

- провести обследование ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС;

- разработать декларацию безопасности ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, и представить в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- внести сведения о ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- провести оценку безопасности ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>;

- разработать критерии безопасности ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, и Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, и правила эксплуатации;

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Обязать администрацию МО «Хоринский район» в срок до 01 января 2023 года:

- сформировать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС пруд на <адрес>, протяженность сооружения 476 м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> и ГТС Удинская дамба, протяженность сооружения 1300 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Хоринский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Цыбикдоржиева