Дело № 2-277/2024 г.
48 RS0003-01-2023-003924-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 января 2024 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Москалевой И.В.
при секретаре Чеботаревой Е.А.,
с участием представителя ответчика Меренковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Анны Александровны к Военному комиссариату Липецкой области, о взыскании расходов на установку памятника и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Курносова А.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании расходов на установку памятника, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что является доверью участника ВОВ – ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» она обратилась в Военный комиссариат Липецкой области с заявлением о возмещении понесенных расходов за изготовление и установку надгробного памятника в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ, однако в выдаче денежной компенсации ей было отказано в связи с тем, что компенсация расходов на изготовление и установку надгробного памятника ФИО в 2008 году и в 2009 году уже выплачена Ф и Ф. Указанные лица не являются ее родственниками, родственниками ее отца. Истец взыскать с военного комиссариата Липецкой области на изготовление и установку надгробного памятника ветерану Великой Отечественной войны ФИО и компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В судебное заседание истец Курносова А.А. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Военного комиссариата Липецкой области по доверенности Меренкова Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала и объяснила, что компенсация расходов на изготовление и установку памятника умершему ветерану Великой Отечественной Войны ФИО в 2008 году и в 2009 году была выплачена иным лицам по представленным ими документам. Произвести повторную выплату ответчик не может. Также ссылалась на отсутствие предусмотренных законом оснований для компенсации морального вреда. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходи к следующему.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Частью 5 ст. 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ предусмотрено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Порядок и размер установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 г. N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы».
В соответствии в вышеназванными Законами и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 был утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, которым установлено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти в том числе участникам Великой Отечественной войны, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации
Для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти указанных лиц, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:
заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;
документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
справка о месте захоронения погибшего (умершего);
удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан призванных на виненные сборы и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников» установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление намогильных сооружений (надгробий) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу, выполнял отдельные задачи в области обороны в составе добровольческих формирований), в зависимости от последнего места ее прохождения (места выполнения отдельных задач в области обороны):
погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 33005 рублей;
остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 41196 рублей.
Пунктом 2(1) Постановления установлено, что нормы расходов денежных средств на оплату услуг по погребению, изготовление и установку намогильных сооружений (надгробий) подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. Размеры выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.
Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 года №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» (действовавшим на день обращения Прядко В.М.) утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
В соответствии с п. 31 Порядка оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 35 названного Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти лиц, указанных в п. 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Согласно п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:
заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;
документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
справка о месте захоронения погибшего (умершего);
удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО, 1925 года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти выданном ДД.ММ.ГГГГ сер. <данные изъяты>№.
Из представленной суду красноармейской книжки ФИО усматривается, что он являлся участником Великой Отечественной Войны.
Курносова А.А. является дочерью ФИО Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении Гребенщиковой А.А., выданного ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Гребенщикова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями указаны: ФИО – отец, ФИО – мать. В связи с заключением брака ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и Гребенщиковой А.А., жене была присвоена фамилия Курносова. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о заключении брака.
Согласно квитанции от 14.09.2023 года №018980 <данные изъяты> заказчик Курносова А.А. заказала и оплатила памятник и его установку – кладбище Липецкая Добровский район, с. Доброе, стоимость составила 58000 рублей.
Из материалов дела следует, что на могиле ФИО установлен памятник, на котором имеется фотография ФИО, данные обстоятельства подтверждаются справкой администрации сельского поселения Добровского сельсовета. и не оспаривается представителем ответчика.
26.09.2023 года Курносова А.А. обратилась с заявлением в Военный комиссариат Липецкой области, в котором просила возместить понесенные расходы за изготовление, установку надгробного памятника умершему ФИО, ветерану ВОВ в пределах норм, установленных постановлением Правительства 27.05.2014 года.
Военный комиссариат Липецкой области возвратил документы на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробного памятника умершему ФИО без удовлетворения. При этом Военный комиссариат Липецкой области указал, что компенсация расходов на изготовление и установку надгробного памятника на могиле ФИО произведена <данные изъяты> (список №38) 13.10.2009 года заказчик ФИО, ООО «Мемориал» (список № 3) 14.02.2008 года заказчик ФИО, по повторному свидетельству о смерти, выданному 31.01.2008 года.
Судом установлено, что из приговора Тамбовского гарнизонного военного суда от 07.04.2015 года уголовному делу по обвинению ФИО усматривается, что на основании списков ООО «Мемориал» №3 и №38, в которые был включен и ФИО, согласно поручениям Военного комиссариата Липецкой области, подписанным начальником отдела социального и финансового обеспечения – заместителем военного комиссара Липецкой области ФИО, и заверенным печатью «Военный комиссариат Липецкой области 3», платежными поручением перечислено на счет ООО «Мемориал 1425000 руб. и 510000 руб. ФИО, используя служебные полномочия, вопреки интересам службы, из корыстной или иной личной заинтересованности для скорейшего перечисления денежных средств <данные изъяты> допустил заполнение и подписание без надлежащей проверки списков, представленных <данные изъяты>
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приходит к выводу о том, истцом за счет собственных средств был изготовлен и установлен надгробный памятник в месте захоронения участника Великой Отечественной войны ФИО, со стороны Курносовой А.А. отсутствуют виновные действия, которые могли бы служить основанием к отказу в выплате денежных средств, затраченных на изготовление и установку памятника своему отцу, ветерану Великой Отечественной войны ФИО, истцом представлен полный пакет документов, необходимых для выплаты компенсации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Курносова А.А. имеет право на получение денежных средств, затраченных на изготовление и установку памятника своему отцу, ветерану Великой Отечественной войны ФИО и взыскивает с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Курносовой А.А. компенсацию расходов на установку памятника в размере, определенном Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан призванных на виненные сборы и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников» в сумме 46099 рублей.
Истцом Курносовой А.А. также заявлены исковые требования о взыскании с Военного комиссариата Липецкой области компенсации морального вреда. Истец ссылается на то, что она испытала психологический и моральный шок после получения письма ответчика об отказе в выплате расходов на изготовление и установку памятника.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В данном случае истцом Курносовой А.А. не представлено суду доказательств причинения физических или нравственных страданий, причиненных действиями ответчика, нарушающих ее личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие ей другие нематериальные блага.
Поскольку судом не установлено действий ответчика Военного комиссариата Липецкой области, нарушающих личные неимущественные права Курносовой А.А., суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
Поскольку исковые требования Курносовой А.А. о взыскании с Военного комиссариата Липецкой области расходов на изготовление и установку памятника удовлетворены, суд на основании ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Курносовой Анны Александровны (паспорт гражданина РФ №№, выдан <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ) расходы на изготовление и установку памятника умершему ветерану Великой Отечественной Войны ФИО в размере 46099 рублей и возврат госпошлины 300 рублей.
Курносовой Анне Александровне в удовлетворении исковых требований о взыскании с Военного комиссариата Липецкой области компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий И.В. Москалева
Решение в окончательной форме принято 17.01.2024 г.