ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2780/2021 от 13.09.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2780/2021

УИД 44RS0001-01-2021-004662-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Суворовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Костромы, департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, администрации Костромской области, департаменту финансов Костромской области о признании незаконным распоряжения администрации Костромской области от <дата>, обязании уполномоченного органа принять решение об исполнении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей – участников ведомственной целевой программы « Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы, изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> году по муниципальному образованию городскому округу город Кострома» в отношении ФИО1 и членов его семьи,

установил:

ФИО1, действуя через своего представителя ФИО2, обратился в суд с иском к Администрации города Костромы, администрации Костромской области в лице департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным распоряжения администрации Костромской области от <дата>, обязании уполномоченного органа принять решение об исполнении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей – участников ведомственной целевой программы « Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы, изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> году по муниципальному образованию городскому округу город Кострома» в отношении ФИО1 и членов его семьи. В обоснование требований указал, что его семья в составе четырех человек с <дата> значится в списке молодых семей-участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на <дата> годы» за . <дата> Администрацией города Костромы в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области направлен список молодых семей – участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> году. В данный список его семья была включена. Распоряжением администрации Костромской области от <дата>-ра утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в <дата> году в количестве ... молодых семей. Семья истца в список не включена. Причиной отказа в социальной выплате явилось недостаточное финансирование данной программы. Иных причин, в том числе предусмотренных пунктом 22 приложения к Ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы», не установлено. До настоящего времени социальная выплата семье истца не предоставлена, тем самым нарушены материальные права его семьи, предусмотренные действующим законодательством и статьей 40 Конституции РФ. В связи с тем, что истцу <дата> исполнилось ... лет, включить его в вышеуказанную программу на <дата> год не представляется возможным.

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Костромской области, департамент финансов Костромской области, в качестве третьих лиц – ФИО3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации города Костромы ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что по заявленным требованиям Администрация города Костромы является ненадлежащим ответчиком. При этом указала, что <дата> Администрация города Костромы направила в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области список молодых семей-участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жилье молодых семей Костромской области на <дата> годы, изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> году по муниципальному образованию городскому округу <адрес>» в количестве ... семьи, в который включены все молодые семьи – участники мероприятия по состоянию на <дата>. Список молодых семей – участников мероприятия сформирован в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям <адрес> социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области от <дата> «О ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата>» в хронологической последовательности по дате подачи заявления о постановке молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В первую очередь в указанный список включаются молодые семьи – участники мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. Семья ФИО1 в составе ... челок в указанный список была включена за , исходя из даты принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий – <дата>. Распоряжением администрации Костромской области от <дата>-ра утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году по <адрес>, в который включены ... молодые семьи, состоящие на учете в городе Костроме. Список сформирован исходя из объемов денежных средств, выделяемых из федерального, областного и местного бюджетов на реализацию мероприятия в <дата> году. Кроме того, отметила, что распоряжением начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от <дата>-р семья ФИО1 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда Костромской области, в связи с утратой статуса молодой семьи, а именно в связи с достижением ФИО1 возраста, превышающего ... лет.

Представитель ответчика департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области ФИО7 исковые требования не признал, указал, что письмами губернатора Костромской области в адрес Минстроя России были направлены заявки Костромской области на участие в <дата> годах в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». На <дата> год была заявлена потребность в средствах федерального бюджета в объеме 293 387,25 тыс. руб., на <дата> год – в объеме 638 751,50 тыс. руб., на <дата> год – в объеме – 147 548,1 тыс. руб. По итогам отбора субъектов Российской Федерации Минстроем России бюджету Костромской области распределены и утверждены субсидии в <дата> году в объеме 70 773,1 тыс. руб., в <дата> году – в объеме 39 248 тыс. руб., в <дата> году – 16 646,3 тыс. руб. Количество молодых семей, которые получают социальную выплату в конкретном муниципальном образовании в соответствующем году, определяется департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК <адрес> исходя из утвержденного Минстроем России размера субсидии, которая будет предоставлена из федерального бюджета бюджету Костромской области, пропорционально размеру бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном и местном бюджетах на соответствующий финансовый год на софинансирование мероприятий ведомственной целевой программы. Исходя из поступивших в распоряжение департамента денежных средств, в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в <дата> году включены ... молодых семей из ... муниципальных образований Костромской области, в том числе по городскому округу город Кострома – ... семьи. Семья ФИО1 в составе четырех человек в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> году по городскому округу город Кострома, числилась под . Ввиду недостаточности бюджетного финансирования семья истца не могла быть включена в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в <дата> году по Костромской области.

Представитель ответчика администрации Костромской области ФИО8 и представитель ответчика департамента финансов Костромской области ФИО9 просили в удовлетворении исковых требований отказать, поддержав позицию представителя департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области.

Представители ответчика Минстроя России и третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, а также третье лицо ФИО3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Во исполнение приведенных выше предписаний Конституции РФ и Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в рамках которой, в том числе осуществляется реализация мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.

Особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050.

В соответствии с разделом III особенностей реализации отдельных мероприятий вышеуказанной государственной программы Российской Федерации молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Программы. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 к настоящим особенностям.

Согласно пункту 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению № 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 4 Правил).

В целях реализации в Костромской области мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710, постановлением департамента строительства Костромской области от 06 сентября 2018 года № 4-п утверждена ведомственная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы».

В силу пункта 5 Правил предоставления молодым семьям Костромской области социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы», право молодой семьи - участницы Программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства по форме согласно приложению № 1 к Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям Костромской области социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления Костромской области, на основании решения которого молодая семья включена в список участников Программы, в соответствии с выпиской из утвержденного распоряжением администрации Костромской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Факт получения свидетельства участником Программы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета свидетельств по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Костромы от <дата> семья ФИО1 в составе ... человек: ФИО1, <дата> года рождения, ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, и ФИО5, <дата> года рождения, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области, по категории – молодая семья.

Распоряжением начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от <дата>-р семья истца в составе четырех человек признана участницей основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, <дата> Администрацией города Костромы в адрес департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области направлен список молодых семей – участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы, изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> году по муниципальному образованию городскому округу город Кострома» в количестве ... семей, сформированный по состоянию на <дата>, в который вошла семья ФИО1 за .

На основании представленных органами местного самоуправления списков молодых семей - участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы», изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> году, департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области сформирован сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в <дата> году по Костромской области, который утвержден распоряжением администрации Костромской области от <дата>-ра.

В указанный список молодых семей семья истца не вошла, свидетельство о праве на социальную выплату в <дата> году ФИО1 не выдано ввиду недостаточного финансирования на эти цели.

Полагая не включение своей семьи в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в <дата> году по Костромской области незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Вместе с тем суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Согласно пункту 44 Правил предоставления молодым семьям Костромской области социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением департамента строительства Костромской области от <дата>-п, департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области ежегодно проводит отбор муниципальных образований Костромской области для участия в Программе в планируемом году. Отбор проводится среди всех муниципальных образований области, изъявивших желание получить субсидию на софинансирование расходных обязательств по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

Для участия в отборе органы местного самоуправления Костромской области представляют в Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области до 10 июня года, предшествующего планируемому, в том числе список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, сформированный по состоянию на 1 июня, по форме согласно приложению № 4 к настоящим Правилам (подпункт 3 пункта 45 Правил предоставления молодым семьям Костромской области социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования).

Пунктом 46 вышеназванных Правил предусмотрено, что списки всех молодых семей, признанных органами местного самоуправления участниками Программы, а также списки молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируются органами местного самоуправления в хронологической последовательности по дате подачи заявления о постановке молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления молодым семьям Костромской области социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования на основании представленных органами местного самоуправления списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии, и с учетом средств, которые планируется выделить на реализацию мероприятий Программы на соответствующий год из областного и местных бюджетов, департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Утвержденный сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в установленный им срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В силу пункта 50 Правил предоставления молодым семьям Костромской области социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования после утверждения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации объема субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до субъектов Российской Федерации департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области формирует и представляет для утверждения в администрацию Костромской области список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

При формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области устанавливается квота для молодых семей, не относящихся к молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, или молодым семьям, имеющим 3 и более детей, в размере не более 30 процентов общего количества молодых семей, включаемых в указанный список.

Согласно пункту 51 Правил предоставления молодым семьям Костромской области социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области в течение 10 дней с даты утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение № 5 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства от 30 декабря 2017 года № 1710).

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя бюджетных средств федерального бюджета.

Для участия в целевой программе высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку об участии в целевой программе по форме и в срок, которые утверждаются указанным Министерством (пункт 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья).

Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что распределение средств федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается в форме приложения к федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области в <дата> годах на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей утвержден постановлением администрации Костромской области от <дата>-а в качестве приложения к государственной программе Костромской области «Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области».

Согласно пункту 2 указанного Порядка субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов (городских округов) Костромской области по реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, включенных в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утверждаемый распоряжением администрации Костромской области.

Источником финансового обеспечения субсидий являются субсидии из областного бюджета, в том числе субсидии из федерального бюджета областному бюджету, выделенные на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области в <дата> годах на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей получателями субсидий являются администрации муниципальных районов (городских округов) Костромской области или иные уполномоченные администрациями муниципальных районов (городских округов) Костромской области органы местного самоуправления.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий, является департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области (пункт 4 Порядка).

Субсидии предоставляются муниципальным районам (городским округам) Костромской области на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 45 Правил предоставления молодым семьям Костромской области социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, установленных Программой, до 10 июня года, предшествующего году предоставления субсидий (пункт 6 Порядка).

В силу пункта 14 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области в <дата> годах на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных департаменту на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что включение молодой семьи в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат по Костромской области и выдача свидетельства о праве на социальную выплату обусловлены финансовыми возможностями государства, а также объемом субсидий, предусмотренных в бюджете Костромской области, местном бюджете на соответствующий год на софинансирование мероприятий целевой программы, и порядковым номером молодой семьи в списке претендентов на получение социальной выплаты по муниципальному образованию.

Как усматривается из материалов дела, <дата> губернатором Костромской области в адрес Минстроя России направлены заявки Костромской области на участие в <дата> годах в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

При этом на <дата> год Костромской областью заявлена потребность в средствах федерального бюджета в объеме 147 548,1 тыс. руб. для обеспечения социальными выплатами ... семей – участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы».

По итогам отбора субъектов Российской Федерации Минстроем России бюджету Костромской области распределены и утверждены Федеральным законом от 08 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» субсидии в объеме 16 646,3 тыс. руб. (таблица 35 «Распределение субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей бюджетам субъектов Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»).

В результате распределения департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области средств субсидий между муниципальными образованиями Костромской области пропорционально объему средств, предусмотренных на реализацию мероприятия в местных бюджетах, Законом Костромской области от <дата>-ЗКО «Об областном бюджете на <дата> год и на плановый период <дата> годов» на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей городскому округу город Кострома в <дата> году выделено 14 521,984 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 7 358,464 тыс. руб. (таблица ).

Поступивших в распоряжение департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Костромской области в <дата>, оказалось досрочно для предоставления социальных выплат ... молодым семьям из ... муниципальных образований, в том числе ... молодым семьям по муниципальному образованию городскому округу город Кострома, из которых ... молодых семей обладали первоочередным правом на предоставление социальной выплаты (молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, молодые семьи, имеющие 3 и более детей).

Семья ФИО1 в составе четырех человек числилась в списке молодых семей – участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы, изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> году по муниципальному образованию городскому округу город Кострома» за , при этом первоочередным правом на предоставление социальной выплаты не обладала.

При таких обстоятельствах департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области с учетом объема субсидий, предоставленных из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на <дата> год на софинансирование мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которых было достаточно для предоставления социальной выплаты только ... молодым семьям по городскому округу город Кострома, не мог включить в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в <дата> году по Костромской области семью ФИО1, состоявшую в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> по муниципальному образованию городскому округу город Кострома за .

Вопреки доводам истца само по себе включение органом местного самоуправления молодой семьи в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают бесспорным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Обеспечение жильем молодых семей по ведомственной целевой программе ограничено ее финансированием, поскольку орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области) утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и местных бюджетах, на соответствующий финансовый год.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт недостаточного бюджетного финансирования на указанные выше цели, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Администрации города Костромы, департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, администрации Костромской области, департаменту финансов Костромской области о признании незаконным распоряжения администрации Костромской области от <дата>-ра, обязании уполномоченного органа принять решение об исполнении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей – участников ведомственной целевой программы « Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на <дата> годы, изъявивших желание получить социальную выплату в <дата> году по муниципальному образованию городскому округу город Кострома» в отношении ФИО1 и членов его семьи оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года.