ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2781/19 от 10.02.2020 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

дело №2-92/2020

УИД 26MS0220-01-2019-010022-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года город Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Купцовой С.Н.

при секретаре Румянцевой А.С.

с участием

истца ФИО1

представителя ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», филиалу ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Георгиевском районе о возврате излишне уплаченной суммы, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» филиал в Георгиевском городском округе Ставропольского края, о возврате излишне уплаченной суммы, взыскании неустойки, морального вреда, судебных расходов, просит взыскать с ответчика излишне уплаченную сумму в размере 41 052 рубля 50 копеек, неустойку в размере 28 326 рублей 23 копейки, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы за составление искового заявления 5 500 рублей, стоимость проезда в размере 957 рублей 35 копеек.

Определением Георгиевского городского суда от 05 декабря 2019 года к производству суда приняты увеличенные исковые требования к филиалу ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Георгиевском районе о взыскании излишне уплаченной суммы в размере 41052 рубля 50 копеек, неустойки в размере 70199 рублей 78 копеек, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, расходов по оплате юридических услуг в размере 5500 рублей.

Определением Георгиевского городского суда от 23 декабря 2019 год к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В указанной квартире зарегистрирован и проживает один человек. В ноябре 2018 года она обнаружила, что установленный газовый счетчик при выключенных газовых приборах (батареи отопления, печь) продолжают работать. После этого она обратилась в Филиал ООО «Газпроммежрегионгаз Ставрополь» в Георгиевском районе. 27 ноября 2018 года ее родственник, проживающий в той квартире подал заявление для вызова контролера для обследования газового счетчика о его неисправности. 30 ноября 2018 года контролер ООО» Газпроммежрегионгаз Ставрополь» в Георгиевском районе, находясь по указанному адресу, составила акт проверки состояния прибор учета газа, в котором указала, что прибор газа не исправен. В абонентском отделе ООО «Газпроммежрегионгаз Ставрополь» в Георгиевском отделе ее обязали заменить прибор учета газа, что она и сделала. 7 декабря 2018 года новый прибор газа был опломбирован и ей был выставлен счет на сумму 40 390, 56 рубль. После этого сотрудники ООО» «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Георгиевском районе, а именно ФИО3, стал оказывать на нее давление с целью заставить ее оплатить счет, угрожая тем, что в случае неоплаты до 29 декабря 2018 года в счет будут включены пени в большом размере. Она пенсионерка, размер пенсии на тот момент составлял 8835 рублей, что является ниже прожиточного уровня. В настоящее время составляет 9458 руб.81 коп. В результате она оплатила указанную сумму, после чего узнала, что расчет задолженности сделан неправильно и обратилась к адвокату. Но так как по семейным обстоятельствам пришлось уехать на длительный срок, поэтому сразу не смогла обратиться в суд. Согласно Постановлению № 549 от 21 июля 2008 года О порядке поставки газа пункт 28: в случае повреждения целостности любой из пломб или возникновения неисправности прибора учете газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. Согласно п.30 указанного постановления объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа до дня, следующего за днем установки пломбы, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа, определенного по прибору учета газа за период не мене одного года. Полагает, что на 28.12.2018 года за сетевой газ она излишне заплатила 41052 рубля 50 копеек.

Считает, что ООО «Газпроммежрегионгаз Ставрополь» получило неосновательное обогащение и обязано вернуть ей излишне уплаченные денежные средства. В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 07.12.1992 № 2300-19 «О защите прав потребителей «неустойка (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара за период с 28.12.2018 г. до 05.12.2019 г. составляет 70199,78 руб. согласно расчета.

Вследствие нарушения ее прав со стороны ответчика, ей были причинены нравственные страдания (моральный вред) в форме разочарования, переживания и как следствие стрессового состояния, которое не могло не сказаться на ее общем самочувствии, так как денежные средства ей до сих пор не возвращены. Причиненный моральный вред оценивает в 10 000 рублей. Обратилась за юридической помощью в ООО «Ставропольский центр правовой защиты», в кассу которого оплатила сумму в размере 5500 рублей, которую также просит взыскать с ответчика в ее пользу.

В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить в полном объеме. Суду показала, что контролера вызвал ФИО4, который в тот момента проживал в ее квартире, поскольку счетчик был неисправен, а она была больна. Пришел контролер, составил акт и выставил задолженность, которую она оплатила. Позже она узнала, что начисления были произведены неверно. Проводить экспертизу счетчика она не стала, поскольку это дорого, поэтому она заменила счетчик на новый прибор учета.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Согласно ст. 2 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», дано понятие газоснабжения как одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В соответствии со ст.8 ФЗ "О газоснабжении в РФ" Правительство РФ Постановлением от 21 июля 2008 года №549 утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила №549). Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Постановлением от 06 мая 2011 года №354 Правительство РФ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №354).

Из письма Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2012г. №12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008г. №549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. №354" следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части - Правилами предоставления коммунальных услуг.

В связи с тем, что Правилами №549, не предусмотрен порядок проведения начислений при выявленных признаках в процессе проверки прибора учета газа, свидетельствующих о возможных фактах вмешательства в счетный механизм прибора учета, либо о безучетном отборе газа, применяются Правила №354.

В соответствии с пунктом 5 Правил №549, поставка газа в домовладение ФИО1 по адресу: 357921, <адрес> осуществлялась ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» на условиях Договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 17.12.2018г.

Начисления за поставленный газ, регистрация произведенных оплат, состав используемого газового оборудования, фиксировались на лицевом счете Абонента .

В состав внутридомового газового оборудования, входят: плита газовая [К4], отопительная печь.

Учет расхода газа до 30.11.2018г. производился по прибору учета газа типа ВК G-4, заводской номер , дата выпуска 2012г. Отапливаемая площадь составляет 25,54м2, количество человек - 1.

27.11.2018г. от истца поступило заявление на вызов контролера для обследования счетчика. Согласно п.22 (ж) Правил №549, Поставщик газа обязан обеспечивать выполнение заявок абонентов в течение 5 рабочих дней.

30.11.2018г., при посещении домовладения Абонента, была проведена инвентаризация газового оборудования, проверка прибора учета газа, фотосъемка. В ходе проверки зафиксированы замечания, что на счетном механизме газового счетчика имеются повреждения и следы замазки, на стекле счетного механизма - царапины, пломба-наклейка заклеена скотчем, в нижней части пломбы завода-изготовителя (поверителя) имеются царапины. При выключенных газовых приборах - счетный механизм вращается.

Доступ к прибору учета газа контролеру Поставщика был обеспечен представителем Абонента, в присутствии которого и проведена проверка. Из пояснений искового заявления следует, что истец, обнаружив неисправность прибора учета газа, по неизвестной причине, не стала самостоятельно писать заявление на вызов контролера и присутствовать в проведении проверки.

Сотрудник Поставщика газа был добровольно допущен в дом, акт проверки составлен с соблюдением положений пунктов 59-60 Правил №549: от представителя Абонента получено согласие на проведения проверки, акт содержит дату и место проведения проверки; сведения об абоненте, у которого проводилась проверка, данные о лице, проводившем проверку, показания прибора учета газа; описание нарушений, выявленных в ходе проверки.

Результаты проверки прибора учета газа были отображены в акте проверки без каких- либо замечаний со стороны представителя Абонента, присутствующего при проведении проверки и оформлении акта. В графе «Особое мнение» - записи о несогласии представителя Абонента с результатами проверки нет. На момент проведения проверки представитель Абонента видел нарушения, и несогласия с их наличием не выражал.

На ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», как на ответчика, законом возложена обязанность по представлению доказательств, подтверждающих факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа и правомерность начисления Истцу задолженности по коммунальной услуге по нормативам потребления газа с применением повышающего коэффициента 10. Ответчик обладает доказательствами, которые не позволяют ставить под сомнение повреждение корпуса прибора учета газа, такими доказательствами являются фотографии газового счетчика, которые были произведены при составлении Акта проверки от 30.11.2018г.

Собранные документы - Акт проверки от 30.11.2018г., фотоматериал к Акту проверки от 30.11.2018г., являются доказательством повреждения прибора учета газа. Следовая картина на внешней части прибора учета газа свидетельствует об умышленном воздействии на механизмы прибора, способного привести к искажению результатов учета.

Актом проверки установлено, что в отношении газового счетчика типа ВК G-4, заводской номер №02934767, дата выпуска 2012г, зафиксирован факт несанкционированного, неквалифицированного доступа к счетному механизму, которое привело к повреждению прибора учета газа, его метрологической неисправности, и, возможно, наличию свободного доступа к местам измерения и регулировки, не позволяющей производить достоверный учет потребленного газа в неопределённый период эксплуатации счетчика - с момента нарушения целостности корпуса прибора учета.

Это привело к метрологическому и техническому повреждению счетчика, его несоответствию обязательным техническим и метрологическим требованиям по ч.1,2 ст.9 №102-ФЗ и пп.6.3, 6.4 ГОСТ Р8.674-2009, при которых счетчик подлежит браковке по признакам п.п.(в) п.8112 Правил №354 (прибор учета считается вышедшим из строя в случае механического повреждения прибора учета) и не допускается к применению по основаниям пп.(г) п.25 Правил №549 как прибор учета газа, который находится в неисправном состоянии по нарушению целостности, по наличию механических повреждений, по наличию технической возможности искажения результатов измерений, по наличию у него свойств недостоверного отображения объемов потребленного газа, как не прошедший своевременную поверку после вмешательства в механизмы пробора, как не имеющий надлежащих средств ограничения доступа к местам регулировки и измерений для обеспечения нормальной эксплуатации счетчика, исключающей угрозу искажения показаний средства измерения.

На официальном сайте ООО «ЭЛЬСТЕР Газэлектроника» https://gaselectro.ru/. одного из заводов-изготовителей приборов учета газа по технической документации фирмы Elster GmbH, размещена «Инструкция по оценке работоспособности диафрагменных счетчиков BK-G, BK-GT на месте эксплуатации», утвержденная генеральным директором ООО «ЭЛЬСТЕР Газэлектроника» ФИО5 15.04.2016г.

Инструкция предназначена для определения работоспособности счетчиков BK-G, BK-GT в штатном исполнении на месте эксплуатации при проведении проверок. В пункте 4 данной инструкции указано, что наличие механических повреждений на крышке отсчетного механизма является признаком вмешательства в работу отсчетного механизма.

Наличие одного из признаков внешних воздействий, является достаточным для признания счетчика газа неработоспособным на месте эксплуатации, так же прибор учета газа имеет необратимые вмешательства, после которых невозможно восстановить исходные метрологические и эксплуатационные характеристики прибора. Счетчик, с которым произведены внешние вмешательства с целью исказить измерения, считается неработоспособным и не может использоваться для определения объемов потребленного газа.

Согласно пункту 8111 Правил №354, при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: - целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора: отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.

Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Данная норма является императивной и не предусматривает возможности избирать иные варианты расчета платы за коммунальную услугу в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Приведенная норма указывает именно на обязанность (а не право) исполнителя коммунальных услуг пересчитать плату за соответствующую услугу при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета коммунального ресурса, по показаниям которого должен производиться расчет платы за коммунальную услугу.

Поскольку ответчиком с достоверностью выявлена неисправность прибора учета газа, в результате вмешательства в прибор учета газа, истец, являясь абонентом и собственником прибора учета газа, установленного в жилом помещении, нарушил одно из обязательных условий, при которых определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета, у ответчика имелись правовые основания для определения объема потребленного газа по нормам потребления, в том числе на основании установленного норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10 за три предшествующих проведению проверки месяца, то есть с 30.08.2018 года по 29.11.2018 в сумме 40599,41 рубль, с 30.11.2018г. по 06.12.2018г. по нормативу потребления в сумме 300,58 руб., исходя из расчета 26,22м2 отапливаемой площади и 1 (одного) человека.

Расчет отапливаемой площади жилого помещения произведен по следующим нормативным документам: Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004г. №188-ФЗ (ред. от 03.03.2018); СНиП 2.04.05-91* Отопление, вентиляция и кондиционирование (с изменениями №1,2,3); Приказ Министерства регионального развития РФ от 13.07.2006г. №83 «Об утверждении «Методики расчета норма потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа»».

В пункте 2.3 «Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета» указано, что отапливаемая площадь здания определяется как площадь этажей (в том числе мансардного, отапливаемых цокольного и подвального) здания, измеряемая в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами.

Таким образом, общая площадь может не совпадать с отапливаемой площадью.

Согласно данных Акта инвентаризации отапливаемой площади от 29.04.2011г., отапливаемая площадь жилого помещения, находящего по адресу: <адрес>., составляла 26,22м2.

Размер отапливаемой площади, зафиксирован Актом инвентаризации отапливаемой площади, количества проживающих людей и узлов учета газа населения от 29.04.2011г. Акт был подписан лично ФИО1 о каких-либо изменениях, влияющих на размер платы за поставленный газ, в том числе и о временном не проживании в домовладении в спорный период времени, с заявлением истец к ответчику не обращался.

С целью устранения разногласий по определению отапливаемой площади жилого помещения, которые возникли только во время судебного заседания, филиал ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Георгиевском районе 11.06.2019г., в присутствие собственника жилого помещения ФИО1, произвел инвентаризацию отапливаемой площади жилого помещения истца, по результатам которой установлено, что отапливаемая площадь составляет 25,72м2, абонент возражений не предъявила, с результатами была согласна, подтвердив подписью в Акте проверки от 11.06.2019г.

На основании данных Акта проверки от 11.06.2019г. произведен перерасчет по отоплению за период в спорный период с 30.08.2018г. по 06.12.2018г., который составил 729,08 руб.

Согласно п.п. (е, ж, к) п.21 Правил поставки газа №549, абонент обязан уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах:

изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан;

изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

Согласно пп. (а,б, ж) п.21 Правил поставки газа № 549, Абонент обязан:

а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме;

б) незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа;

ж) обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации.

Пункт 32 Правил поставки газа №549 предусматривает, что при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы потребления природного газа устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в соответствии с «Методикой расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа», утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 13.07.2006г. В Ставропольском крае нормативы потребления газа утверждены Постановлением Правительства Ставропольского края от 19.04.2016 года № 120-П О внесении изменения в приложение 1 к приказу министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 11.03.2016г. №87 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Руководствуясь вышеизложенным, ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» применяет равные в течение каждого месяца нормативы потребления газа населением для отопления жилых помещений от индивидуальных газовых приборов при отсутствии приборов учета газа - 8,2 кубических метра газа на один квадратный метр отапливаемой жилой площади, независимо от сезона и 15м3 на варочную плиту с 1 человека.

Доказательств того, что истец, как собственник жилого дома, не имел возможность обеспечить сохранность прибора учета газа, не представлено.

Из указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что установление поставщиком газа неисправности прибора учета, вследствие вмешательства в его работу, является безусловным основанием для расчета количества потребленного газа соответствующим абонентом газа по нормативу потребления.

Оплата энергии в соответствии с ч.1 ст.544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ч.2 ст.544 ГК РФ). Частью 1 ст.547 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п.2 ст.15).

На основании ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Ст.154 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющим соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

О произведенных начислениях по нормативам потребления и образовавшейся задолженности истец был уведомлялся в платежном документе на оплату газа.

Истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что именно Ответчиком были допущены какие-то нарушения, либо произведены какие-то действия, которые привели к образованию задолженности на лицевом счете Абонента.

Ранее (25.05.2012г.) на приборе учета газа, установленного у истца, также были обнаружены механические повреждения на стекле счетного механизма.

Статьей 1101 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» не признает свою вину в предъявленных требованиях и не считает, что своими действиями причинил истцу нравственные или физические страдания. Действия ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают законные права Истца.

Ответчик считает, что им правомерно произведено начисление оплаты за газ по нормативам потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10, в связи с нарушением целостности прибора учета.

Факт повреждения прибора учета зафиксирован документально и подтвержден фотоматериалом, разногласия по размеру отапливаемой площади жилого помещения истца возникли только в период рассмотрения искового заявления, перерасчет по спорной площади, произведен ответчиком сразу же после составления Акта проверки.

Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту указанных прав и свобод, в том числе судебную защиту, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8; статья 19, части 1 и 2; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).

В соответствии с общим правилом статьи 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Пределы осуществления гражданских прав установлены статьей 10 ГК РФ, в соответствии с которой, в частности, не допускаются действия граждан, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Способы защиты гражданских прав, предусмотренные статьей 12 ГК РФ, избирает истец, защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно статьям 30 ЖК РФ, 210 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

В соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.

По нормам части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.

В силу статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение – это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 ГК РФ).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии со статьей 541 ГК РФ с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно пункту 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или правовыми актами.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое газифицировано; поставка газа осуществляется на основании договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

В состав внутридомового газового оборудования, входят: плита газовая К4, отопительная печь. Количество зарегистрированных по данному адресу - 1 человек, размер отапливаемой площади на момент расчета – 26,22 м2. Согласно акта инвентаризации отапливаемой площади от 11.06.2019 отапливаемая площадь составила 25, 72 м2.

Учет расхода газа производился по прибору учета газа типа BK G-4, заводской номер №02934767, 2012 года выпуска.

27 ноября 2018 года от представителя абонента ФИО6 поступило заявление о вызове контролера для обследования счетчика.

30 ноября 2018 года при посещении домовладения абонента, была проведена инвентаризация газового оборудования, проверка прибора учета газа, фотосъемка. В ходе проверки зафиксированы замечания, что на счетном механизме газового счетчика имеются повреждения и следы замазки, на стекле счетного механизма - царапины, пломба-наклейка заклеена скотчем, на пломбе поверителя имеются царапины. При выключенных газовых приборах - счетный механизм вращается. Газовый счетчик необходимо снять на экспертизу, абоненту необходимо обратиться в абонентский отдел.

Сам факт повреждения прибора учета истцом не оспаривается.

04 декабря 2018 года от ФИО1 поступило заявление на опломбировку газового счетчика, 07 декабря 2018 года новый газовый счет был введен в эксплуатацию.

07 декабря 2018 года поставщиком газа был принят в эксплуатацию прибор учета газа BKG4, заводской номер №06129187, 25 октября 2018 года выпуска, учет объема газа осуществляется по показаниям счетчика.

В связи с выявленными 30 ноября 2018 года нарушениями ответчиком по лицевому счету №<***> абонента ФИО1 произведено начисление с применением повышающего коэффициента 10 за три предшествующих проведению проверки месяца, то есть с 30 августа 2018 года по 29 ноября 2018 года в сумме 40599 рублей 41 копейка, с 30 ноября 2018 года по 06 декабря 2018 года по нормативу потребления в сумме 300, 58 рублей, исходя из расчета 26,22 кв.м. отапливаемой площади и 1 человека.

В пункте 2.3 «Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета» указано, что отапливаемая площадь здания определяется как площадь этажей (в том числе мансардного, отапливаемых цокольного и подвального) здания, измеряемая в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами.

Таким образом, общая площадь может не совпадать с отапливаемой площадью.

Согласно данных Акта инвентаризации отапливаемой площади от 29.04.2011г., отапливаемая площадь жилого помещения, находящего по адресу: <...>., составляла 26,22м2.

Размер отапливаемой площади, зафиксирован Актом инвентаризации отапливаемой площади, количества проживающих людей и узлов учета газа населения от 29.04.2011г. Акт был подписан лично ФИО1 О каких-либо изменениях, влияющих на размер платы за поставленный газ, в том числе и о временном не проживании в домовладении в спорный период времени, с заявлением истец к ответчику не обращался.

В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа №549 к внутридомовому газовому оборудованию в домовладении отнесены приборы учета газа.

В силу пунктов 24, 25 Правил поставки газа №549 при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа. Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении условий:

а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории РФ, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа №549 в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте «б» пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.

В случае, если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

Из письма Министерства регионального развития РФ от 28.05.2012 №12793-АП/14 следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа №549 для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части – Правилами предоставления коммунальных услуг №354.

Понятие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа на момент возникновения спорных отношений было дано в пункте 3.11 Методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированных подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 18.12.2015 №975 (в связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 17.09.2018 №774 уже не действует).

Несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа является несанкционированное изменение в настройку и/или конструкцию прибора учета газа, умышленное повреждение прибора учета газа, не позволяющее производить достоверный учет потребленного газа, а также несанкционированное нарушение пломб прибора учета газа.

Правилами поставки газа №549 случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учета прямо не урегулированы, поэтому в данном случае подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг №354.

В силу пункта 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг №354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем – пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Таким образом, для оплаты услуги газоснабжения, исходя из фактического потребления объема газа возможно лишь при условии соблюдения указанных условий в совокупности.

Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета.

Таким образом, сам факт наличия механического повреждения прибора учета газа является основанием для признания его непригодным к использованию и признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

Частью 3 статьи 123 Конституции РФ закреплено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом (статья 56 ГПК РФ).

В силу статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При системном толковании указанной выше нормы, а также из статей 79-86 ГПК РФ следует, что доказательством по делу является заключение эксперта, проведенное с обязательным соблюдением правил, установленных указанными выше нормами процессуального права.

Представленные суду акт проверки от 30.11.2018г., фотоматериал к акту проверки от 30.11.2018г. являются доказательством повреждения прибора учета газа. Следовая картина на внешней части прибора учета газа свидетельствует об умышленном воздействии на механизмы прибора, способного привести к искажению результатов учета.

Истцом сам факт неисправности в работе прибора учета и его повреждения не оспаривается.

Актом проверки установлено, что в отношении газового счетчика типа ВК G-4, заводской номер №02934767, дата выпуска 2012г, зафиксирован факт несанкционированного, неквалифицированного доступа к счетному механизму, которое привело к повреждению прибора учета газа, его метрологической неисправности, и, возможно, наличию свободного доступа к местам измерения и регулировки, не позволяющей производить достоверный учет потребленного газа в неопределённый период эксплуатации счетчика - с момента нарушения целостности корпуса прибора учета.

Это привело к метрологическому и техническому повреждению счетчика, его несоответствию обязательным техническим и метрологическим требованиям по ч.1,2 ст.9 №102-ФЗ и пп.6.3, 6.4 ГОСТ Р8.674-2009, при которых счетчик подлежит браковке по признакам п.п.(в) п.8112 Правил №354 (прибор учета считается вышедшим из строя в случае механического повреждения прибора учета) и не допускается к применению по основаниям пп.(г) п.25 Правил №549 как прибор учета газа, который находится в неисправном состоянии по нарушению целостности, по наличию механических повреждений, по наличию технической возможности искажения результатов измерений, по наличию у него свойств недостоверного отображения объемов потребленного газа, как не прошедший своевременную поверку после вмешательства в механизмы пробора, как не имеющий надлежащих средств ограничения доступа к местам регулировки и измерений для обеспечения нормальной эксплуатации счетчика, исключающей угрозу искажения показаний средства измерения.

На официальном сайте ООО «ЭЛЬСТЕР Газэлектроника» https://gaselectro.ru/. одного из заводов-изготовителей приборов учета газа по технической документации фирмы Elster GmbH, размещена «Инструкция по оценке работоспособности диафрагменных счетчиков BK-G, BK-GT на месте эксплуатации», утвержденная генеральным директором ООО «ЭЛЬСТЕР Газэлектроника» ФИО5 15.04.2016г.

Инструкция предназначена для определения работоспособности счетчиков BK-G, BK-GT в штатном исполнении на месте эксплуатации при проведении проверок. В пункте 4 данной инструкции указано, что наличие механических повреждений на крышке отсчетного механизма является признаком вмешательства в работу отсчетного механизма.

Наличие одного из признаков внешних воздействий, является достаточным для признания счетчика газа неработоспособным на месте эксплуатации, так же прибор учета газа имеет необратимые вмешательства, после которых невозможно восстановить исходные метрологические и эксплуатационные характеристики прибора. Счетчик, с которым произведены внешние вмешательства с целью исказить измерения, считается неработоспособным и не может использоваться для определения объемов потребленного газа.

Таким образом, суд считает установленным факт внесения в конструкцию счетчика несанкционированных изменений и, как следствие, несанкционированного вмешательства в его работу, что, в силу положений Правил поставки газа №549 и Правил предоставления коммунальных услуг №354 является самостоятельным, достаточным и безусловным основанием для признания счетчика непригодным к использованию и признается судом несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

В силу подпунктов «ж», «и» пункта 21 Правил поставки газа №549 абонент обязан: обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки.

Довод истца о том, что начисления должны производиться со дня уведомления абонентом о неисправности прибора учета газа и до дня, следующего за днем восстановления пломбы в соответствии с нормативами потребления, суд считает несостоятельными, поскольку в сиу п. 21 Правил поставки газа №549 абонент обязан обеспечить сохранность прибора учета газа и пломб, к тому же, как следует из искового заявления, ФИО1 обнаружила неисправность в работе прибора учета газа в ноябре 2018 года, заявление о вызове контролера было написано квартирантом ФИО4 27 ноября 2018 года. При этом, само нарушение пломбы завода-изготовителя (поверителя), неисправность прибора учета, нарушение его целостности было выявлено в результате посещения жилого помещения контролером (представителем поставщика газа), о чем составлен акт проверки 30.11.2018 с указанием зафиксированных нарушений, в связи с чем начисления ответчиком правомерно произведены на основании п. 8111 Правил №354.

Определяя обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, оценивая в соответствии со статьей 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что факт наличия механического повреждения прибора учета газа нашел свое подтверждение в судебном заседании, а ФИО1 возложенная на нее действующим законодательством обязанность обеспечивать сохранность прибора учета газа не исполнена, суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению истцу задолженности за потребленный газ на основании установленного норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10 за три предшествующих проведению проверки месяца, то есть с 30.08.2018 года по 29.11.2018 в сумме 40599,41 рубль, с 30.11.2018г. по 06.12.2018г. по нормативу потребления в сумме 300,58 руб., исходя из расчета 26,22м2 отапливаемой площади и 1 (одного) человека, являются законными и обоснованными, а потому в удовлетворении заявленных ФИО1 требований надлежит отказать в полном объеме.

Поскольку существенных нарушений прав потребителя ФИО1 не установлено, а ее требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов являются производным от основного требования, в удовлетворении которого отказано, то оно также удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковые требований ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», филиалу ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Георгиевском районе о взыскании излишне уплаченной суммы в размере 41052 рубля 50 копеек, неустойки в размере 70199 рублей 78 копеек, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, расходов по оплате юридических услуг в размере 5500 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд Ставропольского края.

(Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2020 года)

Судья С.Н. Купцова