22RS0068-01-2023-001977-20
Дело № 2-2781/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2023 года г. Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Наконечниковой И.В.
при секретаре: Крощенко И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, к комитету по социальной поддержке города Барнаула о возложении обязанности назначить и выплатить единовременную выплату при рождении двойни,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Барнаула в интересах ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, обратился в суд с настоящим иском к комитету по социальной поддержке города Барнаула, просит:
признать незаконным решение комитета по социальной поддержке города Барнаула об отказе в назначении единовременной денежной выплаты молодым семьям при рождении двойни от 25.10.2022г. на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
обязать ответчика назначить и выплатить ФИО1 единовременную денежную выплату при рождении двойни молодым семьям города Барнаула на основании заявления от 21.10.2022г.
В обоснование иска указано, что 21.10.2022г. ФИО1 подано заявление в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с рождением ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Комитетом по социальной поддержке города Барнаула по результатам представленных документов 25.10.2022 принято решение об отказе в назначении единовременной денежной выплаты (дело №) на основании п.2.6 Положения в связи с отсутствием права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренного п.1.2 Положения (ФИО1 и ее супруг ФИО4 имеют регистрацию по месту жительства в г. Рубцовске и Рубцовском районе соответственно).
С принятым решением комитета истец не согласна, считает его незаконным.
Представитель процессуального истца ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам иска.
Материальный истец ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика комитета по социальной поддержке города Барнаула и третьего лица администрации г. Барнаула ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО4 являются родителями ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно абзацу второму части 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В целях оказания дополнительной социальной поддержки молодых семей города Барнаула решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 №549 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления единовременных денежных выплат при рождении двойни молодым семьям городского округа – города Барнаула Алтайского края.
Положение определяет порядок и условия предоставления единовременной денежной выплаты молодым семьям городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул) при рождении двойни (далее - единовременная денежная выплата). Для целей Положения под молодой семьей признается семья, возраст каждого из супругов (каждого родителя) в которой на момент рождения двойни не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого на момент рождения двойни не превышает 35 лет (далее - молодая семья) (пункт 1.1 Положения).
Единовременная денежная выплата назначается и выплачивается постоянно проживающим на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края гражданам Российской Федерации (п.1.2 Положения).
Финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременной денежной выплаты, производится в пределах ассигнований, утвержденных комитету по социальной поддержке населения города Барнаула (далее - Комитет) на данные цели бюджетом на очередной финансовый год ( п.1.3 Положения).
Предоставление единовременной денежной выплаты носит заявительный характер и осуществляется Комитетом. Заявителем является один из родителей ( 2.1 Положения).
Единовременная денежная выплата назначается, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения детей ( п.2.2 Положения).
Согласно п.2.4 Положения в редакции, действовавшей на момент подачи ФИО1 заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты, для получения единовременной денежной выплаты граждане предоставляют следующие документы:
заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты (приложение к Положению);
копии документов, удостоверяющих личность родителей;
копии документов, подтверждающих постоянное проживание молодой семьи на территории города Барнаула. Проживание на территории города Барнаула по месту7 жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других муниципальных образованиях) или решением суда;
данные лицевого счета в кредитной организации;
копию документа, подтверждающего полномочия представителя (предоставляется в случае обращения уполномоченного представителя заявителя);
копию документа, удостоверяющего личность представителя (предоставляется в случае обращения уполномоченного представителя заявителя).
Согласно п. 2.6 Положения единовременная денежная выплата не назначается и не выплачивается:
- молодым семьям, дети которых находятся под опекой или на полном государственном обеспечении;
- молодым семьям, лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах;
- в случае непредставления документов, представления не полного перечня документов, указанных в пункте 2.4 Положения, либо представления документов, содержащих недостоверные сведения;
- в случае непредъявления оригиналов (нотариально заверенных копий) документов в срок, установленный в абзаце 3 пункта 2.5 Положения;
- в случае отсутствия у заявителя оснований, дающих право на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 Положения;
- в случае если обращение за единовременной денежной выплатой последовало позднее шести месяцев со дня рождения детей;
- в случае если один из супругов (один из родителей) уже обратился и по его заявлению принято решение о назначении единовременной денежной выплаты.
Судом установлено, что 21.10.2022г. ФИО1 подано заявление в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с рождением ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К заявлению приложены документы: копии документов, удостоверяющих личности родителей ФИО1 и ФИО4 с отметками о регистрации по месту жительства в г. Рубцовске и Рубцовском районе соответственно, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания: ...., выданные Отделом по вопросам миграции ОП по Центральному району УМВД России по г. Барнаулу от 01.06.2021г. №, №, от 03.10.2022 №Б/22/0013245, №Б/22/0013243 по 2031г. и 2035г. соответственно.
Комитетом по социальной поддержке города Барнаула по результатам представленных документов 25.10.2022г. принято решение (дело №) об отказе в назначении единовременной денежной выплаты в связи с отсутствием права на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной п.1.2 решения Барнаульской городской Думы от 03.06.2011г. №549 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления единовременных денежных выплат при рождении двойни молодым семьям городского округа-города Барнаула Алтайского края» (далее- Положение).
Решение мотивировано тем, что согласно п.2.4 Положения для получения единовременной денежной выплаты граждане предоставляют копии документов, подтверждающих постоянное проживание молодой семьи на территории города Барнаула. Проживание на территории города Барнаула по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документов, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания ( за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других муниципальных образованиях) или решением суда. ФИО1 и ее супруг ФИО4 имеют регистрацию по месту жительства в г. Рубцовске и Рубцовском районе соответственно.
В исковом заявлении истец указывает, что по смыслу ст.ст.2,3 Закона №5242-1 регистрация не входит в понятие «место жительства» и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон от 25.06.1993 №5242-1) закреплены легальные дефиниции понятий «место жительства» и «место пребывания».
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Таким образом, в Законе от 25.06.1993 №5242-1 определена обязанность гражданина быть зарегистрированным по месту жительства, в ином случае жилое помещение, в котором гражданин не зарегистрирован по месту жительства и проживает временно, является его местом пребывания.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 (далее - Правила), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Таким образом, факт регистрации по месту жительства или по месту пребывания является основанием для возникновения у гражданина права, в том числе на получение гарантированных государством мер социальной поддержки и соответствующей обязанности государства по реализации этого права. Реализация государством своих обязанностей невозможна без установления документально подтвержденного факта постоянного нахождения гражданина по месту регистрации или месту' пребывания соответственно.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 13.07.2000 №185-0, от 06.10.2008 №619-0-П, от 13.10.2009 №1309-0-0) факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства может быть подтвержден на основании данных органов регистрационного учета (путем проставления отметки в паспорте гражданина либо выдачи свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста), либо установлен судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (например, подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.).
Из приведенного нормативного правового регулирования спорных отношений, а также из смысла названных норм Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Положения в их системной взаимосвязи следует, что право лиц на получение единовременной денежной выплаты при рождении двойни, связано с фактом постоянного проживания на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края гражданами Российской Федерации (молодой семьи), который устанавливается по данным органов регистрационного учета, либо установлен судом общей юрисдикции.
При указанных обстоятельствах, на момент обращения истца с заявлением ФИО7 и ее супруг ФИО4 имели (и имеют в настоящее время) регистрацию по месту жительства в г. Рубцовске и Рубцовском районе соответственно. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Факт проживания в городе Барнауле заявителем ФИО7 в судебном порядке не устанавливался. Документы, подтверждающие установление такого факта (решение суда), в органы местного самоуправления города Барнаула заявителем не предоставлялись.
Наличие регистрации ФИО1 по месту пребывания в г. Барнауле не подтверждает факт постоянного проживания в г. Барнауле, так как само свидетельство о регистрации по месту пребывания носит временный характер, в то время как регистрация по месту жительства ФИО1 в г. Рубцовске носит бессрочный характер.
Кроме того, согласно пункту 15 Правил регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства, что в свою очередь не исключает возможность в любой момент переехать жить по адресу места жительства.
Таким образом, правовых оснований для предоставления ФИО1 меры социальной поддержки, предусмотренной Положением, не имелось по причине несоблюдения заявителем обязательных условий для предоставления указанной денежной выплаты, установленных Положением( п.1.2. п.2.6), а именно - наличие документально подтвержденного места жительства в другом муниципальном образовании при отсутствии документально подтвержденного места жительства в городе Барнауле.
В связи с чем основания для признания незаконным решения комитета по социальной поддержке г. Барнаула об отказе в назначении единовременной денежной выплаты молодым семьям при рождении двойни от 25.10.2022г. на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.
Соответственно, отсутствуют основания для удовлетворения требований об обязании ответчика назначить и выплатить ФИО1 единовременную денежную выплату при рождении двойни молодым семьям города Барнаула на основании заявления от 21.10.2022г.
С учетом изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Наконечникова