Дело № 2-278 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севск «24» мая 2012 года
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Павлютенковой М.А.
с участием помощника Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Глиницкой А.И.
при секретаре Жуковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ООО «Р.Л.Брянск» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о прекращении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте до получения лицензии.
У С Т А Н О В И Л:
Брянский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ООО «Р.Л.Брянск» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о прекращении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте до получения лицензии указывая, что по заданию Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проводится проверка исполнения требований законодательства о безопасности на железнодорожном транспорте.
Установлено, что в период с ДАТА по ДАТА на железнодорожном пути № на ст. Комаричи Московской железной дороги в Брянском транспортном регионе ООО «Р.Л.Брянск» осуществило выгрузку 45 вагонов с опасным грузом - аммиачной селитрой (аварийная карточка №) без специального разрешения (лицензия) на погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, что является нарушением требований ст. 5 ФЗ от ДАТА № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», требований ст. 12 п/п 27 ФЗ от ДАТА№ «О лицензировании отдельных видов деятельности», требований постановления Правительства РФ от ДАТА№ «О лицензировании отдельных видом деятельности на железнодорожном транспорте», которыми установлен порядок лицензирования данного вида деятельности. Лицензирование погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте предъявляется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, установленные лицензионные требования и условия, выполнение которых может привести к созданию чрезвычайных ситуаций как при погрузке или выгрузке опасных грузов, так и в процессе перевозки.
Просит суд запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Р.Л.Брянск» осуществление погрузо-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Помощник Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Глиницкая А.И. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и показала в судебном заседании, что с ДАТА по ДАТА на железнодорожном пути № на ст. Комаричи Московской железной дороги в Брянском транспортном регионе ООО «Р.Л.Брянск» осуществило выгрузку 45 вагонов с опасным грузом - аммиачной селитрой (аварийная карточка №) без специального разрешения (лицензия) на погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. ДАТА по данному факту составлен протокол № об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора по контролю и развитию ООО «Р.Л.Брянск» ФИО1 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и материалы направлены для рассмотрения по существу в Советский районный суд по месту жительства ФИО1
Несмотря на это выгрузка аммиачной селитры, поступающей в адрес «Р.Л.Брянск» в период с ДАТА по ДАТА на ст. Комаричи продолжала осуществляться, о чем свидетельствуют записи в книге выгрузки грузов. Просит запретить ООО «Р.Л.Брянск» осуществление погрузо-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Представитель ООО «Р.Л.Брянск» - по доверенности ФИО2 требования Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры не признала и показала в судебном заседании, что законодательство о лицензировании прогрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не содержит четкого понимая области применения Постановления Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте. ООО «Р.Л.Брянск» направило письменный запрос в Госжелдорнадзор РФ. В соответствии с ответом лицензирующего органа, в настоящее время Правительство РФ готовит уточнения по вопросу области применения положения о лицензировании прогрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и не принимает документы на лицензирование. Кроме того, в настоящее время выгрузка селитры аммиачной ООО «Р.Л.Брянск» прекращена.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12, ст. 1065 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 17-ФЗ от ДАТА (в редакции от ДАТА) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 п. 27 ФЗ от ДАТА № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от ДАТА, с изменениями от ДАТА) лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Устав железнодорожного транспорта РФ (ФЗ от ДАТА№ - ФЗ) под опасным грузом предусматривает груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида задержания либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта им третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 4 ч. 2 Федерального закона от ДАТА № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» (в редакции от ДАТА) государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:
- проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта;
- определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;
- утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов (в редакции Федерального закона от ДАТА № 242-ФЗ);
- лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 21 ч. 2 Федерального закона от ДАТА № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» (в редакции от ДАТА) объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений, пересечений железнодорожных путей общего пользования линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и другими наземными и подземными сооружениями, а также нормы сооружения и содержания указанных объектов при их пересечении железнодорожными путями общего пользования и сближении с этими железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Постановлением Правительства РФ от ДАТА№ утверждено положение «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», согласно этого положения в состав лицензионной деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 18-ФЗ (в редакции от ДАТА) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральным законом «О железнодорожном транспорте РФ» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее-инфраструктура) - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Из материалов дела следует, что между ООО «Р.Л.Брянск» и ОАО «РЖД» заключены договоры для перевозки и выгрузки селитры (л.д.17-20);
- договор № МОП-15/10-12 от ДАТА на оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования, и дополнительное соглашение к нему о действии договора с ДАТА;
- договор № от ДАТА на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов и дополнительное соглашение № от ДАТА о продлении срока действия данного договора;
- договор на организацию расчетов № ТЦФТО-3163/15-11 от ДАТА и дополнительное соглашение к нему № от ДАТА
Согласно аварийной карточке № к опасным грузам, перевозимым по железным дорогам СНГ относится аммония нитрат (селитра аммиачная).(л.д.22).
Из материалов дела следует, что ООО «Р.Л.Брянск» в период с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА продолжало осуществлять выгрузку вагонов с опасным грузом - селитрой аммиачной.
Приведенные выше доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения данного дела.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика ООО «Р.Л.Брянск», что в связи с принятием нового Положения «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности» селитра аммиачная не подпадает под действие положения, так как выгрузка такого груза не может производиться на путях общего пользования.
Постановлением Правительства РФ от ДАТА№ «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» утверждено Положение о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железной дороге, и которое также предусматривает наличие лицензии при выгрузке опасных грузов (селитры аммиачной).
Кроме того, ООО «Р.Л.Брянск» начало выгрузку селитры аммиачной в период действия Положения « О лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» от ДАТА, которым также предусматривалось наличие лицензии, т.е. при начале работ по выгрузке опасного груза - селитры аммиачной в марте 2012 года «Р.Л.Брянск» обязано было иметь лицензию на работы с опасным грузом.
Не принятие документов на лицензирование данного вида деятельности в настоящее время Управлением Государственного железнодорожного надзора не дает ООО «Р.Л.Брянск» право проводить выгрузку опасных грузов без лицензии.
Информация представителя ООО «Р.Л.Брянск», что выгрузка опасного груза - селитры аммиачной в настоящее время прекращена, не принимается судом во внимание, так как не подтверждена материалами дела.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ООО «Р.Л.Брянск» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о прекращении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте до получения лицензии подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ООО «Р.Л.Брянск» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о прекращении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте до получения лицензии удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Р.Л.Брянск» прекратить осуществление погрузо-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий: М.А.Павлютенкова