ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2783/14 от 20.08.2014 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело №2-2783/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2014 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Соболевой О.О.,

при секретаре Сергеевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергиево-Посадского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу Научно-производственное объединение «<данные изъяты>» об обязании завершить работы по получению и утверждению программы производственного контроля, нормативов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Сергиево-Посадский городской прокурор Московской области обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также неопределенного круга лиц к ЗАО НПО «<данные изъяты>» с исками о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить программу производственного контроля на предприятии, осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, а также о понуждении прекратить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов предприятия, разработать и утвердить нормативы и специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по искам прокурора были объединены в одно производство в порядке ст. 151 ГПК РФ, поскольку имели схожие предметы и основания, в делах в качестве сторон были заявлены одни и те же лица.

В дальнейшем свои требования прокурор уточнил, представив суду уточненный иск об обязании завершить работы по получению и утверждению программы производственного контроля, нормативов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании помощник прокурора Ковалева О.А. заявленные требования с учетом их уточнения поддержала и пояснила, что городской прокуратурой была проведена проверка по обращению и.о. начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу ФИО1 о нарушении ЗАО НПО «<данные изъяты>» законодательства в области охраны окружающей среды. Проверкой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой выездной проверки Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в отношении ЗАО НПО «<данные изъяты>» ИНН/КПП , ОГРН , юридический адрес: <адрес>, выявлено осуществление деятельности с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, что подтверждается актом проверки , квалифицирующееся как несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов капитального строительства, а именно: не проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха ЗАО НПО «<данные изъяты>», а также выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, а именно: неразработка и неутверждение нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух от стационарных источников ЗАО НПО «<данные изъяты>». Предприятием размещены производственные участки, имеющие в своем составе источники выбросов загрязняющих веществ: склад растворителей, цех опытного производства лакокрасочных материалов, цех машиностроительного производства. Проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанный и утвержденный в ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки не действует, т.к. срок действия истек в ДД.ММ.ГГГГ. Так же представлены расчеты платы и платежные поручения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в части платы за выбросы от стационарного объекта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом программа производственного контроля за охраной атмосферного воздуха за период с ДД.ММ.ГГГГ, по настоящее время на предприятии не производится. По итогам проведенной проверки ЗАО НПО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, а так же выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Кроме этого ЗАО НПО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, а так же выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Согласно предписанию ЗАО НПО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано организовать и осуществлять производственный контроль (мониторинг) в области охраны атмосферного воздуха от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия и обязано прекратить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов предприятия, до утверждения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также до утверждения специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведении внеплановой документарной проверки исполнения предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, было установлено, что ЗАО НПО «<данные изъяты>» в установленный срок предписание не выполнило, производственный контроль (мониторинг) в области охраны атмосферного воздуха от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия не осуществляется, в связи с чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. 16.12.2013 ЗАО НПО «<данные изъяты>» постановлением мирового судьи 230 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района Московской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Принятые в административном порядке меры результатов не дали. Обратившись в суд, прокурор просит обязать ЗАО НПО «<данные изъяты>» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения завершить работы по получению и утверждению программы производственного контроля на предприятии, нормативов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Представитель материального истца – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом. Об уважительности причин своей неявки суд не известил, об отложении дела не ходатайствовал.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, не высказавших возражений, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие материального истца.

Представитель ответчика ЗАО НПО «<данные изъяты>» по доверенности ФИО2 в заседании иск не признала, против его удовлетворения возражала. В обоснование своей позиции суду пояснила, что утверждение прокурора о том, что ЗАО НПО «<данные изъяты>» не принимает мер по выполнению предписания контролирующего органа, не соответствует действительности. Так, на предприятии имеется программа производственного контроля, которая разработана и утверждена руководством Общества. Согласно плану-графику контроля соблюдения нормативов ПДВ от стационарных источников выбросов указанной программы срок выполнения проверки установлен на ДД.ММ.ГГГГ. Отметила, что, действительно, на предприятии не разработаны и не утверждены нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также не получено специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Вместе с тем, возразила, что в своем предписании Росприроднадзор установил минимальный срок – <данные изъяты> месяцев – для исполнения его в части разработки, утверждения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и получения специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не учитывая уважительные причины невозможности выполнения требований в срок. Так, на момент выдачи предписания в ЗАО НПО «<данные изъяты>» производилась реконструкция вентиляционной системы (со сроком окончания не менее <данные изъяты> рабочих дней) и разработка Проекта нормативов ПДВ (на которую требуется не менее <данные изъяты> рабочих дней). Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух действовало до ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ был разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов (далее – «Проект нормативов ПДВ»), срок действия которого истек в ДД.ММ.ГГГГ. По истечении срока действия Проект нормативов ПДВ не пересматривался в связи с реконструкцией производства, связанной с выполнением работ по монтажу вентиляционной системы. ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком ЗАО НПО«<данные изъяты>» и исполнителем ООО «Инженерный центр» был подписан договор (Приложение 2 к настоящим пояснениям), согласно которому исполнитель обязался разработать проектную документацию цеха и лаборатории, расположенных по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также выполнить работы по монтажу в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, свои обязательства подрядчик не выполнил. В связи с несвоевременным выполнением работ по монтажу вентиляции производственная деятельность ЗАО НПО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была сокращена, а в зимний период времени с ДД.ММ.ГГГГ – приостановлена. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ, первом и ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии разрешения на выброс ЗАО НПО «<данные изъяты>» перечисляло плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом пятикратного повышающего коэффициента согласно п. 5 и п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время работы по реконструкции вентиляционной системы выполнены иным подрядчиком. По окончании работ по монтажу воздуховодов для вентиляции ЗАО НПО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключило договор об оказании услуг по разработке и сопровождению нормативной экологической документации в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, действующего на территории РФ (разработка проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух). При этом, срок оказания услуг по разработке Проекта нормативов ПДВ составляет <данные изъяты> рабочих дней, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, а срок согласования Проекта нормативов ПДВ и получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО – согласно регламентам согласующих организаций, которые от воли и действий ответчика не зависят. С учетом установленных сроков: экспертизы проекта нормативов ПДВ в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии человека в Московской области» – <данные изъяты> календарных дней (п.13, п. 16 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ)); получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Московской области – <данные изъяты> календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения (п. 16 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ)); получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – <данные изъяты> рабочих дней (п. 8.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ)) – реальный срок завершения работы по получению и утверждению программы производственного контроля на предприятии, нормативов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух составляет не менее трех месяцев. Полагала, что ЗАО НПО «<данные изъяты>» предпринимает все необходимые действия по выполнению предписаний Роспотребнадзора по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ и . По изложенным мотивам просила в иске отказать.

Заслушав доводы явившихся сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой выездной проверки Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в отношении ЗАО НПО «<данные изъяты>» ИНН/КПП , ОГРН юридический адрес: <адрес>, выявлено осуществление деятельности с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, что подтверждается актом проверки , квалифицирующееся как несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов капитального строительства, а именно: не проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха ЗАО НПО «<данные изъяты>», а также выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, а именно: неразработка и неутверждение нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух от стационарных источников ЗАО НПО «<данные изъяты>». Предприятием размещены производственные участки, имеющие в своем составе источники выбросов загрязняющих веществ: склад растворителей, цех опытного производства лакокрасочных материалов, цех машиностроительного производства. Проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанный и утвержденный в ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки не действует, т.к. срок действия истек в ДД.ММ.ГГГГ Так же представлены расчеты платы и платежные поручения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в части платы за выбросы от стационарного объекта за период с ДД.ММ.ГГГГ

Результаты проверки нашли свое отражение в акте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9).

По итогам проведенной проверки ЗАО НПО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ предприятию назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 10-12), а так же выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (л.д. 13-14).

Согласно предписанию ЗАО НПО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано организовать и осуществлять производственный контроль (мониторинг) в области охраны атмосферного воздуха от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия и обязано прекратить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов предприятия, до утверждения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также до утверждения специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведении внеплановой документарной проверки исполнения предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, было установлено, что ЗАО НПО «<данные изъяты>» в установленный срок предписание не выполнило, производственный контроль (мониторинг) в области охраны атмосферного воздуха от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия не осуществляется (л.д. 15-19).

В связи с невыполнением предписания в установленный срок материалы были переданы мировому судье 230 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района Московской области для решения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО НПО «<данные изъяты>» постановлением мирового судьи 230 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района Московской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 20-21).

Правовые основы охраны атмосферного воздуха в целях реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии установлены Федеральным законом 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В силу ст. 25 указанного Федерального закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

В заседании стороной ответчика не отрицалось, что органом контроля были выявлены нарушения в части отсутствия на предприятии действующих программы производственного контроля на предприятии, нормативов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Акты органов контроля и предписания, выданные по результатам проверок, предприятием не обжаловались, вместе с тем, требования, изложенные в них, не выполнены, поскольку работы по получению и утверждению программы производственного контроля, нормативов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не завершены.

При таких обстоятельствах иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос об установлении сроков для устранения нарушения законодательства об охране окружающей среды, суд исходит из установленных регламентами сроков согласования контролирующими органами программы производственного контроля, нормативов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые от ответчика не зависят, и находит достаточным установить срок в пределах четырех месяцев.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сергиево-Посадского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу Научно-производственное объединение «<данные изъяты>» об обязании завершить работы по получению и утверждению программы производственного контроля, нормативов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух удовлетворить.

Обязать Закрытое акционерное общество Научно-производственное объединение «<данные изъяты>» в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения завершить работы по получению и утверждению программы производственного контроля на предприятии, нормативов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано сторонами и иными участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 августа 2014 года.

Судья: О.О. Соболева