Дело №2-57/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2016г. г.Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сухановой Л.А.
при секретаре Зайцевой О.Ю.,
с участием: истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
третьего лица Чупырь ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО г.Новотроицк об оспаривании постановления,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО г.Новотроицк об оспаривании постановления администрации МО г.Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ. об исключении её семьи из числа участниц областной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 года» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».
Просит отменить постановление администрации МО г.Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ. №№ как незаконное и обязать ответчика восстановить истца в списках претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ на приобретение квартиры. Не согласна с тем, что её семья была исключена из списка в связи с исполнением супругу возраста, превышающего 35 лет.
Определением суда от 29.12.2015г. в качестве третьего лица привлечен ФИО3.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, поскольку семья ФИО1 на законных основаниях исключена из числа участниц областной подпрограммы «Обеспечениежильеммолодых
семейв Оренбургской области на 2014-2020 годы», поскольку супругу истца исполнилось 36 лет. Просила в иске отказать.
Третье лицо ФИО3 согласился с иском, просил его удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает следующее.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и егосемьи, включается такой обязательный компонент какжилище. В статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах граждан закреплено неотъемлемое право каждого человека нажилище. Необходимость уваженияжилищачеловека предусмотрена и в ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст.40Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право нажилище. Никто не может быть произвольно лишенжилища.
Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав нажилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся вжилище, предоставлятьжильебесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищныхфондов в соответствии с установленными нормами (ст.40Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений ч. 1 ст.1 Жилищногокодекса РФжилищное
законодательство основывается на необходимостиобеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права нажилище, его безопасности, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст.2Жилищногокодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочийобеспечивают условия для осуществления гражданами права нажилище, в том числе используют бюджетные средства для улучшенияжилищных условий граждан, в установленном законом порядке предоставляют гражданамжилыепомещения по договорам социального найма, обеспечиваютконтроль за исполнениемжилищногозаконодательства, использованием и сохранностью жилищногофонда, соответствиемжилыхпомещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.12.2010г. №1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем внесены изменения и утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020годы", включающая подпрограмму "Обеспечениежильем
молодыхсемей"Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020годы" регулирует условия предоставления молодым семьям
социальных выплат на приобретениежилья. Приложениями №3 (подпрограммы на 2011-2015годы) и № 4 к подпрограмме на 2015-2020 годы являются Правила предоставления молодымсемьям социальных выплат на приобретение (строительство)жильяи их использования.
Согласно п.7 указанных Правил под нуждающимися вжилыхпомещениях понимаютсямолодыесемьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшениижилищныхусловий до 1 марта 2005 г., а такжемолодыесемьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися вжилыхпомещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51Жилищногокодекса РФ для признания граждан нуждающимися вжилыхпомещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях.
Согласно п.6 Правил участником подпрограммы может бытьмолодаясемья, в том числемолодаясемья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполнаямолодаясемья, состоящая из одногомолодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполнойсемьена день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодойсемьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемомгодуне превышает 35лет,молодаясемьяпризнана нуждающейся вжиломпомещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил, наличие у семьидоходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной /средней/ стоимости жильяв части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В судебном заседании установлено, что 10.02.2014г. ФИО1 обратилась в администрацию МО г.Новотроицк с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях её семьи, состоящей из трех человек (она и двое детей). 13.03.2014г. ФИО1 подала заявление о включении ее в состав участников подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2011-2015годы". Состав семьи – три человека. 24.03.2014г. постановлением администрации МО г.Новотроицк №441-п семья Чупырь включена в число участниц подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2014-2020годы" государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», что подтверждается постановлением и списком (л.д.42,43,45-47).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 подала заявление о включении ее семьи из пяти человек ( она, супруг ФИО3 и трое детей) в состав участников подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2014-2020годы". ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО г.Новотроицк №№ семья Чупырь включена в число участниц подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2014-2020годы" государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», что подтверждается постановлением и списком (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 подала заявление в котором она просит выдать социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ на приобретение построенной квартиры на первичном рынке (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО г.Новотроицк вынесено постановление №№ об исключении молодых семей из участниц областной подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2014-2020годы" государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах». Семья ФИО1 исключена из участниц названной подпрограммы в связи с достижением возраста супруга, превышающего 35 лет (ДД.ММ.ГГГГ.)(л.д.№).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013г. №737-пп утверждена государственная программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах".
В соответствии с приложением №13 указанного постановления- Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 14.09.2015 N 706-пп, участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, не имеющая или имеющая одного и более детей, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не превышающем 35 лет, и одного и более детей, признанная в соответствии с жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области и изъявившая желание участвовать в ее реализации (далее - молодая семья - участница подпрограммы). Непревышение возраста 35 лет устанавливается на день принятия ответственным исполнителем подпрограммы решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья или на получение социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка, или на получение социальной выплаты при получении кредита для приобретения жилья.
При исполнении хотя бы одному из супругов либо родителю в неполной семье 36 лет молодая семья исключается из числа участниц подпрограммы.
Правительством Оренбургской области 30.04.2015г. принято постановление N 286-п «Об утверждении правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых
семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах".
Настоящие Правила определяют условия постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах (далее - подпрограмма) и порядок предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Согласно п.9 Правил, участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
б) все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области;
в) только один из супругов молодой семьи может не быть гражданином Российской Федерации;
г) молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий;
д) молодая семья ранее не получала государственную поддержку за счет федерального, областного, местного бюджетов, за исключением средств материнского капитала.
В соответствии с п.13 Правил если молодая семья - участница подпрограммы перестала соответствовать хотя бы одному из условий, указанных в пункте 9 настоящих Правил, за исключением условия признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий при направлении средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, полученным в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года на приобретение жилого помещения, или получила государственную поддержку на улучшение жилищных условий за счет федерального, областного и местного бюджетов, за исключением получения средств материнского капитала, то молодая семья исключается из списка участниц подпрограммы. Орган местного самоуправления до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило или выявлено событие, в результате которого молодая семья перестала соответствовать условиям подпрограммы, извещает молодую семью о снятии ее с учета, за исключением случая получения молодой семьей социальной выплаты в соответствии с подпрограммой.
При исполнении хотя бы одному из супругов либо родителю в неполной семье 36 лет молодая семья исключается из участниц подпрограммы.
Многодетные молодые семьи, в которых у одного или у обоих супругов или у родителя в неполной семье возраст превысил 35 лет, из участниц подпрограммы не исключаются. Также не исключаются из участниц подпрограммы при превышении возраста у родителя 35 лет неполные молодые семьи, в которых хотя бы один ребенок является инвалидом. Многодетные молодые семьи, в которых у одного или у обоих супругов, или у родителя в неполной семье возраст превысил 35 лет, а также неполные молодые семьи, в которых хотя бы один ребенок является инвалидом, и возраст родителя превысил 35 лет, включаются в категорию отдельных молодых семей. Предоставление социальной выплаты отдельным категориям молодых семей осуществляется в рамках реализации мероприятия подпрограммы по обеспечению жильем отдельных категорий молодых семей за счет средств областного и местных бюджетов.
Из материалов дела следует, что семья Чупырь относится к многодетной семье, поскольку в семье трое детей: М.1ДД.ММ.ГГГГ. рождения, М.2ДД.ММ.ГГГГ. рождения, М.3ДД.ММ.ГГГГ. рождения.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что многодетная семья Чупырь в соответствии с вышеизложенными Правилами постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах" незаконно была исключена из участниц областной подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2014-2020годы" государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» и поэтому постановление администрации МО г.Новотроицк №№ от ДД.ММ.ГГГГ. подлежит отмене.
Истец просит обязать ответчика восстановить её в списках претендентов на получение социальной выплаты в 2015г. на приобретение квартиры.
Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 26).
После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование
мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.27 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Включением семьи Чупырь в участницы областной подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2014-2020годы" государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» не решается вопрос о предоставлении ей социальной выплаты, при решении которого проверяется соответствие претендентов на получение выплаты всем установленным Правилами требованиям.
Администрация МО г.Новотроицк в ДД.ММ.ГГГГ включала семью Чупырь в список молодых семей- участниц подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2014-2020годы" государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» изъявивших желание получить социальную выплату (л.д.№). В соответствии с вышеизложенными Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к полномочиям администрации МО г.Новотроицк не относится восстановление истца в списках претендентов на получение социальной выплаты.
Кроме того, семью истца не исключали из списков претендентов на получение социальной выплаты в 2015г. на приобретение квартиры, отдельного документа не выносилось. Следовательно, указанное требование не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление администрации МО г.Новотроицк №№ от ДД.ММ.ГГГГ. в части исключения семьи ФИО1 из участниц областной подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».
Обязать администрацию МО г.Новотроицк в срок 10 дней со дня вступления решения в законную силу включить семью ФИО1 в список молодых семей- участниц областной подпрограммы "Обеспечениежильем молодыхсемей в Оренбургской области на 2014-2020годы" государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Суханова Л.А. Решение не обжаловано, вступило в законную силу 19.02.2106 года.