ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2783/2022 от 19.09.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2783/2022

44RS0001-01-2022-003257-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года

Свердловский районный суд г. Костромы

в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,

при секретаре Волнухине Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Костромы к Акционерному обществу «Южная строительная компания» об обязанности принять меры по ограничению свободного доступа в здание объекта недвижимости – объекта незавершенного строительства,

установил:

Прокурор города Костромы обратился в суд с указанным иском, просит Обязать АО «Южная строительная компания», ИНН ... ОГРН ... принять меры по ограничению свободного доступа в здание объекта недвижимости - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: , макаронно-кондитерский комбинат (хлебозавод), кадастровый , посредством установки ограждения с освещением по периметру указанного объекта. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Свои требования истец мотивирует следующим Прокуратурой города Костромы при осуществлении надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, законодательства о соблюдении прав детей на охрану жизни и здоровья на территории города Костромы проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций, в сфере содержания бесхозных и заброшенных объектов недвижимости, законодательства о соблюдении прав детей на охрану жизни и здоровья, в ходе которой в деятельности АО «Южная строительная компания» (далее АО «ЮСК») выявлены нарушения. Установлено, что на территории города Костромы находится нежилой объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: макаронно-кондитерский комбинат (хлебозавод), кадастровый . Исходя из акта обследования незавершенного строительства макаронно-кондитерского комбината (Хлебозавод) по от состоящей членов рабочей группы Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧИ и обеспечению пожарной безопасности города Костромы, объект незавершенного строительства, представляет собой смонтированный каркас (колонны, ригеля, плиты перекрытия и покрытия) и коробку здания (колонны, ригеля, плиты перекрытия, лестницы, частично стеновые панели и кирпичная кладка). Строение на протяжении длительного времени (более 20 лет) находится в ненадлежащем, запущенном (бесхозяйном) состоянии, имеет свободный доступ для неопределенного круга лиц, что представляет собой потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан, о чем свидетельствует многочисленные следы от очагов возгорания, наличие тары от алкогольных напитков в значительных количествах, надписей на поверхностях строительных конструкций неопределенного содержания. На наружных стенах, выполненных из кирпича наблюдаются следы разрушения с явными признаками их дальнейшего обрушения, по поверхности пустотных плит имеются продольные трещины и трещины по фактурному слою железобетонных стеновых панелей, имеющих также угрожающий характер. Закладные детали железобетонных конструкций существенно подвержены коррозии, что носит прогрессирующий характер их деформации с признаками утраты конструктивной (несущей) прочности. В ходе визуального осмотра, проведенного прокуратурой города Костромы установлено, что здание, расположенное по адресу: , представляет собой объект незавершенного строительства, трехэтажное здание, по периметру которого отсутствует ограждение строительной площадки, отсутствует освещение по периметру объекта. Доступ на указанных объект свободный со всех сторон, доступ с первого этажа на верхние этажи осуществляется с помощью лестницы, конструкции здания находятся в ненадлежащем состоянии, имеют разрушения, крыша у здания отсутствует, в железобетонной конструкции здания имеются многочисленные трещины и разрушения. Факты неоднократного нахождения граждан, в том числе несовершеннолетних, в данном здании подтверждаются многочисленными записями краской на стенах, мусором. Кроме того, отдел полиции № 2 УМВД России по Костромской области неоднократно направлялись информация в Администрацию города Костромы о нахождении на объекте несовершеннолетних граждан. Административной комиссией в городском округе город Костромы вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении АО «ЮСК» в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.18 Закона Костромской области от 20.04.2019 № 536-6-3KO «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», а именно, в связи отсутствием, в соответствии с ч. 5, ч. 17 ст. 15 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 г. № 60, огорожены по периметру объекта, табличка с указанием наименования, номера телефона организации или иного лица, производящего работы, фамилией ответственного за производство работ лица, вида объекта и сроков производства работ, отсутствием освещения по периметру ограждения. Таким образом, по мнению истца, в настоящее время данный объект представляет опасность для граждан в случае нахождения внутри здания или рядом с ним, в том числе несовершеннолетних лиц, в связи с возможностью разрушения строительных конструкций, отсутствием ограждений. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером расположенным по адресу: город с является АО «Южная строительная компания», ИНН ... ОГРН ... АО «ЮСК» как лицом, которому принадлежит объект незавершенного строительства по вышеуказанному адресу, нарушены требования технических регламентов в части обеспечения безопасности зданий и сооружений. Учитывая, что доступ в заброшенное, аварийное здание не ограничен, в том числе и для граждан, не достигших возраста 18 лет, объект является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности, общественной безопасности. Возможность свободного проникновения в указанное здание создает условия для совершения противоправных действий, в том числе и в отношении несовершеннолетних, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан в случае его разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими на него права собственности, а также может привести к иным чрезвычайным ситуациям. Кроме того, заброшенный объект может служить местом пребывания в нем несовершеннолетних, в том числе использоваться ими для проведения своего свободного времени, что делает данный объект наиболее опасным, поскольку пребывание в нем несовершеннолетних детей является неконтролируемым как со стороны собственника объекта, так и со стороны законных представителей, а также органов местного самоуправления. Таким образом, именно на собственнике заброшенного, аварийного здания, расположенного по адресу: город лежит обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению, препятствующие несанкционированному доступу посторонних в данное здание, в том числе несовершеннолетних, а именно, меры по ограничению свободного доступа в здание вышеуказанного объекта недвижимости путем установки ограждения по периметру объекта недвижимости.

В судебном заседании прокурор Рубцов И.М. требования истца поддержал по основаниям, указанным в иске, просит требования удовлетворить. Пояснил, что ограждение сеткой в том виднее, в котором оно имеется на сегодняшний день, не препятствует свободному доступу на территорию недостроенного объекта. Что касается освещения территории, то возможно поставить автономные устройства (генераторы), которые будут освещать территорию объекта. Настаивал на приведение решения суда к немедленному исполнению, поскольку данных объект является объектом повышенной опасности.

Представитель ответчика АО «Южная строительная компания» по доверенности Панова М.В. в судебном заседании требования истца полагала не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что учитывая срок предоставления в аренду земельного участка под объектом, обществом были выполнены максимально возможные мероприятия по обеспечению безопасности на данном объекте, установлено ограждение, заключен Договор по охране объекта, направлена заявка на Технологическое присоединение для электроснабжения объекта и, соответственно, освещения территории данного объекта. Установка временных генераторов не предусмотрена проектом и увеличивает стоимость работ, и не входит в планы общества. Указала на то, что к январю 2023 года работы по электрофикации объекта скорее всего будут завершены. Даже в случае удовлетворения требований истца, возможности у ответчика исполнить решение суда немедленно не будет.

Представитель третьих лиц Администрации города Костромы и УИЗО Администрации города Костромы по доверенности Сафронов И.Н. требования прокурора поддержал, полагал их подлежащими удовлетворению.

Третье лицо ПАО КСК в суд своего представителя не направили, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Нежилой объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: макаронно-кондитерский комбинат (хлебозавод), кадастровый находится в собственности АО «ЮСК» (ответчик) с , о чем свидетельствует Выписка из ЕГРН от

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (часть 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частей 8, 9 отмеченной статьи техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Согласно доводам истца, АО «ЮСК» как лицом, которому принадлежит объект незавершенного строительства по вышеуказанному адресу, нарушены требования технических регламентов в части обеспечения безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно статье 2, части 4 статьи 3 Федерального закона Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Учитывая, что доступ в заброшенное, аварийное здание не ограничен, в том числе и для граждан, не достигших возраста 18 лет, объект является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности, общественной безопасности.

Возможность свободного проникновения в указанное здание создает условия для совершения противоправных действий, в том числе и в отношении несовершеннолетних, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан в случае его разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими на него права собственности, а также может привести к иным чрезвычайным ситуациям.

Кроме того, заброшенный объект может служить местом пребывания в нем несовершеннолетних, в том числе использоваться ими для проведения своего свободного времени, что делает данный объект наиболее опасным, поскольку пребывание в нем несовершеннолетних детей является неконтролируемым как со стороны собственника объекта, так и со стороны законных представителей, а также органов местного самоуправления.

Таким образом, именно на собственнике заброшенного, аварийного здания, расположенного по адресу: город лежит обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению, препятствующие несанкционированному доступу посторонних в данное здание, в том числе несовершеннолетних, а именно, меры по ограничению свободного доступа в здание вышеуказанного объекта недвижимости путем установки ограждения по периметру объекта недвижимости.

из ОП №2 УМВД России по г. Костроме Главе Администрации г. Костромы поступило сообщение, в котором просили в целях недопущения травмирования несовершеннолетних принять соответствующие меры по ограждению и охране территории недостроенное здание, расположенное по адресу: за автосалоном «...».

из ОП №2 УМВД России по г. Костроме в Администрацию города Костромы поступило сообщение о том, что в г. Костроме имеется недостроенное здание, расположенное по адресу: г. за автосалоном «... Данный объект не имеет ограждения и не охраняется. Ежедневно в указанном месте собираются группы подростков, которые поднимаются на недостроенное здание и, по неосторожности, могут причинить вред своему здоровью. Систематически в ДЧ ОП №2 УМВД России по г. Костроме поступают сообщения от граждан. В целях недопущения травмирования несовершеннолетних просили принять соответствующие меры.

Постановлением УИН Административной комиссии в городском округе г. Кострома АО «ЮСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.18 Закона Костромской области от 20.04.2019 №536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» и назначено наказание в размере 10000 руб. Согласно Постановления, в ... на строительной площадке по адресу: макаронно – кондитерский комбинат (хлебозавод) АО «ЮСК» не выполнены работы по содержанию строительной площадки (отсутствует ограждение строительной площадки, отсутствует освещение по периметру ограждения, отсутствует табличка с указанием наименования, номера телефона организации, производящей работы, фамилии ответственного за производство работ лица, виде, объекта и сроков производства работ), что нарушает требования ч.5, ч.17 ст. 15 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25.04.2013 №60 (в ред. Действующей на момент обнаружения правонарушения).

помощником прокурора города Костромы Рубцовым И.М. составлен Акт о результатах проведения проверки объекта незавершенного строительством, расположенного по адресу: Проверкой установлено: объект представляет из себя трехэтажное здание, отсутствует ограждение строительной площадки, отсутствует освещение по периметру объекта, отсутствует табличка с указанием наименования организации. Фактически доступ на указанный объект свободный со всех сторон, с первого этажа на верхние этажи доступ осуществляется с помощью лестницы. В материалы дела представлен Акт с фототаблицей с места проверки.

Постановлением Административной комиссии в городском округе город Кострома АО «ЮСК» от административной ответственности за нарушение ст. 2.18 Закона Костромской области от 20.04.2019 №536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» освобождено, комиссия ограничилась устным замечанием, производство по делу прекращено. Комиссией согласно указанного Постановления было установлено, что в ... на объекте незавершенного строительства по адресу: макаронно-кондитерский комбинат (Хлебозавод) не выполнены работы по содержанию объекта (отсутствует ограждение сплошными щитами, отсутствует табличка с наименованием, номером телефона организации, производящей работы, фамилией ответственного за производство работ лица, вида, объекта и сроков производства работ, отсутствует освещение), что нарушает требования ч.5, ч.17 ст. 15 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25.04.2013 №60. Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях АО «ЮСК» имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 2.18 Закона Костромской области от 20.04.2019 №536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях». Так же административная комиссия указала в своем Постановлении, что, хотя вышеуказанное правонарушение формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роди правонарушителя не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и может быть расценено как малозначительное, ввиду чего в отношении АО «ЮСК» ограничились устным замечанием.

помощником прокурора города Костромы Рубцовым И.М. составлен Акт о результатах проведения проверки объекта незавершенного строительством, расположенного по адресу: Проверкой установлено: объект представляет из себя трехэтажное здание, частично разобранное, по периметру здания установлены металлические опоры, на которые натянута зеленая сетка высотой 1,5 м. от земли. Вместе с тем, с противоположной стороны от подъезда к зданию (сторона, находящаяся ближе к путепроводу) сетка накинута на металлическую опору, местами имеется провисание сетки, что не обеспечивает ограничение доступа к указанному объекту, кроме того, по периметру объекта отсутствует освещение. В материалы дела представлен Акт с фототаблицей с места проверки.

старшим помощником прокурора города Костромы ФИО9. составлен Акт о результатах проведения проверки объекта незавершенного строительством, расположенного по адресу: Проверкой установлено: объект представляет из себя трехэтажное здание, частично разобранное, по периметру здания установлены металлические опоры, на которые натянута зеленая сетка высотой 1,5 м. от земли, имеющая разрывы местами и провисания, что не обеспечивает ограничение доступа к указанному объекту неограниченного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних. Освещение по периметру объекта отсутствует. Физическая охрана на объекте отсутствует. За период осмотра объекта присутствие лиц, осуществляющих охрану объекта, не установлено. В материалы дела представлен Акт с фототаблицей с места проверки.

При таких обстоятельствах доводы истца являются обоснованными, требования в части обязания Акционерного общество «Южная строительная компания» принять меры по ограничению свободного доступа в здание объекта недвижимости – объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: макаронно-кондитерский комбинат (хлебозавод), кадастровый , посредством установки глухого ограждения с освещением по периметру указанного объекта подлежат удовлетворению.

Разрешая ходатайство истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, судом учитываются следующие обстоятельства.

В соответствии с ч.1 ст. 212 ГК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: , находится в собственности АО «ЮСК» (ответчик) с .

УИЗО Администрации города Костромы и АО «ЮСК» подписали договор аренды земельного участка с протоколом разногласий. Договор аренды был зарегистрирован.

За указанный период времени ответчиком предпринимаются действия о расконсервации объекта незавершенного строительства и начале строительства выставочно – ярмарочного комплекса, для чего необходимо осуществить ряд административных действий, которые требуют временных затрат.

АО «ЮСК» обратились в Администрацию г. Костромы с Заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для консервации незавершенного строительства макаронно-кондитерского комбината» на «для использования под выставочно – ярмарочную деятельность».

УИЗО Администрации города Костромы и АО «ЮСК» подписано Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от , которым в п.1.1 Договра и п.1 Акта приема-передачи земельного участка слова «для консервации незавершенного строительства макаронно-кондитерского комбината» заменены словами «выставочно-ярмарочная деятельность». В пункте 1.2 Договора слова «проектируемое назначение – помещение общего пользования» заменено словами «проектируемое назначение – ярмарочно-выставочный комплекс».

АО «ЮСК» подали в ПАО «Россети Центр» Филиал «Костромаэнерго» заявку на технологическое присоединение.

Соответственно, довод истца от том, что именно АО «ЮСК»

Вместе с тем ответчиком предпринимаются меры по охране объекта.

АО «ЮСК» заключили с ООО «...» Договор на оказание услуг по охране материальных ценностей и общественного порядка на объекте незавершенного строительства, расположенного по адресу: , макаронно-кондитерский комбинат (Хлебозавод), в том числе: охрана объекта, сохранность товарно – материально ценностей на объекте, защита жизни и здоровья, находящихся на объекте охраны сотрудников и посетителей, пресечение и недопущение проникновения на охраняемый объект посторонних лиц, задержание и передачу правоохранительным органам правонарушителей.

При таких обстоятельствах в данном случае не имеется оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению. При этом суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда до .

руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Прокурора города Костромы удовлетворить частично.

Обязать Акционерное общество «Южная строительная компания» в срок до принять меры по ограничению свободного доступа в здание объекта недвижимости – объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: , макаронно-кондитерский комбинат (хлебозавод), кадастровый , посредством установки глухого ограждения с освещением по периметру указанного объекта.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора города Костромы отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения суда.

Судья –

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2022 года.