Советский районный суд г. Волгограда
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 2784/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Хромовой М.Ю.
при секретере ФИО1
08 ноября 2011 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО « ПРОЭКС» о взыскании суммы за использование личного транспортного средства в служебных целях,
УСТАНОВИЛ :
03.06.2008 года истец ФИО2 был принят на должность в структурное подразделение аппарата управления в ООО «ПРОЭКС». Соглашением об изменениях к трудовому договору № от 03.06.2008г. предусматривалась компенсация за использование им как работником своего личного автомобиля в служебных целях.
Приказом от 29.06.2011 года с ФИО2 трудовой договор был расторгнут. Однако, при увольнении ответчик отказался выплатить компенсацию за использования и износ транспортного средства в служебных целях.
Истец полагает, что на основании ст. 188 ТК РФ и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" работодателем ему должны быть возмещены расходы за использование его личного транспорта и его износ (амортизацию) по 1200 рублей ежемесячно, то есть за период с 03.06.2008 г по 30.06.2011 г. - 44 440 рублей.
Кроме того, на основании отчета №2006/11 об оценке рыночной стоимости износа в период с 03.06.2008 г по 30.06.2011 г автомобиля . знак № физический износ его автомобиля составил 22 %. При рыночной стоимости - 359 300 рублей, физический износ автомобиля составил 79 046 рублей. / 359 300 руб. х 0.22% = 79 046 руб./.
Истец просит суд: взыскать с ООО «ПРОЗКС» в его пользу за физический износ автомобиля - 79 046 руб.; компенсацию за использование автомобиля в размере 44 440рублей, возместить судебные расходы в размере 3000 рублей, понесенных им по оплате работы специалиста.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности ФИО3 настаивают на удовлетворении исковых требований. Истец пояснил, что при исполнении служебных обязанностей им использовался личный автотранспорт. Несмотря на то, что рабочий день длился с 09 часов до 18 часов, свои обязанности он выполнял в выходные и праздничные дни практически круглосуточно. Каких либо доплат в связи с этим работодателем не производилось. Согласно соглашению №1 к трудовому договору, об использовании личного автомобиля в служебных целях, работодатель обязан был выплачивать компенсацию за использование, износ, горюче смазочные материалы, однако, ответчик нарушил свои обязательства, возмещая только расходы на бензин, использованный в служебных целях, причем фактически истец этих компенсаций не получал. В течение месяца он заправлялся на одной из АЗС, принадлежащих организации, заполняя ведомость на получение топлива. В конце месяца он сдавал путевые листы, с указанием километража и израсходованного топлива и на их основании ему начисляли компенсацию. По документам компенсацию выплачивали через кассу, а аванс и зарплата выплачивалась на счет заработной карты в банке, и сразу же изымались в счет израсходованного топлива, то есть он как бы покупал у организации израсходованное топливо за наличные деньги. Фактически вся компенсация за использование личного транспорта заключалась в возможности заправиться на АЗС ООО «ПРОЭКС» исключительно в служебных целях. Причем в пределах установлено лимита, а при превышении лимита сначала в 150л., потом в 120 л. в месяц приходилось заправляться за свой счет из-за большого объема работы. Его заработная плата состояла из оклада в размере 16420 рублей, премии в размере 40% от оклада и выплаты за совмещение 30%, если он кого либо замещал, а также оплаты больничных листов, если находился на больничном. То есть компенсация начисляется и за вычетом налогов выплачивается через кассу, и тут же изымается по квитанции на покупку ГСМ. Причем сумма выплаченной компенсации совпадает израсходованного топлива, указанного в путевых листах за этот период. Он за свой счет обслуживал, ремонтировал, оплачивал расходы на содержание (замена масла, тормозных колодок, технических жидкостей) автомобиля. При увольнении в выплате компенсации за использование автомобиля в служебных целях, износ и обслуживание автомобиля ему было отказано. Истец полагает, что ответчик должен был компенсировать ему износ автомобиля в размере 2300 рублей в месяц, из расчета средней стоимости автомобиля и срока старения, за использование автомобиля в размере 1200 рублей в месяц и все расходы, связанные по ГСМ, горюче - смазочных материалов, приобретение фильтров, расходы по бензину в его исковые требования не включаются.
Истец просит суд взыскать с ответчика в его пользу сумму в размере 79 046 рублей - износ по пробегу автомобиля согласно представленной экспертной оценки, где пробег автомобиля в служебных целях рассчитан им по путевым листам и 44 440 рублей - компенсацию за использование автомобиля в служебных целях, включая средние расходы на необходимое техническое обслуживание. Эта сумма рассчитана истцом исходя из 1200 рублей в месяц, согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 года «Об установлении норм расходов организацией на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей».
Представитель ответчика - ООО « ПРОЭКС» по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований. В своем выступлении и представленных письменных возражениях пояснила, что ФИО2 уволился с должности ООО «ПРОЭКС» на основании приказа от 29.06.2011года. При увольнении ему были произведены все выплаты. Общая сумма выплат составила 109 838 руб. 90 коп. Пунктом 6 соглашения о расторжении трудового договора от 24.06.2011г. ФИО2 и ООО «ПРОЭКС» подтвердили, что не имеют друг к другу каких-либо претензий. Согласно соглашения № 1 от 03.06.2008г. к трудовому договору, заключенного с истцом 03.06.2008г. за использование ФИО2 своего личного автотранспорта в служебных целях была предусмотрена выплата компенсации за использование транспорта в служебных целях. Ежемесячно руководителем ООО «ПРОЭКС» принимались приказы о выплате ФИО2 компенсации с учетом фактически отработанного времени, начисления оплаты по окладу и премии. Компенсация за использование транспорта начислялась согласно норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92, в размере 1200 рублей, а также компенсация сверх установленных законодательством норм. Согласно Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях" основанием для выплаты являлся приказ руководителя организации. Конкретный размер компенсации определялся в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. При этом учитывались возмещение затрат по эксплуатации автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).
В выплачиваемой компенсации истцу учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт)».
Соответственно, размер компенсаций в сумме 1200 рублей в месяц для легкового автотранспорта, включает в себя сумму износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт. За весь период времени работы в организации истец не предъявлял претензий по размеру выплачиваемых компенсаций, в связи с чем представитель ответчика полагает, что истцом пропущен установленный ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Кроме того, представитель полагает, что отчет ИП ФИО6 «Об оценке рыночной стоимости и физического износа автомобиля истца в период с 03.06.08г. по 30.06.11г.» не является допустимым доказательством. Условия о компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях помимо установленного норматива компенсации - 1 200 рублей в месяц между сторонами не достигалось. В отчете оценщиком не принято во внимание то обстоятельство, что истец находился на работе не 24 часа в сутки и транспорт использовался им и в личных целях. Кроме того, в ООО «ПРОЭКС» имеется арендованный транспорт и ФИО2 также мог его использовать для выполнения своих служебных обязанностей.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям:
согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В судебном заседании установлено, что 03.06.2008 года истец ФИО2 был принят на должность в структурное подразделение аппарата управления в ООО «ПРОЭКС».
24.06.2011 года между сторонами было достигнуто соглашение № о расторжении трудового договора, что подтверждается копией соглашения / л.д.15/.
Приказом от 29.06.2011 года с ФИО2 трудовой договор был расторгнут, что подтверждается копией приказа и копией трудовой книжки истца / л.д.16, 6-7/.
На протяжении всего период работы у ответчика, истцом в служебных целях использовался его личный автомобиль - знак № / л.д. 20/.
Представителем ответчика в судебном заседании заявлено о пропуске срока исковой давности, предусмотренного трудовым законодательством.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ - работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно п. 2 Соглашения о расторжении трудового договора от 24.06.2011 года днем увольнения ФИО2 является его последний день работы - 30.06.2011 года.
При таких обстоятельствах, установленный законом 3-хмесячный срок за разрешением индивидуального трудового спора истцом не пропущен, так как он за защитой своих прав обратился 20.09.2011 года / л.д. 9/.
Истец утверждает, что при увольнении ему ответчиком не выплачена компенсация за использование и износ его личного транспортного средства в служебных целях. Суд не может согласиться с доводами истца.
В соответствии с ст. 188 ТК РФ - при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Соглашением № 1 об изменениях к трудовому договору № от 03.06.2008г., заключенному между истцом и ООО « ПРОЭКС», ФИО2 предусматривалась компенсация за использование им как работником своего личного автомобиля в служебных целях. Размер данной компенсации не устанавливался / л.д. 11-13, 14/.
Использование ФИО2 своего личного автомобиля в служебных целях стороной ответчика не оспаривается.
Условия, при выполнении которых у работодателя возникает обязанность компенсировать работнику использование автомобиля и возмещать расходы, следующие:
1) автомобиль используется самим работником;
2) использование производится в интересах работодателя;
3) работодатель выразил свое согласие на то, чтобы работник использовал личный автомобиль в служебных целях или в курсе такого использования.
В соответствии со ст. 188 ТК РФ в пользу работника должны производиться два вида выплат:
1) компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта;
2) возмещение расходов, связанных с его использованием.
Для того чтобы согласовать размер компенсации и возмещения расходов, работнику и работодателю необходимо заключить письменное соглашение.
В таком соглашении необходимо указывать:
1) технические и регистрационные данные используемого автомобиля;
2) права работника в отношении автомобиля (собственность, владение на основании доверенности и др.);
3) порядок использования автомобиля (время использования, возможные ограничения).
Размер компенсации определяется сторонами трудового договора самостоятельно и фиксируется в письменном виде, а документальным основанием для осуществления выплаты данной компенсации является приказ работодателя.
При таких обстоятельствах, стороны вправе установить любой размер компенсации, но для целей налогообложения прибыли расходы на выплату компенсации будут учитываться только в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Такие нормы в настоящее время приняты Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией":
1) по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1200 руб. в месяц, а свыше 2000 куб. см - 1500 руб. в месяц;
2) по мотоциклам - 600 руб. в месяц.
Эти нормы используются также для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.
Помимо компенсации работодатель обязан также возмещать работнику расходы, связанные с таким использованием (затраты на горюче-смазочные материалы, расходные материалы и т.п.).
Размеры возмещения расходов также определяются в письменном соглашении между работником и работодателем.
Документальным основанием служат представленные работником документы: чеки АЗС, товарные чеки на запчасти, квитанции об оплате со станций техобслуживания и т.д.
Поскольку автомобиль принадлежит ФИО2, очевидно, что последний использовал его также и в личных целях в нерабочее время.
Поэтому организация вправе компенсировать затраты на ГСМ и запчасти только пропорционально времени использования автомобиля в производственной деятельности.
Для этого организации необходимо составить соответствующие расчеты.
В отношении ГСМ определяется норма расхода бензина на километр и посчитать количество километров, пройденных автомобилем в процессе использования его работником в служебных целях (что должно быть подтверждено маршрутными и путевыми листами). По запчастям составляется пропорция в соответствии с временем использования автомобиля для служебных и личных целей.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 414 были установлены следующие нормы:
1) организации включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных автомобилей для служебных поездок по утвержденным им предельным нормам;
2) организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут применять указанные нормы с повышением до 10% в зависимости от конкретных условий эксплуатации легковых автомобилей;
3) Министерству финансов РФ необходимо установить условия выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок, а также порядок применения предельных норм, предусмотренных указанным Постановлением, в бюджетных учреждениях.
В связи с этим Министерство финансов РФ сформулировало приведенные далее положения.
1. Компенсация выплачивается работникам организаций и учреждений за использование ими для служебных поездок личных легковых автомобилей. Выплата производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.
2. Размеры компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля иностранных марок зависят от того, к какому классу автомобиля по своим техническим параметрам может быть приравнен этот личный легковой автомобиль.
3. Основание для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, - приказ руководителя организации, учреждения, в которых предусматриваются размеры этой компенсации.
Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок.
В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).
4. Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию организации, учреждения копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 при увольнении были выплачена сумма в размере 109 838 руб. 90 коп.
Согласно расчетных листов за весь период работы с июля 2008г. по июнь 2011 года истцу начислялась и выплачивалась компенсация в размере 1200 рублей за использование личного автотранспорта в личных целях и компенсация сверх установленных норм / л.д. 49 - 76/.
Компенсация за использование транспорта работодателем начислялась согласно норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92, в размере 1200 рублей, а также компенсация сверх установленных законодательством норм на основании приказа руководителя организации, что подтверждается копиями приказов / л.д. 136-164/.
Конкретный размер компенсации определялся в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. При этом учитывались возмещение затрат по эксплуатации автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).
Начисления истцу производились на основании предоставляемых путевых листов / л.д. 98- 135/.
Выплаты подтверждаются расходными и приходными кассовыми ордерами / л.д. 165-188/.
Как следует из приказа генерального директора ООО « ПРОЭКС» от 24.10.2011 года № 454-ок в ходе проведения проверки соответствия расстояний между обособленными подразделениями Общества, указанными в путевых листах бывшего работника ФИО2 установлено несоответствие фактических расстояний между обособленными подразделениями расстояниям, указанным в путевых листах. В связи в изложенными обстоятельствами главным инженером ООО « ПРОЭКС» ФИО7 допущено ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 2.18, 2.24, 4.1 «Должностной инструкцией главного инженера» в связи с чем ему объявлен выговор / л.д. 191, 192-193, 194-195/.
Таким образом, в судебном заседании подтверждено, что выплачиваемый ФИО2 размер компенсаций в сумме 1200 рублей в месяц для легкового автотранспорта, соответствовал соглашению № 1 от 03.06.2008г. и включал в себя сумму износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт.
Согласно отчета № 2006/11 от 10.08.2011 года « Об оценке рыночной стоимости и физического износа в период с 03.06.2008г. по 30.06.2011 года автомобиля», составленного ИП ФИО6 физический износ автомобиля истца составляет округленно 22 % / л.д. 22-40/.
Для того чтобы согласовать размер компенсации и возмещения расходов, работнику и работодателю необходимо было заключить письменное соглашение, в котором было бы указано: 1) технические и регистрационные данные используемого автомобиля; 2) права работника в отношении автомобиля (собственность, владение на основании доверенности и др.);3) порядок использования автомобиля (время использования, возможные ограничения).
Размер компенсации определяется сторонами трудового договора самостоятельно и фиксируется в письменном виде, а документальным основанием для осуществления выплаты данной компенсации является приказ работодателя.
Исковые требования ФИО2 в части взыскания с ответчика компенсации в размере 79 046 рублей за фактический износ автомобиля удовлетворению не подлежат, так как в соответствии с Соглашением № 1 к трудовому договору от 03.06.2008г. выплаты такой компенсации не предусматривалось.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 56 ГПК РФ).
Истцом не представлено доказательств обязанности работодателя выплаты компенсации в размере 79 046 рублей за фактический износ автомобиля, что является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Поскольку в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано, то не подлежат возмещению и судебные расходы по оплате услуг специалиста-оценщика в сумме 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требования ФИО2 к ООО « ПРОЭКС» о взыскании суммы в размере 79 046 рублей за физический износ автомобиля; компенсации за использование автомобиля в сумме 44 440 рублей, возмещении судебных расходов в сумме 3000 рублей- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в 10 дневный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в кассационную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи кассационных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Председательствующий судья М.Ю. Хромова