ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2784/2022 от 18.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2022-001498-40

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Чадова А.А.,

при секретаре Елизаровой А.А.,

с участием: представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» об обязании устранения нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях,

УСТАНОВИЛ:

Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что Орской прокуратурой проведен анализ соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области».

В соответствии с Уставом ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области», утвержденным ... распоряжением МПР по Оренбургской области № ... созданного путём переименования ГКУ «Биологические заказник областного значения «Светлинский» основным видом деятельности является обеспечение охраны территории ООПТ областного значения в соответствии с положением о данных ООПТ, законодательством РФ, деятельность государственных природных заповедников, национальных парков, ботанических садов, зоопарков.

Проверкой установлено, что по состоянию на ... в ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» осуществляют деятельность 13 государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, выполняющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в нарушение требований п.п. 6 и 7 ст. 34 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», государственные инспектора в области охраны окружающей среды в ГКУ -Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» не обеспечены бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты, а также не прошли обязательное государственное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

По выявленным нарушениям законодательства на имя директора ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Согласно ответу руководителя дирекции ... при формировании бюджета ГКУ Оренбургской области «Дирекция ООПТ» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов будет запланировано приобретение бронежилетов и других средств индивидуальной защиты для инспекторского состава Учреждения, а также заложено финансирование для прохождении обязательного государственного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, что препятствует государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков полноценно осуществлять функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений на указанной территории.

Просит суд признать незаконным бездействие ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» по принятию мер по приобретению бронежилетов и других средств индивидуальной защиты, специальных средств для инспекторского состава Учреждения, а также по финансированию прохождения обязательного государственного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечить 13 государственных инспекторов в области охраны окружающей среды ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» в срок до 01.04.2022 бронежилетами, специальными средствами - наручниками, резиновыми палками, слезоточивым газом, устройствами для принудительной остановки транспорта, служебными собаками, а также произвести мероприятия по проведению обязательного государственного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования и окончательно просил признать незаконным бездействие ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» по принятию мер по приобретению бронежилетов и других средств индивидуальной защиты, специальных средств для инспекторского состава Учреждения, а также по финансированию прохождения обязательного государственного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку на момент подачи искового заявления (31.01.2022г.) указанные меры не были приняты.

Обеспечить 13 государственных инспекторов в области охраны окружающей среды ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» в срок до 01.01.2023 специальными средствами - наручниками, резиновыми палками, слезоточивым газом устройствами для принудительной остановки транспорта, служебными собаками.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании поручения, заявленные исковые требования с учётом уточнений поддержала и просила удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, возражали в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в иске просили отказать.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области».

Согласно справки о результатах проверки от 18.08.2021г. установлено, что по состоянию на 13.08.2021 в ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» осуществляют деятельность 13 государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, выполняющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, которые не обеспечены бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты, а также не прошли обязательное государственное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

По выявленным нарушениям законодательства на имя директора ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» внесено представление № ... от .... об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Письмом ГКУ Оренбургской области «Дирекция ООПТ» от 23.08.2021 г. на имя Орского межрайонного природоохранного прокурора, старшего советника юстиции ... за № ... разъяснено, что при формировании бюджета на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов будет запланировано приобретение бронежилетов, а также предусмотрено финансирование для прохождения обязательного государственного страхования в соответствии с законодательством РФ.

Учитывая то, что Учреждение имеет форму государственного казенного учреждения, бюджетные средства выделяются в рамках сметы на выполнение государственного задания. В 2021 году у ГКУ Оренбургской области «Дирекция ООПТ» отсутствовали средства, предназначенные на приобретение бронежилетов, и на прохождение обязательного государственного страхования от несчастных случаев, соответственно у Учреждения имелись объективные причины невозможности приобретения указанных выше материальных ценностей в 2021 году.

Кроме того, положения пп. 6 и 7 ст. 34 Федерального закона от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ, в ред. 11.06.2021 г.) начали распространять своё действие на государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (в том числе на сотрудников ГКУ Оренбургской области «Дирекция ООПТ») после внесения изменений в вышеуказанный Федеральный закон (Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ), т.е. с 01.07.2021 года. До 01.07.2021 года обязанность по исполнению пп. 6 и 7 ст. 34 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ распространялась исключительно на государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков. Соответственно необходимость обеспечения инспекторского состава бронежилетами, страхованием от несчастных случаев возникла у Учреждения с 01.07.2021.

Закупки для нужд Учреждения производятся в рамках федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В рамках соблюдения вышеуказанных требований на имя директора Учреждения была направлена служебная записка от ... г. заместителем директора ... о необходимости запланировать на 2022 год денежные средства на приобретение бронежилетов и государственного страхования от несчастных случаев для всего инспекторского состава ГКУ Оренбургской области «Дирекция ООПТ». Данная служебная записка 23.08.2021 г. была отписана заместителю директора - контрактному управляющему .... и главному бухгалтеру ... для дальнейшей работы.

После открытия лимитов на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов (Уведомление о бюджетных ассигнованиях на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов вх.№600 от 30.12.2021 г.), контрактным управляющим 19.01.2022 г. был сформирован план-график закупок в Единой информационной сети (ЕИС) zakupki.gov.ru, в котором, наряду с другими закупками предусмотрено, в том числе, приобретение бронежилетов и государственное страхование от несчастных случаев инспекторского состава Учреждения.

После подтверждений и согласований со стороны министерства финансов Оренбургской области 15.02.2022 г. сформирована закупка в электронном магазине Оренбургской области (https://orb-zmo.rts-tender.ru) на поставку бронежилетов в количестве 13 штук. По итогам закупочной процедуры заключен государственный контракт с ООО «Новые технологии безопасности» от 16.02.2022 г. №2022.182311 на общую сумму 97 500 рублей на поставку 13 бронежилетов, 24.02.2022 г. бронежилеты получены Учреждением (акт приемки-передачи, ТН), государственный контракт от 16.02.2022 г. № 2022.182311 исполнен в полном объеме.

... Учреждением заключен государственный контракт №... со страховым акционерным обществом «РЕСО-Гарантия» на оказание услуг по страхованию от несчастных случаев инспекторского состава ГКУ Оренбургской области «Дирекция ООПТ». Контракт исполнен .... в полном объеме (акт ... от ...

Таким образом, судом установлено, что на момент предъявления настоящего искового заявления требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены: бронежилеты в количестве 13 штук приобретены, весь инспекторский состав Учреждения застрахован от несчастных случаев.

При этом, суд находит не обоснованным довод истца о нарушении Учреждением положений пп. 6, 7 ст.34 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, и необходимости обеспечения бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты (наручники, резиновые палки и т.д.) инспекторский состав Учреждения, а также обеспечить обязательное государственное страхование в соответствии с законодательством РФ на основании следующего.

В соответствии с требованиями п. 6 ст.34 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ «государственные инспектора в области охраны окружающей среды обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты». Под средствами индивидуальной защиты понимаются средства индивидуального пользования, которые применяются для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (п. 3 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, далее - Правила обеспечения СИЗ). То есть в данном случае речь идет о специальной одежде, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ). Указанными средствами инспекторский состав Учреждения полностью обеспечен.

Что касается специальных средств (наручники, резиновые палки и т.д.), то п. 4 ст. 34 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ не устанавливает обязанность для Учреждения по обеспечению инспекторского состава данными средствами, поскольку в п. 4 ст. 34 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ декларируется право применения указанных специальных средств при выполнении служебных обязанностей.

Обязательным для инспекторов, исходя из пп. 6, 7 ст.34 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, является наличие бронежилетов и обязательное государственное страхование от несчастных случаев. Указанные требования Учреждением выполнены.

Проанализировав вышеизложенное, суд не усматривает в действиях ответчика бездействий по факту обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Осркого межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области» об обязании устранения нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: /подпись/

Решение судом в окончательной форме принято 17 мая 2022 года.

Подлинник решения хранится

в Ленинском районном суде г.Оренбурга

при гражданском деле № 2-2784/2022