ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2785/18 от 17.08.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-2785/2018

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2018 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Табаковой Е.А., при секретаре судебного заседания Чекановой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав, что между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ФИО1 заключены два договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым с местоположением установлено в 37 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым с местоположением установлено в 36 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>. Пунктом 2.1 договоров предусмотрен размер арендной платы за предоставленный участок в месяц, который определяется расчетным путем в соответствии с порядком расчета арендной платы (приложение к договорам).

Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска уведомил истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ о том, что размер арендной платы по договору составляет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 3 866,22 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п, приказом Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 14 960 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 917,44 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п; с ДД.ММ.ГГГГ составляет 16 554,14 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ департамент сообщил, что истцу предоставлена рассрочка задолженности по арендной плате в сумме 322,6 тыс. руб., а также задолженности по пени в сумме 71,67 тыс. руб. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сумма просроченных платежей подлежит уплате, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поэтапно в соответствии с графиком платежей по 11 124 руб. ежемесячно. ФИО1 согласно указанному графику уплатила за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 111 240 руб.

Также письмом от ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных отношений Администрации г. Омска уведомил истца о том, что размер арендной платы по договору составляет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 3 215,90 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, приказом Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 12 732,50 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 13 547,38 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п; с ДД.ММ.ГГГГ составляет 14 089,28 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ департамент сообщил, что истцу предоставлена рассрочка задолженности по арендной плате в сумме 274,65 тыс. руб., а также задолженности по пени в сумме 60,9 тыс. руб. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сумма просроченных платежей подлежит уплате, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поэтапно в соответствии с графиком платежей по 9 470 руб. ежемесячно. ФИО1 согласно указанному графику уплатила за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 94 705,30 руб.

Постановление Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, на основании которого с ДД.ММ.ГГГГ производился расчет задолженности по арендной плате, в части было признано незаконным, что подтверждено Определением ВС РФ от 02.11.2017 по делу № 50-АПГ17-18. Таким образом, установленная указанным постановлением регулируемая цена за аренду земельных участков является незаконной и не подлежит применению. С учетом произведенного истцом перерасчета, размер неосновательного обогащения ответчика составил по договору – 174 680,70 руб., по договору – 149 072,20 руб.

На основании изложенного, просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере излишне уплаченных денежных средств по указанным договорам аренды в размере 323 752,90 руб.

ФИО1 участия в судебном заседании не принимала, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании интересы истца представляла ФИО2, действующая на основании доверенности, которая исковые требования поддержала, уточнив, что по договорам аренды истец по постановлению -п оплачивала арендную плату с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ оплата арендной платы ею осуществлялась в соответствии с графиком рассрочки. Уточнила также, что по договору в соответствии с постановлением -п истец должна была уплатить 19 331,10 (3 866,22 ? 5 мес.), а не 19 330 руб., как указано в иске, таким образом, просила взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 323 751,80 руб.

Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежаще о слушании дела, каких-либо возражений относительно заявленного иска, контррасчет в материалы дела не представил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ООО «Сибимпэкс» заключены два договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: - в отношении земельного участка с кадастровым с местоположением установлено в 37 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес> - в отношении земельного участка с кадастровым с местоположением установлено в 36 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес> (л.д. 9-11, 31-33).

Приложением к договору предусмотрен расчет арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п. Размер ежемесячной арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок рассчитывается по формуле: Ап = Кс ? 0,25 ? Сап / 12, где Ап – размер ежемесячной арендной платы, Кс – кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы: 10970161,20 руб.; Сап – ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,035; 0,25 – коэффициент, применяемый к значению Сап при предоставлении земельных участков для строительства; 12 – количество месяцев в году. Размер ежемесячной арендной платы составляет 7 999,07 руб. (л.д. 14).

Соглашением к договору, зарегистрированным Управлением Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, все права и обязанности по договору перешли к новому арендатору – ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Соглашением к договору, зарегистрированным Управлением Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, расчет арендной платы изложен в редакции, предусматривающей следующую формулу: Ап = Кс ? Сап / 12, где Ап – размер ежемесячной арендной платы, Кс – кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:090109:1036 составляет: 2 458 213,49 руб.; Сап – ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015; 12 – количество месяцев в году. Размер ежемесячной арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 072,77 руб. (л.д. 17).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных отношений Администрации г. Омска сообщил истцу, что в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п с ДД.ММ.ГГГГ арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 55:36:090109:1036, предоставленный по договору аренды земельного участка составляет 3 866,22 руб. в месяц (л.д. 18, 19).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ арендная плата за земельный участок с кадастровым составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 14 960 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов», приказом Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <адрес>»; с ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 917,44 руб. в месяц в соответствии с постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д. 20-21, 22).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска сообщено истцу, что с учетом уровня инфляции ежемесячный размер арендной платы по договору аренды с ДД.ММ.ГГГГ составляет 16 554,14 руб. (л.д. 25).

Приложением к договору предусмотрен расчет арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п. Размер ежемесячной арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок рассчитывается по формуле: Ап = Кс ? 0,25 ? Сап / 12, где Ап – размер ежемесячной арендной платы, Кс – кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы: 9260106,66 руб.; Сап – ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,035; 0,25 – коэффициент, применяемый к значению Сап при предоставлении земельных участков для строительства; 12 – количество месяцев в году. Размер ежемесячной арендной платы составляет 6 752,16 руб. (л.д. 35 оборот).

Соглашением к договору, зарегистрированным Управлением Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, все права и обязанности по договору перешли к новому арендатору – ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36 оборот).

Соглашением к договору, зарегистрированным Управлением Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, расчет арендной платы изложен в редакции, предусматривающей следующую формулу: Ап = Кс ? Сап / 12, где Ап – размер ежемесячной арендной платы, Кс – кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет: 2 081 853,76 руб.; Сап – ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015; 12 – количество месяцев в году. Размер ежемесячной арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 602,32 руб. (л.д. 17).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных отношений Администрации г. Омска сообщил истцу, что в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п с ДД.ММ.ГГГГ арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 55:36:090109:1060, предоставленный по договору аренды земельного участка составляет 3 215,90 руб. в месяц (л.д. 40-41).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ арендная плата за земельный участок с кадастровым составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 12 732,50 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов», приказом Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области»; с ДД.ММ.ГГГГ составляет 13 547,38 руб. в месяц в соответствии с постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д. 42-43, 44).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска сообщено истцу, что с учетом уровня инфляции ежемесячный размер арендной платы по договору аренды с ДД.ММ.ГГГГ составляет 14 089,28 руб. (л.д. 48).

Решениями департамента имущественных отношений Администрации <адрес> и от ДД.ММ.ГГГГ истцу с целью погашения возникшей задолженности предоставлена рассрочка по уплате арендных платежей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по погашению задолженности по договорам аренды земельного участка и соответственно (л.д. 45, 46, 49).

ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 обратилась в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств в связи с признанием Определением ВС РФ от 02.11.2017 по делу № 50-АПГ17-18 пункта 5 порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д. 56-63).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом был дан ответ, согласно которому указанный выше пункт постановления Правительства Омской области -п признан недействующим с даты указанного Определения, поэтому применительно к рассматриваемым правоотношениям расчет арендной платы по договорам аренды и осуществлен департаментом правомерно исходя из положений Постановления -п. Таким образом, по мнению ответчика, оплаченные денежные средства по указанным договорам аренды земельных участков являются оплатой сложившейся задолженности. Также департамент обратил внимание на то, что заочным решением Кировского районного суда г. Омска от 23.05.2017 по делу № 2-2429/2017 с ФИО1 в пользу департамента имущественных отношений Администрации г. Омска была взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка в сумме 208 066,09 руб., а также пени за просрочку платежей в размере 15 254,53 руб. Исполнительный лист, выданный на основании указанного решения суда, не был направлен в службу судебных приставов в связи с принятым решением о предоставлении рассрочки задолженности (л.д. 64-65).

В соответствии с п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.

Ранее в п. 3 ст. 65 ЗК РФ (утратившим силу с 01.03.2015) было закреплено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В настоящее время аналогичные правила установлены в ст. 39.7 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015.

В силу п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 данной статьи кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относятся: принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы.

Соответственно, стороны договора аренды обязаны руководствоваться теми ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые предписаны соответствующим нормативным актом.

В случае изменения регулируемой арендной платы новый порядок расчёта подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта к отношениям, возникшим после таких изменений, независимо от того, какой порядок определения размера арендной платы и порядок его изменения установлен договором аренды.

Статьей 4 Закона Омской области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» к полномочиям Правительства Омской области отнесено утверждение порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено федеральными законами.

Расчёт арендной платы начиная с ДД.ММ.ГГГГ производился ответчиком в соответствии с постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, которое вступило в силу с указанной даты. Данным постановлением предыдущее постановление Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, регулирующее порядок определения размера арендной платы, было признано утратившим силу.

Согласно актам сверки на основании постановления Правительства Омской области -п за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору истцом было уплачено 82 770,70 руб. (16 554,14 ? 5) (л.д. 27-30), а по договору было уплачено 70 446,40 руб. (14 089,28 ? 5) (л.д. 51-54).

Также в соответствии с установленными ответчиком графиками истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были внесены денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 111 240 руб. по договору и на общую сумму 94 705,30 руб. по договору (л.д. 26, 55).

Таким образом, на основании постановления Правительства Омской области -п по договору истцом ответчику было внесено 194 010,70 руб. (82 770,70 + 111 240) и по договору внесено 165 151,70 руб. (70 446,40 + 94 705,30).

В соответствии с ранее действовавшей редакцией п. 5 Порядка определения размера арендной платы (утв. Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п) арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Также согласно п. 7 Порядка определения размера арендной платы арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

В соответствии с приведённой формулой ответчик определил, что за земельный участок с кадастровым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должна была ежемесячно вносить арендную плату в размере 14 960 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 15 917,44 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 16 554,14 руб. – с учётом изменения коэффициента уровня инфляции. За земельный участок с кадастровым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должна была ежемесячно вносить арендную плату в размере 12 732,50 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 13 547,38 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 14 089,28 руб. – с учётом изменения коэффициента уровня инфляции.

Между тем, на основании Определения Верховного Суда РФ от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 изложенный выше пункт 5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, был признан недействующим в связи с тем, что установленный им порядок определения размера платы не соответствовал принципу экономической обоснованности, в связи с чем не соответствовал закону с момента принятия данного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Из смысла данных разъяснений прямо следует, что необходимость признания нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу обусловлена тем, что ранее данный акт действовал и применялся для регулирования правоотношений в соответствующей области. Между тем, указанное не означает, что до указанного момента данный акт являлся законным, и не свидетельствует о невозможности защиты или восстановления нарушенных данным нормативным актом прав в период его действия.

Согласно абзацу второму статьи 13 ГК РФ в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 этого же Кодекса.

Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения о признании нормативного акта недействующим.

Иное означало бы, что кредитор имеет право получать незаконно установленную регулирующим органом цену.

Данная позиция подтверждается и разъяснениями высших судебных инстанций.

Так, из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» следует, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период.

Суд полагает возможным по аналогии принять во внимание разъяснения, изложенные в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», согласно которым признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта. Если нормативный правовой акт признан судом недействующим в связи с завышенным размером цены ресурса, потребитель соответствующего ресурса, добросовестно оплативший его стоимость поставщику ресурса, вправе взыскать с последнего переплату, в том числе за период до признания судом нормативного правового акта недействующим (пункт 1 статьи 424, подпункт 3 статьи 1103 ГК РФ), или зачесть это требование в отношении своих обязательств перед поставщиком (статья 410 ГК РФ).

При этом аналогичные правила должны действовать и в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая арендная плата за землю, поскольку никаких различий в данном отношении между нею и регулируемыми ценами на коммунальные ресурсы не имеется.

В мотивировочной части Определения Верховного Суда РФ от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 не имеется выводов, которые означали бы, что признанный недействующим пункт не должен применяться только к правоотношениям, возникшим после даты принятия определения.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» отмечено, что обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Поскольку специальных выводов в данной части в Определении Верховного Суда РФ от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 не содержится, а приводится лишь указание на общее правило, согласно которому нормативный правовой акт может быть признан недействующим с даты принятия судебного постановления, судебная коллегия считает необходимым исходить из приведённой выше позиции о том, что в таком случае применение признанного недействующим нормативного акта при возникновении судебного спора не допускается, в том числе и в случае, когда задолженность на основании данного акта была начислена за период, предшествовавший дате признания его недействующим.

Таким образом, не подлежит применению для расчёта арендной платы за указанный истцом период – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признанный недействующим п. 5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, утвержденного постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п.

В такой ситуации расчёт арендной платы за данный период необходимо производить в соответствии с ранее действовавшим нормативным актом, регулировавшим плату за землю, то есть в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске». Именно данным нормативным актом определялся размер арендной платы за предоставленные в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, до принятия постановления -п.

Возможность расчёта арендной платы на основании ранее принятого нормативного акта, регулирующего аналогичные отношения, подтверждается правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 (п. 10 Обзора судебной практики Судебной коллегии по экономическим спорам).

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Поскольку на основании постановления Правительства Омской области -п размер арендной платы составлял: по договору – 3 866,22 руб. (л.д. 18), а по договору – 3 215,90 руб. (л.д. 40), то по первому договору общий размер арендной платы за указанный истцом период – 19 331,10 руб. (3 866,22 ? 5 мес.), по второму договору – 16 079,50 руб. (3 215,90 ? 5 мес.).

Таким образом, с учётом всего вышеизложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию излишне уплаченная арендная плата по договору в размере 174 679,60 руб. (194 010,70 - 19 331,10) и по договору в размере 149 072,20 (165 151,70 – 16 079,50), всего в размере 323 751,80 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу ФИО1 денежные средства в размере 323 751 рубль 80 копеек.

Ответчик вправе подать в Центральный районный суд города Омска заявление об отмене данного заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.08.2018 г.

Судья Е.А. Табакова