ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2786/20 от 25.11.2020 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №2-2786/2020

УИД 18RS0003-01-2020-002189-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Пашкиной О.А.,

при секретаре Дроздовой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты,

установил:

ФИО1 (далее – истец, педагогический работник, ФИО1) обратилась с исковым заявлением в суд к Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее – ответчик, Министерство, МОиН УР) о взыскании единовременной денежной выплаты, мотивируя свои требования тем, что с 2017 года истец работает учителем-дефектологом в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Семицветик» после окончания Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. В 2019 году истец получила единовременную денежную выплату за первый полный год работы в размере 40 000 руб. В январе 2020 года истец обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты как молодому специалисту за второй год работы в должности педагогического работника. В приеме документов ей отказано в связи с пропуском срока для подачи документов. Ссылаясь на ст. 16 Закона УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования», а также Положение о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства УР от 22.12.2014 №532 (далее – Положение), истец просила обязать Министерство принять документы и выплатить единовременную денежную выплату молодому специалисту в сумме 60 000 руб. за 2018-2019 учебный год, а также не лишать права молодого специалиста в получении единовременной денежной выплаты в размере 80 000 руб. за 2019-2020 учебный год.

При рассмотрении дела исковые требования ФИО1 уточнены, в окончательной их редакции истец просила взыскать с Министерства единовременную денежную выплату в сумме 60 000 руб.

Определением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 25 ноября 2020 года производство по делу в части исковых требований о возложении на Министерство обязанности принять документы и выплатить единовременную денежную выплату молодому специалисту в сумме 60 000 руб. за 2018-2019 учебный год, а также не лишать права молодого специалиста в получении единовременной денежной выплаты в размере 80 000 руб. за 2019-2020 учебный год прекращено в связи с отказом истца от иска.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель ответчика МОиН УР о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.

26 июня 2017 года ФИО1 (до смены фамилии в связи с заключением брака – ФИО2), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с присвоением квалификации бакалавр, что подтверждается дипломом бакалавра от 03 июля 2017 года <номер>.

21 августа 2017 года ФИО1 принята на работу в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» муниципального образования «<адрес>» (далее – МБДОУ «<данные изъяты> на должность учителя-дефектолога на неопределенный срок, что подтверждается трудовым договором от 21 августа 2017 года <номер>, а также справкой МБДОУ «<данные изъяты>» от 23 января 2020 года <номер>.

В указанной должности истец работает по настоящее время.

Как следует из справки МБДОУ «<данные изъяты>» от 24 ноября 2020 года <номер>, продолжительность 2018-2019 учебного года составляла с 01 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года.

31 января 2020 года ФИО1 обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту за 2018-2019 учебный год (второй полный год работы).

Письмом МОиН УР от 31 января 2020 года <номер> ФИО1 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с пропуском истцом срока подачи заявления, предусмотренного пунктом 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от 17.10.2019 №473.

Письмом МОиН УР от 19 марта 2020 года <номер> ответчиком уточнено, что ФИО1 отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса комиссией Министерства о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Дошкольное образование является одним из уровней общего образования (подп. 1 п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В Российской Федерации устанавливаются типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, в том числе дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (подп. 1 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Статьей 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (п. 2 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Пунктом 10 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Отношения в сфере образования на территории Удмуртской Республики в пределах полномочий, отнесенных Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, регламентированы Законом УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования».

Статьей 16 названного закона предусмотрена социальная поддержка педагогических работников.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» (в редакции Закона УР от 13.05.2019 №25-РЗ, который распространяется на правоотношения, возникшие с 01 августа 2018 года) для привлечения молодых специалистов, получивших среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятых на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, осуществляются единовременные денежные выплаты за каждый учебный год работы в указанных образовательных организациях в следующих размерах: за первый учебный год работы - 40000 рублей, за второй учебный год работы - 60000 рублей, за третий учебный год работы - 80000 рублей.

К молодым специалистам в целях настоящего Закона относятся выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятые по основному месту работы в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики в год окончания учебы.

Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики.

Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

Постановлением Правительства УР от 22.12.2014 №532 «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» утверждено Положение о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее – Положение).

Названное Положение определяет порядок и условия назначения единовременных денежных выплат молодым специалистам, получившим среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее - единовременная денежная выплата, ЕДВ).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что молодой специалист - выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятый по основному месту работы в муниципальную или в государственную образовательную организацию Удмуртской Республики (далее - образовательная организация), в год окончания учебы (далее - молодой специалист).

Осуществление единовременных денежных выплат в соответствии с настоящим Положением производится молодым специалистам, принятым на работу по трудовым договорам, заключенным с образовательной организацией, расположенной в сельском поселении, с 2014 учебного года (п. 3 Положения).

Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в образовательную организацию (п. 3.1 Положения).

Единовременная денежная выплата предоставляется молодому специалисту за каждый учебный год его работы в образовательной организации. Размер единовременной денежной выплаты за второй учебный год работы составляет 60000 рублей (п. 4 Положения).

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец ФИО1 отвечает критериям молодого специалиста, поскольку является выпускником образовательной организации высшего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки «Образование и педагогика» в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принята по основному месту работы на должность педагогического работника в муниципальную образовательную организацию Удмуртской Республики в год окончания учебы.

Учитывая, что истец является педагогическим работником, отвечающим критериям молодого специалиста, и отработала второй учебный год (2018-2019), она имеет право на получение социальной поддержки, в том числе на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной статьей 16 Закона УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положением.

В соответствии с пунктом 5 Положения после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты.

21 августа 2017 года ФИО1 принята на работу в МБДОУ «Семицветик», в связи с чем с указанной даты приобрела статус педагогического работника – молодого специалиста. В указанном образовательном учреждении истец отработала первый учебный год (2017-2018) и второй учебный год (2018-2019).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец ФИО1 отработала полный второй учебный год (2018-2019) в МБДОУ «Семицветик» и на основании вышеназванных нормативно-правовых актов приобрела право на получение единовременной денежной выплаты в размере 60 000 рублей.

Отказывая 31 января 2020 года в рассмотрении документов ФИО1 и предоставлении ей единовременной денежной выплаты, Министерство руководствовалось положениями пункта 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от 17.10.2019 №473 и исходило из пропуска истцом срока обращения с соответствующим заявлением.

Суд с такими выводами ответчика не соглашается, поскольку основания для отказа в выплате истцу единовременной денежной выплаты в размере 60 000 рублей в рассматриваемом случае отсутствуют.

Пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от 04.04.2016 №135, от 30.07.2019 №318 предусмотрено, что заявление о перечислении единовременной денежной выплаты представляется в Министерство в течение следующего финансового года.

Данная правовая норма действовала как на момент начала истцом педагогической деятельности, так и на момент завершения ФИО1 полного второго 2018-2019 учебного года работы в образовательной организации, когда у нее возникло право на получение единовременной денежной выплаты в размере 60 000 рублей.

Постановлением Правительства УР от 17.10.2019 №473 «О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года №532 «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» внесены изменения в пункт 5 Положения, в соответствии с которым после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист в течение текущего финансового года представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

В силу прямого указания данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2019 года.

Суд приходит к выводу, что в правоотношениях сторон по поводу предоставления истцу единовременной денежной выплаты, применению подлежат правовые нормы, которые действовали на момент возникновения у истца соответствующего права, а не на дату подачи истцом заявления и его рассмотрения Министерством. На дату завершения истцом полного 2018-2019 учебного года и на дату отработки второго года по занимаемой должности педагогического работника в соответствии с трудовым договором действовало правовое регулирование, установленное пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от 04.04.2016 №135, от 30.07.2019 №318, в связи с чем ФИО1, подавая заявление в МОиН УР на следующий после завершения 2018-2019 учебного года год, правомерно руководствовалась предписанием в части срока подачи такого заявления, установленным пунктом 5 Положения в приведенной редакции.

Изложенное ответчиком не было учтено, что и повлекло нарушение права истца на получение социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты молодому специалисту.

С учетом ответов МОиН УР от 31 января 2020 года <номер> и от 19 марта 2020 года <номер>, адресованных истцу, вне зависимости от того, был это отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты или отказ в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении такой выплаты, суд приходит к выводу, что в любом случае вне зависимости от характера действий (бездействия) и решений Министерства их правовым последствием является не предоставление ФИО1 меры социальной поддержки педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты молодому специалисту и исключение такой возможности в будущем применительно к полностью отработанному ею второму учебному году (2018-2019), что по вышеизложенным основаниям требованиям закона не отвечает и влечет нарушение прав истца. Также суд отмечает, что в соответствии с п. 13 Положения на дату подачи истцом заявления в Министерство пропуск срока на подачу документов не является основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты.

Учитывая конституционный принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица, распространение на прошлое время нового правового регулирования в части, изменяющей сроки обращения с заявлением, возможно лишь постольку, поскольку оно не противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений. Иное означало бы применение данной нормы с обратной силой, ухудшающее положение лица, нарушающее его социальные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных условий хозяйствования в худшую для участников соответствующих правоотношений сторону обязывает его к соблюдению вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, которые, в частности, предполагают в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в том числе посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных сроков представления заявления о перечислении единовременной денежной выплаты, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Министерство, отказав ФИО1 в единовременной денежной выплате со ссылкой на пункт 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от 17.10.2019 №473, фактически придало обратную силу новому регулированию, что недопустимо, поскольку в рассматриваемом случае оно ухудшает правовое положение истца, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях, сложившихся до внесения соответствующих изменений, нарушает принцип предсказуемости законодательного регулирования и противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений.

Таким образом, при наличии у педагогического работника, являющегося молодым специалистом, права на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с положениями Закона УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положения произвольный отказ от исполнения Министерством публично-правового обязательства по предоставлению меры социальной поддержки такому работнику является недопустимым.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о взыскании суммы единовременной денежной выплаты в размере 60 000,00 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Исходя из п. 3 ст. 16 Закона УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» финансовое обеспечение единовременных денежных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Согласно п. 5.1 Положения выплата единовременной денежной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.

Единовременная денежная выплата производится лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, путем перечисления на банковский счет, открытый в кредитной организации (п. 15 Положения).

Суд отмечает, что в рассматриваемом случае не подлежат применению нормы гражданского законодательства, предусмотренные ст.ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, поскольку обязанность по предоставлению истцу единовременной денежной выплаты вытекает из социальных правоотношений сторон, связанных с исполнением обязательств по оказанию мер социальной поддержки педагогического работника в связи с осуществлением им трудовой деятельности, а не из обязательственных правоотношений гражданина и государства, обусловленных деликтом. То есть сумма ЕДВ, в предоставлении которой истцу отказано в отсутствие к тому законных оснований, является мерой социальной поддержки педагогического работника, а не его убытками. Поэтому в данном случае сумма единовременной денежной выплаты как меры социальной поддержки подлежит взысканию с Министерства, на которое Положением возложена обязанность по ее предоставлению и выплате.

Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины (п.п. 1, 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), последняя взысканию в доход местного бюджета не подлежит, а уплаченная истцом – подлежит возврату ФИО1 и не взыскивается с ответчика.

При таких обстоятельствах имеются основания для возврата истцу уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 300,00 руб. на основании чек-ордера от 14 апреля 2020 года.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты удовлетворить.

Взыскать с Министерства образования и науки Удмуртской Республики за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пользу ФИО1 сумму единовременной денежной выплаты в размере 60 000 руб. 00 коп.

Возвратить ФИО1 из местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп., уплаченную по чек-ордеру от 14 апреля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате 25 ноября 2020 года.

Председательствующий судья О.А. Пашкина