Дело № 2-2787/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.** 2015 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р. Н.
при секретаре судебного заседания Дзешкевич Н.А.,
с участием представителя заявителя ФИО1,
представителей заинтересованного лица ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 о признании незаконным и подлежащим отмене решения Псковской таможни о начислении таможенных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения Псковской таможни от **.** 2015 года № ** о начислении таможенных платежей.
В обоснование указал, что **.** 2014 года по пассажирской таможенной декларации для личного пользования временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза автомобиль марки «М.», ** года выпуска, со сроком вывоза – **.** 2014 года. Фактически автомобиль вывезен **.** 2014 года. В связи с этим **.** 2015 года Псковской таможней принято решение № ** о начислении ему таможенных платежей, мотивированное нарушением заявителем положений статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, устанавливающей обязанность вывезти транспортное средство по истечении срока временного ввода. Полагает, что это решение является незаконным, поскольку обязанность уплатить таможенные платежи у него отсутствует по причине вывоза автомобиля с таможенной территории Таможенного союза.
Представители Псковской таможни полагали заявление не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление ФИО4 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право гражданина оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Установлено, **.** 2014 года ФИО4, имеющим вид на жительство в Л., на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования ввезен автомобиль «М.», ** года выпуска, номер **. Срок временного ввоза – до **.** 2015 года.
**.** 2015 года Псковской таможней принято решение о начислении ФИО4 таможенных платежей в связи с не вывозом автомобиля в установленный срок (л.д. 13-15).
За не вывоз с таможенной территории Таможенного союза временного ввезенного автомобиля ФИО4 постановлением заместителя начальника Псковской таможни от **.** 2015 года № ** привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 16.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 руб.
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).
Согласно части 4 статьи 354 ТС ТК товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 355 ТК таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В силу пункта 2 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Пунктом 5 статьи 358 ТК ТС установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Исходя из пункта 5 статьи 14 Соглашения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
При не вывозе временно ввезенных транспортных средств для личного пользования до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза сроком уплаты таможенных пошлин налогов согласно пункту 6 статьи 14 Соглашения считается день истечения срока их временного ввоза.
Таким образом, поскольку обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществлен заявителем по истечении установленного таможенным органом срока, следовательно, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения, т.е. в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
Решение о начислении ФИО4 таможенных платежей принято таможенным органом в пределах компетенции.
В частности, пунктом 1 статьи 95 ТК ТС определено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Согласно статье 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.
Пунктами 11 и 12 статьи 122 ТК ТС установлено, что результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам регламентированы статьей 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
Частью 5 статьи 178 Федерального закона предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.
По совокупности указанного суд находит, что решение Псковской таможни от **.** 2015 года № ** о начислении ФИО4 таможенных платежей соответствует положениям таможенного законодательства, не нарушает прав и свобод заявителя, а потому оснований для признания его незаконным не имеется.
Суждения заявителя суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
В частности, из смысла пункта 5 статьи 358 ТК ТС не следует, что обязательным условием взимания таможенных пошлин и налогов является нахождение временно ввезенного товара для личного пользования на таможенной территории таможенного союза на момент выставления требования об их уплате. Обязательным условием, по мнению суда, в данном случае является нахождение товара на таможенной территории таможенного союза по истечении установленного срока его вывоза и последующий срок вывоза товара по истечении срока временного ввоза значения не имеет.
Более того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 283 ТК ТФ нарушение условий, при которых транспортное средство помещалось под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, влечет за собой обязанность декларанта уплатить ввозные пошлины в размерах, соответствующих сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при перемещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Право физического лица, перемещающего транспортное средство через таможенную границу Таможенного союза и претендующего на получение льгот по уплате таможенных платежей, сопряжено с обязанностью, предусматривающей определенную степень заботливости и осмотрительности в отношении такого транспортного средства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27.04.2001N 7-П, субъекты таможенных отношений имеют возможность должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.
В данном случае ФИО4 не представлено доказательств того, что им была проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, которые позволили бы ему надлежащим образом исполнить взятые на себя таможенные обязательства.
Руководствуясь статьями 194-199,257,259 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО4 о признании незаконным и подлежащим отмене решения Псковской таможни о начислении таможенных платежей отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р. Н. Лугина