№ 2-2788/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
20 ноября 2017 года
Центральный районный суд г. Комсомольска - на- Амуре (адрес).
В составе: председательствующего судьи Фурман Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Чалой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Август ДВ КОМ +» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии горячего водоснабжения в жилом многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор (адрес), действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Август ДВ КОМ +» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии горячего водоснабжения в жилом многоквартирном (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, ссылаясь в заявлении на то, что в ходе проведенной Комсомольской-на-Амуре прокуратурой проверке требований действующего законодательства при управлении многоквартирным домом (№) по (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, выявлены нарушения требований ч.5 ст.161 и ст.162 ЖК РФ, ч.5 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от (дата) «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. «и», «к» п.11 Правил (№), утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата), которым регулируются отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Так, при проверке установлено, что в многоквартирном (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре имеется техническая возможность установки (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды, что подтверждается актом осмотра. На основании договора управления многоквартирным домом от (дата) управление домом (№) по (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре осуществляет ООО «Август ДВ КОМ +». Однако, установка (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения до настоящего времени не произведена, счетчики в эксплуатацию не введены, в связи с чем, просит обязать ООО «Август ДВ КОМ +» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии горячего водоснабжения в жилом многоквартирном (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, (адрес).
Определением судьи от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания».
В судебном заседании представитель прокуратуры (адрес)ФИО1 настаивала на удовлетворении исковых требований, при этом дала объяснения, соответствующие вышеизложенному, дополнительно пояснила о том, что в результате бездействия ООО «Август ДВ КОМ +» общедомовой прибор учета тепловой энергии горячего водаснабжения в многоквартирном жилом (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре установлен ранее, но не введен в эксплуатацию, чем нарушены интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, для которого отсутствие приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению. Возможность установки прибора учета подтверждается актом.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «Август ДВ КОМ +» ФИО2, действующая на основании доверенности от (дата), исковые требования прокурора не признала, пояснив о том, что после проведенной проверки, ООО «Август ДВ КОМ +» была заказана строительно-техническая экспертиза в ООО «Инспект +», согласно заключению эксперта (№) от (дата), техническая возможность по установке общедомовых приборов учета в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре отсутствует, при этом необходима реконструкция существующих внутридомовых инженерных систем, что относится к капитальному ремонту здания.
В судебном заседание представитель третьего лица Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» ФИО3, действующая на основании доверенности от (дата), поддержала требования прокурора, считает, что техническая возможность установки общедомового прибора учета тепловой энергии в данном доме имеется, поскольку существуют акты, в которых установлено наличие прибора учета в неисправном состоянии, а значит, техническая возможность установить прибор учета была, при этом не согласна с заключением эксперта ООО
«Инспект+», которое построено на субъективном мнении эксперта, критерии отсутствия технической возможности установлены Приказом Минстроя регионального развития РФ (№) от (дата). Все системы инженерного характера, относящиеся к общему имуществу, предполагают возможность установки приборов учета. Термин счетчики в данном случае не применим. Информация в помещении обеспечении доступа содержится в стандарте правил внутренних вопросов.
Суд, выслушав объяснение представителей истца, ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре на основании договора управления многоквартирным домом от (дата) находится в управлении управляющей организации – Общества с ограниченной ответственностью «Август ДВ КОМ +».
Согласно договору управления от (дата), собственники помещений многоквартирного дома поручают, а Управляющая организация принимает на себя обязательства самостоятельно или с привлечением сторонних организаций организовать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 491, в соответствии с пунктом 16 которых, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Согласно пункта 7 статьи 6 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 ФЗ «Об энергосбережении…» лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно положениям статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 4 статьи 12 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений отдельные акты Российской Федерации», в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с Правилами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, содержание многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении, работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Статьей 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до (дата), а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа, которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В силу положений статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.
Исходя из положений статьи 13 Закона «Об энергоснабжении»��?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????��?????�??????�??????�????H??�???�????????????????????????J?J?J�??????�?�?�??3????J?J?J�?????????J?J?J??�??????J?J?J??�?????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������‘�����?�������������?�?????????????????????
Из приведенных норм следует, что независимо от действий собственников многоквартирного дома, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ и п.п «к» пункта 11 Правил по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Условия установки, замены и эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов устанавливаются договором, в заключении которого указанные организации отказывать не вправе.
При рассмотрении дела судом установлено, что прокуратурой (адрес) проводилась проверка на предмет соблюдения требований действующего законодательства управляющими компаниями при управлении многоквартирными домами, а именно соблюдение норм и правил содержания общего имущества многоквартирного дома, которое включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации.
По результатам проверки было выявлено, что по адресу: г. Комсомольск-на Амуре, (адрес) имеется техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии горячего водоснабжения, что подтверждается актом обследования от (дата) о технической возможности установки (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячей воды, однако, указанный прибор установлен ранее, неработоспособен и в эксплуатацию не введен.
Согласно положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, управляющей компанией ООО «Август ДВ КОМ +» не исполнены требования вышеперечисленного законодательства в части установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, что привело к нарушению прав граждан - жильцов данного многоквартирного дома.
Поскольку собственниками многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре не решен вопрос об установке общедомовых приборов учета, то в данном случае ответчик, являющийся управляющей компанией (исполнителем коммунальных услуг), обязан, представляя интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями в силу статьи 9 Федерального закона № 261-ФЗ организовать работу по заключению договоров на установку общедомовых приборов учета с ресурсоснабжающими организациями.
Доводы представителя ответчика, о том, что ООО «Август ДВ КОМ +» об отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирном (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В подтверждение своих доводов ООО «Август ДВ КОМ +» представлено заключение ООО «Инспект+» (№) от (дата), согласно выводам эксперта техническая возможность установки приборов учета соответствующего вида в многоквартирном жилом доме отсутствует, поскольку в ходе обследования выявлены критерии отсутствия технической возможности установки коллективных общедомовых приборов учета тепловой энергии:
а) установка приборов учета соответствующего вида про проектным характеристикам многоквартирного жилого дома невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем: в подвале обследуемого жилого дома необходимо провести реконструкцию помещений элеваторных узлов, проводку новых электрических сетей. Требуется реконструкция устаревшего элеваторного узла, который полностью не соответствует современным нормативных требований и техническим условиям по установке приборов учета.
б) при установке приборов учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору чета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании – конструктивно в элеваторном узле можно установить только счетчики, и только в летнее время (после окончания отопительного сезона 2016-2017г). Установить приборы учета тепловой энергии возможно только при проведении работ по реконструкции. На момент обследования элеваторный узел не соответствует современным нормативным требованиям. Отсутствует необходимая вентиляция в помещении, где установлен элеваторный узел, присутствует повышенная влажность, не соблюдается температурно- влажностный режим, что отрицательно влияет на результаты измерений, режима эксплуатации приборов измерения. Необходима реконструкция и прокладка новых электрических сетей для работы вентиляции и электрической части приборов.
в) в месте в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима внутридомовых инженерных сетей (внутриквартирного оборудования, температурного режима, влажности, затопления помещений и (или)( невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены-помещения не отвечают предъявленным к ним эксплуатационным требованиям и требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Из-за отсутствия вентиляции в подвале зафиксирована повышенная влажность. По полам и стенам элеваторного узла имеются следы замачивания полов, нижней части конструкции подвала, оснований фундаментов агрессивными водами, которые периодически проникают в подвал жилого дома в результате протечек.
Приказом Министерства регионального развития РФ от (дата) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного( общедомового) приборов учета.
Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Суд полагает, что выводы экспертного заключения ООО «Инспект+» о невозможности установки прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем не подтверждены инструментально, замеры не производились. В заключении эксперта отсутствуют разъяснения технических и метрологических диапазонов возможности ( невозможности) работы приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, а потому по мнению суда, строительно-техническая экспертиза ООО «Инспект+» не может быть принята судом в качестве подтверждения невозможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии горячего водоснабжения.
Из материалов гражданского дела усматривается, что исполнителем коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения является Акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» филиал «Хабаровские тепловые сети» СП «Комсомольские тепловые сети».
Общество с ограниченной ответственностью «Август ДВ КОМ +» в силу договора содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме взяло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Однако, как установлено судом, приборы коллективного (общедомового) учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном (адрес) до настоящего времени в эксплуатацию не введены, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.
В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу положений частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.
Таким образом, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом и исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем, суд считает, что требования прокурора (адрес) подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, при установлении указанного срока, учитывает возможности ООО «Август ДВ КОМ +» по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон. С учетом позиции сторон по делу полагает заявленный истцом срок достаточным для совершения вышеуказанных действий.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Август ДВ КОМ +» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход муниципального образования городского округа « (адрес).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью « Август ДВ КОМ+» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии горячего водоснабжения в жилом многоквартирном доме - удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество « Август ДВ КОМ+» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу организовать установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии горячего водоснабжения в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес), г.Комсомольска-на-Амуре, (адрес).
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « Август ДВ КОМ+» взыскать в доход муниципального образования городского округа «(адрес)» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на Амуре в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Фурман Е.Ю.