Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
Председательствующего Кириленко И.В.,
Помощника судьи Буровой Н.Б.,
При секретаре Станьковой И.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Новороссийской таможне о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором указала, что проходит службу в Новороссийской таможне в должности начальника отдела инспектирования и профилактики правонарушений. По результатам проведенной Новороссийской таможней служебной проверки на основании приказа таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-КМ «О результатах служебной проверки» ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности с наложением на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Считает приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности незаконным по причине отсутствия в ее действиях (бездействии) дисциплинарного проступка, запланированные, а также внеплановые мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений среди должностных лиц таможни выполнены ею в полном объеме, что нашло свое отражение в заключении о результатах служебной проверки.
Основанием для проведения служебной проверки послужила докладная записка ОИПП от ДД.ММ.ГГГГ№, а также представление Новороссийской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции», в которых указана информация о возбуждении Краснодарским следственным отделом на транспорте ММСУт СК РФ уголовного дела № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ч. 1 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) в отношении начальника отдела контроля за таможенным транзитом Новороссийского западного таможенного поста ФИО5
Истец читает, что в оспариваемом приказе не указано, в чем выразился совершенный ею дисциплинарный проступок, дата, время, место и обстоятельства его совершения, а также вина и причинно-следственная связь между бездействием ФИО1 и совершенным ФИО5 деянием. В нарушении действующих требований в состав комиссии по проведению служебной проверки в качестве председателя незаконно включен ФИО6, в связи с чем результаты указанной проверки являются недействительными.
Просит суд признать незаконным и отменить приказ Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-КМ «О результатах служебной проверки» в части привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности - ФИО7 поддержала исковые требования.
Представитель Новороссийской таможни ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, ссылаясь на законность проведенной служебной проверки и привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, указала, что ФИО1, являясь начальником ОИПП. не в полной мере провела анализ коррупционных нарушений, допущенных должностными лицами Новороссийской таможни, что не позволило ей выработать достаточно количество мероприятий по профилактике совершения должностными лицами Новороссийского западного таможенного поста коррупционных нарушений и принять достаточные меры, способствовавшие не совершению ФИО5 преступления. Подтвердила, что все запланированные в Новороссийской таможне для ОИПП мероприятия, направленные на профилактику коррупционных правонарушений должностными лицами таможни, выполнены ФИО1 в полном объеме. Считает, что порядок и сроки привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности соблюдены.
При рассмотрении судом искового заявления об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника таможенного органа необходимо достоверно установить какие конкретно нарушения должностных обязанностей допущены по вине должностного лица, соблюден
ли таможенным органом установленный законодателем порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности, учтена ли тяжесть дисциплинарного проступка и обстоятельства его совершения при определении вида дисциплинарного взыскания.
Выслушав мнение сторон по делу, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с прохождением службы в таможенных органах регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».
Статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ определено, что права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
В соответствии с п. 20 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка. Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Приказом Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ N 1557 утверждена Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации (далее - Инструкция, утвержденная приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно материалам дела на основании приказа Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-КМ "О проведении служебной проверки" в период с ДД.ММ.ГГГГ о ДД.ММ.ГГГГ проведена служебная проверка.
Поводом для проведения данной служебной проверки послужила информация, изложенная в докладной записке ОИПП от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в представлении Новороссийской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции», о возбуждении Краснодарским следственным отделом на транспорте ММСУт СК РФ уголовного дела № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ч. 1 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) в отношении начальника отдела контроля за таможенным транзитом Новороссийского западного таможенного поста ФИО5
Из содержания указанных документов следует, что ФИО5 не соблюдены требования законодательства о противодействии коррупции, что выразилось во вступление с физическим лицом во внеслужебные отношения с получением незаконного денежного вознаграждения. Причинами и условиями, вследствие которых допущены указанные нарушения, являются ненадлежащее исполнение антикоррупционного законодательства сотрудниками таможни, не эффективность мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в системе таможенных органов, отсутствие должного ведомственного контроля за исполнением законодательства о противодействии коррупции со стороны руководства таможенного поста.
В ходе служебной проверки установлено, что начальник отдела контроля за таможенным транзитом Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни ФИО5, совершив преступление коррупционной направленности, допустил грубое нарушение служебной дисциплины, что стало возможным вследствие ослабления контроля за действиями подчиненных должностных лиц со стороны начальника НЗТП Новороссийской таможни ФИО9 и ненадлежащим проведением воспитательно-профилактической и антикоррупционной работы заместителями начальника НЗТП Новороссийской таможни ФИО10 и ФИО11
Также из заключения по результатам служебной проверки, утвержденной начальником таможни ДД.ММ.ГГГГ, следует, что проведенные ОИПП таможни в 2020 г. - истекшем периоде 2021 г. мероприятия, с учетом специфики таможни, являются недостаточными, в связи с чем, нельзя признать проведение ФИО1, в рамках осуществления полномочий и задач подчиненного подразделения, воспитательно-профилактической и антикоррупционной работы с личным составом НЗТП таможни и реализации системы мер по профилактике правонарушений среди должностных лиц указанного поста, как осуществленное в полном объеме и на должном уровне, что по мнению комиссии по проведению служебной проверки следует квалифицировать как дисциплинарный проступок, в связи с чем, предложено начальнику таможни применить к начальнику ОИПП ФИО1 дисциплинарное взыскание.
ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Новороссийской таможни №-КМ «О результатах служебной проверки» начальник Новороссийского западного таможенного поста ФИО9, заместители начальника Новороссийского западного таможенного поста ФИО10 и ФИО11, начальник ОИПП таможни ФИО1 привлечены к дисциплинарной ответственности с наложением взыскания в виде выговора.
Совершенный ФИО1 дисциплинарный проступок, как следует из заключения по результатам служебной проверки и приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-КМ «О результатах служебной проверки», заключается в нарушении служебной дисциплины, выразившемся в ненадлежащем исполнении обязанностей начальника ОИПП в рамках исполнения функций, возложенных на ОИПП подпунктами 3, 4 пункта 9 Положения об ОИПП, утвержденного приказом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно в ненадлежащем исполнении обязанностей, установленных пунктом 14, подпунктами 5, 18 пункта 15 раздела III Должностной инструкции начальника ОИПП от ДД.ММ.ГГГГ№И, пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона № 114-ФЗ, в части ненадлежащего осуществления воспитательно-профилактической и антикоррупционной работы с должностными лицами Новороссийского западного таможенного поста.
Пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона № 114-ФЗ закреплена обязанность каждого сотрудника таможни соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции. Согласно Дисциплинарному уставу нарушением служебной дисциплины является виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей (п. 17).
В соответствии с пп. 1 п. 2 Инструкции, утвержденной приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в процессе служебной проверки необходимо объективно и всесторонне установить: факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; вину сотрудника при совершении дисциплинарного проступка или степень вины каждого сотрудника при его совершении несколькими сотрудниками; причинно- следственную связь между действиями (бездействием) сотрудника, причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка.
При наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение п. 20 Дисциплинарного устава).
Судом исследованы положение об отделе ИПП, утвержденное приказом начальника Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№, а также должностная инструкция начальника ОИПП Новороссийской таможни.
Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 9 Положения об отделе ИПП, утвержденного приказом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№, в качестве задач отдела установлены: организация и контроль за проведением индивидуальной воспитательной и предупредительно-профилактической работы, направленной на повышение личной ответственности федеральных государственных служащих таможни и таможенных постов за порученный участок работы, добросовестное выполнение должностного регламента (должностной инструкции), соблюдение служебного распорядка, общих принципов служебного поведения и служебной этики (пп. 3); обучение руководителей структурных подразделений и федеральных государственных служащих, ответственных в таможне и на таможенных постах за предупредительно-профилактическую и воспитательную работу, практике работы с подчиненными федеральными государственными служащими таможни и таможенных постов и оказание им методической помощи (пп. 4).
В соответствии с должностной инструкцией начальника ОИПП от ДД.ММ.ГГГГ№И определено, что начальник ОИПП исполняет обязанности, установленные статьями 7.1 и 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», положением об ОИПП, должностной инструкцией и заключенным контрактом о службе в таможенных органах (пп. 14 п. 15); контролирует и анализирует состояние морально-психологической обстановки и дисциплины в таможне, принимает безотлагательные меры реагирования на нарушение дисциплины, законности и правопорядка, чрезвычайные происшествия и конфликтные ситуации, требующие оперативного вмешательства в объеме задач и функций отдела (пп. 5 п. 15); осуществляет координацию деятельности структурных подразделений таможни по разработке и реализации совместных комплексных воспитательных и профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений таможенного законодательства, должностных преступлений и дисциплинарных проступков (пп. 18 п. 15).
Судом исследовано объяснение ФИО1, данное в ходе служебной проверки. Истцом, как начальником ОИПП таможни осуществлялись следующие мероприятия воспитательно-профилактического характера: ознакомление личного состава с положениями антикоррупционного законодательства посредством электронного документооборота и личных встреч, в то числе и при посещении подчиненными должностными лицами ОИПП; проверка знаний положений антикоррупционного законодательства при проведении аттестации, квалификационных экзаменов, конкурсных процедур, плановых и внеплановых проверок таможенных постов и структурных подразделений таможни; заслушивание начальников структурных подразделений и таможенных постов о проводимой ими антикоррупционной работе, о степени резистентности подчиненных должностных лиц возможному коррупционному воздействию; оказание методической помощи руководящему составу по проведению антикоррупционной работы среди подчиненных должностных лиц; индивидуальные беседы с руководителями таможенных постов и структурных подразделений таможни, в том числе в ходе плановых и внеплановых выездов на таможенные посты; разработан и ведется в Новороссийской таможне журнал ознакомления руководящего состава Новороссийской таможни, лиц. замещающих отдельные должности, с нормативно-правовыми актами по противодействию коррупции; издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О мероприятиях по предотвращению конфликта интересов и создании рабочей группы»; в рамках работы по противодействию коррупции на базе Новороссийской таможни в 2019-2020 гг проведены краткосрочные семинары по темам, связанным с противодействием коррупции; запланировано 1 плановое посещение НЗТП, а осуществлено 3 посещения НЗТП, кроме того осуществлено тестирование должностных лиц на знание антикоррупционного законодательства. При назначении на должность ФИО5 начальника ОКТТ НЗТП (назначен приказом таможни ДД.ММ.ГГГГ№-К) с ним проводились беседы о необходимости соблюдения антикоррупционного законодательства, о чем свидетельствует запись в листе изучения кандидата для назначения на должность ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. исследованная в судебном заседании. При плановом посещении НЗТП с начальниками структурных подразделений, в том числе ФИО12, их заместителями проведены индивидуальные беседы по вопросу организации, состояния и эффективности проводимой антикоррупционной работы в структурных подразделениях таможенного поста.
Сопоставив указанные руководящие документы Новороссийской таможни, объяснения ФИО1, с учетом пояснений сторон, суд приходит к выводу, что факт совершения ФИО1 дисциплинарного проступка не нашел своего подтверждения.
Новороссийской таможней в ходе служебной проверки доказательств неисполнения ФИО1 обязанностей начальника ОИПП, в рамках исполнения функций, возложенных на ОИПП подпунктами 3, 4 пункта 9 Положения об ОИПП, утвержденного приказом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№, а также обязанностей, установленных пунктом 14, подпунктами 5, 18 пункта 15 раздела Ш Должностной инструкции начальника ОИПП от ДД.ММ.ГГГГ№И, не представлено.
Напротив, ответчиком подтверждено, в том числе отражено в заключении о результатах служебной проверки, что ФИО1 запланированные мероприятия по линии воспитательно-профилактической работы в 2020 г. и истекшем периоде 2021 г. в целом исполнялись. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании также не оспорено, доказательств и доводов, подтверждающих неисполнение ФИО1 как начальником ОИПП обязанностей, возложенных на нее положением об ОИПП, должностной инструкцией, иными приказами и распоряжениями Новороссийской таможни, суду не представлено. О том - какие еще конкретно мероприятия должна была провести ФИО1, но не провела, в каком количестве, представитель Новороссийской таможни пояснить не смогла. Более того, представленная Новороссийской таможней таблица о количестве коррупционных нарушений, допущенных должностными лицами Новороссийского западного таможенного поста за период с 2017 по 2020 гг - «0» подтверждает необоснованность выводов служебной проверки о ненадлежащем исполнении ФИО1 обязанностей начальника ОИПП.
Как видно из материалов служебной проверки, комиссия по проведению служебной проверки пришла к выводу о недостаточности проведенных ФИО1 мероприятий в сфере антикоррупционной работы, что также послужило основанием для привлечения ее к дисциплинарной ответственности. Однако, данное суждение не устанавливает вину ФИО1 в совершении вменяемого дисциплинарного проступка и не может быть принято судом в качестве основания для признания правомерным привлечения ее к дисциплинарной ответственности, поскольку является оценочным и не основано на нормах законодательства: нормативный акт, содержащий ссылку на обязательное количество мероприятий в сфере антикоррупционной работы, которое бы являлось критерием достаточности, ответчиком не указан.
Судом установлено, что материалы служебной проверки не содержат документов, свидетельствующих о том, что в отношении ФИО5 имелась информация, в том числе и компрометирующего характера, которая была бы доведена до ФИО1, но игнорировалась ей, не была проанализирована, в связи с чем, ею не проведены какие - либо мероприятия антикорруционного характера в отношении ФИО5. Не представлено ответчиком таких доказательств и в ходе судебного разбирательства. Указанное, в свою очередь, свидетельствует о недоказанности ответчиком, в нарушение пп. 1 п. 2 Инструкции, утвержденной приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, причинно- следственной связи между вменяемым ФИО1 дисциплинарным проступком и наступившими последствиями в виде получения ФИО5 взятки.
Согласно пп. 4 п. 2 Инструкции, утвержденной приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в ходе служебной проверки необходимо оформить документально все сведения о дисциплинарном проступке.
С учетом совокупности установленных обстоятельств, суд считает, что в нарушение пп. 4 п. 2 Инструкции, вывод служебной проверки в отношении ФИО1 о недостаточности проведенных мероприятий в сфере антикоррупционной работы не является объективным и документально подтвержденным.
Суд согласен с доводами искового заявления о том, что в нарушение требований пп. 1 п. 2 Инструкции, утвержденной приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, из содержания заключения о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-К «О результатах служебной проверки" не представляется возможным установить время и место совершения ФИО1 дисциплинарного проступка, что не позволяет, в свою очередь, оценить соблюдение таможенным органом установленных сроков для привлечения к дисциплинарной ответственности.
При этом, довод Новороссийской таможни о том, что временем совершения ФИО1 дисциплинарного проступка является период с августа 2020 года по ДД.ММ.ГГГГ, когда она не посещала Новороссийский западный таможенный пост, судом не принимается, поскольку опровергается материалами дела. Так, в указанный период произведено 2 посещения НЗТП: ДД.ММ.ГГГГ, в декабре 2020 г., кроме того осуществлено тестирование должностных лиц на знание антикоррупционного законодательства.
Указанное Новороссийской таможней в возражении на исковое заявление место совершения дисциплинарного проступка - <адрес>, 61 не согласуется с вменяемым ей проступком - недостаточное число посещений Новороссийского западного таможенного поста, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с пп. 1 п. 12 Инструкции, утвержденной приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. в состав комиссии по проведению служебной проверки не включаются должностные лица, имеющие отношение к совершению дисциплинарного проступка. В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-КМ «О проведении служебной проверки» председателем комиссии по проведению служебной проверки являлся ФИО6, согласовавший ДД.ММ.ГГГГ план воспитательно-профилактической работы Новороссийской таможни на 2021 год, предусматривающий, в том числе, количество посещений таможенных постов таможни, включая НЗТП, сотрудниками ОИПП.
То есть ФИО6, исполняя обязанности заместителя начальника таможни (по кадровой деятельности) и согласовывая указанный план, считал достаточным число воспитательно- профилактических посещений таможенных постов, то есть имел непосредственное отношение к вменяемому ФИО1 дисциплинарному проступку. Однако, проводя служебную проверку в составе комиссии по проведению служебной проверки, пришел к обратному выводу об их недостаточности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении Новороссийской таможней процедуры проведения служебной проверки и применения к ФИО1 дисциплинарного взыскания.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить приказ Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-КМ «О результатах служебной проверки» в части признания наличия в действиях ФИО1 нарушений служебной дисциплины и наложения на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий