ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-278/18 от 30.01.2018 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-278/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 30 января 2018 года

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе:

председательствующего судьи Белоусовой И.А.,

секретаря Золоторенко Ю.П.,

с участием представителя истца – мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО Панкайте С.В., представителя ответчика Министерства финансов РФ – Щербаковой Душкиной О.Г.,

представителя 3-го лица – Управления архитектуры и строительства Правительства ЕАО Розенберг В.М.,

рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств –

У С Т А Н О В И Л:

Мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.05.2015 года по делу исковые требования прокурора города Биробиджана в интересах ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, ФИО6, ФИО7 к мэрии города МО «Город Биробиджан» об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма – удовлетворены. Согласно указанному решению, мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО обязана предоставить ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям МО «Город Биробиджан ЕАО» жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте МО «Город Биробиджан», приобретенное за счет средств иных межбюджетных трансфертов, выделенных МО «Город Биробиджан» на цели приобретения жилья взамен утраченного в результате чрезвычайного ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, находящегося в муниципальной собственности. Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 10.03.2015 года по делу 2-499/2015 исковые требования прокурора города Биробиджана в интересах, в том числе ФИО13, ФИО19, ФИО23 о понуждении совершить определенные действия, удовлетворены частично. За ФИО13, ФИО19, ФИО23 признано право на получение мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения, по договору социального найма взамен утраченного, как пострадавших от крупномасштабного наводнения в Еврейской автономной области в 2013 году. В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», в соответствии в которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Согласно ст. 6 Закона ЕАО от 17.03.2014 года № 477-03 «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году», на строительство утраченных жилых помещений и проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, поврежденных в результате наводнения, органам местного самоуправления муниципальных образований области предоставляются иные межбюджетные трансферты (часть 1). Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов определяется правительством области (часть 2). Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 года № 540-пп утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО на цели строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, в соответствии с пунктом 4 которого, иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашений, заключенных между управлением архитектуры и строительства правительства области и органами местного самоуправления муниципальных образований области; для определения размера средств, необходимых для предоставления иных межбюджетных трансфертов, органы местного самоуправления области представляют в управление архитектуры и строительства правительства области следующие документы: заявку на предоставление иных межбюджетных трансфертов. 05.05.2016 года между Управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО и мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО заключено Соглашение «О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов муниципальному образованию «Город Биробиджан» ЕАО для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, на основании судебных решений в рамках государственной программы Еврейской автономной области «Жилище». Согласно указанному Соглашению, Управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО, городскому округу предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 39 420 000 рублей. Межбюджетные трансферты для исполнения судебных решений по искам граждан, проживающих в жилых помещениях по договорам социального найма и утративших жилье, в результате чрезвычайной ситуации, доведены до комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города 02.06.2016 года. В соответствии со строками 12, 18, 21, 23 Приложения к указанному Соглашению «Список граждан проживающих в жилых помещениях находящихся в муниципальной собственности, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабных наводнением в августе-сентябре 2013 года на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года», следующим семьям полагалась мера государственной поддержки: ФИО5 - в размере 2160,0 тыс. рублей; ФИО13 - в размере 990,0 тыс. рублей; ФИО19 - в размере 3780,0 тыс. рублей; ФИО23 - в размере 2160,0 рублей, всего на сумму 9090,0 тыс. рублей. На основании распоряжения мэрии города от 01.07.2016 года № 185 «О приобретении в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года», в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в период с августа по декабрь 2016 года проведены торги по приобретению благоустроенных жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность в целях предоставления гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения. Из 23 жилых помещений для приобретения в муниципальную собственность в целях предоставления гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения мэрия города приобрела 18 жилых помещений. По причине отсутствия предложений о продаже квартир, 5 жилых помещений, 4 из которых должны была быть приобретены для семей вышеуказанных граждан на общую сумму 9090,0 тыс. рублей. В соответствии с Соглашением в адрес Управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, как к главному распорядителю бюджетных средств, направлено письмо о наличии потребности в остатке трансферта в 2017 году в размере 11880,0 тыс. руб. в целях приобретения в муниципальную собственность пяти жилых помещений для предоставления гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года. Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО в соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.03.2017 года -ЛС/03 сообщило, что министерством рассмотрено обращение правительства ЕАО по вопросу предоставления бюджету ЕАО в 2017 году бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ для реализации на основании судебных решений мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года и принято решение, о том что не находит оснований подтверждения потребности в текущем году в остатках межбюджетных трансфертов, предоставленных правительству Еврейской автономной области в 2016 году. В связи с тем, что частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а частью 1 статьи 24 названного Федерального закона финансовое обеспечение установленных указанным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации, полагают, что имеются основания для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в размере 9090,0 тыс. рублей. Просит суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в размере 9090,0 тыс. рублей.

В судебном заседании представитель истца Панкайте С.В. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила суд взыскать с Российской Федерации за счет федерального бюджета в пользу администрации муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в сумме 9090,0 тысяч рублей, которые ранее были представлены в виде трансферта правительству ЕАО.

Суду дополнительно пояснила, что распоряжением Губернатора ЕАО от 09.08.2013 года №325-рг, на территории ЕАО 07.08.2013 года был введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с установлением регионального (межмуниципального) уровня реагирования. Распоряжением Губернатора ЕАО от 31.12.2014 года №672-рг, данный режим ЧС был отменен. Постановлением Правительства ЕАО от 21.10.2013 года №540-пп утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО на указанные цели. Так пунктом 2 указанного Постановления определено, что финансирование расходов, связанных с реализацией постановления, производится за счет иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанным пострадавшими в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, в соответствии с государственной программой ЕАО «Жилище» на 2015-2018 годы, где предусматривалось софинансирование из федерального бюджета.

Постановлением Правительства ЕАО от 30.09.2013 года №511-пп определен перечень домовладений, подтопленных (затоплены) на территории ЕАО в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, в котором значатся в том числе адреса в городском округе: <адрес> и <адрес>, включенные в данный перечень на основании решений суда 18.11.2015 года.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 года № 1354 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года. Указанные Правила устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета, в том числе бюджету ЕАО в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 года по 15.06.2015 года, к которым относятся и решения Биробиджанского районного суда от 10.03.2015 года и от 26.05.2015 года о признании за ФИО13, ФИО19 и ФИО23 а также за ФИО5, ФИО8, ФИО6 и ФИО7 права на получение мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору сацнайма взамен утраченного, как пострадавших от крупномасштабного наводнения в ЕАО в 2013 году.

Правительству области межбюджетные трансферты для реализации указанных мер поддержки доведены в декабре 2015 года, но так как их освоить в указанное время не представилось возможным, они были возвращены Минстрою РФ и, только в марте 2016 года они были возвращены правительству области. 05.05.2016 года между истцом и управлением архитектуры и строительства ЕАО заключено Соглашение «О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов муниципальному образованию «Город Биробиджан» ЕАО для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, на основании судебных решений в рамках государственной программы ЕАО «Жилище», согласно которому Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО предоставило городскому округу межбюджетные трансферты в размере 39 420 000, 0 рублей. До мэрии города указанные трансферты доведены уведомлением от 12.06.2016 года. Вместе с тем, из 23 жилых помещений, указанных в Соглашении, подлежавших приобретению в муниципальную собственность в целях предоставления гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, мэрия приобрела только 18 жилых помещений. В период с 07.09.2016 года по 16.12.2016 года мэрией размещалось 25 извещений на проведение электронных аукционов с целью приобретения 4-х квартир по решениям судов от 10.03.2015 года и от 26.05.2015 года, но по причине отсутствия предложений, приобрести указанные квартиры на общую сумму 9090,0 тысяч рублей, не представилось возможным, аукционы были признаны несостоявшимися на основании протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе. 21.12.2016 года мэрия обратилась в управление архитектуры и строительства правительства ЕАО о наличии потребности в остатке трансферта в 2017 году, однако Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ письмом от 26.03.2017 года отказало в подтверждении потребности в текущем году в остатках межбюджетных трансфертов, предоставленных Правительству ЕАО в 2016 году на приобретение жилья гражданам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения 2013 года. С учетом того, что мэрия предприняла все необходимые меры для приобретения жилья гражданам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году за которыми решениями суда признано право на получение мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору сацнайма взамен утраченного, вместе с тем, освоить предоставленные межбюджетные трансферты не представилось возможным в силу объективных обстоятельства, просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Минфина России Захаров С.В., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что Российская Федерация свои обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов на строительство или приобретение жилья взамен утраченного, находящегося в муниципальной собственности в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году выполнила в полном объеме. В 2015 году в ЕАО поступили межбюджетные трансферты в размере 700870,0 тыс. рублей из которых 27601,3 тыс. рублей – на исполнение решений судов, вступивших в законную силу в период с 30.09.2015 по 15.06.2015 года. В 2016 году межбюджетные трансферты были возвращены в том числе и на цели по решениям, вступившим в силу. Распределителем указанных трансфертов является Управление архитектуры. Вместе с тем, не все денежные средства были освоены, в связи с чем, часть денежных средств была возвращена в бюджет РФ. В настоящее время программа «Жилище», не действует, в связи с чем, денежные средства по указанной программе, не могут быть выделены. Также указал, что мэрия МО «Город Биробиджан» имела возможность освоить предоставленные межбюджетные трансферты, вместе с тем, безосновательно их не освоила. Более того, истцом не представлено достоверных доказательств того, что в период 2013 года был введен режим ЧС на территории муниципального образования. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель 3-го лица Розенберг В.М. с доводами и требованиями истца согласился, указал, что на исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений лицам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения на территории ЕАО и г.Биробиджана, межбюджетные трансферты были выделены только 18.12.2015 года. Но поскольку в конце года не представлялось возможным освоить поступившие денежные средства, они были возвращены в федеральный бюджет. В январе 2016 года Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО обратилось в Минстрой РФ с вопросом о возвращении денежных средств для реализации программы социальной поддержки пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан и, 18.02.2016 года денежные средства в размере 205 672 824,93 рубля поступили в бюджет ЕАО для реализации мер поддержки пострадавшим гражданам на основании решений судов. Управление архитектуры и строительства ЕАО разработало Распоряжение о Порядке предоставления межбюджетных трансфертов, 12.04.2016 года направили извещение в муниципальный орган о заключении Соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов и 05.05.2016 года указанное Соглашение было заключено. Вместе с тем, в силу объективных причин, МО «Город Биробиджан» ЕАО не смогло освоить в полном объеме выделенные денежные средства, в связи с чем, в конце года остатки неиспользованных денежных средств были возвращены в федеральный бюджет. Считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно пункту 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе.

В соответствии с п. 11 Правил предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашением о предоставлении трансфертов.

В соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

От имени казны Российской Федерации в качестве представителя ответчика выступает Министерство финансов РФ.

Из материалов дела следует, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.05.2015 года по делу мэрия муниципального образования «Город Биробиджан» обязана предоставить ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «Город Биробиджан ЕАО» жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «Город Биробиджан», приобретенное за счет средств иных межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образования «Город Биробиджан» на цели приобретения жилья взамен утраченного в результате чрезвычайного ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, находящегося в муниципальной собственности. Решение вступило в законную силу 03.07.2015 года.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 16.03.2015 года по гражданскому делу за ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 признано право на получение мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения, по договору социального найма взамен утраченного, как пострадавших от крупномасштабного наводнения в Еврейской автономной области в 2013 году. Решение вступило в законную силу 25.04.2015 года.

При этом, суды руководствовались в том числе Распоряжением губернатора ЕАО от 09.08.2013 N 325-рг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области" с 15.00 часов 07.08.2013 в связи со сложившейся сложной паводкоопасной обстановкой на территории ЕАО.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г.» приняты Правила, которые устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей и Еврейской автономной области в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 года по 15.06.2015 года.

17.12.2015 года между Минстроем России и правительством ЕАО заключено соглашение о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств субъекта РФ по реализации мер государственной поддержки. По соглашению Минстрой России предоставляет денежные средства (трансферт) на исполнение судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 года по 15.06.2015 года.

Частью 1 ст. 1 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» предусмотрено, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013, а также признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения до 01.01.2017 года.

Согласно ст. 4 указанного Закона, меры государственной поддержки граждан, которым утраченные жилые помещения были предоставлены по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, либо постоянно проживающих в бесхозяйных жилых помещениях, осуществляются по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст. 6 Закона ЕАО №477-ОЗ от 17.03.2014 года, на строительство утраченных жилых помещений и проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, поврежденных в результате наводнения, органам местного самоуправления муниципальных образований области предоставляются иные межбюджетные трансферты.

Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов определяется правительством области.

Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 540-пп утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Еврейской автономной области на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.

Согласно указанному Порядку, право на получение иных межбюджетных трансфертов имеют муниципальные образования области, на территории которых расположены жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а также бесхозяйные жилые помещения, поврежденные или утраченные в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013 году (далее - чрезвычайная ситуация).

Иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашений, заключенных между управлением архитектуры и строительства правительства области и органами местного самоуправления муниципальных образований области (далее - соглашение), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Из материалов дела установлено, что администрацией МО «Город Биробиджан» необходимые документы предоставлены в Управление архитектуры и строительства и 05.05.201 года между истцом и Управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО было заключено Соглашение о предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов МО «Город Биробиджан» ЕАО для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, на основании судебных решений в рамках государственной программы ЕАО «Жилище». В соответствии с указанным Соглашением, Главный распорядитель бюджетных средств обязался предоставить иные межбюджетные трансферты для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на основании судебных решении, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015 года на цели строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году, находящегося в муниципальной собственности, а также бесхозных жилых помещений, в размере 39420000 рублей.

Согласно приложению к указанному Соглашению, в списке граждан, проживающих в жилых помещениях находящихся в муниципальной собственности, признанных пострадавшими в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году, значатся ФИО5, ФИО6, ФИО8ФИО7 (п. 12), ФИО19, ФИО21, ФИО27, ФИО20, ФИО2, ФИО1 (п. 21), ФИО23, ФИО25, ФИО24 и ФИО26 (п. 23).

Постановлением Правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп определен перечень домовладений, подтопленных (затопленных) на территории <адрес> в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году. Согласно приложению N 1 в данный перечень входят адреса: ЕАО <адрес> и <адрес> (адреса проживания истцом по вышеуказанным гражданским делам).

В судебном заседании также установлено, что в рамках исполнения обязательств по обеспечению граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на основании судебных решений жилыми помещениями - мэрией МО «Город Биробиджан» ЕАО проводились аукционы на приобретение жилых помещений, вместе с тем, жилые помещения по решениям суда от 26.05.2015 года по делу и от 16.03.2015 года по гражданскому делу – приобрести не представилось возможным ввиду отсутствия предложений. Указанное стороной ответчика не оспаривалось.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы", не использованные в текущем финансовом году остатки трансфертов на реализацию мер поддержки подлежат возврату в доход федерального бюджета в установленном порядке.

При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке трансфертов указанный остаток в соответствии с решением Агентства может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются трансферты.

В случае если неиспользованный остаток трансфертов не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В судебном заседании также не оспаривался сторонами и факт возвращения неосвоенных выделенных в 2016 году межбюджетных трансфертов на цели реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на основании судебных решении, в федеральный бюджет.

Согласно приложению к Соглашению от 05.05.20216 года, заключенного между мэрией МО «Город Биробиджан» и Управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО, на реализацию мер поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 по решениям суда от 26.05.2015 года по делу и от 16.03.2015 года по гражданскому делу , подлежали предоставлению межбюджетные трансферты в размере 9090,0 тысяч рублей.

Согласно письма Управления архитектуры и строительства Правительства ЕАО от 11.04.2017 года, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ было рассмотрено обращение правительства ЕАО о предоставлении бюджету ЕАО в 2017 году бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ в размере неиспользованного в 2016 году остатка межбюджетных трансфертов, выделенных для реализации на основании судебных решений мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года. В соответствии с п. 9 Протокола совещания у Председателя Правительства РФ ФИО28 от 28.12.2016 года №ДМ-П13-79пр, допускается однократное подтверждение потребности в текущем году в остатках субсидий, предоставленных в 2016 году, в случае, если неиспользование субсидии обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы и (или) в случае прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, в период исполнения полномочий которого заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, Минстрой России, рассмотрев документы, представленные правительством ЕАО, не находит оснований для подтверждения потребности в текущем году в остатках межбюджетных трансфертов, представленных правительству ЕАО в 2016 году.

Вместе с тем, с учетом необходимости реализации в полной мере программы государственной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на основании судебных решении, а также учитывая, что реализацию данных мер в полном объеме истец не осуществил ввиду объективных причин, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования в части взыскания неосвоенных мэрией МО «Город Биробиджан» ЕАО межбюджетных трансфертов в размере 9090,0 тысяч рублей, возвращенных в 2016 году в федеральный бюджет – с Российской Федерации за счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

Исковые требования мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств – удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета для приобретения мэрией муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области жилых помещений по решениям Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.05.2015 года по делу и от 16.03.2015 года по гражданскому делу – 9090000 (девять миллионов девяносто тысяч) рублей 00 копеек путем перечисления на расчетный счет Управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области , открытого в отделении по Еврейской автономной области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, лицевой счет 04782000540 в управлении Федерального казначейства по ЕАО, ИНН 7900001828, КПП 790101001, ОКТМО 99701000, ОКОПФ 75204, для последующего перечисления Управлением архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области указанных межбюджетных трансфертов мэрии Муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на цели приобретения жилых помещений по решениям суда от 10.03.2015 года по делу и от 26.05.2015 года по делу .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области путем подачи через Биробиджанский районный суд ЕАО апелляционных жалоб, представления в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.А. Белоусова

В окончательной форме решение изготовлено 05.02.2018 года.