Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 06 мая 2020 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием представителя истца –
старшего помощника прокурора Братского района
Иркутской области Петакчян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-278/2020 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Карахунского сельского поселения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Распутина Ангелина Геннадьевна, Ромова Марина Валентиновна, об обязании провести аттестацию муниципальных служащих,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Карахунского сельского поселения об обязании в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Распутиной А.Г., 17.09.1974 года рождения, Ромовой М.В., 11.02.1963 года рождения.
В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в деятельности администрации Карахунского сельского поселения выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе в части не проведения аттестации муниципальных служащих.
Установлено, что администрацией Карахунского сельского поселения не обеспечено прохождение муниципальными служащими Распутиной А.Г., Ромовой М.В. аттестации в установленные сроки, последняя аттестация указанных муниципальных служащих проведена 10.02.2016.
Прокуратурой Братского района Иркутской области 29.11.2019 в адрес главы администрации Карахунского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены. Требование прокурора до настоящего времени не исполнено.
Выявленные нарушения требований законов о муниципальной службе и профилактике коррупции в виде не проведения аттестации муниципальных служащих не обеспечивают правильный подбор и расстановку кадров, своевременное поощрение муниципальных служащих или понижение их в должности, приводят к замещению муниципальных должностей без учета установленных законом квалификационных требований, и тем самым ограничивают доступ других граждан к муниципальной службе.
Принимая во внимание, что жители муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе, не проведение аттестации муниципальных служащих влечет существенное нарушение интересов общества и государства в целом, а также Карахунского муниципального образования.
Поскольку не проведение администрацией Карахунского сельского поселения аттестации муниципальных служащих не позволяет своевременно оценить профессионализм и компетентность работающих муниципальных служащих, что нарушает законодательство Российской Федерации о муниципальной службе и принцип равного доступа граждан к муниципальной службе, и позволяет в данном случае прокурору обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации.
Просит суд обязать администрацию Карахунского сельского поселения в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Распутиной А.Г., 17.09.1974 года рождения, Ромовой М.В., 11.02.1963 года рождения.
Определением Братского районного суда Иркутской области о принятии искового заявления, возбуждении гражданского дела и подготовке дела к судебному разбирательству от 26.03.2020 в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Распутина А.Г., Ромова М.В.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
Ответчик администрация Карахунского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Глава Карахунского муниципального образования Кузьмин А.В., действующий на основании прав по должности, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии, также указал, что возражений против искового требования не имеет.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Распутина А.Г., Ромова М.В. не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствии, также указали, что возражений против искового требования не имеют.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы
В силу ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе, совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что основными принципами муниципальной службы являются: профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.
Статья 8 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» также предусматривает, что положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с Типовым положением (приложение 2 к настоящему Закону).
Так, пункт 2 раздела 1 Типового положения предусматривает, что аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы в муниципальном образовании, повышению профессионального уровня муниципальных служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности муниципальной службы при сокращении должностей муниципальной службы в муниципальном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда муниципальных служащих.
Как следует из положений статей 6, 9 части 6 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия занимаемой им на условиях трудового договора конкретной должности муниципальной службы и установленным для исполнения этой должности квалификационным требованиям, предусмотренным Законом.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Братского района Иркутской области проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной службе администрацией Карахунского сельского поселения. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Карахунского сельского поселения не обеспечено прохождение аттестации муниципальными служащими Распутиной А.Г., Ромовой М.В. в установленные сроки, последняя аттестация указанных муниципальных служащих проведена 10.02.2016. Принимая во внимание, что жители муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе, непроведение аттестации муниципальных служащих влечет существенное нарушение интересов общества и государства в целом, а также Карахунского муниципального образования.
Согласно трудовым договорам с муниципальным служащим № 08/14, № 09/14 от 26.08.2014 Распутина А.Г. и Ромова М.В. с 26.08.2014 приняты на муниципальную должность муниципальной службы - специалист администрации Карахунского муниципального образования.
Аттестационными листами муниципальных служащих подтверждается, что 10.02.2016 проводилась аттестация за период с 26.08.2014 по 08.02.2016 в отношении Распутиной А.Г., Ромовой М.В.
29.11.2019 заместитель прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И. внесла в адрес администрации Карахунского сельского поселения представление № 07-20а-2019 «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе» с требованием о принятии мер к устранению нарушений закона.
Из ответа администрации Карахунского сельского поселения от 25.12.2019, установлено, что нарушение законодательства допущено по причине невозможности сформировать аттестационную комиссию в Карахунском муниципальном образовании ввиду малой численности сотрудников администрации Карахунского сельского поселения имеющих полномочия принимать участие в аттестации муниципальных служащих. В настоящее время рассматривается возможность пройти аттестацию муниципальным служащим Карахунского МО аттестационной комиссией администрации МО «Братский район» в феврале-марте 2020 года.
Согласно справке о результатах анализа состояния законности в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе от 16.03.2020 по результатам рассмотрения внесенных в адрес глав Карахунского, Илирского, Тарминского, Шумиловского, Наратайского, Покоснинского, Турманского, Кежемского, Большеокинского, Калтукского сельских поселений представлений об устранении нарушений законодательства в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе, выявленные нарушения в части проведения аттестации муниципальных служащих не устранены, требование прокурора до настоящего времени не исполнено.
Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Распутина А.Г. и Ромова М.В. замещают должности муниципальной службы в муниципальном образовании Карахунского сельского поселения более года, они не относятся к служащим, в отношении которых не проводится аттестация, следовательно, они подлежат аттестации по правилам, установленным ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации». Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Карахунского сельского поселения не обеспечено прохождение ими аттестации.
При этом суд учитывает, что, в этой связи, неисполнение администрацией Карахунского сельского поселения, предоставленных ей законом полномочий по проведению аттестации муниципальных служащих, расцениваются прокуратурой Братского района Иркутской области как нарушение законодательства о противодействии коррупции.
Более того не проведение администрацией Карахунского сельского поселения аттестации муниципальных служащих не позволяет своевременно оценить профессионализм и компетентность работающих муниципальных служащих, что нарушает законодательство Российской Федерации о муниципальной службе.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Карахунского сельского поселения об обязании провести аттестацию муниципальных служащих, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором, - в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Карахунского сельского поселения в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Распутиной Ангелины Геннадьевны, 17.09.1974 года рождения, Ромовой Марины Валентиновны, 11.02.1963 года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения суда – 14.05.2020 года