ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-278/2017 от 10.05.2017 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2-278/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2017 года п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Силяевой И.Л.,

при секретаре Синаковой О.А.,

с участием истца ФИО1,,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу (ранее открытому акционерному обществу) «Читаэнергосбыт» о признании ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии и действий по начислению платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) незаконными, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском. В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнил, и, окончательно сформулировав их, просит признать ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, по адресу: <адрес>, действия по начислению платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) незаконными, взыскать компенсацию морального вреда. В обосновании исковых требований указал, что он является собственником <адрес> в <адрес> и является потребителем услуг электроснабжения, предоставляемыми ОАО «Читаэнергосбыт». В доме расположено несколько квартир, каждая из которых имеет отдельный вход. Подъезды и подвальные помещения отсутствуют, мест общего пользования в доме нет. Договор на потребление электроэнергии на общедомовые нужды он не заключал, когда в доме установлен прибор для учета электроэнергии для общедомовых нужды, и когда его стали использовать для расчета электроэнергии на общедомовые нужды, не знает. При вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, он не присутствовал и не был извещен об этом, также не присутствовал и представитель их дома, в связи с чем, считает, что процедура ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии проведена с нарушениями, расчеты оплаты электроэнергии, произведенные по общедомовому прибору учета являются незаконными. Указанные незаконные действия причинили ему моральный вред, который он оценивает в размере 2000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал полностью, по основаниям указанным в иске, дополнительно пояснил, что он является собственником <адрес>. С 01 января 2016 года ему стали приходить уведомления о наличии задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды. Об установке прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды его не уведомляли.

Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт», будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительности не явки суду не сообщил, ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности №62 от 31.12.2016г., исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, согласно которого АО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком, основным обязательством которого является поставка электрической энергии покупателям по договору энергоснабжения на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи. Поставку электрической энергии истцу осуществляет по договору энергоснабжения, по условиям которого энергоснабжающая организация подает абоненту через присоединенную сеть, а абонент оплачивает принятую электроэнергию, а также соблюдает предусмотренный договором режим потребления. Обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.

На основании Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении электрической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении до 01.07.12 г., обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых в том числе электрической энергии, а также ввод приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета.

Законодатель закрепил норму, обязывающую собственников и сетевые организации, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей, производить установку общедововых приборов учета в случае, если данное обязательство не было исполнено лицами, ответственными за их установку. В связи с чем, сетевая организация «Забайкальская дирекция по энергосбережению - структурного подразделения Трансэнерго-филиала РЖД» установила на многоквартирный жилой <адрес>, в п. Чернышевск, общедомовой прибор учета. Таким образом, процедура установки общедомового прибора учета нарушена не была. Информация о наличии у собственников многоквартирного жилого дома обязательств по установке общедомового прибора учета неоднократно размещалась в различных вариантах, сообщения были адресованы неопределенному кругу лиц.

Указывает, что порядок установки и порядок допуска прибора учета в эксплуатацию имеют разные правовые регулирования. Уведомление потребителей направлено на обязанность потребителей по оснащению дома общедомовым прибором учета. Закон не предоставляет собственникам жилых помещений и не жилых помещений в многоквартирном доме право выбора устанавливать общедомовой прибор учета электроэнергии или нет. Данная норма закона носит императивный характер и является обязательной для всех. Если собственниками не установлен прибор учета, данная обязанность возлагается на сетевую организацию с последующим возмещением затрат. Обязанность по установке и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета собственниками <адрес> до 01.07.2012г. не исполнена и потому ОАО «РЖД» ввели общедомовой прибор учета в эксплуатацию31.03.2014г., не нарушив сроки, установленные Законом об энергоснабжении.

Также указывает, что расчет платы на общедомовые нужды производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данным учетом энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего домового имущества в многоквартирном доме.Согласно п. 44 Правил, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящееся в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения №2 к настоящим правилам. Приходящиеся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованной коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 приложения№2 к Правилам (раздел III). Расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме).

Кроме того, нельзя признать незаконным установку и допуск прибора учета для расчетов за электроэнергию с потребителями, при этом оставить законным его, например в части расчетов между филиалом ОАО «РЖД» Трансэнерго-Забайкальской дирекции по энергообеспечению и АО «Читаэнергосбыт». Иное будет противоречить принципам равноправия сторон, равенства участников имущественных отношений.

Гарантирующий поставщик, являясь продавцом электрической энергии, имеет право в соответствии со ст. 539, 541 ГК РФ, на получение оплаты за весь поставленный и потребленный потребителями объем электрической энергии, учтенный, в случае, если прибор учета установлен и допущен в эксплуатацию в установленном законом порядке, этим прибором учета. Нормы действующего законодательства не содержат возможности проведения расчетов за постановленную электроэнергию по нормативу при наличии установленного в предусмотренном законом порядке прибора учета. Считает установку общедомового прибора учета и действия по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям приборов учета, являются законными».

Представитель третьего лица ОАО «РЖД», будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, об уважительности не явки суду не сообщил.

Представитель третьего лица МУП «Чернышевский теплоэнергетический комплекс», будучи своевременно и надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился об уважительности не явки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ООО УК КЦ ЖКХ п. Чернышевск» будучи своевременно и надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился об уважительности не явки суду не сообщил.

Судом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие лиц – участников процесса, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

На основании ч.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса (абз. 2 ч. 1 ст. 540 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды - ОДН).

Согласно п. 44 Правил, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 приложения N 2 к Правилам (Раздел III.Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме).

Согласно Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.

В п. 12 ст. 13 данного закона установлен правовой механизм принудительного оснащения многоквартирного дома приборами учёта, когда собственники помещений в срок до 01 июля 2012 года не исполнили обязанность по оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учёта и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учёта содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442.

Понятия "установка и допуск прибора учета", а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе Х Основных положений.

Согласно пунктам 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

В силу пункта 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Пунктом 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442, предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям к его метрологическим характеристикам. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

Установлено, что АО «Читаэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение населения электрической энергией.

ФИО1 является собственником квартиры в многоквартирном одноэтажном доме по адресу <адрес>.

Многоквартирный жилой <адрес> в п. Чернышевск на момент установки и вода в эксплуатацию прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды и по настоящее время находится под управлением ООО «Управляющая компания Кассовый центр ЖХХ п. Чернышевск».

Из отзыва ответчика следует, что прибор учета на многоквартирный жилой дом был установлен в соответствии с законодательством об энергоснабжении, поскольку собственниками <адрес> в п. Чернышевск не была исполнена обязанность по установке и вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета до 01.07.2012, и введен в эксплуатацию 31 марта 2014 года, что не опровергалось истцом в судебном заседании.

Пункт 152 Постановления № 442 предусматривает, что установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.

Общедомовой прибор учета электроэнергии типа KNUM 1021 с заводским номером 148329 в многоквартирном жилом <адрес> в п. Чернышевск, проверен 31.03.2014 года с показаниями «5110,83» и допущен в эксплуатацию, согласно акта допуска прибора учета электрической энергии 31 марта 2014 года, комиссией в составе представителя филиала ОАО РЖД "Трансэнерго" УОА чья подпись имеется в акте допуска, представителя ОАО "Читаэнергосбыт" КНН представителя ООО «УККЦ» ЖКХ п. Чернышевск ИИН которые отказались данный акт подписывать. О чем имеется соответствующая запись в акте. Однако, данный акт содержит информацию об установленном и введенном в эксплуатацию ОДПУ, подтверждает возможность его использования в качестве расчетного.

Таким образом, управляющая организация не препятствовала сетевой организации в установке и допуске ОДПУ в доме, о котором идет речь не ставила под сомнение техническое состояние прибора и возможность его использования в качестве расчетного.

Учитывая, что в проверке прибора учета и составлении акта принимал участие представитель управляющей организации; установленный ОДПУ ( прибор учета ) электрической энергии сочтен соответствующим обязательным требованиям государственных стандартов, технической документации, признан пригодным, следует признать правомерным использование в качестве расчетного данного прибора учета.

Доказательств ненадлежащего технического состояния прибора учета истцом не представлено. Начисления на ОДН, как установлено судом, с использованием показаний ОДПУ, производилось в период после составления акта. При этом не нарушено положение закона №261-ФЗ (ч.2ст. 13) о применении установленных приборов учета для осуществления расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Не уведомление конкретных потребителей (жителей многоквартирного дома) об установке ОДПУ, отсутствие потребителей при допуске прибора учета в эксплуатацию, не является нарушением, поскольку непосредственным представителем потребителей (в том числе истца) является управляющая организация, которая участвовала в процедуре оценки установленного прибора учета с целью его применения в качестве расчетного.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения процедуры установки прибора учета и считает установку прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды законной.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.

Согласно п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключённого управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Из приведённых норм следует, что при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом управляющей организации именно она наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом и, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды, энергоснабжающая организация не вправе производить начисление платы за потребляемую электроэнергию на общедомовые нужды.

Кроме того, в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 г.) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Согласно действующей редакции ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Исходя из указанных норм, до 30 июня 2015 г. при наличии управляющей организации ресурсоснабжающая организация в силу прямого запрета не вправе была взимать плату за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды. После указанной даты ресурсоснабжающая организация вправе взимать данную плату только при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Сведений о том, что собственники спорного многоквартирного жилого дома приняли решение о внесение платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, непосредственно в АО «Читаэнергосбыт», материалы дела не содержат.

Однако, на основании вышеуказанного ОДПУ АО «Читаэнергосбыт» непосредственно ФИО1 производит начисление за электроэнергию на общедомовые нужды, а не управляющей компании, как того требует Закон. Согласно справке, представленной АО «Читаэнергосбыт» у ФИО1 по состоянию на 29.03.2017г. имеется задолженность по ОДН в размере 19561 руб. 71 коп.

Согласно п. 89-90, 159 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных: рынков электрической энергии" исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в МКД коммунальной услуги электроснабжения, использования на ОДН (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (в ред. Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1242). Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разносность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на ОДН и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Однако, как установлено судом, в многоквартирном одноэтажном <адрес> в п. Чернышевск отсутствуют места общего пользования (лестницы, лестничные площадки, лифты, чердаки, подвальные помещения и т.п.). При таком положении, при отсутствии в многоквартирном жилом доме мест общего пользования, т.е. общего имущества в многоквартирном доме и отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета, приходящийся на одно жилое помещение (квартиру) объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном жилом доме всегда будет равняться нулю. Из чего следует, что при отсутствии в многоквартирном жилом доме мест общего пользования – общего имущества в многоквартирном доме, отсутствует и расход коммунальных ресурсов, приходящихся на содержание указанных мест.

При таком положении надлежит признать незаконными действия ОАО "Читаэнергосбыт" по использованию прибора учета, установленного филиалом ОАО РЖД "Трансэнерго" на многоквартирном доме по адресу: <адрес>, для расчета платежей на общедомовые нужды за электроэнергию начиная с 01 апреля 2014 года.

Кроме того истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании ч.1 и ч.2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Требования истца ФИО1 основаны на нарушении его имущественных прав, связанных с незаконным вводом в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии и незаконном начислении платы за электроэнергию по ОДН. В том случае, когда нарушаются имущественные права гражданина, присуждение денежной компенсации причиненного морального вреда допускается только, если это прямо предусмотрено федеральным законом.

Однако ни гражданское, ни иное законодательство не содержит указаний на возможность компенсации морального вреда, причиненного незаконным начислением задолженности за электроэнергию и незаконным вводом в эксплуатацию общедомового прибора учета. Поскольку законодательство не допускает возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений, связанных с нарушением имущественных прав истца, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в бюджет Муниципального района «Чернышевский район» в соответствии с положениями ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, с ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить в части.

Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды ФИО1, проживающему по адресу: <адрес> по показаниям общедомового прибора учета.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать

Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, в доход бюджета Муниципального района «Чернышевский район».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.

Судья И.Л. Силяева