Дело № 2-278/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Советская Гавань 28 марта 2017 года
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.
при секретаре Смирновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского поселения «<адрес>» о признании действий по не включению в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица, из числа детей-сирот, возложении обязанности направить учетное дело в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда как лицу из числа детей-сирот
у с т а н о в и л:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ стал круглым сиротой. С ДД.ММ.ГГГГ его опекуном стал ФИО2 Истец зарегистрирован в <адрес>. Жилое помещение было предоставлено его матери на состав семьи <данные изъяты> человек, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. По информации Администрации города вопрос о включении его в список граждан на внеочередное предоставление жилого помещения не рассматривался ввиду отсутствия ходатайства отдела образования Администрации <адрес> гавань и заявления опекуна. Истец обратился в Министерство ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ получил отказ. После чего направил жалобу в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, из ответа прокурора следует, что истец после достижения <данные изъяты> имеет право на предоставление ему жилого помещения как сироте в судебном порядке при доказанности уважительности причин пропуска срока для постановки на учет. Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот...», орган исполнительной власти субъекта РФ в установленном законом субъекта порядке формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Право на обеспечение жилыми помещениями за такими лицами, достигшими возраста <данные изъяты>, сохраняется до фактического обеспечения жилыми помещениями, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями площадью не ниже установленных социальных норм. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться как безусловное основание для отказа в удовлетворении требований о предоставлении вне очереди жилых помещений. На сегодняшний день истец признан нуждающимся, но жилое помещение не предоставлено. По смыслу п.4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, он по своему выбору может быть принят на указанный учет по одному из этих оснований. Из учетного дела истца следует, что Администрация города самостоятельно определила категорию, по которой заявитель остается на учете на улучшение жилищных условий, чем нарушила его права на обеспечение жилым помещением вне очереди, связанные с не направлением его учетного дела в Министерство ЖКХ, ввиду чего он лишен права на обеспечение жилым помещением вне очереди. Просит признать действия Администрации городского поселения «<адрес>» по не включению его в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица, из числа детей-сирот, возложении обязанности направить учетное дело в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда как лицу из числа детей-сирот.
В судебном заседании истец ФИО1 на иске настаивал, пояснил, что состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в Администрации ГП <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, в обычной очереди. В ДД.ММ.ГГГГ его матери предоставлена квартира по <адрес> общей площадью <данные изъяты>., жилой <данные изъяты>., в ней проживают опекун, братья, сестры, всего зарегистрировано <данные изъяты>, на одного приходится менее учетной нормы. У него своя семья, он не может жить в этой квартире с опекуном. Желает, чтобы ему предоставили квартиру как сироте. Отца у него нет, в документах записан со слов матери. Его отчим стал его опекуном, поменял фамилию на свою ему и брату. Ранее он носил фамилию ФИО4. До <данные изъяты> он приходил в органы опеки, где говорили, что он стоит в очереди на получение жилья как положено. Затем в ДД.ММ.ГГГГ стали давать сиротам квартиры в новом доме, тогда в администрации города узнал, что его нет в списке детей-сирот. Обратился в министерство ЖКХ, где ответили, что он достиг 23 лет и пропустил срок. В прокуратуре объяснили, что он относился к категории детей-сирот и имел право на предоставление жилого помещения. Но органы опеки своевременно не подали документы в Министерство ЖКХ.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского поселения «<адрес>» ФИО3 поддержал представленные письменные возражения на иск, согласно которым с иском не согласны. Согласно решению Советско-Гаванского городского Совета народных депутатов исполкома от ДД.ММ.ГГГГ№.1 ФИО4 принята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий как многодетная мать составом семьи <данные изъяты>. Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 было предоставлено жилое помещение <адрес> на состав семьи <данные изъяты>. Истец зарегистрирован в данном жилом помещении на момент учреждения опеки и имел право пользования. Вопрос о включении истца в список граждан, имеющих право на предоставление жилья вне очереди, не рассматривался ввиду отсутствия ходатайства органов опеки и попечительства или опекуна. (л.д.14)
Третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В отзыве на иск указало, что исковые требования необоснованны. В соответствии с законодательством лицам из числа детей – сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя, либо являются таковыми, но в случае признания невозможным их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. К лицам из числа детей-сирот в соответствии с абз. 4 ст.1 ФЗ от 21.12.1996г № 159-ФЗ относятся также лица от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли родители, либо оставшиеся без попечения родителей и имеющие право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. <адрес> от 10.12.2012г № предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ и не реализовавшие право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного закона в к л ю ч а ю т с я в список со дня вынесения решения о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях госжилфонда края и обеспечиваются ими по основаниям и в порядке, установленным данным законом. Статье 2.<адрес> от 13.10.2005г № «О жилищных правоотношениях в <адрес>» определено, что таким лицам жилые помещения предоставляются в соответствии с краевым законом. Министерство ЖКХ края является специально уполномоченным органом по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях госжилфонда края. ФИО1 с заявлением о включении в список обратился по достижению возраста <данные изъяты>. На основании п.2 ч.6 ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ему было отказано во включении в список, т.к. право на меру социальной поддержки он утратил. Обстоятельств, препятствующих своевременно обратиться в уполномоченные органы с заявлением о постановке на такой учет, а также оснований для восстановления пропущенного срока для решения вопроса о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, не имеется. (л.д.36-37)
Из материалов дела следует, что ФИО5 является матерью ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д.8) Решением Советско-Гаванского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ№.1 «О заявлении ФИО4), ФИО4 принята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по горисполкому, как многодетная мать составом семьи <данные изъяты>. Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предоставлено жилое помещение <адрес> (4комн., жилой площадью <данные изъяты>.) на состав семьи <данные изъяты>, на основании решения исполкома городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№. ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10). Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО2 назначен опекуном над н/л ФИО6, ФИО7 и ФИО1
Постановлением Администрации МО ГП «<адрес> гавань» от ДД.ММ.ГГГГ№ сняты по заявлению с учета нуждающихся в жилом помещении ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО11 Оставлены в очереди на общих основаниях ФИО12 и ФИО1
Истец ДД.ММ.ГГГГ обращался в Министерство ЖКХ <адрес> с заявлением о восстановлении его в списках на получение квартиры из специализированного жилищного фонда Министерства ЖКХ края как сирота. Во включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного госжилфонда края ему было отказано, поскольку отсутствуют правовые основания для включения в список: возраст <данные изъяты>, обеспеченность жилой площадью по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сообщению Администрации ГП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца, мать истца ФИО4 была принята на учет как нуждающаяся (многодетная мать) и обеспечена жилым помещением в ДД.ММ.ГГГГ. на состав семьи <данные изъяты>. Вопрос о включении истца в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, не рассматривался в связи с отсутствием ходатайства органа опеки и опекуна. Истец состоит на учете в качестве нуждающихся в общем списке граждан под номером 1. (л.д. 23).
Судом установлено, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении – в администрации ГП «<адрес>». Первоначально принята на учет его мать с составом семь шесть человек. После обеспечения жилым помещением в ДД.ММ.ГГГГ данная семья не была снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении. В ДД.ММ.ГГГГ истец в связи со смертью матери обрел статус ребенка-сироты, унаследовав очередь в списке нуждающихся в жилом помещении по общим основаниям. В ДД.ММ.ГГГГ часть членов семьи К-ных сняты с учета нуждающихся в жилом помещении по заявлению, ФИО1 оставлен в очереди по общим основаниям.
В ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
Истец полагает, что полагает, что ответчик Администрация ГП <адрес> незаконно не включила его в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просить признать незаконными действия Администрации городского поселения по не включению его в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также возложить на ответчика обязанность направить учетное дело в Министерство ЖКХ <адрес> для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из госжилфонда как лицу из числа детей-сирот.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников, суд приходит к следующему.
Жилищный кодекс РСФСР, действовавший до 01.03.2005г., как и Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривал такого основания постановки на учет в качестве нуждающихся в органах местного самоуправления как сиротство гражданина. Гражданин мог состоять на учете по иным основаниям, предусмотренным ст. 29 ЖК РСФСР ( ст. 49 ЖК РФ). Вопрос внеочередности предоставления жилья разрешался в ст. 37 ЖК РСФСР (ст. 57 ЖК РФ), где учитывались и дети-сироты.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди.
Аналогичная норма содержалась в подпункте 2 пункта 2 ст. 57 ЖК РФ.
С 01.01.2013г данный пункт утратил силу.
В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ в настоящее время в компетенцию органа местного самоуправления городских поселений не входит предоставление гражданам из категории детей - сирот жилых помещений вне очереди.
С ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок обеспечения граждан такой категории жилыми помещениями: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ обеспечиваются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, жилыми помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста <данные изъяты>, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста <данные изъяты>, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста <данные изъяты> встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста <данные изъяты> указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Нуждаемость в предоставлении жилых помещений устанавливается на основании определения обеспеченности жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма и признания невозможности проживания в занимаемом жилом помещении. Решение о нуждаемости принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г N 159-ФЗ указанные лица обеспечивались жилыми помещениями, если было установлено, что их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях невозможно по предусмотренным данным законом основаниям, в т.ч., если общая площадь жилого помещения на одно лицо меньше учетной нормы площади жилого помещения.
Признание невозможным проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц ( с 01.01.2013г).
До ДД.ММ.ГГГГ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялся как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания органом местного самуоправления.
С ДД.ММ.ГГГГ формирование списка и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
До ДД.ММ.ГГГГ истец не был обеспечен администрацией городского поселения по месту жительства жилым помещением. При этом, истец состоял на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, и как ребенок, имеющий статус сироты имел право на обеспечение жилым помещением из социального фонда вне очереди органами исполнительной власти поселения по месту жительства (в период до ДД.ММ.ГГГГ.), а после ДД.ММ.ГГГГ в случае необеспечения жильем до этого момента – органом исполнительной власти субъекта из специализированного жилищного фонда.
Вместе с тем, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения в соответствующий органы.
С заявлением о предоставлении истцу жилья вне очереди как ребенку-сироте, состоящему на учете с ДД.ММ.ГГГГ., в администрацию городского поселения заинтересованные лица не обращались, отказ в предоставлении жилья не получали.
Истец просит признать действия Администрации городского поселения по не включению его в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица из числа детей-сирот.
В настоящее время учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, органы местного самоуправления не ведут. Основания для включения в список детей-сирот истца у ответчика отсутствуют.
Суд учитывает, что Жилищный кодекс РФ не предусматривал обязанность органа местного самоуправления включать граждан в определенный список, а предусматривал обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения определенной категории лиц, неисполнение которой истец не обжалует.
Истец просит обязать Администрацию городского поселения направить его учетное дело в Министерство ЖКХ <адрес>, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда как лицу из числа детей-сирот.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 304 "О жилищных правоотношениях в <адрес>» были определены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются такие жилые помещения, если они не имеют закрепленного жилого помещения, тогда как истец имеет право пользования квартирой по <адрес>.
Согласно ст. 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 304 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения государственного жилищного фонда края предоставляются в соответствии с краевым законом, т.е. законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>", где регламентирован порядок и основания постановки на учет и, в соответствии с которым предоставляются жилые помещения из специализированного жилищного фонда.
Истец не обосновывает, в соответствии с каким законодательными актами орган местного самоуправления обязан направить его учетное дело в Министерство ЖКХ <адрес>, а самостоятельно с ходатайством о направлении учетного дела в администрацию городского поселения истец не обращался, отказ не получал.
Законом не предусмотрена такая обязанность органа местного самоуправления. При указанных обстоятельствах, оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по направлению учетного дела истца в Министерство ЖКХ <адрес> для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда, суд не усматривает.
Как указано выше, с ДД.ММ.ГГГГ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обратившись в Министерство ЖКХ <адрес> с заявлением о включении его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец получил отказ. На момент обращения истцу было <данные изъяты>.
Требований к Министерству ЖКХ <адрес> о возложении обязанности включить в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить ему жилое помещение из специализированного жилого фонда, при рассмотрении которых подлежат рассмотрению причины пропуска срока для обращения с таким заявлением, истец не заявляет.
Само по себе направление учетного дела в данный орган не гарантирует истцу включение его в данный список, поскольку по достижении возраста <данные изъяты> указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ меры социальной поддержки, так как они утрачивают условия получения такой социальной поддержки.
С учетом изложенного, исковые требования о признании незаконными действий Администрации городского поселения «<адрес>» по не включению истца в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица, из числа детей-сирот, возложении обязанности направить учетное дело в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда как лицу из числа детей-сирот не подлежат удовлетворению.
Суд находит необходимым отметить, что истец, считая нарушенными свои права на обеспечение его жилым помещением как лица из числа детей-сирот, для восстановления своего нарушенного права избрал ненадлежащий способ судебной защиты нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме (изготовлено 10.04.2017г).
Судья подпись Н.Б. Манушенкова
Копия верна судья