ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-278/2021 от 15.07.2021 Хоринского районного суда (Республика Бурятия)

Гражданское дело №2-278/2021, УИД 04RS0024-01-2021-000661-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2021 года с. Хоринск

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикдоржиевой О.В., при секретаре Юдиной А.Г., с участием помощника прокурора Хоринского района Республики Бурятия Бурдуковской Н.И., главы администрации МО СП «Ашангинское» Кузьмина В.С., представителя Администрации МО «Хоринский район» Ринчиновой Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Ашангинское», администрации муниципального образования «Хоринский район» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хоринского района Республики Бурятия обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО СП «Ашангинское», администрации МО «<адрес>», в котором просит обязать администрацию МО СП «Ашангинское», администрацию МО - <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений: -провести обследование ГТС, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС, разработать декларацию безопасности ГТС и представить в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, внести сведения о ГТС в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении;-провести оценку безопасности ГТС, разработать критерии безопасности ГТС и правила его эксплуатации;- сформировать финансовое и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В исковом заявлении прокурор указал, что в собственности МО СП «Ашангинское» имеется гидротехническое сооружение - пруд на <адрес> (далее - ГТС). ГТС <адрес>, Республики Бурятия, протяженность которого составляет 450 метров.

В нарушение требований федерального законодательства собственником гидротехнического сооружения - администрацией МО СП «Ашангинское» не организовано проведение обследования ГТС, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС; отсутствует декларация безопасности ГТС и, соответственно, не представлена в уполномоченный орган, сведения о ГТС не внесены в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении. Кроме того администрацией МО СП «Ашангинское» оценка безопасности ГТС не проведена; критерии безопасности ГТС и правила его эксплуатации не разработаны; финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС отсутствуют; договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.

В судебном заседании помощник прокурора Хоринского районного суда РБ Бурдуковская Н.И. представила уточнение к исковому заявлению, просит обязать администрацию МО СП «Ашангинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений: - провести обследование ГТС пруд на <адрес>, <адрес> Республики Бурятия, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС, разработать декларацию безопасности ГТС и представить в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, внести сведения о ГТС в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении; - провести оценку безопасности ГТС <адрес> Республики Бурятия, разработать критерии безопасности ГТС и правила его эксплуатации; - сформировать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС пруд на <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> Республики Бурятия, заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - сформировать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС пруд на <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> Республики Бурятия; - создать при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО СП «Ашангинское» Кузьмин В.С. исковые требования признал, но просил установить срок для устранения данных нарушений до января 2023 года.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «<адрес>» Ринчинова Н.Д. исковые требования не признает в полном объеме, просит отказать в иске прокурора по следующим основаниям: Администрация МО «<адрес>» не является собственником ГТС пруд на <адрес>, указанное гидротехническое сооружение находится в собственности Администрации МО СП «Ашангинское». У Администрации МО «<адрес>» отсутствуют основания для проведения обследования ГТС пруда на <адрес>, разработки декларации безопасности ГТС, направления сведений о ГТС в регистрирующий орган, внесению сведений о ГТС с Российский регистра гидротехнических сооружений, оценки безопасности ГТС, разработки критериев безопасности ГТС, заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности.

В исковом заявлении, истец в обоснование иска ссылается на ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. дефицит бюджета составляет 6422,03618 тыс. рублей. В 2021г. в бюджете МО «<адрес>» не запланированы к выделению средства для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии с Положением о бюджетном процессе в МО «<адрес>», утвержденным решением Совета депутатов МО «<адрес>» от 30.10.2007 проект бюджета на очередной финансовый год разрабатывается в срок до 1 ноября текущего года, исполнение бюджета возможно только в финансовом году на который он утвержден. Таким образом, в срок до января 2022 года не представляется возможным выделить финансовые средства из бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в собственности администрации сельского поселения «Ашангинское» находится гидротехнические сооружения: пруд на <адрес> расположено в местности Барун-Ашанга, <адрес>, Республики Бурятия, протяженность которого составляет 450 метров, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> Орловой Ю.Ю. в адрес Главы администрации МО СП «Ашангинское» направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно данному представлению, в ходе проведенной в отношении ответчика проверки установлено, что администрация МО СП «Ашангинское», являясь собственником указанных ГТС, эксплуатирует ее с нарушением требований законодательства, в частности: не разработана и не утверждена в установленном законом порядке декларация безопасности ГТС; не утверждена в установленном законом порядке экспертиза деклараций безопасности ГТС; не проведена оценка безопасности ГТС и не обеспечена разработка (уточнение) критериев безопасности ГТС и утверждение их в установленном законом порядке (в составе деклараций безопасности ГТС).

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В силу ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" сведения о ГТС вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС (Ространснадзором), декларации безопасности ГТС. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов опасности в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения (ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").

Как установлено судом, до настоящего времени указанные в представлении прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного материалы дела не содержат, администрацией в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

При этом, как указано в ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением, эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Сведений о передаче собственником - ответчиком, спорного ГТС на баланс какой-либо из организаций, материалы дела не содержат, соответственно обязанность по составлению декларации безопасности и принятию ряда мер, направленных на обеспечение безопасности ГТС несет в силу приведенных правовых норм администрация МО СП «Ашангинское».

В этой связи, установив вышеприведенные по делу обстоятельства на основании исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах, руководствуясь приведенными законоположениями, суд исходит из того, что ответчик МО СП «Ашангинское», как собственник спорного ГТС, несет обязанность по надлежащему содержанию сооружений и принятию предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» мер по обеспечению их безопасности, в том числе по составлению декларации безопасности.

В связи с ненадлежащим исполнением прямо предусмотренных названными законоположениями обязанностей, нашедшим подтверждение по результатам прокурорской проверки, данные которые ответчиком МО СП «Ашангинское», не опровергаются, суд приходит к выводу об удовлетворении иска частично, а именно:

- провести обследование гидротехнического сооружения - пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия, предшествующего разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения;

- разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения - пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия, и представить в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- внести сведения о гидротехническом сооружении -пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия, в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- провести оценку безопасности гидротехнического сооружения- пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия;

- разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения - пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия, и правила его эксплуатации;

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнен.

В связи с изложенным суд устанавливает ответчику Администрации МО СП «Ашангинское» срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу.

Решая вопрос об обязании администрации МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ - сформировать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС пруд на <адрес>, расположенное по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия, создать при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, суд считает, что иск в этой части подлежит частичному удовлетворению.

Согласно представленным документам следует, что разработка и экспертиза декларации безопасности гидротехнического сооружения - пруд на <адрес>, расположенного в местности <адрес>, <адрес>, Республики Бурятия, протяженность составляет 450 метров, всего составляет 843024, 00 рублей.

В силу ст. 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под выравниванием уровня бюджетной обеспеченности поселения понимаются дотации из бюджета муниципального района в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Хоринский район» Ринчинова пояснила, что в 2021 г. в бюджете МО «Хоринский район» не запланированы к выделению средства для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Кроме того на ДД.ММ.ГГГГ дефицит бюджета составляет 6422,03618 тыс. рублей. Проект бюджета на очередной финансовый год разрабатывается в срок до 1 ноября текущего года, исполнение бюджета возможно только в финансовом году, на который он утвержден. Кроме того, в администрации МО «Хоринский район» уже создан действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнен.

В связи с дефицитом бюджета МО «Хоринский район», отсутствием финансовых средств и того, что в бюджете не заложены средства для исполнения указанных мероприятий, суд устанавливает ответчику Администрации МО «<адрес>» срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В данном случае, в соответствии 333.36 НК РФ, от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления.

На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Хоринского района Республики Бурятия в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Ашангинское», администрации муниципального образования «Хоринский район» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО СП «Ашангинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу:

- провести обследование гидротехнического сооружения - пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия, предшествующего разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения;

- разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения - пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия, и представить в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- внести сведения о гидротехническом сооружении -пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность Барун-<адрес> Республики Бурятия, в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- провести оценку безопасности гидротехнического сооружения- пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия;

- разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения - пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия, и правила его эксплуатации;

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Обязать администрацию МО «Хоринский район» в срок до 01 января 2023 года с момента вступления решения суда в законную силу:

- сформировать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения - пруд на <адрес>, протяженность сооружения 450 м., кадастровый , расположенного по адресу: местность <адрес> Республики Бурятия.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Верховный суд Республики Бурятия через Хоринский районный суд Республики Бурятия.

Судья: О.В. Цыбикдоржиева