РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2021 года <адрес>
Каларский районный суд
<адрес> в составе:
председательствующего судьи Шагеевой О.В.,
при секретаре Хохлова М.О.,
с участием заместителя прокурора <адрес>Малютина Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к администрации Каларского муниципального округа <адрес> об установлении факта проживания во временном жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, обязании включить в список лиц по муниципальной подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «<адрес>» муниципальной программы «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы»,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в Каларский районный суд <адрес> в интересах ФИО1 с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что она ДД.ММ.ГГГГ прибыла в <адрес> в период строительства Байкало-Амурской магистрали и трудоустроилась в «<данные изъяты>» сторожем, затем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в ЗАО «<данные изъяты>№ «<данные изъяты>» в должности сторожа промбазы. С момента прибытия на территорию <адрес> ей для проживания было предоставлено временное жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, затем в период с ДД.ММ.ГГГГ г. ей предоставлялось жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, далее с ДД.ММ.ГГГГ она проживала в общежитие по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, где до настоящего времени имеет регистрацию. В начале 2000 г. ФИО1 в связи с переводом общежития в нежилое помещение администрацией без каких-либо правоустанавливающих документов было предоставлено жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, которое было включено в реестр ветхого и аварийного жилья. ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был уничтожен пожаром. ДД.ММ.ГГГГФИО1 также для временного проживания администрацией ГП «Новочарское» было предоставлено жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара ул. Свидетель №1 Лазо <адрес>. В октябре 2018 г. ФИО1 отказано во включении в список лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством БАМа, так как не подтвержден факт получения ею и непрерывного проживания во временном жилье в период строительства БАМа. Считает, что ФИО1 имеет право быть участницей муниципальной жилищной программы «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы», так как связана со строительством БАМа, постоянно проживала во временном жилье, у нее отсутствует иное пригодное для проживание жилое помещение. Истец просит суд установить факт проживания ФИО1 во временном жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, обязать ответчика включить ФИО1 в список лиц по муниципальной подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «<адрес>» муниципальной программы «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы».
Определением суда о подготовке и назначении гражданского дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> (л.д. 25-27).
В судебном заседании установлено.
Представитель истца прокуратуры района заместитель прокурора Малютина Т.Р. поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1 явку в судебное заседание не обеспечила, надлежаще уведомлена судом о времени и месте рассмотрения дела, так как присутствовала в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, причины неявки в суд не предоставила. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ она поддержала исковые требования прокурора, просила суд их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в исковом заявлении допущены описки при указании адресов ее места жительства, она проживала по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, а не как указано <адрес>. Все жилые помещения, в которых она проживала, кроме общежития, являлись временными, были барачного типа. Первое жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес> ей предоставлялось организацией «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ г. сразу по приезду в <адрес>. Заявила ходатайство о допросе по делу в качестве свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2 и Свидетель №3
Представитель ответчика администрации Каларского муниципального округа <адрес> явку в судебное заседание не обеспечил, надлежаще уведомлен судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской (л.д. ), причины неявки в суд не предоставил. Согласно письменному отзыву оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда, пояснил, что ФИО1 действительно прибыла на территорию <адрес> в период строительства БАМа ДД.ММ.ГГГГ и трудовую деятельность начала осуществлять в «Мостоотряде» в должности сторожа, далее работала в организациях, связанных со строительством БАМа: ЗАО «<данные изъяты>№№ «<данные изъяты>» в должности сторожа промбазы. По имеющимся архивным документам ранее ФИО1 проживала и была зарегистрирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было уничтожено пожаром. В дальнейшем истцу как работнику Новочарской школы № предоставлялась комната № в общежитие по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, где она зарегистрирована по настоящее время. Затем в связи с переводом общежития в нежилое помещение истца переселили по адресу пгт. Новая Чара <адрес> без права регистрации по месту жительства, так как данное жилое помещение являлось непригодным для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> постановлением администрации ГП «Новочарское» № признан аварийным и подлежащим сносу, ДД.ММ.ГГГГ он был уничтожен пожаром. Учитывая, что ФИО1 проживала в указанном доме без правоустанавливающих документов, она не была расселена после пожара. По решению заседания Рабочей группы по вопросам реализации программы «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы» ФИО1 отказано в участии в программе в связи с отсутствием факта получения и непрерывного проживания во временном жилье в период строительства БАМа.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> также явку в судебное заседание не обеспечил, надлежаще уведомлен судом о времени и месте рассмотрения дела посредством направления повестки на официальный электронный адрес pochta@minstroy.e-zab.ru» (л.д. ), ходатайствует о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие, просит в заявленных исковых требованиях отказать, так как ФИО1 не является участницей каких-либо государственных муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации <адрес> (л.д. ).
Судом в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных, но неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора района, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.
Подпрограммой Программы являлась следующая - «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан». Цель подпрограммы - обеспечение жильем отдельных категорий граждан на основании федерального законодательства, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Одной из задач подпрограммы являлось переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали. Срок реализации подпрограммы 2015-2020 годы.
Приложением № к подпрограмме «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» являлись Правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия, <адрес>, Амурской и Иркутской областей на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (далее соответственно - мероприятия, ветхое и аварийное жилье), в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее соответственно - субсидии, подпрограмма).
Жилые помещения экономкласса, приобретенные (построенные) с использованием субсидий, предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало- Амурской магистрали было предоставлено временное жилье (пункт 5 Правил).
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Порядок предоставления социальных выплат указанным лицам, в том числе являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и изъявившим желание переселиться в другое муниципальное образование, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Действие Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы досрочно прекращено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 1 постановления № Правительство РФ постановляет прекратить досрочно с ДД.ММ.ГГГГ реализацию федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», имея в виду, что реализация мероприятий указанной программы будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включенной в перечень.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Направлением (подпрограммой) Программы является приложение № «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции».
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия, <адрес>, Амурской и Иркутской областей на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (далее соответственно - мероприятия, ветхое и аварийное жилье), и (или) предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов указанных субъектов Российской Федерации на указанные цели в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - субсидия).
Жилые помещения, приобретенные (построенные) с использованием субсидий, а также социальные выплаты на приобретение жилых помещений предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье (пункт 5 Правил).
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений указанным лицам, в том числе являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и изъявившим желание переселиться в другое муниципальное образование, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Государственная программа <адрес> по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным или непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа, в рамках которого предусмотрена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали».
Целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ).
Задачи подпрограммы: переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне БАМа.
Сроки и этапы реализации подпрограммы: 2016-2021 гг.
Подпрограмма реализуется в один этап.
Согласно характеристике текущего состояния сферы реализации подпрограммы одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания, в том числе выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям. В рамках настоящей подпрограммы под непригодным для проживания жилищным фондом понимается жилищный фонд, включающий в себя жилые помещения, признанные непригодными для проживания, в том числе в связи с высоким (более 70%) уровнем износа, и многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне БАМа. Достижение цели будет решаться посредством выполнения задачи: переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне БАМа.
Подпрограмма будет реализовываться в 2016 - 2021 годы, в один этап.
В состав подпрограммы входит Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, или нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться в другое муниципальное образование.
Согласно пункту 2 Порядка право на получение социальных выплат в рамках реализации настоящей подпрограммы имеют граждане, изъявившие желание переселиться в другое муниципальное образование, являющиеся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, включенных в реестр непригодных для проживания и (или) аварийных и не подлежащих реконструкции, формируемый органом местного самоуправления на текущий год, или нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма (далее - граждане). Социальные выплаты в первую очередь предоставляются гражданам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден комплекс мер по учету лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, для обеспечения жилыми помещениями.
Мероприятие: определение перечня документов, позволяющих идентифицировать лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали. Вид документа: приказ Минвостокразвития России.
Ответственный исполнитель: Минвостокразвития России, исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, <адрес>, Амурской и Иркутской областей. Срок исполнения: февраль 2014 г.
Согласно перечню документов, позволяющих идентифицировать лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, согласованному Минвостокразвития России с органами государственной власти Республики Бурятия, <адрес>, Амурской и Иркутской областей, направленному в адрес <адрес> письмом Минвостокразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ (размещен на официальной сайте администрации городского поселения «Новочарское» в сети Интернет), заявитель при обращении о включении его на участие в программу должен предоставить документы, удостоверяющие личность лица и членов его семьи, проживающих во временном жилье, предоставленном ему в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали (пункт 1), документы, удостоверяющие состав семьи (пункт 2), документы, подтверждающие место регистрации во временном жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3), решение суда, подтверждающее факт проживания во временном жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (при отсутствии документов, указанных в пункте 3) (пункт 4), документы, подтверждающие предоставление временного жилья (пункт 5), документы, подтверждающие отсутствие в собственности лица, проживающего во временном жилье, другого жилого помещения (пункт 6), справка органа местного самоуправления о наличии (отсутствии) договора социального найма.
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы», в рамках которой имеется муниципальная подпрограмма «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «<адрес>».
Цель подпрограммы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали. Задача подпрограммы: Переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали. Данная цель будет достигаться путем решения следующей задачи - переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали. Этапы и сроки реализации подпрограммы: Муниципальная подпрограмма реализуется в один этап. Сроки реализации 2018 - 2022 годы.
Согласно пункту 5.3 Подпрограммы жилые помещения экономкласса (в том числе приобретенные на вторичном рынке жилья), приобретенные (построенные) с использованием субсидий, а также социальные выплаты на приобретение жилых помещений, предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.
Поселения, согласно Комплексу мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, утвержденному распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р, и руководствуясь перечнем документов, позволяющих идентифицировать лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали (письмо Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 26.02.2014г. №-ДД.ММ.ГГГГ), утверждают списки лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством БАМ, имеющих первоочередное право на получение жилого помещения (социальной выплаты).
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются предоставление временного жилья в связи со строительством БАМа, проживание в этом жилье на ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 прибыла в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г. и устроилась на работу в «<данные изъяты>» на должность сторожа. Указанной организацией ей был предоставлен для проживания барак по адресу пгт. Новая Чара <адрес>.
Факт того, что истец проживала по адресу пгт. Новая Чара <адрес> 1983 г. подтвержден:
- поквартирной карточкой (л.д. );
- актовой записью № от ДД.ММ.ГГГГ о рождении сына истца Свидетель №1ДД.ММ.ГГГГ г.р., где в сведениях о родителях указан адрес пгт. Новая Чара <адрес>, постоянно проживает с 1983 г. (л.д. );
- актовой записью № от ДД.ММ.ГГГГ о рождении дочери истца Свидетель №2ДД.ММ.ГГГГ г.р., где также в сведениях о родителях указан адрес пгт. Новая Чара <адрес> (л.д. ).
Далее согласно архивных справок от ДД.ММ.ГГГГ№/с-1, №/с-2 ГКУ «Государственный архив документов по личному составу <адрес>» ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ЗАО «<данные изъяты>№ «<данные изъяты>» сторожем, ДД.ММ.ГГГГ уволилась для ухода за детьми дошкольного возраста, ДД.ММ.ГГГГ – по уходу за детьми до достижения возраста 14 лет (л.д. ).
В указанный период времени истец вместе с семьей проживала по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, что подтверждается справкой МОУ «Новочарская СОШ №» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, согласно которой по алфавитной книге записи учащихся дети истца Свидетель №1, Л.А.А. обучались в данной школе и их адрес проживания указан пгт. Новая Чара <адрес> (л.д. ).
При этом, согласно имеющегося в материалах дела списка на дату ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу пгт. Новая Чара <адрес> принадлежал организации АО «Бамстройпуть», был построен в 1982 г. и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел фактический износ 100% (л.д. ).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в МОУ «Новочарская СОШ №», далее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в администрации Новочарского поселкового округа <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ГКУ «Центр занятости населения <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты> (л.д. ).
В период работы в МОУ «Новочарская СОШ №» истцу была предоставлена для проживания комната № в общежитие по адресу пгт. Новая Чара <адрес>. По указанному адресу она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д. ).
Далее, как следует из отзыва ответчика, в связи с переводом общежития в нежилое помещение ФИО1 была переселена в жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес> без права регистрации и оформления каких-либо правоустанавливающих документов, так как на основании постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ он был признан непригодным для постоянного проживания в силу ветхости (физический износ более 60 %) (л.д. ).
В указанном жилом помещении ФИО1 проживала до ДД.ММ.ГГГГ, до момента его уничтожения пожаром (л.д. ).
Факт проживания истца по данному адресу подтверждается справкой МОУ «Новочарская СОШ №» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, согласно которой по алфавитной книге записи учащихся дочь истца Свидетель №2 обучалась в данной школе и ее адрес проживания указан пгт. Новая Чара <адрес> (л.д. ).
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ восьми квартирный жилой дом по адресу пгт. Новая Чара <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, с высоким уровнем физического износа более 60% (л.д. ).
При этом, как следует из акта обследования данного жилого помещения, здание дома одноэтажное, деревянное, щитовое, 5 степени огнестойкости, дом построен по титулу «временные здания и сооружения», без устройства капитальных фундаментов, для проживания строителей БАМа. Дом построен из щитов, ранее использованных в других населенных пунктах и завезенных после разборки в <адрес>. Фундамент - деревянные стулья, зафиксированы искривления линий стен, осадка фундамента; стены бревенчатые, обшиты доской - искривление горизонтальных и вертикальных линий фасада, сильное поражение гнилью нижних и верхних венцов; перекрытие деревянное - прогиб, искривление горизонтальных линий перекрытия; перекосы оконных и дверных проемов; полы дощатые по деревянным балкам - прогибы и просадки полов, сильное отклонение от горизонтальной плоскости. Основание пола покрыто линолеумом. Кровля рубероидовая по деревянной обрешетке. Электроснабжение от существующих электросетей. Электропроводка проложена по сгораемому основанию (бумажные обои). Замер сопротивления изоляции не проводился, соединения проводов выполнены механической скруткой без пайки и опрессовки. Проводка имеет полную потерю эластичности и изоляции. Ввиду деформации строительных конструкций дома наблюдается натяжение электропроводки, что может привести к ее разрыву с последующим замыканием, не исключающим возникновение пожара. В помещении имеется характерный запах канализационных стоков. Относительная влажность и освещенность понижена. Отопление и холодное водоснабжение централизованное. Горячее водоснабжение отсутствует. Канализация - местный отстойник. Вентиляция - естественная за счет дверных и оконных проемов. Освещение - естественное и искусственное (л.д. ).
Далее с ДД.ММ.ГГГГФИО1 стала проживать на основании соглашения о временном проживании, заключенном с администрацией ГП «Новочарское», по адресу пгт. Новая Чара ул. Свидетель №1 Лазо <адрес>. Как следует из подписанного соглашения данный жилой дом также является ветхим (аварийным) (л.д. 9-10).
Помимо изложенных выше письменных доказательств по делу факт проживания истца по вышеуказанным адресам в пгт. Новая Чара подтверждается и свидетельскими показаниями.
Так, свидетель Свидетель №3 в судебном заседании показала, что познакомилась с истцом в 1985 г., истец на тот период работала в организации «Мостоотряд» и проживала в жилом помещении барачного типа в пгт. Новая Чара по <адрес>, предоставленном ей данной организацией. Затем свидетель переехала в барак по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, истец тоже переехала жить в барак по <адрес>, который находился чуть ниже ее дома. Далее истец проживала в общежитие по адресу пгт. Новая Чара <адрес> во временном поселке в доме на <адрес>.
Свидетель Свидетель №2 суду показала, что проживала с мамой по адресам в пгт. Новая Чара на <адрес>.
Свидетель Свидетель №1 суду показал, что проживал с мамой по адресам в пгт. Новая Чара <адрес>, далее на <адрес> около здания ЛОВД, затем в общежитие на <адрес> в доме на <адрес>. Все дома, в которых они проживали, кроме общежития, являлись бараками и были аварийными.
Все из опрошенных свидетелей показали, что истец с момента прибытия в <адрес> никуда на постоянное место жительства не выезжала.
У суда нет оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей, в том числе и детям истца Свидетель №2 и Свидетель №1, так как их показания отвечают требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, не противоречат совокупности собранных по делу доказательств. Свидетели предупреждены судом об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ.
В соответствии с уведомлением из ЕГРН № КУВИ-002/2021-135504984 ФИО1 не имеет и не имела за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в собственности жилых помещений на территории РФ (л.д. ).
Таким образом, судом установлено, что в период строительства БАМа истцом было получено временное жилье в пгт. Новая Чара по <адрес>, из которых в дальнейшем она выехала по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, где и проживала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара ул. <адрес> также исходя из акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ является временным и относится к жилым домам периода строительства БАМа, жилой дом признан ветхим, непригодным для проживания и подлежащим сносу, с высоким уровнем износа более 60%.
Поэтому, исходя из целей и задач приведенных выше государственных жилищных программ, подпрограмм, муниципальных программ, учитывая, что работа истца была связана со строительством БАМа, постоянное проживание истца во временном жилье, отсутствие у истца иного пригодного для проживания жилья, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для включения ФИО1 в список лиц по программе переселения из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Также прокуратура района просила установить факт проживания ФИО1 во временном жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали.
В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов или невозможность их восстановления.
Обращаясь в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, истец ссылался на необходимость подтверждения факта проживания во временном жилье в пгт. Новая Чара для переселения из ветхого и аварийного жилья, расположенного в зоне Байкало- Амурской магистрали.
Из материалов дела следует, что на ДД.ММ.ГГГГФИО1 проживала во временном жилье, которое было предоставлено ей в связи со строительством БАМа.
При таком положении надлежит установить факт проживания ФИО1 во временном жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к администрации Каларского муниципального округа <адрес> удовлетворить.
Установить факт проживания ФИО1 во временном жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали.
Обязать администрацию Каларского муниципального округа <адрес> включить ФИО1 в список лиц по муниципальной подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «<адрес>» муниципальной программы «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского районного суда О.В. Шагеева
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
УИД 75RS0№-82