ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-278/2021 от 24.02.2021 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело №2-278/2021

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

24 февраля 2021 года г.Кинешма Ивановской области

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Быковой О.А.,

при секретаре Сосуновой М.Е.,

с участием представителя истца – помощника Кинешемского городского прокурора Смирновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Ивановского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к закрытому акционерному обществу «Электроконтакт» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановский транспортный прокурор обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с исковым заявлением, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к закрытому акционерному обществу «Электроконтакт» (далее ЗАО «Электроконтакт») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, обосновав исковые требования следующим.

Ивановской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности ЗАО «Электроконтакт», в ходе которой установлено, что ЗАО «Электроконтакт» эксплуатирует железнодорожный путь необщего пользования развернутой длины 1235 м., примыкающий к соединительному пути станции Кинешма стрелочным перево<адрес>, расположенный по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.15, 16, 20, 21 Федерального закона №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ, ФЗ №17); п.16, 17 гл. IV, п.23, 24, 30, 34 прил.1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (далее – ПТЭ ЖД), за стрелочным переводом №2 отсутствует предельный столбик; отсутствует документальное подтверждение ежегодного комиссионного обследования железнодорожного переезда ПК5+65, находящегося на балансе ЗАО «Электроконтакт»; на подходах к нерегулируемому железнодорожному переезду ПК5+65 отсутствуют направляющие (сигнальные столбики).

В порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ивановский транспортный прокурор в поступившем исковом заявлении просит обязать ЗАО «Электроконтакт» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования развернутой длины 1235 м., примыкающего к соединительному пути станции Кинешма Северной железной дороги ОАО «РЖД» стрелочным переводом №99, расположенного по адресу: <...>:

- установить предельный столбик за стрелочным переводом №2;

- провести комиссионное обследование железнодорожного переезда ПК5+65;

- установить предупреждающие знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога» на подходах к нерегулируемому железнодорожному переезду ПК5+65;

- установить направляющие (сигнальные столбики), соответствующие требованиям ГОСТ 32843-2014 на подходах к нерегулируемому железнодорожному переезду ПК5+65.

Представитель истца помощник Кинешемского городского прокурора ФИО4 в судебном заседании, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила исковые требования удовлетворить.

Ответчик представитель ЗАО «Электроконтакт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, а так же о признании исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО Российские железные дороги» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, о причине неявки суд не уведомили, возражений по существу заявленных требований в суд не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, приняв во внимание позицию ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ЗАО «Электроконтакт» является собственником сооружения – подъездного железнодорожного пути на ЗАО «Электроконтакт», по адресу: Ивановская область, г.Кинешма, район города (л.д.13).

В соответствии с лицензией №ПРД 3707876 от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «Электроконтакт» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Между ОАО «РЖД» и ЗАО «Электроконтакт» заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Электроконтакт» по станции Кинешма Северной железной дороги от ДД.ММ.ГГГГ8 года (л.д.56-60).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона №17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счёт их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежит обязательной сертификации или декларированию соответствия.

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.10.2010 № 286 (далее - ПТЭ ЖД) устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования, которые обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса.

Согласно пунктам 16 и 17 ПТЭ ЖД Железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владелицами в исправном техническом состоянии и должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию.

В соответствии с п. 20 прил. 1 к ПТЭ ЖД ремонт и текущее содержание стрелочных переводов и глухих пересечений, установка, ремонт и содержание стрелочных указателей, сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков, сбрасывающих стрелок, стационарных устройств для закрепления вагонов, поворотных брусьев, шарнирно-коленчатых замыкателей обеспечиваются, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Ремонт и техническое обслуживание имеющихся средств сигнализации, централизации и блокировки на этих устройствах обеспечиваются, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Ремонт и техническое обслуживание имеющихся средств сигнализации, централизации и блокировки на этих устройствах обеспечиваются, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

В соответствии с п.5 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказ Минтранса России от 31.07.2015 N 237 (далее Условия), ежегодно, в период с 1 апреля по 1 июля, на железнодорожном транспорте должно проводиться комиссионное обследование железнодорожных переездов владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) или владельцами железнодорожных путей необщего пользования. О предстоящей проверке информируется Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, представители владельца участка автомобильной дороги, пересекающего обследуемый железнодорожный переезд, представители органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) местного самоуправления, представители пассажирских автотранспортных предприятий, которые при необходимости принимают участие в комиссионном обследовании.

В соответствии с п.34 Условий, на подходах к железнодорожным переездам со стороны автомобильных дорог перед шлагбаумами, а где их нет - перед дорожным предупреждающим знаком 1.3.1 "Однопутная железная дорога" или 1.3.2 "Многопутная железная дорога" на основании ПОДД устанавливаются предупреждающие знаки 1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом" или 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума" на расстоянии 150 - 300 м, а в населенных пунктах и на подходах к железнодорожным переездам необщего пользования - на расстоянии 50 - 100 м от крайнего рельса и другие дорожные знаки.

Ивановской транспортной прокуратурой совместно с Северо-Западным управлением Госжелдорнадзора 24 ноября 2020 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст.16 Федерального закона № 17-ФЗ; п.16, 17 гл. IV, п.30 Приложения 1 к ПТЭ ЖД – за стрелочным переводом №2 отсутствует предельный столбик; в нарушение требований п.1 ст.16, п.4 ст.21 ФЗ №17, п.34 приложения 1 к ПТЭ ЖД, п.5 Условий – отсутствуют документы, подтверждающие ежегодное в период с 01 апреля по 01 июля, комиссионное обследование железнодорожного переезда ПК5+65, находящегося на балансе ЗАО «Электроконтакт»; в нарушение требований п.1 ст.16, п.4 ст.21 ФЗ №17, п.24 приложения 1 к ПТЭ ЖД, п.34 Условий – на подходах к нерегулируемому железнодорожному переезду ПК5+65, отсутствуют предупреждающие знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога»; в нарушение требований п.1 ст.15, п.2 ст.20, п.4 ст.21 ФЗ №17, п.23, 24 приложения 1 к ПТЭ ЖД, п.22 Условий, п.6.6.1 ГОСТ Р 50597-201 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы и контроля»; ГОСТ 32843-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования» – на подходах к нерегулируемому железнодорожному переезду ПК5+65, отсутствуют направляющие (сигнальные столбики), соответствующие требованиям ГОСТ 32843-2014 (л.д.9, 10, 11-12, 66-67).

Ивановской транспортной прокуратурой в адрес ЗАО «Электроконтакт» ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление , для устранения указанных нарушений, однако должных мер по результатам рассмотрения принято не было (л.д.68-71, 72).

Исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ивановского транспортного прокурора в полном объёме, полагая при этом, для организации мероприятий по устранению нарушений законодательства о безопасности движения при эксплуатации железнодорожного транспорта, установить четырехмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.

Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При подаче искового заявления об обязании совершить определённые действия истец – Ивановский транспортный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит взысканию с ЗАО «Электроконтакт» в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ивановского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество «Электроконтакт» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, при эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования развернутой длины 1235 м., примыкающего стрелочным переводом №99 к соединительному пути №47 станции Кинешма Северной железной дороги ОАО «РЖД», расположенного по адресу: <адрес><адрес>

- установить предельный столбик за стрелочным переводом №2;

- провести комиссионное обследование железнодорожного переезда ПК5+65;

- установить предупреждающие знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога» на подходах к нерегулируемому железнодорожному переезду ПК5+65;

- установить направляющие (сигнальные столбики), соответствующие требованиям ГОСТ 32843-2014 на подходах к нерегулируемому железнодорожному переезду ПК5+65.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Электроконтакт» в доход бюджета Муниципального образования «Городской округ Кинешма» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: О.А.Быкова

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.