44RS0013-01-2021-000539-71
Дело № 2-278/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Красное-на-Волге 30 июля 2021 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Смолина А.Н.,
при секретаре Львовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о возложении обязанности по разработке паспорта на отходы I-IV классов опасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о возложении обязанности составить паспорта на отходы I-IV классов опасности, которые образуются в процессе деятельности индивидуального предпринимателя, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования истец обосновывает тем, что прокуратурой Красносельского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес> (ИНН №).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ №№, основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является оптовая торговля ювелирными изделиями, производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней. Предпринимательская деятельность осуществляется ФИО1 по адресу: <адрес>.
В процессе указанной деятельности образуются отходы различных классов опасности, включая отходы производства драгоценных металлов (серебра, золота, сплавов драгоценных металлов, отходы производства бумаги и бумажных изделий, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Правила паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее - Правила). В соответствии с п. 4 Правил паспорт составляется индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV классов опасности. Согласно п. 7 Правил на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателем, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы, образующиеся в процессе деятельности индивидуального предпринимателя, в том числе: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО - 7 33 100 01 72 4), отнесены к IV классу опасности.
При этом в нарушение вышеуказанных требований индивидуальным предпринимателем на образующиеся в процессе деятельности отходы паспорт не составлен. Соответственно, индивидуальный предприниматель ФИО1 не в полном объеме исполняет требования законодательства об отходах производства и потребления, что не позволяет обеспечить надлежащий учет и контроль образовавшихся отходов, может негативным образом повлиять на поддержание благоприятного состояния окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В связи с чем, прокурор просит в судебном порядке удовлетворить вышеизложенные требования.
В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Касаткина М.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик по делу - Индивидуальный предприниматель ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заедание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования признает полностью и добровольно.
Третье лицо по делу, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Верхне-Волжское Межрегиональное Управление Росприроднадзора надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, считают требования прокурора Красносельского района законными и обоснованными. В отзыве, представленном суду, указали, что Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 утвержден порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности.
Паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. При паспортизации отходов I-IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 2421, и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
Для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО. Паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, не включенных в ФККО.
Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней. Паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно.
Внесение изменений в паспорта отходов не допускается. Межрегиональное управление также сообщает, что с 1 января 2021 г. действуют новые требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности (Приказ Минприроды РФ №1026 от 08.12.2020) и новый порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности (Приказ Минприроды РФ №1027 от 08.12.2020).
Осуществление деятельности в отсутствие разработанных паспортов отходов не позволяет обеспечить надлежащий учет и контроль образовавшихся отходов, может негативным образом повлиять на поддержание благоприятного состояния окружающей среды.
Выслушав помощника прокурора Красносельского района, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Красносельского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (ИНН №).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ№, основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является оптовая торговля ювелирными изделиями, производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней. ( л.д.11-13)
Предпринимательская деятельность ФИО1 осуществляется по адресу: <адрес>.
В процессе указанной деятельности образуются отходы различных классов опасности, включая отходы производства драгоценных металлов (серебра, золота, сплавов драгоценных металлов, отходы производства бумаги и бумажных изделий, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 ( ред. от 29.03.2021 года) отходы, образующиеся в процессе деятельности индивидуального предпринимателя, в том числе: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО - 7 33 100 01 72 4), отнесены к IV классу опасности.
Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 02.07.2021г.), предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 утвержден Порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности. (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61836) (Далее -Порядок).
Паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. (пункт 3 Порядка №1026)
При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО. (пункт 3 Порядка №1026)
Согласно пункту 6 Порядка N 1026 для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора 22 мая 2017 г. N 242 (далее - ФККО), паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО.
Паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, не включенных в ФККО. ( Пункт 7 Порядка)
Пунктом 8 Порядка установлено, что паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней.
В соответствии с пунктами 10 и 11 Порядка паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно, внесение изменений в паспорта отходов не допускается.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, индивидуальным предпринимателем ФИО1, в нарушении указанных требований законодательства не исполнена обязанность по составлению и утверждению паспорта отходов I-IV классов опасности, образующие в процессе деятельности.
Данный факт подтверждается актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 18), объяснением ИП ФИО1 ( л.д.7).
Следовательно, индивидуальный предприниматель ФИО1 не в полном объеме исполняет требования законодательства об отходах производства и потребления, что не позволяет обеспечить надлежащий учет и контроль образовавшихся отходов, что в свою очередь может негативным образом отразиться на состоянии окружающей среды.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Красносельского района Костромской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, ответчик иск признал полностью и добровольно, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, поэтому подлежит принятию судом.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере 300 рублей в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,173,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 удовлетворить.
Обязать ИП ФИО1 составить паспорта на отходы I-IV классов опасности, которые образуются в процессе деятельности индивидуального предпринимателя, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ИП ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области в размере 300 рублей.
Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: