РЕШЕНИЕ 2-2793/16
Именем Российской Федерации
11 августа 2016 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Поморцева С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Высоковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «город Пермь» в лице Администрации г. Перми, Управления внешнего благоустройства Администрации г. Перми, Администрации Дзержинского района г. Перми, МКУ «Благоустройство Дзержинского района», МКУ «Пермблагоустройство», ОАО «ПЗСП» о приведении дороги в нормативное состояние,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о приведении автодороги в нормативное состояние. Уточнив исковые требования, просит обязать МУ «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми, администрацию Дзержинского района г. Перми, МКУ «Благоустройство Дзержинского района г. Перми», МКУ «Пермблагоустройство», ОАО «ПЗСП» привести дорожное покрытие автодороги Адрес в надлежащее состояние в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, организовать и обеспечить надлежащее функционирование системы приема и отвода ливневых и талых вод на Адрес а также организовать на данной автодороге уличное освещение на всем ее протяжении в срок до Дата
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой Дзержинского района г. Перми совместно с государственными инспекторами дорожного надзора отделения ГИБДД Управления МВД России по г. Перми проверкой установлено неисполнение ответчиками обязанности по обеспечению надлежащего содержания дорог местного значения в соответствии с установленными требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения на ул. Адрес А именно, на данной улице отсутствует система отвода ливневых и талых вод, отсутствует освещение, в дорожном покрытии имеются многочисленные выбоины и ямы, размер которых превышает допустимый.
В судебном заседании старший помощник прокурора Апаницин С.О. на заявленных требованиях настаивает в полном объеме, подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении.
Представитель МКУ «Пермблагоустройство» и администрации г. Перми Хайруллин Д.Ф., на основании доверенностей от Дата и Дата, соответственно, иск не признал. Пояснил, что в настоящее время ямочный ремонт нецелесообразен, ливневая канализация и освещение предусмотрены при строительстве новой дороги. Подтвердил обстоятельства, приведенные в письменном отзыве.
В письменном отзыве Администрация г. Перми указывает на то, что являются ненадлежащим ответчиком ввиду следующего. Согласно постановлению администрации г. Перми от Дата№ «О создании муниципальных бюджетных учреждений по благоустройству в территориальных органах администрации г. Перми» с Дата функциями муниципальных заказчиков на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог местного значения и технического надзора в пределах административных границ районов г. Перми и поселка ... наделены муниципальные бюджетные учреждения. При этом, муниципальные бюджетные учреждения организуют конкурсные процедуры по выбору подрядчика, но непосредственно содержание о ремонт дорог не осуществляют. Подрядной организацией по содержанию и ремонту автодороги на ул. Адрес является ОАО «ПЗСП». Таким образом, администрация г. Перми свои функции выполнила, финансовые средства запланированы и выделены муниципальному заказчику, приведение дороги в нормативное состояние возможно только в рамках муниципального контракта. Кроме того, полагают нецелесообразным организацию уличного освещения на спорной автодороге, поскольку вместо нее планируется строительство новой автодороги в ... годах. Возложение на администрацию г. Перми обязанности по организации уличного освещения на автодороге по ул. Адрес, таким образом, нарушит право органа местного самоуправления г. Перми самостоятельно решать вопрос местного значения. Исковые требования должны быть предъявлены к подрядной организации (л.д. 98-100).
Представитель администрации Дзержинского района г. Перми Пунтус Е.А., по доверенности от Дата, иск не признала. В письменном отзыве указывает, что администрация Дзержинского района г. Перми действует на основании Типового положения о территориальном органе администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от Дата№ (далее Положение). В соответствии с п. ... Положения администрация района организует и контролирует мероприятия по содержанию и ремонту (за исключением случаев софинансирования расходов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, с учетом доли бюджета городского округа) автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе в микрорайонах частной застройки, внутриквартальных проездов (в ред. Решения Пермской городской думы от Дата№). При этом, вопросы организации уличного освещения к компетенции администрации Дзержинского района г. Перми не относятся. Обращает внимание на то, что выполнение работ по содержанию и ремонту указанной автодороги передано на основании муниципального контракта от Дата№ ОАО «ПЗСП». В связи с чем, считает администрацию Дзержинского района г. Перми ненадлежащим ответчиком, просит в иске к администрации Дзержинского района г. Перми отказать (л.д. 27-28).
Представитель ООО «Стройград Плюс», привлеченного к участию в деле третьим лицом, Кокшарова Е.А., по доверенности от Дата, пояснила, что ямочный ремонт на дороге произведен. Срок действия контракта истек, обязательства подрядчиком и субподрядчиком выполнены.
ОАО «ПЗСП» о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя в судебное заседание не направило. В письменном отзыве представитель ОАО «ПЗСП» просит в иске отказать в полном объеме. Указывает, что вопросы организации системы приема и отвода ливневых и талых вод, равно как и вопросы организации уличного освещения на указанной автодороге, не входят в перечень работ, определенных муниципальным контрактом. Обращает внимание на то, что каких-либо предписаний по контракту в части устранения недостатков согласно п. ... контракта, МКУ «Благоустройство Дзержинского района г. Перми» им не выдавало, что свидетельствует об отсутствии недостатков в дорожном полотне. Считает также, что представленные в материалы дела акты выявленных недостатков составлены с нарушением Приказа МВД России от 30.03.2015 № 380 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» (п.п. 1, 17, 86-87). А именно, в адрес ОАО «ПЗСП» никаких предписаний органами МВД либо органами прокуратуры не выдавалось, решения об ограничении или прекращении дорожного движения на указанной автодороге не принимались. Обращает внимание на то, что при проведении обследования и составлении актов представитель ОАО «ПЗСП» не присутствовал, в известность об их проведении поставлен не был. Кроме того, объем работ, предусмотренный муниципальным контрактом, ОАО «ПЗСП» выполнен полностью в рамках финансирования (л.д. 101-104).
Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми и МКУ «Благоустройство Дзержинского района г. Перми» о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей в судебное заседание не направили.
Заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 и ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог (Постановление от 04.03.2014 № 15328/13 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под автомобильной дорогой подразумевается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
Согласно п. 5 ст. 11 Устава города Перми (утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150) к вопросам местного значения Пермского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 36 Устава администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
Согласно ч. 1 чт. 49 Устава администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе:
разрабатывает проекты стратегии социально-экономического развития города Перми и плана мероприятий по ее реализации, осуществляет мониторинг реализации и реализацию стратегии социально-экономического развития города Перми и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Перми (п. 1);
обеспечивает составление проекта бюджета города Перми, исполнение бюджета города Перми и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета города Перми на рассмотрение Думы (п. 2);
вносит предложения в органы государственной власти Пермского края по проектам документов стратегического планирования социально-экономического развития и бюджета Пермского края, а также по вопросам, связанным с экономическим и социальным развитием города Перми (п. 3);
осуществляет в городе бюджетную, налоговую и инвестиционную политику (п. 4);
осуществляет разработку, утверждение, реализацию, контроль и оценку реализации муниципальных программ, инвестиционных проектов, ведомственных целевых программ (п. 5);
осуществляет муниципальные заимствования, управление муниципальным долгом, предоставляет муниципальные гарантии (п. 6);
владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой (п. 7);
в соответствии с действующим законодательством приобретает имущество и осуществляет имущественные и иные права и обязанности (п. 8);
в соответствии с законодательством осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города Перми (п. 20);
разрабатывает Генеральный план города Перми, Правила землепользования и застройки города Перми, Правила благоустройства территории города Перми (п. 21);
осуществляет в пределах полномочий, предоставленных законодательством, контроль за использованием территории и инфраструктуры города, землепользованием и благоустройством (п. 27).
Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 216 утверждено Положение об управлении внешнего благоустройства администрации г. Перми (далее Положение).
Настоящее Положение устанавливает компетенцию, включающую права и обязанности, предоставленные управлению внешнего благоустройства администрации города Перми (далее - Управление) для осуществления целей, задач и функций. Управление является функциональным органом администрации города Перми (п. 1.1).
В соответствии с п.п. 2.2.1, 2.2.5 одними из основных задач Управления являются организация дорожной деятельности в части строительства, реконструкции и капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог местного значения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания дорожных сооружений, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (п. 2.2.1) и организация наружного освещения улиц города Перми (п. 2.2.5). Согласно п. 3.1 в сфере организации дорожной деятельности в части строительства, реконструкции и капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог местного значения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания дорожных сооружений, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Управление выполняет в том числе следующие функции:
организация и контроль за осуществлением мероприятий по строительству, реконструкции автомобильных дорог местного значения и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения, за исключением внутриквартальных проездов, дорог в микрорайонах частной застройки, а также по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию мостов, путепроводов, тоннелей и эстакад в границах города (п. 3.1.2);
координация деятельности по организации и контролю за осуществлением мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города (п. 3.1.3);
обеспечение соблюдения нормативных требований по организации безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения при осуществлении мероприятий по строительству, реконструкции автомобильных дорог местного значения и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения, за исключением внутриквартальных проездов, дорог в микрорайонах частной застройки (п. 3.1.11);
осуществление мероприятий по муниципальному контролю за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Перми в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Перми (п. 3.1.12);
организация мероприятий по осуществлению полномочий владельца автомобильной дороги общего пользования местного значения города Перми (п. 3.1.13).
В соответствии с п. 3.5 Положения в сфере организации наружного освещения улиц города Перми Управление осуществляет следующие функции:
организация и контроль за работой служб, выполняющих работы по содержанию, строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту сетей наружного освещения (п. 3.5.1);
организация содержания, реконструкции и ремонта (в том числе аварийного) бесхозяйных объектов наружного освещения с момента принятия в порядке, установленном главой администрации города Перми, решения о возможности приемки бесхозяйных объектов наружного освещения в муниципальную собственность до момента передачи их специализированным организациям, в том числе после принятия объектов в муниципальную собственность (п. 3.5.2).
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93) установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 Государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлениям Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
При этом предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1 к указанному пункту.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 50597-93 установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п. 3.1.2 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п. 3.1.11 дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008.
Наличие наружного освещения автомобильных дорог предусмотрено п. 4.6 раздела 4 ГОСТ Р 50597-93. При этом, предусмотрено, что отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п. 4.6.5).
Судом установлено, что прокуратурой Дзержинского района г. Перми совместно с государственными инспекторами дорожного надзора отделения ГИБДД Управления МВД России по г. Перми проведена проверка исполнения законодательства исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В ходе проверки установлен факт несоответствия проезжей части улицы Адрес установленным требованиям технических норм, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Согласно актам выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от Дата в районе домов № по ул. Адрес в покрытии проезжей части улицы Адрес имеются выбоины, предельные размеры которых превышают допустимые требованиями ГОСТ Р 50597-93 и превышают по длине ... ширине - ... и глубине ... (л.д. 10-15).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что на указанной автодороге отсутствует уличное освещение и исправная система водоотведения.
Замеры произведены с использованием технических средств – рейки дорожной универсальной №, рулетки измерительной металлической № на которые имеются свидетельства о поверке №, действительного до Дата и №, действительного до Дата
Дата между МКУ «Благоустройство Дзержинского района г. Перми» и ОАО «ПЗСП» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию и ремонту городских улиц и дорог города Перми, в том числе автодороги по ул. Адрес. Окончание производства работ по контракту Дата (л.д. 29-53).
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при разбирательстве дела не опровергнуты утверждения прокурора о ненормативном состоянии дорожного покрытия ул. Адрес, об отсутствии надлежаще функционирующей системы приема и отвода ливневых и талых вод, уличного освещения.
Данные обстоятельства подтверждаются актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, фотоснимками.
В связи с чем, суд считает установленным факт нарушения требования п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.11, п. 4.6 ГОСТа Р 50597-93, а именно:
поверхность проезжей части дороги по ул. Адрес на всем протяжении участка имеет многочисленные повреждения (выбоины) в виде углублений разной формы с резко выраженными краями глубиной более ..., длиной более ..., шириной более ...; отсутствует уличное освещение и исправная система водоотведения.
По сообщению МКУ «Благоустройство Дзержинского района» водопропускная труба раздавлена большегрузной техникой.
При разбирательстве дела не представлены акты контрольных осмотров либо обследования дороги по ул. Адрес которые бы свидетельствовали о соответствие состояния дороги техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Доводы представителей ответчиков о том, что организация уличного освещения, ливневой канализации и ремонт улицы Адрес нецелесообразен, поскольку в ... годах вместо нее планируется строительство новой автодороги, не могут быть приняты во внимание. Строительство новой автодороги в настоящее время не осуществляется, а лишь запланировано. Конкретный срок начала строительства не определен. Приготовления к строительству могут занять значительный временной промежуток, в течение которого должна функционировать действующая дорога, отвечать требованиям безопасности дорожного движения, ее дорожное покрытие должно находится в нормативном состоянии, уличное освещение, системы приема и отвода ливневых и талых вод функционировать надлежаще.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Устава г. Перми к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 13 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования (п. 1 ст. 34 закона).
Данная автомобильная дорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения МО «город Пермь», так как находится в границах г. Перми и не отнесена к дорогам федерального, регионального, межмуниципального значения, а также не является частной дорогой.
Обязанность муниципального образования «город Пермь» по обеспечению соответствия состояния дороги местного значения установленным техническим требованиям возникает в силу закона.
Решением Пермской городской Думы от Дата№ утверждено Положение об Управлении внешнего благоустройства администрации г. Перми (далее Положение).
Настоящим Положением организация дорожной деятельности в части строительства, реконструкции и капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог местного значения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания дорожных сооружений, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (п. ...) и организация наружного освещения улиц города Перми отнесена к компетенции Управления (п. ....
На основании постановления администрации г. Перми от Дата№ создано МКУ «Благоустройство Дзержинского района г. Перми». Целью его создания является, в том числе, обеспечение дорожной деятельности.
Постановлением администрации города Перми от Дата№ утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми, муниципальных казенных учреждений по благоустройству районов города Перми и поселка ... по вопросам благоустройства территории города Перми.
Согласно п. ... Регламента Управление внешнего благоустройства, Территориальные органы и МКУ по благоустройству районов города ... проводят совещания по вопросам содержания территории города, не реже ... - совместные выездные проверки объектов внешнего благоустройства, определяют перечень мероприятий с назначением ответственных исполнителей.
Согласно п. ... Регламента в ... период:
... МКУ по благоустройству районов города ... направляют в Управление внешнего благоустройства согласованные соответствующим Территориальным органом планы-графики проведения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в пределах административных границ районов по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту. Срок представления планов-графиков проведения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в пределах административных границ районов на следующий месяц - не позднее Дата;
... изменения, вносимые в планы-графики проведения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в пределах административных границ районов, МКУ по благоустройству районов города согласовывают с Территориальным органом и Управлением внешнего благоустройства;
... МКУ по благоустройству районов города ... представляют в Управление внешнего благоустройства отчет о реализации планов-графиков проведения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в пределах административных границ районов за прошедшие сутки по форме согласно приложению 2 к настоящему Регламенту.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что организация дорожной деятельности в границах городского округа относится к вопросам местного значения, соответственно, является обязательной для исполнения органами местного самоуправления.
Решением Пермской городской Думы от Дата№ организация наружного освещения улиц города Перми отнесена к компетенции Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми (п. ... Положения об Управлении).
В связи с чем, обязанность организовать наружное освещение на всем протяжении улицы Адрес следует возложить на Управление внешнего благоустройства Администрации города Перми.
Также Решением Пермской городской Думы от Дата№ к компетенции Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми отнесена организация дорожной деятельности в части строительства, реконструкции и капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог местного значения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания дорожных сооружений, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
При этом Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми выступило учредителем МКУ по благоустройству районов города, которым переданы эти полномочия с правом выступать муниципальным заказчиком и заключать муниципальные контракты с подрядчиками на выполнение работы по содержанию и ремонту городских улиц и дорог.
Вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории Дзержинского района города Перми и обеспечения безопасности дорожного движения на них находятся в компетенции МКУ «Благоустройство Дзержинского района».
На МКУ «Благоустройство Дзержинского района» возложена обязанность осуществлять дорожную деятельность, в том числе, содержать в нормативном состоянии и ремонтировать автомобильные дороги в границах района, обеспечивать безопасность дорожного движения на них.
МКУ «Благоустройство Дзержинского района» муниципальный контракт на выполнение работы по содержанию и ремонту улиц и дорог на территории Дзержинского района г. Перми, в том числе, ул. Адрес, был заключен Дата с ОАО «ПЗСП» (л.д. 68-84), окончание производства работ Дата
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что лицом, осуществляющим от имени муниципальных органов содержание автомобильной дороги по ул. Адрес является МКУ «Благоустройство Дзержинского района».
Ремонт и содержание дороги по ул. Адрес не обеспечили безопасность дорожного движения.
МКУ «Благоустройство Дзержинского района» не представило доказательств тому, что нахождение дорожного покрытия по ул. Адрес в ненормативном состоянии связано с невыполнением подрядчиком - ОАО «ПЗСП» своих обязательств по муниципальному контракту № от Дата и по его вине.
Система приема и отвода ливневых и талых вод относится к элементам дороги, к дорожным сооружениям, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Поэтому и в силу ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дороги по улАдрес при её содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам следует возложить на МКУ «Благоустройство Дзержинского района» как лицо, осуществляющие содержание этой дороги.
Заявленное прокурором требование об обязании привести дорожное покрытие автодороги ул. Адрес в надлежащее состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, включая организацию и обеспечение надлежащего функционирования системы приема и отвода ливневых и талых вод, подлежит удовлетворению, с возложением этой обязанности на МКУ «Благоустройство Дзержинского района».
Оснований для возложения этих обязанностей на остальных ответчиков не имеется. Поэтому в удовлетворении иска в остальной части следует отказать.
Прокурором заявлены требования с установлением срока их исполнения – до Дата с учетом характера подлежащих выполнению работ их объема, отсутствия возражений со стороны ответчиков, не указавших на то, что в указанный срок работы не могут быть выполнены, суд считает указанный срок разумным и достаточным для выполнения всего комплекса работ, связанного с исполнением ответчиками возложенных на них обязанностей. В связи с чем, и в соответствии со ст. 204, 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок выполнения до Дата
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 204, 206 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать МКУ «Благоустройство Дзержинского района» привести дорожное покрытие автодороги ул. Адрес в надлежащее состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, включая организацию и обеспечение надлежащего функционирования системы приема и отвода ливневых и талых вод, в срок до Дата
Обязать Управление внешнего благоустройства Администрации города Перми организовать наружное освещение на всем протяжении улицы Адрес в срок до Дата
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Апелляционная жалоба или апелляционное представление прокурора могут быть поданы в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья