ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2793/20 от 28.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 2-2793/20

26RS0002-01-2020-004600-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2020 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Савиной О.В.;

при секретаре судебного заседания Кудлай М.Ю.;

с участием помощника прокурора Промышленного района города Ставрополя Шевченко К.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленного района города Ставрополя, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействий незаконными, об обязании обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение,

установил:

Прокурор Промышленного района города Ставрополя, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействий незаконными, об обязании обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Промышленного района города Ставрополя проведена проверка с целью выявления нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям на территории района.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в помещении магазина «Продукты», расположенном по адресу: <...> <номер обезличен>9, выявлены следующие нарушения требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001): отсутствует кнопка вызова персонала, выполненная шрифтом Брайля; на подходных путях не установлено информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, выполненные шрифтом Брайля.

Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Просит суд признать бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в необеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещения магазина «Продукты», расположенного по адресу: <...>, незаконным. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение магазина «Продукты», расположенного по адресу: <...> <номер обезличен> в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).

Помощник прокурора Промышленного района города Ставрополя Шевченко К.В., в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик ИП ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.

Представитель третьего лица комитета труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя, действующий по доверенности ФИО2, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.

Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью зашиты права на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, а также создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 2 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Необходимость установления такого требования вытекает также из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 01.07.2010 (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"). Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.

Судом установлено, что прокуратурой Промышленного района города Ставрополя проведена проверка с целью выявления нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям на территории района.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в помещении магазина «Продукты», расположенном по адресу: <...> <номер обезличен>, выявлены следующие нарушения требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001): отсутствует кнопка вызова персонала, выполненная шрифтом Брайля; на подходных путях не установлено информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, выполненные шрифтом Брайля.

Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Из представленного договора аренды от 01.09.2019 года следует, что собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> <номер обезличен> является ФИО3, а ответчик ИП ФИО1 – арендатором.

При этом из представленного договора аренды от 01.09.2019 (пункт 2.4) арендатор ИП ФИО1 вправе осуществлять перепланировку в арендуемом помещении только с письменного согласия арендодателя.

Указанное бездействие ИП ФИО1 нарушает законодательство о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения, а обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика, выразившееся в необеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещении, и возложении на ответчика обязанности обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение магазина «Продукты», расположенного по адресу: <...> <номер обезличен>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Промышленного района города Ставрополя, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействий незаконными, об обязании обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение – удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в необеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещения магазина «Продукты», расположенного по адресу: <...> <номер обезличен>, незаконным.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение магазина «Продукты», расположенного по адресу: <...> <номер обезличен>, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05 октября 2020 года.

Судья О.В. Савина