ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2793/2017 от 03.04.2018 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело №2-87/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2018 г. г. Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

судьи Кныш Н.Н.,

при секретаре Андеевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО4 о признании права собственности, истребовании из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО4, в котором просит признать право собственности РФ на земельный участок военного городка , расположенный в кадастровом квартале . В обоснования иска указано, что в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ Черноморскому флоту Российской Федерации в пользование был передан военный городок общей площадью 8,2 га, находившейся в пользовании 264 УНР Черноморского флота Российской Федерации. На земельном участке 264 УНР Черноморского флота Российской Федерации общей площадью 8,2 га военного городка стали размещаться три военных городка , , с занимаемой площадью: 4,63 га, 0,17 га, 3,4 га соответственно. Общая площадь земельного участка, используемого 264 УНР – 8,2 га. Данный факт подтверждается Приложением по уточнению перечня и параметров объектов Черноморского флота Российской Федерации к Протоколу рабочей встречи представителей Российской Федерации и Украины по вопросам урегулирования наличия и использования земельных участков, занимаемых Черноморским флотом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания рабочей группы представителей регионального отделения Фонда государственного имущества Украины и морской инженерной службы Черноморского флота Российской Федерации.

В Соглашение о параметрах раздела Черноморского флота в составе земель военного городка вошел земельный участок военного городка общей площадью 3,4 га, предоставленный для размещения военного городка.

Распоряжением Правительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» в федеральную собственность Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Министерства обороны РФ переданы земли военного городка , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес><адрес>, площадью 3,4 га. ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт приема-передачи имущества к Распоряжению РП, согласно которому ФГКУ «КТУИО» МО РФ приняло имущество, в том числе военный городок , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> строителей. Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема земельного участка военного городка на кадастровом плане территории расположенного: РФ, г. Севастополь, <адрес><адрес>, площадью 77 323 кв.м., вид разрешенного использования «Обеспечение обороны и безопасности» (код 8.0). При этом вопреки требованиям законодательства в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о том, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес><адрес> 3-Б/22, является ФИО4

Уточнив исковые требования, истец просил суд признать право собственности РФ на земельный участок военного городка , расположенный в кадастровом квартале , по адресу: г. Севастополь, <адрес><адрес>, площадью 77 323 кв.м., истребовать из чужого незаконного владения ФИО4 часть земельного участка, расположенного в кадастровом квартире площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес><адрес>.

Определению суда к участию в деле в качестве третье лица привлечена ФИО5

Представитель истца ФИО6 требования иска поддержала и просила их удовлетворить, указав, что земельный участок был передан в пользование ЧФ РФ межправительственным соглашением, Правительством города Севастополя была осуществлена передача имущества в федеральную собственность. Земельный участок находится в собственности Минобороны РФ с 2015 г., Шубина обратилась с иском к Минобороны РФ об устранении препятствий, Минобороны РФ о наличии записи о собственности ФИО4 до этого не было известно.

Представитель третьего лица ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России ФИО8 требования иска поддержал.

Ответчик и ее представитель ФИО9 возражали в удовлетворении иска, указав, что границы земельного участка Минобороны РФ не определены. Поскольку участок истицы находится в пределах города, он был передан в собственность решением Севастопольского городского Совета в соответствии с его компетенцией, участок прошел все согласования, ответчик приобрела участок в собственность. Собственность должна быть защищена в соответствии с Конституцией РФ, если участок изымается для нужд обороны, он подлежит выкупу. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности.

Третье лицо ФИО5, представители третьих лиц Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Севреестра не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст.17 ЗК РФ).

Положениями ст.93 ЗК РФ установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В судебном заседании установлено, что ответчику ФИО4 на праве частной собственности принадлежит земельный участок для обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) площадью 1 000 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес><адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО5. ФИО5 участок принадлежал на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЛ , выданного ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Госземагенства в г. Севастополе на основании решения СГС от ДД.ММ.ГГГГ.

В технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности) и составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок ФИО5, следует, что границы земельного участка площадью 0,1 га установлены, согласованы и закреплены в натуре, установлена охранная зона, сервитуты отсутствуют, выданы положительные заключения. Согласно Генеральному плану земельный участок расположен в <адрес> в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, в соответствии со ст. 19 и ст.38 Земельного кодекса ФИО3 земельный участок относится к землям жилой и общественной застройки. В служебной записке зав. сектора земель обороны ФИО7, имеющейся в технической документации, указано, что земельный участок военного городка в бухте Казачья (по материалам инвентаризации 2003-2007 годов) ранее находившихся в пользовании УНР-264 (войсковая часть 62418 ЧФ РФ) был исключен из категории земель обороны решением Севастопольского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в пользовании РФ для нужд ЧФ РФ не находится. Также техническая документация содержит копию решения Севастопольского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении списка объектов воинских частей подлежащих выносу в промзону и за пределы городской черты, с приложением списка воинских частей, предприятий, правоземлепользование которых прекращается по результатам инвентаризации, справки по материалам землепользования.

Из протокола рабочей встречи представителей РФ и Украины по вопросам урегулирования наличия и использования земельных участков, занимаемых ЧФ РФ в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ, и приложений к нему, представленных в дело представителем истца, следует, что земельные участки, в том числе, занятые под размещение военных городков , площадью 2,51 га и 2,12 га, , площадью 0,17 га, б/н 3,40 га, входящие в 264 УНР использовались в соответствии с приложениями , 3 к межправительственному Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ.

В Приложении к Соглашению о параметрах раздела Черноморского флота в качестве объектов, в частности, указаны: 264 УНР, военный городок , площадью 8,2 га.

Согласно уточненному перечню объектов, которые используются ЧФ РФ в г. Севастополе, с учетом их закрепления их за военными городками (приложение ) в 264 УНР входят военные городки , и .

Статьей 2 Соглашения между Правительством ФИО3 и Правительством Российской Федерации о взаимных расчетах, связанных с разделением Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в силу – ДД.ММ.ГГГГ) определено, что Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в г. Севастополе и Феодосийском порту, указанные в приложениях и к Соглашению между Российской ФИО1 и ФИО3 о параметрах раздела Черноморского флота. ФИО1 Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством ФИО3. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении к Соглашению между Российской ФИО1 и ФИО3 о параметрах раздела Черноморского флота.

Согласно технической документации в результате инвентаризации (земельно-кадастровых работ) земельного участка 23-3-539 для обслуживания изоляционного стенда в <адрес> ЧФ РФ определена площадь земельного участка 3,0567 га, по акту инвентаризации землепользований ЧФ, расположенных на территории г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ площадь участка составляла 3,40 га и обслуживался УНП ЧФ РФ.

Распоряжением ФИО3-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется ЧФ РФ. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением ФИО3 утвержден порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется ЧФ на территории ФИО3. Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и конструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании ЧФ РФ согласно Приложению к Соглашению между ФИО3 и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, фактически используются Черноморским флотом РФ. В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка, перечни объектов инвентаризации формируются и утверждаются Фондом государственного имущества по представлению Госкомзема, Фонда имущества АРК и регионального отделения государственного имущества по г. Севастополю. Для проведения инвентаризации образуется комиссия по инвентаризации недвижимого имущества, используемого ЧФ РФ на территории ФИО3 (далее - комиссия), в составе первых заместителей председателя государственного имущества, ФИО3 иностранных дел, Председателя Госкомзема - сопредседатели комиссии, заместителей ФИО3 обороны, ФИО3 строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, ФИО3 охраны окружающей природной среды, ФИО3 транспорта и связи, ФИО3 внутренних дел, Головы СБУ, председателя Совета ФИО3 Автономной Республики Крым, председателя Севастопольской горгосадминистрации. Состав комиссии утверждает Вице-премьер-ФИО3 в соответствии с распределением функциональных обязанностей. Инвентаризацию объектов проводят подкомиссии, решение об образовании которых принимается комиссией.

По результатам инвентаризации подкомиссии составляют описание инвентаризационный паспорт каждого объекта инвентаризации и сводный акт инвентаризации, форма и порядок заполнения которых утверждается Фондом государственного имущества по согласованию с Госкомземом и Минфином.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением ФИО3 внесены изменения в Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, используемого ЧФ РФ на территории ФИО3, утвержденного постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 5 Порядка в редакции постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам инвентаризации земельных участков составляются согласованные с Российской стороной планы земельных участков, которые передаются Государственному агентству земельных ресурсов для составления сводной экспликации земельных участков.

Пунктом 6 Порядка в редакции постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено создание совместных рабочих групп в представителей Украинской и Российской сторон. Форма актов инвентаризации очередность и сроки проведения работ согласовываются представителями и утверждаются председателем комиссии. По результатам инвентаризации составляются акты, которые подписываются членами совместных рабочих групп и передаются в региональное отделение Фонда госимущества в АРК и г. Севастополя для обобщения.

Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» <адрес> принимается в ФИО1 в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О порядке принятия в ФИО1 и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". <адрес> считается принятой в ФИО1 с даты подписания Договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Согласно пункту 6 Решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность ФИО3, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя принято распоряжение -РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность».

Согласно данному распоряжению в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» ФИО2 передан, в том числе, военный городок , расположенный по адресу: бухта Казачья, площадь земельного участка 0,01 га, военный городок , расположенный по адресу: бухта Казачья, площадь земельного участка 3,40 га военный городок , расположенный по адресу: бухта Казачья, площадь земельного участка 3,3515 га, без зданий и сооружений.

Акт приема-передачи указанного имущества подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес><адрес> площадью 77 323 кв.м., кадастровый квартал , категория земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «Обеспечение обороны и безопасности» (код 8.0).

Согласно выводам землеустроительной экспертизы, выполненной экспертами ФБУ Крымской ЛСЭ Минюста ФИО2, земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв. м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, полностью накладывается на границы земельного участка военного городка , расположенного в кадастровом квартале , по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 77 323 кв.м.

Имеется свободный доступ владельцев земельного участка военного городка , расположенного в кадастровом квартале , по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 77 323 кв.м., на земельный участок с кадастровым м , площадью 1 000 кв. м., расположенный по адресу: г. <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 000 кв.м расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> входил в состав военного городка на момент принятия распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП.

Исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что спорный земельный участок был в 1997 году передан Черноморскому Флоту РФ в рамках межправительственного соглашения, Распоряжением Правительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» в федеральную собственность Минобороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Министерства обороны РФ переданы земли военного городка , на указанном земельном участке размещен военный городок, земельный участок является землями обороны и безопасности, суд приходит к выводу о его принадлежности к федеральной собственности.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ст.ст. 17, 27, 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне", разъяснениями, изложенными в пунктах 52, 53, 57, 58, 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд приходит к выводу о наличии оснований для признания права собственности Российской Федерации и права пользования Министерства обороны РФ на спорный земельный участок.

Доводы ответчика о том, что спорный земельный участок военного городка , ранее находившийся в пользовании УНР-264, был исключен из категории земель обороны на основании решения Севастопольского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах инвентаризации землепользований воинских частей и других военизированных формирований, расположенных в административных границах города Севастополя» суд находит несостоятельными, поскольку указанным решением был утвержден список объектов воинских частей подлежащих выносу в промзону и за пределы городской черты согласно Приложению , по результатом инвентаризационная комиссия предложила, учитывая предстоящее сокращение Вооруженных Сил ФИО3, е реформирование Черноморского Флота, рассмотрение вопроса переоформления права землепользования отнести на 1997 год, в процессе переоформления права землепользования рассмотреть по каждому объекту целесообразность размещения его в конкретном месте и сохранения границ землепользования, решить вопросы выноса объектов, представляющих угрозу жизни и безопасности жителей, объектов влияющих на окружающую природную среду в промзону.

Право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и тем самым восстановить свое нарушенное право собственника предусмотрено статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Исходя из совокупности указанных правовых норм, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 32 и 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-КГ13-35 следует, что по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре объект недвижимости определенной площади, а также незаконность владения этим имуществом конкретным лицом (лицами).

Суд с учетом представленных истцом документов, приходит к выводу, что истцом доказаны наличие у него права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, факт незаконности владения ответчиком частью земельного участка, принадлежащим истцу, в связи с чем, удовлетворяет требования об истребовании земельного участка.

В соответствии со ст.98 ГПК суд распределяет судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к ФИО4 удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок военного городка , расположенный в кадастровом квартале по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес><адрес>, площадью 77 323 кв.м.

Истребовать в государственную собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения ФИО4 земельный участок (кадастровый ), площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес><адрес>

Решение является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и прекращении права собственности ФИО4 на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес><адрес> участок -, общей площадью 1 000,00 кв.м., с кадастровым номером .

Взыскать с ФИО4 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, расходы по оплате судебной экспертизы 49 478 (Сорок десять тысяч четыреста семьдесят восемь) рублей 40 коп.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя - Н.Н. Кныш