Дело № 2-2794/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2013 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Торговченковой О.В.
при секретаре Жарковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО17 об оспаривании действий Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, обосновывая свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением третьего ребенка она состояла в льготной очереди многодетных семей для первоочередного предоставления жилых помещений. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г.Липецке предоставлено на <данные изъяты> многодетных семей только <данные изъяты> квартир. До настоящего времени она жильем не обеспечена в результате попустительства гарантов Конституции РФ со стороны властей г.Липецка. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в прокуратуру Липецкой области с требованием выявить и обнародовать причины таких нарушений и принять меры прокурорского реагирования. Однако эти требования прокурором Липецкой области отклонены. Обжалование отказа прокурора области в принятии мер прокурорского реагирования в суд положительного результата не дало. ДД.ММ.ГГГГ заявитель вынуждена была обратиться с соответствующим требованием к каждому члену президиума Государственного совета Российской Федерации: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, председателю Госсовета Российской Федерации ФИО9 и члену Госсовета Российской Федерации ФИО10
Однако должностные лица Администрации Президента Российской Федерации, к которым попали обращения заявителя к членам президиума Госсовета Российской Федерации, председателю Госсовета Российской Федерации и члену Госсовета Российской Федерации, возвратили все обращения в Липецкую область в тот орган, бездействие и действия которого оспаривались – прокуратуру Липецкой области.
Ссылаясь на действующее законодательство, ФИО1 просит признать незаконным невручение ее персональных письменных обращений от ДД.ММ.ГГГГ к членам президиума Государственного совета Российской Федерации ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, председателю Госсовета Российской Федерации ФИО9, члену Госсовета Российской Федерации ФИО10; признать незаконным направление в прокуратуру Липецкой области всех ее письменных персональных обращений к членам президиума Государственного совета Российской Федерации, председателю Госсовета Российской Федерации и члену Госсовета Российской Федерации; обязать заинтересованных лиц передать все ее обращения в президиум Государственного совета Российской Федерации для рассмотрения и принятия решения.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО11 заявление поддержали.
Представители заинтересованных лиц – Администрации Президента Российской Федерации и Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. ст. 45, 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
В силу ст. 3 ч.1 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности ( ст. 255 ГПК РФ).
Поскольку заявителем обжалуются действия Администрации Президента Российской Федерации и его структурного подразделения – Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, которая является государственным органом, то эти действия могут быть обжалованы по правилам гражданского судопроизводства в порядке ст. 254 ГПК РФ.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 направила письменные обращения членам президиума Государственного совета Российской Федерации: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, председателю Госсовета Российской Федерации ФИО9 и члену Госсовета Российской Федерации ФИО10
В обращении к члену президиума Госсовета Российской Федерации ФИО4 ФИО1 просила инициировать проверку нарушений Конституции Российской Федерации в Липецкой области на предмет ее расформирования; в обращении к члену президиума Госсовета Российской Федерации ФИО2 - включить в повестку Госсовета тему ее писем о попрании Конституции Российской Федерации в Липецкой области; в обращении к члену президиума Госсовета Российской Федерации ФИО6 – внести в повестку дня рассмотрение нарушений Конституции Российской Федерации в Липецкой области; в обращении к члену президиума Госсовета Российской Федерации ФИО5 - включить в повестку Госсовета тему ее писем о попрании Конституции Российской Федерации в Липецкой области; в обращении к члену президиума Госсовета Российской Федерации ФИО3 - включить в повестку Госсовета тему ее писем о попрании Конституции Российской Федерации в Липецкой области; в обращении к члену президиума Госсовета Российской Федерации ФИО7 - включить в повестку Госсовета тему ее писем о попрании Конституции Российской Федерации в Липецкой области; в обращении к члену Госсовета Российской Федерации ФИО10 – возбудить ходатайство о ликвидации Липецкой области как субъекта Российской Федерации за попрание властями Конституции Российской Федерации; в обращении к председателю Госсовета Российской Федерации ФИО9 – за попрание Конституции Российской Федерации ликвидировать Липецкую область как субъект Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ все восемь обращений ФИО1 в адрес членов президиума Государственного совета Российской Федерации, члена Государственного совета Российской Федерации и председателя Государственного совета Российской Федерации Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации направлены в адрес прокурора Липецкой области, по результатам рассмотрения которых в адрес заявителя ДД.ММ.ГГГГ дан ответ (исх. №) за подписью начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Липецкой области ФИО12
Заявитель ФИО1 считает, что в результате действий Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации нарушены ее конституционные права обращаться лично или письменно в государственные органы и к должностным лицам, участвовать в управлении делами государства непосредственно (путем обращений), а также нарушено право на государственную защиту.
Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации» утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 указанного Положения Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Основные задачи Государственного совета закреплены в п. 4 Положения:
содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;
обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;
обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;
обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.
Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации (п. 6 Положения).
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе восьми членов Государственного совета.
Персональный состав президиума определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода.
Президиум Государственного совета рассматривает план работы Государственного совета, а также повестку дня его очередного заседания и материалы к заседанию.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 года № 343-рп был утвержден президиум Государственного совета Российской Федерации в следующем составе:
ФИО2 – Губернатор Волгоградской области
ФИО3 – Глава Республики Мордовия
ФИО4 – Губернатор Тульской области
ФИО5 – Губернатор Иркутской области
ФИО6 – Губернатор Ставропольского края
ФИО7 – Губернатор Свердловской области
ФИО13 – Губернатор Приморского края
ФИО8 – Губернатор Санкт-Петербурга.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 22 февраля 2013 года № 65- рп вышеуказанное распоряжение признано утратившим силу.
Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года № 490 утверждено Положение об Администрации Президента Российской Федерации.
В силу п.1 указанного Положения Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 201, Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.
Как следует из текста письменных обращений в адрес председателя Государственного совета Российской Федерации, членов президиума Государственного совета Российской Федерации и члена Государственного совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 указывает в них на бездействие администрации г.Липецка и Липецкой области в вопросе предоставления жилых помещений многодетным семьям, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий, на незаконное расходование бюджетных средств на указанные цели органом местного самоуправления, а также на непринятие в связи с этим мер органами прокуратуры Липецкой области.
Таким образом, в указанных обращениях заявителем поставлены вопросы, касающиеся защиты прав, свобод и законных интересов такой категории граждан, как многодетные семьи, к числу которых относится семья заявителя, и содержащие сведения о нарушениях законов со стороны органа местного самоуправления муниципального образования город Липецк, а также органов государственной власти Липецкой области.
Анализ основных задач Государственного совета Российской Федерации, закрепленных в п. 4 Положения, позволяет сделать вывод о том, что разрешение поставленных в обращениях заявителя ФИО1 вопросов не входит в компетенцию указанного органа.
В силу ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора прокуратуры Российской Федерации являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В соответствии со ст. 10 того же Федерального закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Исходя из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства, следует, что рассмотрение вопросов, касающихся защиты прав, свобод и законных интересов такой категории граждан, как многодетные семьи, и содержащих сведения о нарушениях законов со стороны органа местного самоуправления муниципального образования, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации входит в компетенцию органов прокуратуры Российской Федерации.
Согласно п.п. «е» п. 5 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций к числу основных функций Управления относится своевременное рассмотрение обращений и запросов, а также направление обращений для рассмотрения в соответствующие самостоятельные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение вопросов, поставленных в обращениях, и направление запросов для рассмотрения в соответствующие самостоятельные подразделения Администрации Президента Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, давая оценку вышеуказанным действиям Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, суд приходит к выводу о том, что действия сотрудников Управления совершены в пределах их полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций уведомило заявителя ФИО1 о направлении ее обращений в прокуратуру Липецкой области.
Довод заявителя ФИО1 о том, что ее обращения незаконно направлены в орган, в который уже имело место ее обращение, и, который не принял соответствующих мер, не может повлиять на выводы суда, поскольку действующее законодательство запрещает направлять соответствующие заявления в орган, чьи действия обжалуются. В данном случае Государственный совет Российской Федерации не является органом, полномочным рассматривать жалобы на действия (бездействие) органов прокуратуры Российской Федерации, а сами обращения ФИО1 содержат сведения, рассмотрение которых входит как раз в компетенцию органов прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В действиях Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации нарушений прав и свобод заявителя, создания препятствий к осуществлению его прав и свобод не усматривается, оспариваемые действия совершены в соответствии с законом в пределах полномочий указанного органа.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 ФИО19 в удовлетворении заявления об оспаривании действий Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации, выразившиеся в невручении персональных письменных обращений от ДД.ММ.ГГГГ членам президиума Государственного Совета Российской Федерации ФИО2 ФИО20, ФИО3 ФИО21, ФИО4 ФИО22, Ерощенко ФИО23, ФИО6 ФИО24, ФИО7 ФИО25, Полтавченко ФИО26, председателю Государственного Совета Российской Федерации ФИО9 ФИО27, члену Государственного Совета Российской Федерации ФИО10 ФИО28 и признании незаконным направления в прокуратуру Липецкой области письменных обращений к членам президиума Государственного Совета Российской Федерации, к председателю п Государственного Совета Российской Федерации ФИО9 ФИО29, члену Государственного Совета Российской Федерации ФИО10 ФИО30, возложении обязанности по передаче письменных обращений в президиум Государственного Совета Российской Федерации для рассмотрения и принятия решения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В.Торговченкова
Решение суда в окончательной форме принято 01.04.2013 года.