Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
<адрес>, М.О. ДД.ММ.ГГГГ
Егорьевский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего федерального судьи: Сумкиной Е.В.,
при участии помощника прокурора: Хребта Н.С.,
при секретаре: Никитиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО1 и ФИО2 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> о регистрации ФИО3 кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата на должность Главы Егорьевского муниципального района на досрочных выборах Главы Егорьевского муниципального района, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ ФИО3.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что он является зарегистрированным кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района. В нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 46/2013-ОЗ в представленных кандидатом ФИО3 подписных листах в адресе места жительства избирателей и в адресе места жительства лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, не указано наименование района их проживания, а также ФИО3 одновременно с представлением подписных листов и протокола об итогах сбора подписей избирателей не был представлен протокол в машиночитаемом виде.
ДД.ММ.ГГГГ в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> (далее ТИК) № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата на должность Главы Егорьевского муниципального района ФИО3 обратился ФИО2.
В обоснование заявленных требований ФИО2 указал, что он также является зарегистрированным кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района. В нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 46/2013-ОЗ в подписных листах представленных кандидатом ФИО3 не указано наименование муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования.
Определением Егорьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по заявлениям ФИО1 и ФИО2 соединены в одно производство.
В судебное заседание ФИО1 и ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства не явились. Суд, с учетом мнения сторон, в соответствии с ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель заявителей по доверенностям ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленные его доверителями требования и доводы, изложенные в заявлениях. По мнению заявителей, неуказание в подписных листах в адресе места жительства избирателей и в адресе места жительства лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, наименования района их проживания и неуказание наименования муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования, являются существенными нарушениями действующего законодательства, ввиду чего, все подписи избирателей являются недействительными. Кроме того, непредставление протокола об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде свидетельствует о неполноте сведений о кандидате и о несоблюдении требований закона к оформлению документов, поэтому решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> является незаконным и нарушающим принцип равенства кандидатов.
Представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО5 с заявлениями ФИО1 и ФИО2 не согласилась, пояснив, что кандидатом ФИО3 в поддержку самовыдвижения было собрано и представлено в ТИК 445 подписей. Созданная решением ТИК рабочая группа с участием специалиста экспертно-криминалистического центра ГУВД МВД России по <адрес> и при участии системного администратора проверила все представленные подписи, для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, использовалась, в том числе, ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. Об итогах проверки рабочая группа, в состав которой входил заявитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ составила ведомость проверки подписных листов, согласно которой недействительных и недостоверных подписей, представленных кандидатом ФИО3 для проверки, не выявлено. Неуказание в подписных листах района в адресе места жительства избирателей и лиц, осуществлявших сбор подписей, при указании субъекта Российской Федерации-<адрес> и <адрес>, не препятствует однозначному толкованию данных сведений, поскольку в <адрес> имеется район Егорьевский- административный центр <адрес>. Более того, подписные листы оформлены в соответствии с приложением к решению территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому избиратели ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают, в том числе, адрес места жительства, указанный в паспорте или в документе, заменяющем паспорт гражданина. Согласно Устава Егорьевского муниципального района в новой редакции, принятого решением Совета депутатов Егорьевского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ установлено официальное краткое наименование муниципального образования «Егорьевский муниципальный район <адрес>» - Егорьевский муниципальный район, поэтому данные обстоятельства не могут являться основанием для признания подписей избирателей недействительными. Что касается непредставления ФИО3 протокола об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, т.е., как указывает представитель ФИО1 на машиночитаемом носителе, то это, по мнению председателя ТИК, не свидетельствует о несоблюдении кандидатом требований закона к оформлению документов, поскольку представленные ФИО3 протоколы были считаны с помощью сканера и приняты комиссией.
Заинтересованное лицо ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО6 также просили в удовлетворении заявлений отказать. ФИО3 показал суду, что все данные избирателей и лиц, осуществлявших сбор подписей, были занесены в подписные листы в соответствии с отметками о регистрации жителей <адрес> и <адрес> проставленными в паспортах сотрудниками ОУФМС России по <адрес> по Егорьевскому муниципальному району и в соответствии с «Разъяснениями по использованию сокращений в данных об избирателе при заполнении подписного листа», <адрес> является административным центром, в связи с чем указания на район проживания в подписных листах в данном случае при указании в них на <адрес> и <адрес> не требуется. Кроме того, в подписных листах, указано, что подписавшиеся поддерживают самовыдвижение его на должность Главы Егорьевского муниципального района. Наименование муниципального образования в подписных листах также указано в соответствии с Уставом муниципального образования, поэтому подписи являются действительными. Протокол об итогах сбора подписей избирателей был им предоставлен в машиночитаемом виде, комиссией он был считан на сканере, на неполноту сведений ему не указывали, поэтому отсутствуют основания для признания решения ТИК незаконным.
Выслушав объяснения представителя заявителей ФИО4, возражения председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО5 и ФИО3, заключение помощника Егорьевского городского прокурора Хребта Н.С., полагавшего решение ТИК подлежащим отмене, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи. Аналогичные положения содержатся и в ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в <адрес>».
Согласно пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичная норма содержится и в п. 8 ч. 24 ст. <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>».
В соответствии с п. 12 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 10 ст. <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно пп. "з" п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Егорьевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № назначены досрочные выборы Главы Егорьевского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение опубликовано в официальном издании - общественно- политической газете «Знамя труда» от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте Егорьевского муниципального района (т. 1, л.д. 11).
Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № определено количество подписей избирателей, необходимых для представления к регистрации кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района, равное 405 и определено предельное количество подписей- 445 (т. 1, л.д. 48).
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 являются зарегистрированными кандидатами на должность Главы Егорьевского муниципального района (т. 1, л.д. 12, 49 и 237).
ДД.ММ.ГГГГ в ТИК обратился ФИО3 с заявлением о согласии баллотироваться по единому избирательному округу в порядке самовыдвижения на должность Главы Егорьевского муниципального района с приложением к нему необходимого пакета документов, установленных ч.ч. 3, 5, 6 ст. 23, ч. 3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 46/2013-0З «О муниципальных выборах в <адрес>» (т. 1, л.д. 13-74). Избирательной комиссией заявление и документы проверены и приняты ДД.ММ.ГГГГ года, о чем ФИО3 было выдано соответствующее подтверждение (т. 2, л.д. 20-21).
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, ФИО3 считается выдвинутым по Егорьевскому единому избирательному округу и приобретшим права и обязанности кандидата, предусмотренные законодательством Российской Федерации и <адрес> о выборах.
Из исследованных материалов дела следует, что ФИО3 было собрано и представлено в ТИК 445 подписей. Подписные листы заверенные кандидатом, в сброшюрованном и пронумерованном виде вместе с двумя экземплярами протокола об итогах сбора подписей, подписанными лично кандидатом ФИО3 представлены в ТИК для проверки и принятии решения о регистрации. Созданная решением ТИК для проверки соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений рабочая группа с участием специалиста экспертно-криминалистического центра ГУВД МВД России по <адрес> и при участии системного администратора проверила все представленные подписи. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях использовалась, в том числе, ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. Об итогах проверки рабочая группа ДД.ММ.ГГГГ составила ведомость проверки подписных листов, согласно которой недействительных и недостоверных подписей, представленных кандидатом ФИО3 для проверки, не выявлено (т. 1, л.д. 51-56).
Из представленных суду документов усматривается, что в состав рабочей группы входил, в том числе, и член ТИК с правом решающего голоса ФИО1 (заявитель - зарегистрированный в настоящее время кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района), который принимал участие в проверке подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата ФИО3 и никаких замечаний не высказывал, о чем свидетельствует его подпись в ведомости проверки подписных листов и в итоговом протоколе проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ч. 5 ст. <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» подписные листы изготавливаются по форме, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными - пунктом 6.4 ст. 38 названного Закона. В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в главы муниципального образования устанавливается согласно приложению N 6 к настоящему Федеральному закону.
Из подписных листов, копии которых приобщены к материалам дела (т. 1, л.д. 75-184), усматривается, что в них адреса места жительства избирателей и адреса места жительства лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО3 на должность Главы Егорьевского муниципального района, содержат указание на наименование субъекта РФ <адрес> и <адрес> и отсутствует у лиц проживающих в городе <адрес> дополнительное указание на район их проживания (Егорьевский). Согласно итогового протокола об итогах проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом на должности Главы Егорьевского муниципального района ФИО3, количество подписей в поддержку данного кандидата отвечает требованиям ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» и является достаточным для его регистрации, недействительных и недостоверных подписей нет (т 1, л.д. 51), что также отражено и в ведомости проверки подписных листов (т. 1, л.д. 52-56).
Согласно подпункту "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Исходя из буквального толкования подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, подписи в подписном листе признаются недействительными, если лицо, осуществлявшее сбор подписей, не указало хотя бы один из обязательных элементов, составляющих объем сведений о сборщике подписей, предусмотренных федеральным законом: дату своего рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа. Между тем, по мнению ТИК, с которым соглашается суд, в строке «Подписной лист удостоверяю» каждого подписного листа содержатся все сведения, перечисленные в подстрочном тексте подписного листа.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
По смыслу правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1426-О-О «По жалобе гражданина Б.А. на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходя из буквального смысла приведенной нормы (подпункт а 2 статьи 2), адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Такими документами в силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713, являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.
Таким образом, необходимость указания в представленных заявителем подписных листах адреса места жительства избирателей в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, является безусловным требованием федерального законодательства.
Пункт 5 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и часть 9 ст. <адрес> от «О муниципальных выборах в <адрес>» устанавливают, что содержащиеся в подписных листах сокращения слов и дат в сведениях об избирателях, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений, не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 30 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» усматривается, что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства.
Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указание в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2212-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2, положениями подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 6 статьи <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>»).
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 11/2013- 03 «Об административно-территориальном устройстве <адрес>» в систему административно-территориальных единиц <адрес> входят районы, города областного подчинения и закрытые административно-территориальные образования, перечисленные в приложении к настоящему Закону «Перечень административно-территориальных единиц <адрес>». Пункт 4 данного Перечня указывает на то, что в <адрес> имеется район: «...4) Егорьевский - административный центр <адрес>».
Суд соглашается с мнением ТИК и полагает, что отсутствие в подписных листах в графе «адрес места жительства» избирателей и лиц, удостоверивших данные подписные листы, указания на <адрес>, при наличии указания на субъект РФ - <адрес> и на <адрес>, не может являться основанием для признания подписей избирателей недействительными, поскольку указание избирателями в подписных листах в адресе места жительства «<адрес>» и отсутствие в данной области и в каком-либо ином районе населенного пункта (города) с аналогичным названием, исключает какие либо сомнения о месте проживания данных граждан, где проводятся выборы Главы Егорьевского муниципального района по единому избирательному округу.
Более того, согласно статьи 7 Устава муниципального образования «Егорьевский муниципальный район <адрес>», <адрес> является административным центром Егорьевского муниципального района, органы местного самоуправления Егорьевского муниципального района в соответствии с историческими традициями размещаются на территории <адрес> по адресу: 140301, <адрес> (т. 2, л.д. 22-55) и из представленных суду решений территориальной избирательной комиссии <адрес> (140300, <адрес>) о регистрации кандидатами на должность Главы Егорьевского муниципального района ФИО1, ФИО2 и ФИО3 усматривается место их проживания: <адрес> и отсутствует указание на <адрес> (т. 1, л.д. 12, 49, 237-238).
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, в том числе, с учетом «Разъяснений по использованию сокращений в данных об избирателе при заполнении подписного листа», являющихся приложением к решению территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 2, л.д. 22-24), суд приходит выводу о том, что неуказание в подписных листах в адресе места жительства избирателей и в адресе места жительства лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО3 на должность Главы Егорьевского муниципального района, наименования района их проживания при наличии указания <адрес> и <адрес> нельзя расценить как представление лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, сведений о себе не в полном объеме и не может служить основанием для признания подписей избирателей в подписных листах недействительными, поскольку оно не препятствует однозначному восприятию этих сведений и не может свидетельствовать о нарушении закрепленного в статье 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов.
Заявленные ФИО1 требования и доводы его представителя ФИО4 о том, что ФИО3 одновременно с представлением подписных листов и протокола об итогах сбора подписей избирателей не был представлен протокол в машиночитаемом виде, ввиду чего, избирательная комиссия не должна была принимать от кандидата документы, а уведомить его о неполноте сведений, по мнению суда, также необоснованны и не могут служить основанием для отмены принятого ТИК решения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 16 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде. Аналогичная норма содержится и в ч. 44 ст. <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>».
Как следует из показаний ФИО3, им в ТИК был представлен протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде. Нигде в законодательстве о выборах нет указания на то, что протокол об итогах сбора подписей должен быть представлен дополнительно и на машиночитаемом носителе, протокол об итогах сбора подписей не является документом, который должен заноситься в какую-либо систему или базу. Современные устройства для считывания текстов (сканеры) предусматривают возможность считать текст с представленного протокола об итогах сбора подписей, что подтвердила в судебном заседании председатель территориальной избирательной комиссии ФИО5, сообщившая суду, что представленный избирателем ФИО3 протокол об итогах сбора подписей был отсканирован, ввиду чего он является предоставленным в машиночитаемом виде и подтвердившая, что ФИО3 были представлены в ТИК все необходимые документы для регистрации кандидата на должность Главы Егорьевского муниципального района.
В связи с вышеизложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 об отмене регистрации кандидата ФИО3 по основанию непредставления им необходимых для регистрации документов (протокола об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде), поскольку он был ФИО3 в ТИК предоставлен.
В качестве основания к отмене решения ТИК о регистрации кандидата ФИО3 заявитель ФИО2 указал, что все подписные листы кандидата не соответствуют требованиям Закона МО «О муниципальных выборах в <адрес>» вследствие того, что в них неправильно указано наименование муниципального образования, в котором состоятся выборы, а именно, вместо «Егорьевский муниципальный район <адрес>», указано «Егорьевский муниципальный район».
Суд полагает данное утверждение ошибочным, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 6 Устава муниципального образования «Егорьевский муниципальный район <адрес>», официальное краткое наименование муниципального образования «Егорьевский муниципальный район <адрес>» - Егорьевский муниципальный район, таким образом, наименование муниципального образования в подписных листах кандидата ФИО3 указано в соответствии с Уставом.
Таким образом, поскольку из исследованных судом представленных в ТИК ФИО3 подписных листов следует, что наименование муниципального образования указано в соответствии с Уставом Егорьевского муниципального района и ему не противоречит, неуказание в подписных листах Егорьевского муниципального района <адрес> не является нарушением формы, установленной в приложении 6 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Более того, согласно пп.2 ч. 1 с. 25 Устава Егорьевского муниципального района указано, что избирательная должность именуется- Глава Егорьевского муниципального района без указания на <адрес>.
Как разъяснено в п. 1 ч. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.
Заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, как указано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, с учетом особенностей производства по делам данной категории, установленных главами 23 и 26 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, в чем заключается нарушение избирательных прав или права на участие в референдуме.
В заявлении, в том числе должно быть указано, в чем заключается нарушение прав, свобод и законных интересов истца (п. 4 ч. 1 ст. 131 ГПК РФ), а также указано в чем состоит требование истца, на каких обстоятельствах он основывает данное требование и какими доказательствами подтверждает эти обстоятельства (п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 131 ГПК РФ). Эти данные, указанные заявителем, имеют значение для установления правоотношения сторон, определения обстоятельств, имеющих значение для дела и решении вопроса о бремени их доказывания и необходимо для проведения судом состязательного процесса, с соблюдением норм, установленных статьей 12 ГПК РФ и реализации лицами, участвующими в деле, их процессуальных прав.
Положениями статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
По мнению суда, заявителями ФИО1 и ФИО2 не представлено достаточно доказательств факта нарушения ТИК их избирательных прав и норм избирательного законодательства, что могло бы повлечь отмену решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района на досрочных выборах Главы Егорьевского муниципального района, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявлений ФИО1 и ФИО2 о признании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района на досрочных выборах Главы Егорьевского муниципального района, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» незаконным и его отмене, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Сумкина Е.В.