ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2796/18 от 20.11.2018 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-2796/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2018 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Котешко Л.Л.

при секретаре судебного заседания – Панове А.А.

с участием:

истца – ФИО1,

представителя ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры – ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству транспорта Республики Крым, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит обязать транспортные кабинеты обоих субъектов РФ внести изменения в смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок с определением в расписание остановок на автостанции «Инкерман» для всех рейсов, следующих по маршруту Севастополь-Симферополь (в том числе и аэропорт) и в обратном направлении, согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ и «Соглашения № 1 об организации регулярных перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем» от 15.07.2016 между Министерством транспорта Республики Крым и Департаментом городского хозяйства города Севастополя.

Исковые требования мотивированы нарушением права истца, гарантированного ст. 27 Конституции РФ, как потребителя услуг по перевозкам пассажиров общественным транспортом, на свободу передвижения. Так, в смежном межрегиональном маршруте регулярных перевозок Севастополь-Симферополь (в том числе и аэропорт) и в обратном направлении остановка- автостанция «Инкерман» имеется лишь на некоторых рейсах, а не на всех, следующих по этому маршруту. Истцу, как пассажиру, навязывается услуга, в которой он не нуждается, и он как потребитель услуг по перевозке, вынужден нести необоснованные дополнительные расходы (финансовые и\или временные). Истец неоднократно обращался к ответчикам с предложением об оказании услуг перевозки пассажиров между Севастополем и Симферополем с остановочным пунктом автостанция «Инкерман» на все рейсы, а не на единичные, как в настоящее время. Вместе с тем, ответчиками по настоящее время так и не внесены изменения в маршрут перевозки с целью удовлетворения потребностей населения в пассажирских и иных перевозках с наибольшими удобствами.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя в судебном заседании против иска возражал по тем основаниям, что в соответствии с соглашением об организации регулярных перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем отсутствует основание для изменения смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок. Кроме того, в данном случае не было выявлено объективной потребности в изменении маршрута. Перевозчики с предложением о внесении изменений в спорный маршрут в части установления остановочного пункта автостанция «Инкерман» не обращались.

В предварительном судебном заседании истец и представители ответчика возражали против привлечения к участию в деле ГУП РК «Крымавтотранс», ГУПС «Севавтотранс» в учетом предмета и оснований заявленного иска.

19.11.2018 от ответчика Министерства транспорта Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие их представителя в связи с занятостью его в ином суде. Кроме того, ответчиком были поданы возражения против иска, согласно которым Министерство транспорта Республики Крым просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, а также ходатайства ответчика, счел возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ при установленной явке.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1.1 Раздела 1 Положения о Министерстве транспорта Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 155 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Республики Крым» Министерство транспорта Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику в транспортном комплексе, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Пункт 1.2 Положения определяет, что Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере транспортно-дорожного комплекса, а также настоящим Положением.

В соответствии с Положением о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 849-ПП, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственным полномочий города Севастополя в сфере транспортного обслуживания населения транспортном общего пользования.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ (далее - 220-ФЗ), между Республикой Крым в лице Министерства и городом федерального значения Севастополем в лице Департамента городского хозяйства г. Севастополя, заключено Соглашение об организации пассажирских перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем от 18.07.2016 № 1 (далее - Соглашение).

В соответствии с Дополнительным соглашением №1 к Соглашению об организации пассажирских перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем, внесены изменения в указанное Соглашение, в части замены лиц, указанных в Соглашении, со стороны города федерального значения Севастополя выступил ответчик вместо Департамента городского хозяйства г. Севастополя.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона №220-ФЗ смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется, отменяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен начальный остановочный пункт по данному маршруту.

Порядок установления, изменения, отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данного маршрута, а также основания для отказа в установлении либо изменении данного маршрута, основания для отмены данного маршрута) устанавливается соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходит данный маршрут, с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2).

Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене этого маршрута по инициативе установившего его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (часть 3).

В течение шестидесяти дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предусмотренного частью 3 настоящей статьи решения об изменении смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, обязаны обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявлением о продлении действия таких свидетельства и карт данного маршрута на следующий срок в соответствии с принятым решением (часть 4).

Смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в этом реестре (часть 6).

В соответствии с п. 3.1 Соглашения смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется, отменяется в соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Пунктом 3.4 Соглашения указаны исчерпывающие основания для изменения смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок:

а) исполнение положений документа планирования регулярных перевозок, действующего на территории города Севастополя или территории Республики Крым;

б) выявленная объективная потребность в изменении смежного межрегионального маршрута;

в) проведения культурно-массовых мероприятий, строительных или ремонтных работ на улично-дорожной сети или объектах транспортной инфраструктуры;

г) ввод в эксплуатацию новых объектов жилищного строительства, социальной, транспортной или промышленной инфраструктуры;

д) изменение схемы организации дорожного движения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

е) удовлетворение представленного в порядке, установленном настоящим Соглашением, предложения юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющего регулярные перевозки по данному маршруту, об изменении смежного межрегионального маршрута.

Так истец указывает, что на маршруте Симферополь –Севастополь и обратно существует потребность во внесении изменений путем добавления во все рейсы остановки – автостанция Инкерман. Отсутствие такой остановки на всех рейсах является нарушением его конституционного права на свободу передвижения, а также нарушает его права как потребителя услуги перевозки, поскольку он вынужден нести дополнительные материальные затраты для покупки соответствующего билета до/ или из Севастополя, а не из Инкермана. Существующих рейсов с имеющейся остановкой – автостанция Инкерман недостаточно и они не всегда удобны по времени.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что согласно реестру смежных межрегиональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем имеется более 20 маршрутов между г. Севастополь и г. Симферополь, на 7 (семи) из которых имеется промежуточный остановочный пункт – АС Инкерман. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании на каждом из указанных маршрутов выполняется по несколько рейсов в день.

Из представленного суду анализа пассажиропотока на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок, установлено, что с 01.06.2018 по 01.11.2018 выполнен 2601 рейс (ежедневно выполнялось 17 рейсов), следующих из Севастополя в Симферополь (в том числе аэропорт г. Симферополя), с возможностью приобретения билета в г. Инкерман. Количество проданных билетов за указанный период составило 4565.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на 1 рейс приходилось менее 2х пассажиров, купивших билет в г. Инкерман.

С учетом изложенного, в соответствии с подпунктом «б» пункта 3.4 Соглашения, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя не выявлено объективной потребности в изменении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.

Предложений об изменении смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок от предприятий-перевозчиков на соответствующем маршруте не поступало.

С учетом вышеизложенного, судом не усматривается нарушения со стороны ответчиков права истца, как потребителя соответствующих услуг по перевозке общественным транспортом, на свободу передвижения. Доказательств обратного истцом суду не представлено в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ.

Общественный транспорт рассчитан на массового потребителя, а наличие потребности в изменении маршрута у одного или нескольких лиц, по мнению суда, не может свидетельствовать об объективной потребности в изменении маршрута. Тем более, как установлено судом, доводы об отсутствии на существующих маршрутах остановочного пункта АС Инкерман не подтвердились.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что с целью обеспечения свободы передвижения истца, помимо автобусных маршрутов Симферополь –Севастополь и обратно, возможно использование других автобусных маршрутов, следующих через АС Инкерман, использование железнодорожного транспорта и др., в связи с чем судом не усматривается нарушение прав истца на свободу передвижения.

руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО1 к Министерству транспорта Республики Крым, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2018.

Председательствующий –