ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2796/2014 от 02.09.2014 Копейского городского суда (Челябинская область)

 Дело № 2-2796/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

     02 сентября 2014 года Копейский городской суд Челябинской области в составе:

 председательствующего Кухарь О.В.,

 с участием прокурора Фуфачевой А.А.,

 при секретаре Аникеенко З.П.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровинских С.А. о признании недействующими нормативно правовых актов органа местного самоуправления,

 У С Т А Н О В И Л:

 Боровинских С.А. обратилась в суд с заявлением, в котором с учетом увеличения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит: признать недействующим нормативно правовой акт решение Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР «Об утверждении генерального плана Копейского городского округа Челябинской области; признать недействующим решение Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР «Об утверждении Правил землепользования и застройки Копейского городского округа в части территориального зонирования и статьи 16 части 2 «Градостроительные регламенты», устанавливающей параметры строительства для зоны В 1.1. «Зона усадебной застройки, коттеджей», а именно минимальные расстояния между фронтальной границей участка и основным строением.

 Требования заявитель мотивировала тем, что является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: АДРЕС. Территориальная зона, в которой находится указанный земельный участок согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки КГО отнесена к «Зоне многоэтажной застройки» **, что лишает заявителя прав, описанных в статьях 209, 263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ, так как администрация г. Копейска отказывает в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома по причине нахождения земельного участка в указанной зоне. Принятый генеральный план нарушает права и обязанности в возможности свободного распоряжения земельным участком. Считает, что при принятии Генерального плана КГО был нарушен порядок издания данного нормативного акта, так как на официальном сайте КГО и интернет версии газеты «Копейский рабочий» отсутствуют публикации проекта генерального плана КГО, постановления о проведении публичных слушаний о подготовке проекта генерального плана и решение о подготовке проекта генерального плана. Поскольку решение Собрания депутатов НОМЕР от ДАТА, как нормативный правовой акт издан с нарушением порядка его издания, считает, что он не соответствует ст. 15 Конституции РФ и статьям 9, 23, 24, 28 ГрК РФ и как следствие не применим.

 Ряд положений «Правил землепользования и застройки КГО» противоречат требованиям федерального законодательства и нарушают права неопределенного круга лиц, не предполагают в основных видах разрешенного использования территориальной зоны В2 «Зона многоэтажной застройки» использование земельных участков под 1-2 этажные индивидуальные дома, что лишает собственников таких домов и земельных участков под ними, возможности строительства новых индивидуальных домом на своих участках и лишает возможности получить разрешение на реконструкцию домов, которые разрушаются со временем. В территориальных зонах 03 35 10 и 03 35 05, начиная с 40-х годов прошлого века сложилась планировка территории и существующее землепользование, в указанных зонах расположены индивидуальные жилые дома. Правила не учитывают возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. При принятии правил не были учтены сложившаяся планировка территории и существующего землепользования, не были обеспечены права и законные интересы физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что не соответствует положениям п. 1 ст. 30, ст. 34, ст. 36 ГрК РФ.

 Кроме того, статьей 16 части 2 «Градостроительные регламенты» Правил предусмотрены параметры строительства для зоны В 1.1. «Зона усадебной застройки, коттеджей» в которой указано, что при реконструкции жилого дома, согласно оспариваемому нормативно правовому акту «Правила землепользования и застройки территории КГО» собственник строения обязан перенести фронтальную часть дома на 5 метров вглубь земельного участка. Данное требование обоснованно на СП 30-102-99, табл. 1, из которого не следует такое требование. Данное требование нарушает права заявителя, как собственника участка и строения, так как при реконструкции дома, выполнить требование о переносе границы дома без полного разрушения дома физически невозможно. Не выполнив же при реконструкции дома, требование оспариваемого нормативного правового акта объект не будет соответствовать градостроительному плану земельного участка и не будет возможным в соответствии со ст. 55 ГрК РФ ввести его в эксплуатацию и зарегистрировать на него право собственности.

 Заявитель Боровинских С.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении. В дополнение указала, что при изучении процедуры принятия Генерального плана КГО выявила нарушения, а именно: в официальных СМИ отсутствует публикация «Решение о подготовке проекта Генерального плана КГО» и сведения о размещении муниципального заказа на подготовку проекта Генерального плана КГО; на интернет-сайте администрации КГО опубликовано постановление НОМЕР от ДАТА «О проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проекта «Корректировка генерального плана КГО» и приложение к данному постановлению, однако данная публикация не содержит текстовую и графическую части Генерального плана КГО, как и публикация в газете «НАЗВАНИЕ» также не содержит графическую часть Генерального плана; при публикации в газете «Копейский рабочий» решения Собрания депутатов НОМЕР от ДАТА масштаб опубликованных карт не позволяет прочесть указанные в них текстовые сведения (наименования зон, географических объектов), тогда как графическая часть генерального плана составляет основу оспариваемого нормативного правового акта. Проект правил землепользования и застройки КГО также не был опубликован в полном объеме перед проведением публичных слушаний. Кроме того, заявитель указала, что в судебном порядке обращалась за выдачей разрешения на реконструкцию принадлежащего её на праве собственности жилого дома, требования удовлетворены, решение суда исполнено, администрация выдала разрешение на реконструкцию жилого дома, однако в последующем она может столкнуться с тем, что не будет выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, так как объект не будет соответствовать градостроительным регламентам.

 Заинтересованные лица – администрация Копейского городского округа Челябинской области, Муниципальное образование «Копейский городской округ» в лице представителя Кусмауль Н.Н., действующего по доверенности, в судебном заседании по заявленным требованиям возражала, указывая, что оспариваемые решения приняты уполномоченным на то органом при соблюдении предусмотренного ГрК РФ порядка их подготовки и утверждения органом местного самоуправления. Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Заявитель ранее выбрала способ восстановления своего права путем обжалования решения органа местного самоуправления и ей выдано разрешение на реконструкцию жилого дома АДРЕС, в настоящее время прав и интересы заявителя не нарушаются. Генеральный план и правила землепользования и застройки это документы не одного дня, они предусматривают порядок внесения в них изменений. Генеральный план не касается уже имеющихся в собственности земельных участков, а если права ограничиваются, то действует земельное и градостроительное законодательство плюс процедура изъятия. Законодатель разработал баланс прав при применении указанных федеральных законов.

 Заинтересованные лица – собрание депутатов Копейского городского округа, Управление архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

 В силу ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

 В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 Предметом оспаривания в порядке главы 24 ГПК РФ могут быть принятые и опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц.

 В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Судом установлено, что Боровинских С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером НОМЕР площадью ** кв.м. с разрешенным видом использования для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером НОМЕР жилой площадью ** кв.м.

 ДАТА Боровинских С.А. обратилась в администрацию Копейского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилищного объекта (дома) по адресу: АДРЕС.

 Сообщением заместителя Главы администрации Копейского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР -пс Боровинских С.А. отказано в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома в связи с тем, что градостроительный план земельного участка в администрации Копейского городского округа отсутствует, схема планировочной организации земельного участка выполняется в соответствии с градостроительным планом и правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Собрания депутатов Копейского городского округа от ДАТА НОМЕР. Кроме того, в соответствии с Генеральным планом Копейского городского округа Челябинской области, утвержденным решением Собрания депутатов Копейского городского округа от ДАТА НОМЕР земельный участок с кадастровым номером НОМЕР находится в зоне перспективной многоэтажной жилой застройки.

 Согласно выкопировки из генерального плана Копейского городского округа земельный участок по адресу: АДРЕС находится в жилой зоне ** – зона многоэтажной застройки.

 Заявитель считает, что отнесение земельного участка к зоне перспективной многоэтажной застройки лишает её прав, описанных в статьях 209, 263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ, так как администрация г. Копейска отказывает в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома по причине нахождения земельного участка в указанной зоне. Принятый генеральный план нарушает права и обязанности в возможности свободного распоряжения земельным участком. Считает, что при принятии Генерального плана КГО был нарушен порядок издания данного нормативного акта, так как на официальном сайте КГО и интернет версии газеты «Копейский рабочий» отсутствуют публикации проекта генерального плана КГО, постановления о проведении публичных слушаний о подготовке проекта генерального плана и решение о подготовке проекта генерального плана. Поскольку решение Собрания депутатов НОМЕР от ДАТА, как нормативный правовой акт издан с нарушением порядка его издания, считает, что он не соответствует ст. 15 Конституции РФ и статьям 9, 23, 24, 28 ГрК РФ и как следствие не применим. Проект правил землепользования и застройки КГО также не был опубликован в полном объеме перед проведением публичных слушаний.

 Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации следует, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

 При проверке соблюдения компетенции органа местного самоуправления или должностного лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к вопросам местного значения, а если, да, то относится ли принятие решения по этому вопросу к компетенции этого органа или должностного лица.

 В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 В соответствии со ст. 7 Устава муниципального образования «Копейский городской округ» структуру органов местного самоуправления Копейского городского округа (далее - органы местного самоуправления, органы местного самоуправления городского округа) составляют представительный орган муниципального образования - Собрание депутатов Копейского городского округа, высшее должностное лицо муниципального образования - глава Копейского городского округа и исполнительно - распорядительный орган муниципального образования - местная администрация муниципального образования - администрация Копейского городского округа.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, отнесено к вопросам местного значения городского округа.

 Пунктами 1,2,3 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

 В соответствии с п. 18 ч. 3 ст. 29 Устава муниципального образования «Копейский городской округ» в компетенции Собрания депутатов Копейского городского округа находятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городского округа; утверждение правил землепользования и застройка городского округа.

 Решением Собрания депутатов КГО от ДАТА НОМЕР газета «НАЗВАНИЕ» определена печатным средством массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации.

 Согласно ст. 17 Грк РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования, его состав, порядок подготовки устанавливается в соответствии указанным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Согласно ч. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

 Статья 24 ГрК РФ регламентирует порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа:

 Генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления городского округа.

 Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации городского округа.

 Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

 Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

 Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления городского округа.

 Представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

 Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

 Согласно ст. 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

 Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

 Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

 При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.

 В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

 Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

 Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть «Интернет»).

 Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение: о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования; об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

 Распоряжением главы Копейского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР с учетом изменений распоряжением от ДАТА НОМЕР принято решение о подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования Копейского городского округа.

 Постановлением главы КГО от ДАТА НОМЕР утвержден проект планировки территории микрорайона АДРЕС, к которому относится территория, где расположен жилой дома АДРЕС. Проект планировки предполагает возведение многоэтажных жилых домов, детских садов, школ, кинотеатра, подземного паркинга.

 Постановлением администрации КГО от ДАТА НОМЕР утвержден состав комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу утверждения проекта «Корректировка генерального плана КГО»; постановлено провести публичные слушания по вопросу утверждения проекта
«Корректировка генерального плана КГО»; на должностных лиц возложены обязанности организовать ознакомление с демонстрационными материалами проекта в комитете архитектуры и градостроительства; выставления представителей органов местного самоуправления, разработчиков генерального плана на собраниях жителей, в печатных СМИ, по радио, телевидению; определен порядок публичных слушаний с указанием даты, времени и места проведения; указан адрес направления замечаний и предложений.

 ДАТА состоялись публичные слушания по вопросу утверждения проекта «Корректировка генерального плана КГО», о чем составлены протоколы, утвержденные заместителем главы администрации КГО по вопросам градостроительства, экономического развития и инвестиций.

 В период публичных слушаний осуществлена публикация проекта генерального плана с приложением карты границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, карты функциональных зон городского округа в газете «НАЗВАНИЕ» от ДАТА НОМЕР и на официальном сайте администрации КГО в сети «Интернет» с ДАТА Также организована возможность ознакомления с демонстрационными материалами проекта, которая обеспечена на экспозиции в помещении комитета архитектуры администрации КГО по адресу: АДРЕС с ДАТА

 ДАТА по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения проекта «Корректировка генерального плана КГО» заместителем главы администрации КГО по вопросам градостроительства, председателем комиссии по организации и проведению публичных слушаний принято решение о рекомендации главе Копейского городского округа Челябинской области направить проект «Корректировка генерального плана КГО» на утверждение Собранию депутатов КГО после учета предложений, поступивших в ходе публичных слушаний.

 ДАТА вынесено постановление администрации КГО НОМЕР «О направлении проекта «Корректировка генерального плана КГО» на утверждение Собранию депутатов КГО. Указанное постановление опубликовано в газете «НАЗВАНИЕ» от ДАТА НОМЕР.

 Решением собрания депутатов КГО Челябинской области от ДАТА НОМЕР утвержден генеральный план Копейского городского округа Челябинской области. Указанное решение с приложением к генеральному плану материалов по его обоснованию в текстовой форме и в виде схем, карт, проектного и опорного генерального плана опубликовано в газете «НАЗВАНИЕ» от ДАТА НОМЕР и размещено на официальном интернет-сайте Собрания депутатов КГО НАЗВАНИЕ.

 Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

 Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

 Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентируется ст. 31 ГрК РФ, согласно которой:

 Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

 Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

 Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.

 Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

 Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

 Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (ч.7).

 В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются: состав и порядок деятельности комиссии; последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; иные вопросы организации работ.

 Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (ч. 9).

 По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

 Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

 Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

 Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

 В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

 После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

 Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

 Порядок утверждения правил землепользования и застройки предусмотрен ст. 32 ГрК РФ, согласно которой они утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

 Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

 Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

 Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

 Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса (ст. 33 ГрК РФ).

 Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

 ДАТА главой Копейского городского округа принято постановление НОМЕР «О проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проекта правил землепользования и застройки КГО», которым утвержден порядок проведения публичных слушаний, с возложением обязанностей на должностных лиц по их организации и публикации в СМИ. Указанное постановление с приложением карты градостроительного зонирования территории КГО, схемы границ зон с особыми условиями использования территории и правилами опубликовано в газете «НАЗВАНИЕ» от ДАТА НОМЕР, на сайте указанной газеты и официальном сайте администрации КГО. Постановлением главы администрации КГО от ДАТА НОМЕР в указанное постановление внесены изменения по дате и времени проведения публичных слушаний и принесению замечаний и предложений, что также было опубликовано в газете «Копейский рабочий» от ДАТА НОМЕР и на официальном сайте администрации КГО. Размещены объявления в местах массового скопления людей в центральной части города, в АДРЕС. Переданы телефонограммы в учреждения и предприятия городского округа.

 Публичные слушания по вопросу утверждения проекта правил землепользования и застройки КГО проведены на территории муниципального образования (АДРЕС) ДАТА и ДАТА Рассматривались обращения граждан и юридических лиц, многие обращения в форме предложений и замечаний признаны обоснованными, в связи с чем, вносились изменения в правила землепользования и застройки, что отражено в протоколах публичных слушаний и протоколе по результатам публичных слушаний, утвержденный заместителем главы администрации КГО ДАТА С ДАТА и до момента утверждения проекта правил было организовано ознакомление с материалами публичных слушаний в управлении архитектуры и градостроительства администрации КГО по адресу: АДРЕС.

 По результатам голосования при проведении публичных слушании, главе администрации КГО рекомендовано принять решение о направлении проекта правил землепользования и застройки КГО на утверждение Собранию депутатов КГО, о чем председателем комиссии в лице первого заместителя главы администрации КГО вынесено заключение.

 Постановлением от ДАТА НОМЕР глава администрации КГО направил проект правил землепользования и застройки КГО на утверждение Собранию депутатов КГО.

 Решением Собрания депутатов КГО от ДАТА НОМЕР утверждены правила землепользования и застройки КГО, которые опубликованы в газете «НАЗВАНИЕ» ДАТА НОМЕР и размещены на официальном сайте администрации КГО и на официальном сайте Собрания депутатов КГО www.kopeysk-sobranie.ru с приложением карты градостроительного зонирования территории КГО, схемы границ зон с особыми условиями использования территории.

 Исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативно правовые акты приняты и утверждены уполномоченными органами, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Оснований для признания их недействующими по признаку несоответствия положениям ст. 15 Конституции РФ и ст.ст. 23, 24, 28, 31, 32 ГрК РФ, у суда не имеется.

 Довод заявителя об том, что графические материалы опубликованы в черно-белом изображении не принимается судом во внимание, поскольку нормами действующего законодательства обязанность публиковать данные акты в цветном изображении не установлена. Кроме того, на обозрение суда было предоставлено печатное издание газеты «Копейский рабочий» с приложением цветных графических материалов, что указанный довод опровергает. Ссылку на мелкий масштаб, суд также находит необоснованной.

 Заявитель Боровинских С.А. обращаясь в суд с настоящим заявлением указала, что её права и законные интересы как собственника жилого дома и земельного участка по адресу: АДРЕС нарушаются тем, что территориальная зона, в которой находится указанный земельный участок согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки КГО отнесена к «Зоне многоэтажной застройки» **, что лишает заявителя прав, описанных в статьях 209, 263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ, так как администрация г. Копейска отказывает в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома по причине нахождения земельного участка в указанной зоне.

 Судом установлено, что решением Копейского городского суда Челябинской области от ДАТА, вступившим в законную силу ДАТА на администрацию КГО возложена обязанность выдать Боровинских С.А. разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома по указанному выше адресу.

 На момент вынесения решения суда по настоящему делу, Боровинских С.А. были выданы постановление Главы Копейского городского круга Челябинской области от ДАТА НОМЕР «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: АДРЕС» и градостроительный план указанного земельного участка.

 Суд указал, что нахождение земельного участка заявителя в зоне перспективной многоэтажной жилой застройки не могло в рассматриваемом случае являться законным основанием для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, в связи с чем, заявление удовлетворено.

 Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу п. 1 ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

 Статья 13 Гражданского кодекса РФ также указывает, что нормативный акт может быть признан недействующим, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина.

 Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос и неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

 Заявитель, а также представитель администрации КГО в судебном заседании указали, что решение суда от ДАТА исполнено, администрация выдала разрешение на реконструкцию жилого дома, однако в последующем она может столкнуться с тем, что не будет выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, так как объект не будет соответствовать градостроительным регламентам, так как статьей 16 части 2 «Градостроительные регламенты» Правил предусмотрены параметры строительства для зоны В 1.1. «Зона усадебной застройки, коттеджей» в которой указано, что при реконструкции жилого дома, согласно оспариваемому нормативно правовому акту «Правила землепользования и застройки территории КГО» собственник строения обязан перенести фронтальную часть дома на 5 метров вглубь земельного участка. Данное требование обоснованно СП 30-102-99, табл. 1, из которого не следует такое требование.

 Суд приходит к выводу, что гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя оспариваемыми нормативно правовыми актами не нарушаются, так как заявителем раннее был избран иной способ защиты своих прав путем обжалования решения органа местного самоуправления. В результате рассмотрения требований права и интересы были восстановлены.

 В свою очередь, заявитель не наделена полномочиями по обращению в суд в интересах неопределенного круга лиц, а следовательно, доводы о том, что ряд положений «Правил землепользования и застройки КГО» противоречит требованиям федерального законодательства и нарушают права неопределенного круга лиц, являются несостоятельными.

 Также суд не может принять во внимание ссылку заявителя на незаконность указания в статье 16 части 2 «Градостроительные регламенты» Правил параметра строительства для зоны В 1.1. «Зона усадебной застройки, коттеджей» в которой указано, что при реконструкции жилого дома, собственник строения обязан перенести фронтальную часть дома на 5 метров вглубь земельного участка. Заявитель указала, что данное требование нарушает права заявителя, как собственника участка и строения, так как при реконструкции дома, выполнить требование о переносе границы дома без полного разрушения дома физически невозможно. Не выполнив же при реконструкции дома, требование оспариваемого нормативного правового акта объект не будет соответствовать градостроительному плану земельного участка и не будет возможным в соответствии со ст. 55 ГрК РФ ввести его в эксплуатацию и зарегистрировать на него право собственности

 Как ранее установлено судом, земельный участок заявителя отнесен в зоне ** – зона многоэтажной застройки, на которую градостроительные регламенты зоны ** не могут распространяться. При этом, согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2015 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта; согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Судом учитывается и то, что право собственности Боровинских С.А. на земельный участок и жилой дом возникло ДАТА, то есть после принятия генерального плана и Правил землепользования и застройки, определивших градостроительный регламент земельного участка. При этом, заявитель не лишена права обращения в орган местного самоуправления с предложением о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ.

 При этом правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Задача же органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

 Положениями ч. 8 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

 Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов. Данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.

 Таким образом, суд считает недоказанным нарушение прав заявителя оспариваемыми решениями, оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

     Требования Боровинских С.А. о признании недействующим решение Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР «Об утверждении генерального плана Копейского городского округа Челябинской области; о признании недействующим решение Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР «Об утверждении Правил землепользования и застройки Копейского городского округа» в части территориального зонирования; о признании недействующим решение Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР «Об утверждении Правил землепользования и застройки Копейского городского округа» в части статьи 16 части 2 «Градостроительные регламенты», устанавливающей параметры строительства для зоны **1. «Зона усадебной застройки, коттеджей» в части минимального расстояния между фронтальной границей участка и основным строением, - оставить без удовлетворения.    

     Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Копейский городской суд Челябинской области.

 Председательствующий:                         О.В. Кухарь