к делу № 2-2797/2019 УИД 23RS0014-01-2019-003485-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Динская Краснодарского края 19 ноября 2019 г.
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Семенихина Ю.В.,
при секретаре Смирновой А.И.,
с участием представителя истца-ответчика ФИО1,
ответчика-истца ФИО2,
представителя ответчика-истца ФИО3,
представителя третьего лица ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Динской район к ФИО2 о снятии земельного участка с кадастрового учета и по встречному иску ФИО2 к Администрации муниципального образования Динской район о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, признании недействительным постановления органа местного самоуправления и обязании заключить соглашение о перераспределении земель,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО2 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 471 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>А и восстановлении в сведениях государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для индивидуального строительства, площадью 320 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>А.
В обоснование заявленных требований указав, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 320 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории...», был образован земельный участок площадью 471 кв.м., в границах кадастрового квартала №, (категория земель - земли населенных пунктов), расположенный в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по адресу: <адрес>А, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 320 кв.м, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 151 кв.м, и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории. Копия указанного постановления была выдана ответчику, на основании которой был осуществлен кадастровый учет образованного земельного участка. После постановки на кадастровый учет земельного участка образованного путем перераспределения образовался земельный участок с кадастровым номером № площадью 471 кв.м. ФИО2 повторно обратилась в управление имущественных отношений администрации МО <адрес> с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в его собственности. По результатам рассмотрения данного заявления управлением имущественных отношений администрации муниципального образования <адрес> решением, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.01-08/878 отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков по следующим основаниям. Согласно карте градостроительного зонирования территории Пластуновского сельского поселения <адрес>, утвержденной решением Совета Пластуновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№), земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А, находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Правилами землепользования и застройки Пластуновского сельского поселения <адрес>, утвержденной решением Совета Пластуновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№), в зоне (Ж-1) предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в которых минимальная площадь земельного участка от 1 кв.м. В приложенной схеме расположения участка на кадастровом плане территории, площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена, составляет 151 кв.м. Кроме того, земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования. Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, и земель в кадастровом квартале №, государственная собственность на которые не разграничена» отменено. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № площадью 471 кв.м., образованный в результате перераспределения, подлежит снятию с кадастрового учета. С целью снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 471 кв.м. администрация МО <адрес> обратилась с заявлением в Динской отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, который уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о том, что земельный участок с кадастровым № не является преобразуемым, следовательно, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем исключить из ЕГРН сведения об указанном земельном участке возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. В связи с вышеизложенным истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
ФИО2 обратилась в суд со встречным иском, в котором просит суд признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № администрации МО <адрес> отменяющее Постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, недействительным; признать отказ в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ за №. №, незаконным; обязать администрацию МО <адрес> заключить с ФИО2 соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков находящихся в частной собственности в отношении земельного участка площадью 471 кв.м. за кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец заключила договор поручения с ФИО5 на оказание услуг по сбору и оформлению документов необходимых для образования земельного участка и заключения с администрацией МО <адрес> соглашения о перераспределении земель и выдала ФИО5 доверенность. С указанного времени ФИО5 занимался оформлением документов и только ДД.ММ.ГГГГ сообщил истцу о том, что администрацией МО <адрес> подано исковое заявление о снятии с кадастрового учета образованного для целей перераспределения земельного участка. В тот же день истец ознакомилась в суде с материалами указанного гражданского дела, в котором к материалам дела администрацией МО <адрес> приобщен отказ в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ за №.№ и Постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об отмене постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №» которым, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «А» и земель в кадастровом квартале №, государственная собственность на которые не разграничена. Из указанных документов истцу стало известно, что администрацией МО <адрес> была утверждена схема расположения земельного участка постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, которое в последствии было отменено постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, в последствии представителю истца ФИО5 был выдан отказ в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ. При этом ФИО5 об указанных постановлениях и отказе истцу не сообщил, меры по обжалованию указанных документов не предпринял, истец узнала о существовании указанных документов только при ознакомлении с материалами гражданского дела только ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем и пропустила процессуальные сроки предусмотренные законодательством для их обжалования. Кроме того, изучив указанные документы истец считает что они вынесены с нарушением законодательства в следствии чего отказ в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, а постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № недействительным на основании нижеследующего. Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «А» и земель в кадастровом квартале №, государственная собственность на которые не разграничена. Указанным постановлением образован земельный участок площадью 471 кв.м. в границах кадастрового квартала №, с видом разрешенного использования –для индивидуального жилищного строительства код (2.1), и ограничениями в пользовании земельным участком в прибрежной защитной полосе, в границах зон затопления и подтопления от паводка с 1% обеспеченностью реки 3-я Кочеты в соответствии с требованиями ст. 65 Водного кодекса РФ. При этом указанным постановлением на истца была возложена обязанность по выполнению кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета образованного в результате перераспределения. Представителем истца ФИО5 требования постановления от ДД.ММ.ГГГГ за №, в части постановки образованного земельного участка на государственный кадастровый учет были выполнены, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера №. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № администрации МО <адрес> отменяет Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, на основании ст. 11.2, 11.3, 11.7, 11.9, 11.10, 39.28, п.п.9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса в целях приведения правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Далее ДД.ММ.ГГГГ администрации МО <адрес> выдает ФИО6 отказ за №. № в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», на основании подпункта 9 пункта 9 ст. 39.29. Земельного кодекса РФ, в котором указывает, что Правилами землепользования и застройки Пластуновского сельского поселения <адрес>, утвержденными решением Совета Пластуновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Совета МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), в территориальной зоне Ж-1 предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в которых минимальная площадь земельного участка от 1 кв.м., в схеме расположения земельного участка площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена, составляет 151 кв.м. и имеет доступ к землям общего пользования в связи с чем, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушений требований предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. Считают, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № администрации МО <адрес> отменяющее Постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, на основании ст. 11.2, 11.3, 11.7, 11.9, 11.10, 39.28, п.п.9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса в целях приведения правовых актов в соответствие с действующим законодательством недействительно, так как указанные в обоснование вынесения постановления, статьи Земельного кодекса не предусматривают оснований к отмены постановления, постановление не содержит ссылок на конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, также в постановлении не приведены доказательства несоответствия закону ранее изданного Постановления.
В судебном заседании представитель истца-ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования Администрации муниципального образования <адрес> к ФИО2 о снятии земельного участка с кадастрового учета поддержала и просила суд их удовлетворить в полном объёме, во встречном иске ФИО2 просила суд отказать.
ФИО2 и её представитель ФИО3 в судебном заседании встречные исковые требования о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, признании недействительным постановления органа местного самоуправления и обязании заключить соглашение о перераспределении земель просили суд удовлетворить в полном объёме. В удовлетворении иска Администрации муниципального образования Динской район о снятии земельного участка с кадастрового учета просили суд отказать.
Представитель третьего лица Динского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебном заседании при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Выслушав мнения участников процесса, изучив исковое заявление, встречное исковое заявление, исследовав и оценив предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ (защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения) — собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В статье 12 ГК РФ перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 320 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>А.
Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «А» и земель в кадастровом квартале №, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным постановлением образован земельный участок площадью 471 кв.м. в границах кадастрового квартала №, с видом разрешенного использования –для индивидуального жилищного строительства код (2.1), и ограничениями в пользовании земельным участком в прибрежной защитной полосе, в границах зон затопления и подтопления от паводка с 1% обеспеченностью реки 3-я Кочеты в соответствии с требованиями ст. 65 Водного кодекса РФ. При этом указанным постановлением на истца была возложена обязанность по выполнению кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета образованного в результате перераспределения.
Представителем истца ФИО5 требования постановления от ДД.ММ.ГГГГ за №, в части постановки образованного земельного участка на государственный кадастровый учет были выполнены, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера №.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № администрации МО <адрес> отменяет Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, на основании ст. 11.2, 11.3, 11.7, 11.9, 11.10, 39.28, п.п.9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса в целях приведения правовых актов в соответствие с действующим законодательством.
ФИО2 повторно обратилась в управление имущественных отношений администрации МО <адрес> с заявлением (вх. №.№ от ДД.ММ.ГГГГ) о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в его собственности.
ДД.ММ.ГГГГ администрации МО <адрес> выдает ФИО6 отказ за №.№ в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», на основании подпункта 9 пункта 9 ст. 39.29. Земельного кодекса РФ, в котором указывает, что Правилами землепользования и застройки Пластуновского сельского поселения <адрес>, утвержденными решением Совета Пластуновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Совета МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), в территориальной зоне Ж-1 предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в которых минимальная площадь земельного участка от 1 кв.м., в схеме расположения земельного участка площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена, составляет 151 кв.м. и имеет доступ к землям общего пользования в связи с чем, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушений требований предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 48 указанного Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
По смыслу ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
В связи с чем суд считаем, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № администрации МО Динской район отменяющее постановление администрации МО Динской район от ДД.ММ.ГГГГ за №, на основании ст. 11.2, 11.3, 11.7, 11.9, 11.10, 39.28, п.п.9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса в целях приведения правовых актов в соответствие с действующим законодательством недействительно, так как указанные в обоснование вынесения постановления, статьи Земельного кодекса не предусматривают оснований к отмены постановления, постановление не содержит ссылок на конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, также в постановлении не приведены доказательства несоответствия закону ранее изданного Постановления.
Кроме того, Постановлением администрации МО Динской район от ДД.ММ.ГГГГ за №, была утверждена схема расположения земельного участка составленная в соответствии с требованиями ст. 11.10 ЗК РФ, следовательно для отмены указанного постановления администрация была обязана указать конкретные основания не соответствия схемы требованиям п.16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Также суд считает незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ за №.01-08/878, принятый на основании п.п.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, так как формирование самостоятельного земельного участка без нарушений требований предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ не представляется возможным.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к кадастровому инженеру с целью установления возможности формирования самостоятельного земельного участка в <адрес>, в кадастровом квартале № от границ принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> «А» и далее вплоть до существующего мелиоративного канала.
Заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что после проведения комплекса спутниковых геодезических измерений формируемого земельного участка было выявлено, что образование нового земельного участка без нарушения требований ст.11.9 ЗК невозможно, так как образуемый земельный участок не будет соответствовать требованиям ПЗЗ (Правила землепользования и застройки Пластуновского сельского поселения Динского района) от 25.10.2017г. №) по минимальной ширине земельных участков вдоль фронта улицы (составляет 12м.). Ширина образуемого земельного участка составляет 10.99 м. Так как на расстояние 15,99 м. от границы земельного участка с № расположен мелиоративный канал с шириной охранной зоны 5.00м. Из указанного заключения следует, что формирование самостоятельного земельного участка без нарушений требований предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно позиции Росреестра (письмо от ДД.ММ.ГГГГN 14-05723/15) письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от ДД.ММ.ГГГГN 10-3512-КЛ "О направлении писем для учета в работе" (вместе с письмами ФГБУ "ФКП Росреестра" от ДД.ММ.ГГГГN 10-2347-КЛ "О разрешенном использовании образуемого земельного участка ", от ДД.ММ.ГГГГN 10-2369-КЛ "О применении пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о Кадастре, и о соответствии ВРИ, содержащимся в градостроительном регламенте", Росреестра от ДД.ММ.ГГГГN№ "О рассмотрении обращения", от ДД.ММ.ГГГГN 14-№)) с учетом положений частей 2 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии утвержденных ПЗЗ, соответствующие данные которых к тому же включены в государственный кадастр недвижимости, вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования, установленному согласно градостроительному регламенту для соответствующей территориальной зоны. При этом, на взгляд Росреестра, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту, является неправомерным.
Из вышеизложенного следует, что новый земельный участок должен быть образован в кадастровом квартале № который находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1 рядом с земельным участком истицы имеющим вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, соответственно новому земельному участку должен быть присвоен аналогичный вид разрешенного использования.
Правилами землепользования и застройки Пластуновского сельского поселения <адрес>, утвержденными решением Совета Пластуновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Совета МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), (далее –ПЗЗ), в территориальной зоне Ж-1 предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ – 30 / 3 согласно которых земельный участок с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства должен соответствовать минимальному установленному размеру - 300 кв. м с минимальной шириной земельного участка вдоль фронта улицы (проезда) – 12 метров.
При этом согласно схемы земельного участка приложенной к заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ ширина образуемого земельного участка может составлять только 10.99 м., что противоречит требования ПЗЗ.
Формирование земельного участка площадью от 1 кв.м. с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства ПЗЗ не предусмотрена, указанная площадь предусмотрена для земельных участков с видом разрешенного использования-Коммунальное обслуживание [3.1], Социальное обслуживание [3.2], Амбулаторно-поликлиническое обслуживание [3.4.1] для объектов инженерного обеспечения и объектов вспомогательного инженерного назначения, размещение которых в силу требований ст. 65 Водного кодекса в границах водного объекта запрещено. Кроме того размещение и эксплуатация объектов коммунального, социального и амбулаторного назначения на земельном участке в кадастровом квартале № шириной фасада до 10.99 м. с соблюдением требований ПЗЗ к указанным объектам и без нарушения требований установленных ст. 40. (Использование земельных участков в границах водоохранных зон) ПЗЗ не возможна.
Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В частности статьей 27 ЗК РФ предусмотрены ограничения оборотоспособности земельных участков. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ч. 8 ст. 27 ЗК РФ). Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ (далее по тексту ВК РФ) водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеются характерные формы и признаки водного режима.
В силу статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки – каналы. Каналы – искусственные водотоки, которые могут пересекать и частично совпадать с речными руслами и озерными котловинами. Каналы имеют воднотранспортное и мелиоративное (ирригация, осушение, обводнение), а также комплексное значение. Такой водный объект как канал, в соответствии со статьей 8 ВК РФ, находится в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В соответствии с положениями статьи 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы каналов, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Из п. 12 ст. 85 ЗК РФ следует, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
П. 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Кроме того, статьей 65 ВК РФ установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, предусмотрены случаи ограничения в их использовании.
В соответствии со статьей 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии каналов и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны каналов, ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта). Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
Из постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГN 1255 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об упорядочении отвода земель для автомобильных дорог, осушительных и оросительных каналов и других гидротехнических сооружений» следует, что ширина полосы отвода вдоль каналов, защитных валов и дамб и у гидротехнических сооружений устанавливается: а) для магистральных, распределительных и других межхозяйственных каналов и линейных сооружений на них в размере, равном, как правило, ширине канала поверху, отложенной по обе стороны канала от бровки, при прохождении канала в выемке или от подошвы дамбы при прохождении канала в полувыемке-полунасыпи, но не свыше 35 метров с каждой стороны.
Из вышеизложенного следует, что сформировать новый земельный участок в кадастровом квартале № от границы земельного участка с № до мелиоративного канала без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, не возможно, следовательно вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № администрации МО <адрес> отменяющее Постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, является недействительным так как противоречит закону, отказ в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ за №, является незаконным, а администрация МО <адрес> обязана заключить с истцом соглашение о перераспределение образованного и поставленного на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера № земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Администрации муниципального образования <адрес> к ФИО2 о снятии земельного участка с кадастрового учета – отказать.
Исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, признании недействительным постановления органа местного самоуправления и обязании заключить соглашение о перераспределении земель - удовлетворить.
Признать Постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № администрации МО <адрес> отменяющее Постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, недействительным.
Признать отказ в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ за №. №, незаконным.
Обязать администрацию МО <адрес> заключить с ФИО2 соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков находящихся в частной собственности в отношении земельного участка площадью 471 кв.м. за кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Динской районный суд Краснодарского края.
Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2019 года.
Судья Динского районного суда
Краснодарского края Ю.В. Семенихин