ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2797/2021 от 12.07.2021 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2797/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2021 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Макаровой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Московской области к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования.

В обоснование заявленных требований указано, что 19 февраля 2019 года на основании правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования земельного участка категории «земли населенных пунктов» площадью 701 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности ответчика, с «для ведения личного полсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства». Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается». В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную). Плата взимается при изменении ВРИ на основании: решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч.1 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/69-ОЗ); разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом (ч. 5 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ). В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество). На основании письма Управления Росреестра по Московской области об изменении ВРИ от 09 октября 2019 года Министерство осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило в адрес ответчика уведомление от 15 ноября 2019 года № 15исх-32865 на сумму 79030,74 руб. Плата в бюджет Московской области на основании указанного уведомления ответчиком не внесена, в связи с чем, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 25 февраля 2020 года № 15исх-5370. Ответа на претензию от ответчика не последовало, плата за изменение ВРИ не произведена, в связи с чем истец просит суд взыскать с ответчика в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 79030,74 руб.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик против удовлетворения исковых требований в судебном заседании не возражал, заявил ходатайство о предоставлении рассрочки в исполнении решения суда в связи с тяжелым материальным положением.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, при этом правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов использования земель, утвержденным Приказом Росреестра от 12.10.2011 № П/389.

Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-Ф3 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».

В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную).

Плата взимается при изменении ВРИ на основании:

- Решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч. 1 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ);

- Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/69-ОЗ);

- Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом (ч. 5 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ);

- Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ).

В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).

Судом установлено, что ответчик является собственником земельного участка площадью 701 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

19 февраля 2019 года на основании правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка категории «земли населенных пунктов» с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства».

На основании письма Управления Росреестра по Московской области об изменении ВРИ от 09 октября 2019 года Министерство осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило в адрес ответчика уведомление от 15 ноября 2019 года № 15исх-32865 на сумму 79030,74 руб.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу заказного письма.

Согласно ч. 8 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.

Плата в бюджет Московской области на основании указанного уведомления ответчиком не внесена, в связи с чем, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 25 февраля 2020 года № 15исх-5370. Ответа на претензию от ответчика не последовало, плата за изменение ВРИ не произведена.

Поскольку ВРИ спорного земельного участка изменен на основании правил землепользования и застройки Солнечногорского района, то плата за изменение ВРИ земельного участка подлежит внесению ответчиком в бюджет Московской области на основании ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона Московской области № 23/96-ОЗ, согласно которым плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме.

Ответчиком в ходе судебного разбирательства заявлено ходатайство о предоставлении рассрочки в исполнении решении суда в связи с тяжелым материальным положением из-за произошедшего пожара, представлена справка отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Солнечногорск ГУ МЧС по Московской области от 07 июня 2021 года № 109-2-10-34-18.

В соответствии со статьей 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Исходя из разъяснении?, содержащихся в абзаце третьем пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда России?скои? Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса России?скои? Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первои? инстанции», при рассмотрении заявлении? лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с уче?том необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительныи? документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с уче?том необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателеи? и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требовании? справедливости и соразмерности.

Учитывая, что ответчиком представлены доказательства в подтверждение тяжелого материального положения, суд находит заявленное ходатайство о предоставлении рассрочки в исполнении решения суда ответчиком, подлежащим удовлетворению. Суд предоставляет рассрочку в исполнении решения суда сроком на десять месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем внесения ежемесячного платежа в размере 7903,07 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере 79030 (семьдесят девять тысяч тридцать) рублей 74 копейки.

Предоставить ФИО1 рассрочку исполнения решения суда сроком на десять месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем внесения ежемесячного платежа в размере 7903 (семь тысяч девятьсот три) рубля 07 копеек.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 15 июля 2021 года.

Судья Байчоров Р.А.