Дело № 2-2798/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
06 октября 2020 года гражданское дело № 2-2798/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья»,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта»), администрации МОГО «Ухта» об обязании принять ФИО1 и членов её семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В обоснование заявленных требований указав, что в <...> г. ФИО1 обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что семья заявителя намеренно ухудшила свои жилищные условия. Не согласившись с принятым решением, истец обратилась в суд с указанным иском.
В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала, поддержав доводы, изложенные в иске.
Ответчики КУМИ МОГО «Ухта» и администрация МОГО «Ухта», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В направленных в суд отзывах представитель КУМИ МОГО «Ухта» ФИО2 и представитель администрации МОГО «Ухта» ФИО3 ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, требования истца не признали по изложенным в отзывах основаниям.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, <...> г. между ФИО4 и ФИО5 (до регистрации брака – ....) Н.В. заключен брак, о чем территориальным отделом ЗАГС г. Ухты Министерства юстиции Республики Коми <...> г. составлена актовая запись № .....
От брака С-ны имеют несовершеннолетнего ребенка – К.А., <...> г. рождения.
Согласно справке КУМИ МОГО «Ухта» от <...> г. № ...., супруги С-ны и их несовершеннолетний ребенок зарегистрированы в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: ...., иные лица зарегистрированными не значатся.
Данное жилое помещение зарегистрировано на праве общей совместной собственности за ФИО1 и её супругом, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> г. произведена запись регистрации № ..... Основание государственной регистрации права собственности: договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от <...> г. На указанное имущество (квартиру) зарегистрировано ограничение права: ипотека на срок .... месяцев, начиная с <...> г.; лицо, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права: ПАО «Сбербанк России».
Иных жилых помещений (долей в них), кроме указанного, в собственности супругов С-ных не имеется. За несовершеннолетней К.А., <...> г. рождения, права на жилые помещения не зарегистрированы, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <...> г.. Нанимателями жилых помещений по договору социального найма С-ны не являются.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
В соответствии в п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На территории Республики Коми отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, регулируются Законом от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее - Закон Республики Коми № 30-РЗ).
В ст. 1 Закона Республики Коми № 30-РЗ перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, в числе таких категорий указаны молодые семьи (подпункт «и»).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
Кроме того, п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, прямо предусмотрено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ, в частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданину и лицам, указанным в качестве членов его семьи, ранее были оказаны различные виды государственной поддержки (субсидии, социальные выплаты, ссуды и другие) в улучшении жилищных условий или на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (подп. 3 п. 13 ст. 2 Закона); если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (подп. 4 п. 13 ст. 2 Закона);
Согласно положению ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 14 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ также установлено, что при ухудшении жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет не ранее чем через пять лет со дня вынесения уполномоченным органом указанного решения.
Анализ приведенных норм, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
<...> г. ФИО1 обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи она, её супруг ФИО4 и их несовершеннолетняя дочь К.А., в качестве места жительства семьи указав квартиру, расположенную по адресу: .....
Решением КУМИ МОГО «Ухта» от <...> г. № .... ФИО1 отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья», по тем основаниям, что истцу и лицам, указанным в качестве членов семьи, ранее были оказаны различные виды государственной поддержки (субсидии, социальные выплаты, ссуды и другие) в улучшении жилищных условий, а также членами семьи заявителя были совершены действия, в результате которых были ухудшены условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Суд соглашается с данным решением КУМИ МОГО «Ухта», поскольку оно основано на законе.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что истец ФИО1 в период с <...> г. по <...> г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ...., снята с регистрационного учета <...> г. в связи с получение государственного жилищного сертификата. Супруг истца – ФИО4 в период с <...> г. по <...> г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ...., снят с регистрационного учета <...> г. в связи с получение государственного жилищного сертификата.
Указанные сведения подтверждаются справкой от <...> г. № ...., выданной главой сельского поселения «Чиньяворык», и не отрицается истцом.
Как следует из искового заявления, до заключения брака истец и её будущий супруг проживали в семьях своих родителей и были зарегистрированы в жилых помещениях, расположенных в ..... В связи с получением государственного жилищного сертификата на каждую семью, истец и её супруг были сняты с регистрационного учета квартир родителей и зарегистрировались в приобретенных по госпрограмме жилых помещениях, расположенных по адресу: ...., и .....
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 и ФИО4, как лица, уже получившее государственную поддержку на улучшение жилищных условий, не могут претендовать на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по нормам Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Исходя из содержания Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ социальная выплата на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий предоставляется определенным категориям граждан Российской Федерации, перечисленным в этом Законе, к которым ФИО1 и ФИО4 не могут быть отнесены по указанным в Законе основаниям, так как ранее уже реализовали свое право на получение мер государственной поддержки на улучшение жилищных условий в составе семей своих родителей. Указанный Закон Республики Коми исходит из права граждан на однократное получение государственной поддержки на улучшение жилищных условий. Кроме того, указанный Закон Республики Коми не содержит положений, позволяющих сделать вывод о том, что различные виды государственной поддержки, оказанные гражданину ранее, о которых идет речь в п. 3 ч. 13 ст. 2 Закона, должны быть оказаны после введения этого Закона в действие или в какой-либо определенный временной промежуток.
Поскольку права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий у ФИО1 и членов её семьи не возникло, то уполномоченный орган правомерно отказал ей в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья».
При этом в ходе судебного разбирательства судом также установлено, что членами семьи заявителя были совершены действия, в результате которых были ухудшены условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Как следует из материалов дела, до регистрации в принадлежащем на праве общей совместной собственности супругов жилом помещении по адресу: ...., общей площадью .... кв.м., истец ФИО1 в период с <...> г. по <...> г. была зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем ей на праве общей долевой собственности (.... доля в праве собственности (14,63 кв.м.); зарегистрирована в ЕГРП <...> г. за № ....), по адресу: ...., общей площадью .... кв.м.
Указанная доля жилого помещения (.... кв.м.), принадлежащая истице, была отчуждена последней <...> г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от <...> г. № .....
В свою очередь супруг истца ФИО4 в период с <...> г. по <...> г. имел постоянную регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью .... кв.м., принадлежащем ему на праве общей долевой собственности (.... доля в праве собственности (.... кв.м); зарегистрирована в ЕГРП <...> г. за № ....).
Как следует из пояснений истца, полученные в <...> г. от продажи принадлежащей ей доли жилого помещения денежные средства были потрачены семьей в качества первоначального капитала на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: .....
Таким образом, снятие С-ных с регистрационного учета с прежних мест жительства, вселение в жилое помещение, принадлежащее им на праве общей совместной собственности, регистрация по месту фактического проживания имели целью реализовать право супругов на совместное проживание, ведение общего хозяйства в связи с заключением брака, то есть их действия были добросовестны и разумны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о намеренном ухудшении указанными лицами своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, их обеспеченность жилой площадью в результате указанных действий увеличилась и стала составлять .... кв.м на каждого члена семьи ((.... кв.м + .... кв.м / .... человек), в то время как ранее она составляла .... кв.м на одного члена семьи ((.... кв.м + .... кв.м) / .... человек).
<...> г. у супругов С-ных родилась дочь К.А., состав семьи увеличился до .... человек. Следовательно, обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи стало составлять .... кв.м. ((.... кв.м. + .... кв.м.) / .... человека (состав семьи С-ных)).
<...> г. ФИО4 была произведена государственная регистрация прекращения права собственности на принадлежащую ему .... долю (.... кв.м.) квартиры, расположенной по адресу: ...., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от <...> г..
Факт продажи супругом доли в квартире, истцом ФИО1 в ходе судебного разбирательства не оспаривался. Согласно пояснениям истца, денежные средства, полученные от продажи, были направлены на погашение кредита (ипотеки).
Фактически действия ФИО4 по реализации принадлежащей ему .... доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., привели к ухудшению жилищных условий семьи, к искусственному созданию нуждаемости в жилье, требующему участия со стороны государственных органов в их улучшении, поскольку после совершения указанных действий обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью стала составлять .... кв.м. (.... кв.м / .... человека (состав семьи С-ных)), в то время как до этого она составляла .... кв.м. на одного члена семьи ((.... кв.м. + .... кв.м.) / .... человека (состав семьи С-ных)), что превышало размер установленной учетной нормы (11 кв.м. на 1 человека).
Доказательств того, что отчуждение ФИО4 указанной доли в праве собственности носило вынужденный характер, заявителем не представлено.
Отчуждение было совершено намеренно, на основании добровольного волеизъявления, привело к ухудшению жилищных условий семьи С-ных, с учетом установленных судом обстоятельств и хронологии произошедших событий, направлено на приобретение права состоять на учете. Такие действия нельзя признать добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства.
Исходя из положений пп. 4 п. 13 ст. 2, п. 14 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ, действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
С учетом того, что с момента отчуждения супругом истица доли в жилом помещении (<...> г.) и до момента принятия Комитетом решения об отказе в постановке молодой семьи на учет (<...> г.) не прошло 5 лет, принятие семьи на указанный учет невозможно.
Доводы истицы о том, что супруг продал свою долю в указанном жилом помещении с целью направления полученных денежных средств на погашение кредита, не имеют правового значения для разрешения спора.
Таким образом, учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что КУМИ МОГО «Ухта» обоснованно принято решение об отказе в принятии ФИО1 и членов её семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья».
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от <...> г. № .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 13.10.2020.
Судья С. С. Логинов
УИД: 11RS0005-01-2020-004408-76