Дело № 2-2799/2022 28 сентября 2022 года
29RS0014-01-2022-003998-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска
в составе председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Звереве И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1<***><***> к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в стаж периоды работы, осуществления предпринимательской деятельности, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1о обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в стаж периоды работы, осуществления предпринимательской деятельности, назначить досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований указал, что <Дата> подал в пенсионный орган заявление о назначении пенсии на основании пункта 5 части 1 статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». В назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия необходимого стажа. При этом в стаж работы в соответствии с п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не был включен период работы в должности начальника рефрижераторного поезда с <Дата> по <Дата>, в страховой стаж и стаж работы в соответствии с п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - период работы в качестве механика рефрижераторной секции с <Дата> по <Дата>, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - периоды осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, -периоды осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. Считает, что указанные периоды подлежат включению в соответствующие виды стажа, поскольку в трудовой книжке имеются соответствующие записи о работе, предпринимательская деятельность осуществлялась им в г. Архангельске, неисполненных обязательств по оплате страховых взносов он не имеет. С учетом уточнений просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика включить указанные периоды в соответствующие виды стажа и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с <Дата>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась. Просила в иске отказать.
По определению суда, с учетом мнения представителей истца и ответчика, дело рассмотрено в отсутствие истца.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, материалы наблюдательного дела истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <Дата>ФИО1, <Дата> года рождения, обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В назначении пенсии было отказано в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» - в связи с отсутствием требуемого страхового стажа – 25 лет, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 лет, стажа работы в особых условиях труда – 12 лет 06 месяцев.
При этом страховой стаж на момент обращения за назначением пенсии установлен в календарном исчислении – 10 лет 06 месяцев 02 дня (с учетом Закона от <Дата> – 15 лет 04 месяца 11 дней), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 06 лет 04 месяца 16 дней, специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не установлен.
<Дата> осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Порядок исчисления и назначения пенсии с <Дата> регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно статье 8 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на <Дата>, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» при возникновении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 данного Федерального закона, в 2019 году срок назначения страховой пенсии установлен не ранее 12 месяцев со дня достижения возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по состоянию на <Дата>, в 2019 году - не ранее 12 месяцев со дня достижения возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по состоянию на <Дата>.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от <Дата> №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с <Дата> по <Дата> достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до <Дата>, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пунктом 15 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от <Дата><№> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Для определения права на страховую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего С., следует также принимать во внимание соответствующие соглашения с Российской Федерацией.
Истец, согласно пояснениям представителя истца, работал в государстве -республике бывшего С. - Азербайджанской республике.
Наибольшее значение при осуществлении пенсионного обеспечения имеют международные договоры, заключенные с государствами - республиками бывшего С., в первую очередь, Соглашение от <Дата> «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
В преамбуле Соглашения от <Дата> подчеркивается особый статус нетрудоспособных лиц в отношении прав на пенсионное обеспечение, которые они приобрели на территории государств-участников Содружества или территориях других республик за период их вхождения в С. и реализуют на территории государств-участников Соглашения. Пенсионное обеспечение таких лиц рассматривается как обязательство всех государств-участников Содружества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С. за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
При этом пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1 Соглашения).
Что касается государств-участников Содружества, то в соответствии со статьями 9, 10, 11 Соглашения от <Дата> указанные государства должны рассматривать вопросы, не урегулированные Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров; информировать друг друга о действующем пенсионном законодательстве, последующих его изменениях; осуществлять необходимые меры по установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера; принимать на своих территориях без легализации необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества и государств, входивших в состав С. до <Дата>.
Протокол от <Дата> к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от <Дата>, подписанный Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Туркменистаном и Украиной, а также Алма-Атинская декларация от <Дата>, принятая ими, закрепили статус государств как участников Содружества Независимых Государств, а также их приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
Следовательно, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества в области пенсионного обеспечения от <Дата> было принято с целью реализации статьи 2 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от <Дата>.
В сообщении Министерства социальной защиты населения Российской Федерации указывается, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от <Дата>, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории бывшего Советского Союза за время до принятия указанного Соглашения, а также приобретенный на территории государств-участников Соглашения после его принятия. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от <Дата>, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до <Дата>.
Истец зарегистрирован в системе персонифицированного учета <Дата>.
В силу пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№>, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При обращении с заявлением о назначении пенсии истцом представлена трудовая книжка <***><№>, дата заполнения – <Дата>.
В данной трудовой книжке имеются записи о том, что <Дата> истец зачислен на должность механика рефрижераторного поезда в Рефрижераторное вагонное депо Аляты-новая Азербайджанской железной дороги, <Дата> перемещен на должность начальника рефрижераторного поезда, <Дата> на основании указания Министерства путей и сообщения С. № ф-2355у от <Дата>, с <Дата> должность начальника рефрижераторной секции переименована на механика рефрижераторной секции (руководитель), запись об увольнении от <Дата> выполнена на национальном языке, перевод не представлен.
Записи в трудовой книжке ответчиком в нарушение положений статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Отказывая во включении в страховой стаж периодов работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, пенсионный орган ссылается на то, что трудовая книжка оформлена на национальном языке, перевод не представлен.
Вместе с тем почти все записи (кроме записи об увольнении) выполнены на русском языке, разъяснений о предоставлении перевода истцу не давалось.
Суд считает, что имеющиеся незначительные отступления от Правил ведения трудовых книжек не должны влиять на право истца на включение спорных периодов в стаж. Имеющиеся записи в трудовой книжке истца заверены печатью работодателя, при их внесении соблюдена соответствующая последовательность.
Кроме того, в материалы дела представлены:
- архивная справка от <Дата> № <***>, в которой указано, что ФИО1 действительно работал в Рефрижераторном вагонном депо Аляты-новая Азербайджанской железной дороги, в справке приведены сведения о заработке за август 1982 года – декабрь 1988 года;
- архивная справка от <Дата> № <***> в которой указано, что ФИО1 действительно работал в Рефрижераторном вагонном депо Аляты-новая Азербайджанской железной дороги, в справке приведены сведения о заработке за январь 1989 года по август 1994 года.
Ссылка стороны ответчика на то обстоятельство, что архивные справки, направленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу за периоды работы в Азербайджанской Республике, истцом при обращении в пенсионный орган не предоставлялись, правового значения не имеет, поскольку указанные документы направлены в его адрес после вынесения решения об отказе в назначении пенсии, в связи с чем истец был лишен возможности представить их в пенсионный орган в установленный срок. Указанное обстоятельство не должно влиять на право истца на назначение пенсии. Кроме того, сведения о периодах работы содержались в трудовой книжке истца. Представленные в материалы настоящего гражданского дела справки лишь дополнительно подтверждают указанные сведения.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец работал в указанные периоды, в связи с чем требования истца о включении в страховой стаж периода работы с <Дата> по <Дата> подлежат удовлетворению (требование о включении в страховой стаж периода работы с <Дата> по <Дата> истцом не заявлено).
Относительно требований о включении периодов с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в стаж работы истца в соответствии с п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит к следующему.
На основании подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата><№> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации <№>) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется
- Список <№> производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета М. С. от <Дата><№> (далее – Список 1991 года). При этом для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <Дата>, может применяться Список <№> производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета М. С. от <Дата><№> (далее – Список 1956 года);
- Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№>.
Разделом XXX «Транспорт» Списка <№> производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета М. С. от <Дата><№>, предусмотрены «машинисты (механики) рефрижераторных поездов».
Списком профессий, локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения железнодорожного транспорта и метрополитена, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <Дата><№>, предусмотрены механики рефрижераторных поездов (секций).
В соответствии с Постановлением Госкомтруда С. от <Дата><№> «О порядке исчисления стажа работы механикам рефрижераторных поездов (секций) при назначении пенсии за выслугу лет» механикам рефрижераторных поездов (секций) в стаж для назначения в соответствии со статьей 64 Закона С. «О пенсионном обеспечении граждан в С.» пенсии за выслугу лет включаются периоды их работы в 1978 - 1990 годах в качестве начальников рефрижераторных поездов (секций) при обслуживании рефрижераторных поездов (секций) меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), и наличии подтверждающих документов о доплате за совмещение должностей.
Аналогичные положения содержатся в разъяснении от <Дата><№>-в, утвержденном постановлением Минтруда России от <Дата><№>.
В данном случае под меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), подразумевается, что обслуживание рефрижераторного поезда производилось меньшей численностью - двумя, а не тремя работниками, с доплатой за совмещение профессий, при этом начальнику такого поезда производится доплата за совмещение его должности с должностью механика рефрижераторного поезда.
Оснований для включения данного периода в стаж работы по п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеется, поскольку должности, занимаемые истцом, соответствующими списками не предусмотрены.
В трудовой книжке истца имеется запись о переименовании с <Дата> должности «начальник рефрижераторных секций» в «механик (руководитель) рефрижераторных секций». Вместе с тем должность «механик (руководитель) рефрижераторных секций» Списком 1956 года, Списком <№> также не предусмотрена. Указанная запись не свидетельствует о переводе истца на другую должность и изменении его трудовых обязанностей, а свидетельствует лишь о переименовании должности.
Из архивных документов и справок о заработке истца не следует, что истцу производилась доплата за совмещение должностей начальника рефрижераторной секции и механика рефрижераторной секции (поезда) в периоды его работы в должности начальника рефрижераторной секции и механика рефрижераторной секции (руководителя).
Таким образом, в удовлетворении исковых требований в указанной части надлежит отказать.
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов осуществления предпринимательской деятельности, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от <Дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата><№>н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№> «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец в спорные периоды был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№> (далее – Правила <№>).
Согласно пункту 6 Правил <№> к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до <Дата>, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее – обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
взносы на государственное социальное страхование за период до <Дата> – документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до <Дата> и с <Дата> – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по <Дата> – документами территориальных налоговых органов;
единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Страховые взносы за периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> истцом не уплачены, в связи с чем указанные периоды не подлежат включению в страховой стаж и, соответственно, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Страховые взносы за периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> истцом уплачены, данные периоды включены в его страховой стаж.
Как следует из ответа на запрос ИФНС России по г. Архангельску от <Дата><№>.<№>, доходы ФИО1 согласно данным информационных ресурсов Инспекции составили: 1-4 кварталы 2005 года (ЕНВД) – 119 232 рубля 00 копеек, 2-4 кварталы 2006 года (ЕНВД) – 12 226 рублей 00 копеек, 1-4 кварталы 2007 года (ЕНВД) – 26 336 рублей 00 копеек, 1-4 кварталы 2008 года (ЕНВД) – 0 рублей, 1-4 кварталы 2009 года (ЕНВД) – 30 996 рублей 00 копеек, 1-4 кварталы 2010 года (ЕНВД) – 104 895 рублей 00 копеек, 2010 год (НДФЛ) – 0 рублей, 1-4 кварталы (ЕНВД) – 22 226 рублей 00 копеек, 2011 год (НДФЛ) – 0 рублей, 1-3 кварталы 2012 года (ЕНВД) – 24 206 рублей 00 копеек, 2012 год (НДФЛ) – 0 рублей, 2013 год (НДФЛ) – 0 рублей. Декларации за 1996-2004 годы, декларации по ЕНВД за 1 квартал 2006 года, 4 квартал 2012 года, 2013 год в Инспекцию не поступали.
В материалы дела представлены:
- договор аренды торгового места от <Дата><№>, заключенный между ИП ФИО4 и ИП ФИО1 в г. Архангельске на срок с <Дата> по <Дата>;
- договор поставки от <Дата>, заключенный между ИП ФИО5 и ИП ФИО1 в г. Архангельске на срок до <Дата>;
- договор поставки от <Дата>, заключенный между ИП ФИО5 и ИП ФИО1 в г. Архангельске на срок до <Дата>;
- договор поставки от <Дата>, заключенный между ИП ФИО5 и ИП ФИО1 в г. Архангельске на срок до <Дата>;
- договор поставки от <Дата>, заключенный между ИП ФИО5 и ИП ФИО1 в г. Архангельске на срок до <Дата>;
- договор поставки от <Дата>, заключенный между ИП ФИО5 и ИП ФИО1 в г. Архангельске на срок до <Дата>;
- договор аренды торговых мест УЛ- <№>, 226, 227, сектор 1 от <Дата>, заключенный между <***> и ИП ФИО1 в г. Архангельске на срок до <Дата>;
- договор аренды павильона <№> от <Дата>, заключенный между <***>» и ИПБОЮЛ ФИО1 в г. Архангельске на срок до <Дата>.
Ответчиком не оспаривается, что в спорный период по месту жительства истец был зарегистрирован в г. Архангельске.
Принимая во внимание предоставленные истцом в пенсионный орган и суд документы об осуществлении предпринимательской деятельности, учитывая сведения об оплаченных страховых взносах и сведения о доходах истца, предоставленные в налоговый орган, суд приходит к выводу, что истцом подтверждено осуществление предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в период с <Дата> по <Дата>, в связи с чем данный период подлежат включению в стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Поскольку доказательств извлечения дохода от предпринимательской деятельности, осуществления предпринимательской деятельности в г.Архангельске за остальные заявленные периоды истцом не представлено, исковые требования в части включения данных периодов в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как указывалось ранее, истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии <Дата>. Возраст истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил 58 лет 06 месяцев, требуемый страховой стаж – 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 лет.
С учетом включения спорных периодов в соответствующие виды стажа, страховой стаж истца составит менее требуемых 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - менее требуемых 10 лет, необходимых для назначения пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», специальный стаж истцу не установлен, в связи с чем требования истца о признании незаконным решения пенсионного органа от <Дата><№>, назначении досрочной страховой пенсии по старости с <Дата> подлежат удовлетворению.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требований ФИО1 Мирза оглы (СНИЛС <№>) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <№>) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в стаж периоды работы, осуществления предпринимательской деятельности, назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в страховой стаж ФИО1<***> период работы с <Дата> по <Дата>, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севра, период осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1<***> к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в остальной части отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 Мирза оглы оглы государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина